Версия для печати

Бухарест верен своим традициям

Маначинский Александр
Румыния – уникальная страна. Еще бы, не выиграв ни одной войны, она всегда оставалась с территориальными приобретениями. Так, по мнению русского генерала Алексеева, «…такое выступление (в Первую мировую войну) со стратегической точки зрения едва ли настолько важно, чтобы оправдать то вознаграждение в политическом смысле, которое румыны, несомненно, за него потребуют». По оценкам русского Генерального штаба, «даже если Румыния выступит на стороне Антанты, понадобится 15 дивизий, а если Румыния выступит на стороне Тройственного союза, то также понадобится 15 дивизий». Как видим, русский ГШ правильно давал оценку румынской армии.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИНКТ – УРВАТЬ ЧТО-НИБУДЬ ПОД ШУМОК


Румыния – уникальная страна. Еще бы, не выиграв ни одной войны, она всегда оставалась с территориальными приобретениями. Так, по мнению русского генерала Алексеева, «…такое выступление (в Первую мировую войну) со стратегической точки зрения едва ли настолько важно, чтобы оправдать то вознаграждение в политическом смысле, которое румыны, несомненно, за него потребуют». По оценкам русского Генерального штаба, «даже если Румыния выступит на стороне Антанты, понадобится 15 дивизий, а если Румыния выступит на стороне Тройственного союза, то также понадобится 15 дивизий». Как видим, русский ГШ правильно давал оценку румынской армии.
{{direct_hor}}


Фото: REUTERS
УКРАИНСКО-РУМЫНСКАЯ ТЯЖБА

Напомним, что с момента подписания базового договора между Украиной и Румынией (2 июня 1997 г.) было признано и подтверждение Румынией линии границы в том виде, в каком она была зафиксирована советско-румынским документом 1961 г.

Уже в постсоветское время Румыния проявила стремление расширить свою территорию.

Напомним, в марте этого года Международный суд ООН в Гааге огласил решение в споре Украины и Румынии о разделе Черноморского шельфа и исключительных экономических зон. Румыния, под юрисдикцию которой теперь отошло 79,34% спорных территорий, отхватила кусок шельфа почти 10 тыс. кв. км. По оценкам румынских специалистов, там находятся значительные месторождения газа (около 70 млрд кубометров) и нефти (около 12 млн т). И уже сегодня румынские компании начинают разработку нефтегазоносных месторождений у острова Змеиный.

По словам председателя правления ГАК «Черноморнефтегаз» Игоря Франчука, «согласно решению Гаагского суда Украина вместе с потерей территории потеряла разведанные запасы газа, на что было потрачено 35 миллионов гривен из государственного бюджета. Для того чтобы подтвердить наличие газовых ресурсов на отошедшей к Украине территории, надо еще бурить параметрические скважины.

Украина проиграла территориальный спор с Румынией в Гаагском суде, к сожалению, защитников с украинской стороны не нашлось. Впрочем, пассивность Киева объяснима: утверждают, что Украина уступила Румынии часть черноморского шельфа в надежде получить от румын поддержку устремлений Украины присоединиться к НАТО. Ведь до этого Румыния блокировала практически все внешнеполитические инициативы украинского руководства. Излишне говорить, что свою экспансионистскую политику Румыния проводит с молчаливого согласия Запада…

Но это не все. Румыния, а точнее Великая Румыния, фигурирует во внешней политике, где объектом территориальных вожделений является Украина, а судебная тяжба по поводу черноморского шельфа – лишь верхушка айсберга, не говоря о Молдове, которую румыны готовы были проглотить еще вчера.

Возникает резонный вопрос: кто же будет защищать территориальную целостность Украины?

Конфликт вокруг острова Змеиный должен был хоть чему-то научить Киев, но, как видим, и ЕС, и блок НАТО, в которые мы стремимся, сегодня отсуживают у нас в мирном порядке нашу территорию.

Напомним, что в годы Великой Отечественной войны в образованное между реками Днестр и Буг румынское генерал-губернаторство Транснистрия были включены Одесская, части Николаевской и Винницкой областей Украины, левобережные районы Молдавии (правобережные вошли в губернаторство Бессарабия). Везде, где были румынские оккупанты, они уничтожали население, инфраструктуру республики.

