Версия для печати

Космическая горизонталь

Народное хозяйство требует новых средств выведения
Тарасов Александр Кусков Владимир Новикова Елена Самсонов Дмитрий

Автор статьи «Космическая беспризорщина» Александр Книвель не сомневается в том, что ближний космос должен обслуживаться авиационно-космическими системами, поскольку они имеют множество преимуществ перед традиционным способом доставки грузов на околоземную орбиту, в том числе многоразовость и возможность стартовать с нескольких точек. При этом уверен, что такие средства выведения активно развиваются исключительно за пределами нашей страны. Это не так. Исторически данное направление возникло и получило развитие именно в России.

Автор статьи «Космическая беспризорщина» Александр Книвель не сомневается в том, что ближний космос должен обслуживаться авиационно-космическими системами, поскольку они имеют множество преимуществ перед традиционным способом доставки грузов на околоземную орбиту, в том числе многоразовость и возможность стартовать с нескольких точек. При этом уверен, что такие средства выведения активно развиваются исключительно за пределами нашей страны. Это не так. Исторически данное направление возникло и получило развитие именно в России.

«Спираль», МАКС, «Буран» – известные названия известных проектов. Но мало кто слышал о работе академика Ивана Филипповича Образцова над созданием многоразового транспортного авиационно-космического комплекса «Космоплан». Задачу выведения и возвращения космического аппарата (КА) Образцов предложил решить за счет системы с горизонтальным стартом и посадкой. Не разобравшись в сути данного проекта, специалисты ракетной техники дали крайне отрицательный ответ на это предложение ученого. Подобный взгляд на исключительность ракеты сохраняется по настоящий день, что противоречит целям дальнейшего развития космических инструментов информационно-телекоммуникационной государственной структуры.

Космическая горизонталь
Фото: vilingstore.net

Стратегия развития средств выведения (СВ) – сегодня это ракета-носитель (РН) «Ангара» – обрекает разработчиков КА и ценной научной аппаратуры на единственный путь – безвозвратную доставку в одну сторону. Вышедшие из строя или завершившие свое функционирование КА превращаются в космический мусор.

Стратегическим направлением современных средств коммуникации принято считать обслуживание подвижного объекта (в самом широком понимании) сотовой связью и Интернетом. Данное направление развивается весьма быстрыми темпами (смена эпох оценивается в 12 лет), и выход сотовых систем на космический уровень при принятой стратегии ракетостроения в России невозможен ни по срокам реализации, ни по затратам, ни, естественно, по эффективности. Необходим коренной пересмотр принципов построения СВ: параллельно единственному принятому способу доставки РН надо создавать авиационно-космические средства с горизонтальным стартом и посадкой (по типу активно разрабатываемого за рубежом «Скайлона»).

Предпосылкой к рассмотрению проблемы противоречивости направлений развития космических информационных систем (ИС) и СВ явилось понимание и осознание места и значения применения соответствующих технологий в различных сферах деятельности российского социума. Смысл процессов передачи данных сводится к максимальному использованию всех видов знаний во всех социально значимых формах деятельности с помощью целого комплекса мер организационного и технического характера. Более высокой ступенью в развитии человечества является зарождающееся на наших глазах информационное общество, изменяющее институты традиционного индустриального мира.

Появление принципиально новой – информационной экономики становится базовым компонентом следующей формы социальной организации, требующей перехода на более высокий уровень развития технологий и знаний. Происходит то, что характеризуется термином «высокое соприкосновение» общества и технологий. Одно из проявлений – формирование социального (коллективного) интеллекта. Его функционирование немыслимо вне развитой технологической базы взаимодействия и свободного общения между всеми уровнями производительных сил, наукоемких областей знаний и их приложений. Междисциплинарный обмен данными является мощным стимулом горизонтального взаимного обогащения наук и становления новых областей на стыке знаний.