В июле 1941 г. Ион Антонеску заявлял о намерении изгнать из Бессарабии и Буковины не только евреев, но и «украинский элемент». Проводилась политика тотального этнического очищения Румынии от инонационального населения, в первую очередь Бессарабии и Буковины, а затем Транснистрии в целях румынизации и колонизации этих территорий. Евреи как наиболее незащищенное население в оккупированной Европе первыми попали в эту мясорубку. И если бы не победа Красной армии в той кровавой бойне, то...

19 августа 1941 г. Антонеску подписал декрет о создании действенной администрации на территории между Днестром и Бугом. Вся территория Молдавии и часть Украины сводилась в три губернаторства: Бессарабия, Буковина и Транснистрия. Первые два входили непосредственно в состав Великой Румынии.

30 августа 1941 г. в Бендерах немецкое и румынское командование подписали соглашение, с которого начался позорный отсчет времени этнической чистки населения Бессарабии и Северной Буковины.

И все же напрашивается еще один вопрос: почему Украина никогда не поднимает вопрос о действиях румын на захваченных территориях УССР, а может быть, вести разговор с натовским государством о выплате репараций? Может быть, МИДу следует переключиться полностью на защиту украинских интересов, а не заниматься очередным улучшением имиджа Украины?

ПРИНЦИПЫ ДОБРОСОСЕДСТВА ПО-НАТОВСКИ

Еще во времена СССР в Румынии велась активная неофициальная пропаганда необходимости восстановить «историческое право» на Северную Буковину, районы Герца и Хотин и Южную Бессарабию (сейчас это территории Черновицкой и Одесской областей). Становление двусторонних отношений началось с попыток выдвинуть Украине территориальные претензии. Эта тактика сопровождалась нарочито либеральной миграционной политикой к украинцам пограничных областей.

Кстати и президент Румынии Траян Бэсеску неоднократно ставил под сомнение территориальную целостность Украины. Например, 17 апреля 2008 г. в интервью румынской газете Ziua, комментируя румынско-молдавские отношения, Бэсеску заявил, что у Киева «есть претензии по поводу возврата Приднестровья Украине», но при этом там «забывают о возврате Кишиневу Южной Бессарабии и Северной Буковины – территорий, которые бывшая Украинская ССР получила после Второй мировой войны». Лукавит президент Бэсеску – территории Украина получила в 1940 году.

Среди составляющих румынского интереса – монополия на судоходные каналы в устье Дуная и присоединение к территории Румынии Молдовы, желательно вместе с Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР), имеющей общую границу с Украиной и многочисленное украинское население.

Нужно отметить, что практически по всем этим направлениям Украина ведет себя пассивно, не проявляя особых геополитических амбиций и желания бороться. В то же время Бухарест в своей политике относительно Молдовы и ПМР откровенно используют Украину.

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ ПО-РУМЫНСКИ

Начало марта этого года ознаменовалось шпионским скандалом между Украиной и Румынией. Напомним, что 2 марта Румыния объявила персонами нон грата и выслала военного атташе Украины Сергея Ильницкого и его помощника.

А уже 5 марта с Украины были высланы военный атташе посольства Румынии Филип Раду и второй секретарь (консул) генерального консульства Румынии в Черновцах Юстиниан Фокша, который известен украинской публике еще по его предыдущей работе. Тогда г-н Фокша активно опекал румынские общественные организации на Украине. Его деятельность на Буковине уже давно выходила за рамки функций дипмиссии, и у украинских спецслужб накопилось к нему много вопросов.

Мировые агентства ранее сообщали, что в Бухаресте арестованы румынский военный Флоричелу Акиму и гражданин Болгарии Петру Маринову-Зикулову по подозрению в шпионаже. Военнослужащий якобы передавал болгарину секретную информацию – карты, технические данные, в том числе касающиеся радаров. Последний, в свою очередь, передавал все это сотруднику украинского посольства в Бухаресте.

Оба подозреваемых были задержаны 2 марта. Гражданину Болгарии Зикулову предъявлены обвинения в шпионаже, румынскому офицеру – в государственной измене. Суд санкционировал их предварительный арест на 29 дней, максимально возможный срок до начала судебного разбирательства.