Осведомленность – основной фактор общественного интеллекта и социальной воли, действующих комплексно и целенаправленно. Свое назначение информационная сеть может выполнить при условии удовлетворения ею растущих социальных, технологических, экономических и других потребностей общества. Система телекоммуникаций должна распространяться на всю территорию страны, чтобы обеспечить широкий и непрерывно увеличивающийся состав комплексных услуг пользователям по всем социально значимым направлениям – экономики, науки, образования, здравоохранения, культуры, развлечений, производства, энергетики и транспорта, банковской деятельности, торговли, государственных структур, силовых ведомств и правоохранительных органов и других потребителей.

По совокупности закономерностей становления и формирования информационного сообщества России все ожидаемые задачи обслуживания социума будут носить комплексный интеллектуальный характер.

Предлагаемая к разработке новая Глобальная наземно-космическая информационная система (ГЛОНИС) предназначена для обеспечения на комплексном уровне функции навигации, связи, управления, дистанционного зондирования Земли, мониторинга природной среды и деятельности человека в единой наземно-космической структуре.

Сопряжение космического сегмента ГЛОНИС с постоянно действующими наземными ИС определяет чрезвычайно высокие требования надежного функционирования КА на орбитах. Это может быть достигнуто за счет создания соответствующей структуры эксплуатации многопрофильной наземно-космической системы, которую отличает следующее:

  • многократное использование каждого КА после плановой модернизации и технического обслуживания в наземных условиях;
  • периодичность съема КА с орбиты для усовершенствования, которая определяется условиями смены эпох (ориентировочно каждые пять лет) устройств связи;
  • система выведения и возврата КА с помощью авиационно-космической системы (АКС) с горизонтальным стартом и посадкой;
  • комплекс эксплуатации АКС, техобслуживания и модернизации КА.

 

Проект ГЛОНИС базируется на совокупности отечественных технологий на начальной стадии освоения. Важным моментом является опережающее создание теории ее построения и применения.

В настоящее время преобладающим видом сотовой связи остается 4G-LTE, следующая эпоха 5G находится на этапе разработки структуры сигналов. Если сейчас не будет решен вопрос о возможности спутниковой ретрансляции нового спектра, то 5G состоится только в наземном варианте и космического продолжения не будет. Именно при отработке структуры сигнала необходимо заинтересовать специалистов связи в поддержке этого проекта. В противном случае российский космический сегмент подвижной связи не состоится и мы так и останемся в оптоволоконной эпохе. На орбиту 5G может поднять только эксплуатируемая космонавтика, ибо запуск экспериментального объекта, проведение испытаний и снятие его с орбиты для изучения, доработки и, если необходимо, многократных испытаний с помощью многоразовой системы не будет стоить так же дорого, как организованный с использованием РН.

Эксплуатируемая космонавтика должна находиться под эгидой государства, которое предоставляет соответствующие услуги для различных ИС. При такой постановке вопроса частный сектор будет инвестировать средства для ее развития.

Основное противоречие в целях и задачах российской космонавтики известно: либо дальний космос – и тогда речь идет о РН (чем тяжелее, тем лучше), либо ближний (народнохозяйственный) информационный космос – и тогда традиционные ракеты вертикального старта не так нужны. Это вопрос государственной национальной политики в космосе, а не проблемы отдельной ракетной корпорации. Если цели и задачи будут определяться и решаться на государственном уровне, эксплуатируемой космонавтике в России быть.

Опубликовано в выпуске № 40 (606) за 21 октября 2015 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Валерий
Валерий
21 октября 2015
Ну никак не могут у нас без глобальных проектов! Ребята, вы сначала что-то сделайте, покажите результат, а потом развивайтесь! АКС, безусловно, очень перспективная система для вывода малых и средних ПН на НОО, но АКС требует решения большого числа технологических проблем и общего повышения технологического уровня отечественной индустрии. Одним словом - не сейчас. Тем более одноступенчатые АКС, типа упомянутого Скайлона. Другое дело частично и полностью могоразовые системы. Одна из таких систем, "Россиянка", была предложена ещё в нулевые. К сожалению, проект не развивается. Другая предложенная система, МРКН, развивается крайне медленно. А это очень интересная и многообещющая система, интересная своими возможностями и " народному хозяйству", то есть экономике нашей страны, и учёным, и военным, у которых свои интересы в космосе. К сожалению в своё время для реализации был принят проект Ангара, интересный, по большому счёту. только военным. Ну а предложенная в противовес коммерческой "эксплуатируемая космонавтика" под "эгидой государства" - вообще страшная чушь. В своё время в Союзе до 1991 года работали АТС производства тридцатых годов, вся коммерческая мобильная связь начала развиваться во время перестройки, до этого существовали только системы Алтай и аналогичные ведомственные. И никогда частник не будет добровольно инвестировать свои средства в развитие государственной системы, от управления которой он в любой момент будет отодвинут! Просто сравните результаты строительства КВЖД и Трансибирской магистрали, где участие в проектах частных инвесторов стимулировалось именно предоставлением в частную собственность или в концессию осваиваемых ресурсов, и БАМа, где ключевую роль играло государство, и где до сих пор даже второй путь не проложен!
Аватар пользователя Влад391
Влад391
21 октября 2015
Валерию, полагаю, что вы напрасно противопоставляете приводимые вами проекты и проект предложенный в статье авторов. А решать сложные технологические проблемы мы еше не совсем разучились. Тем более не стоит противопоставлять "Ангару", которая позволила не потерять драгоценное время в тяжелейшее время пренебрежения космонавтикой, а при правильной реализации позволит осуществить дальнейшие перспективные проекты не только в интересах обороны. Приводимые вами примеры из области связи и железнодорожного транспорта выглядят несколько притянутыми за уши. Я написал комментарий , в котором не раскрывая никаких секретов и не обижая никого конкретно разъяснил в чем ценность предложения авторов. Увы пока он не размещен, повторяться не буду, поэтому ограничиваюсь сказанным выше.
Аватар пользователя Валерий
Валерий
21 октября 2015
Ну никак не могут у нас без глобальных проектов! Ребята, вы сначала что-то сделайте, покажите результат, а потом развивайтесь! АКС, безусловно, очень перспективная система для вывода малых и средних ПН на НОО, но АКС требует решения большого числа технологических проблем и общего повышения технологического уровня отечественной индустрии. Одним словом - не сейчас. Тем более одноступенчатые АКС, типа упомянутого Скайлона. Другое дело частично и полностью могоразовые системы. Одна из таких систем, "Россиянка", была предложена ещё в нулевые. К сожалению, проект не развивается. Другая предложенная система, МРКН, развивается крайне медленно. А это очень интересная и многообещющая система, интересная своими возможностями и " народному хозяйству", то есть экономике нашей страны, и учёным, и военным, у которых свои интересы в космосе. К сожалению в своё время для реализации был принят проект Ангара, интересный, по большому счёту. только военным. Ну а предложенная в противовес коммерческой "эксплуатируемая космонавтика" под "эгидой государства" - вообще страшная чушь. В своё время в Союзе до 1991 года работали АТС производства тридцатых годов, вся коммерческая мобильная связь начала развиваться во время перестройки, до этого существовали только системы Алтай и аналогичные ведомственные. И никогда частник не будет добровольно инвестировать свои средства в развитие государственной системы, от управления которой он в любой момент будет отодвинут! Просто сравните результаты строительства КВЖД и Трансибирской магистрали, где участие в проектах частных инвесторов стимулировалось именно предоставлением в частную собственность или в концессию осваиваемых ресурсов, и БАМа, где ключевую роль играло государство, и где до сих пор даже второй путь не проложен!
Аватар пользователя Влад391
Влад391
21 октября 2015
Валерию, полагаю, что вы напрасно противопоставляете приводимые вами проекты и проект предложенный в статье авторов. А решать сложные технологические проблемы мы еше не совсем разучились. Тем более не стоит противопоставлять "Ангару", которая позволила не потерять драгоценное время в тяжелейшее время пренебрежения космонавтикой, а при правильной реализации позволит осуществить дальнейшие перспективные проекты не только в интересах обороны. Приводимые вами примеры из области связи и железнодорожного транспорта выглядят несколько притянутыми за уши. Я написал комментарий , в котором не раскрывая никаких секретов и не обижая никого конкретно разъяснил в чем ценность предложения авторов. Увы пока он не размещен, повторяться не буду, поэтому ограничиваюсь сказанным выше.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...