Согласно обнародованному пресс-релизу SRI(контрразведка) отмечается: задержанные гражданин Болгарии Петар Маринов-Зикулов и румын Фроличел Аким передавали секретные документы «представителю страны, не входящей в НАТО и Евросоюз» без дальнейшей конкретизации.

Интрига еще более усиливается, поскольку, как стало известно из официальных румынских источников, Флоричел Аким находился «под колпаком» секретных служб Румынии еще с 2002 года. Возникает законное предположение: не было ли это частью игры румынских спецслужб, «скармливавших» через него дезинформацию?

Хотя, с другой стороны, воинское звание арестованного Акима – сержант позволяет предположить, что он вряд ли имел доступ к особо секретной информации. Организация, в которой работал Аким, уже заявила, что уровень его допуска не обеспечивал доступ к секретным документам НАТО, хотя позволял работать с некоторыми секретными документами Министерства обороны Румынии.

По словам же его адвоката, у суда нет достаточной базы для выводов о шпионаже: «Во время ареста моего клиента при нем не было обнаружено секретных документов».

Второй арестованный – Маринов-Зикулов – рассказал следствию о том, что передавал документы представителям нескольких стран. Официальная София оперативно отреагировала на арест, заявив, что в последние годы Маринов-Зикулов находился в Румынии как частное лицо и не был связан с болгарскими спецслужбами.

«В связи с этим прискорбным фактом отношения между НАТО и Украиной уже будет трудно называть дружескими и партнерскими, – сказал для Агентства АЕАС один из официальных представителей Северо-атлантического альянса и продолжил. – Ведь скандал уже начинает набирать обороты – это демарш президента Румынии Траяна Бэсеску, который отменил ранее запланированный визит на Украину». Смею утверждать, что никаких трений между Украиной и НАТО не возникнет, ибо натовцы «оккупировали» на Украине все, что только можно, и действуют в ней как будто это их вотчина.

Кстати, высылка украинского военного атташе и его помощника с утверждением, что они работали в интересах третьей страны (с явным кивком в сторону РФ), явно имеет румынские корни, учитывая, что Бухарест сейчас активно пытается дискредитировать Украину в глазах Европы.

Главные проблемы, которые возникают в гуманитарной сфере в диалоге Украины и Румынии, имеют свои истоки в прошлых территориальных претензиях к Украине. Нормальному развитию межгосударственных отношений наносит политический вред тенденциозное использование Бухарестом некоторых вопросов истории, в первую очередь о национально-территориальной принадлежности северной части Буковины, Герцах, Хотинского, Аккерманского, Измаильского районах.

Последовательно осуществляя так называемую политику маленьких шагов относительно Бессарабии и Северной Буковины, правящие круги Румынии пытаются интегрировать эти территории сначала в экономическом и культурном планах, а затем и политическом. Бухарест пытается сформировать собственное культурное пространство, которое выходит за рамки границ самой Румынии. Эти усилия Бухареста имеют не только гуманитарную составляющую, но и сопровождаются мощным политическим давлением на Киев.

Вызывает удивление тот факт, что член НАТО – Румыния ведет подрывную деятельность против Украины, а официальные власти Киева молчат.

Интересно и иное. Если, как признавали дипломатические источники в момент «шпионского скандала», Бухарест активно реализует планы по формированию прорумынской «пятой колонны» на Украине, закладывает почву для развития в будущем сепаратистских устремлений, в частности занимается созданием «солотвинского автономного округа» и т. д. и т. п. – то почему об этом ничего не известно широкой общественности? Почему эти проблемы не обсуждаются на общенациональном уровне, в т. ч. политиками и экспертами?

Иными словами, украинских граждан долгое время вводят в заблуждение: «российские угрозы» (зачастую надуманные) гиперболизируются, а реальные, в частности исходящие от Румынии, преуменьшаются, а то и вовсе затушевываются, будто и нет их.

ПРЕТЕНЗИИ К УКРАИНЕ

Итак, Румыния остается главным претендентом на украинские территории. Ситуация вокруг раздела черноморского шельфа в районе о. Змеиный – это не рядовой, отдельно взятый эпизод. Власти Румынии под видом судебных тяжб фактически начали пересматривать Хельсинкские соглашения 1975 года (подписали руководители 36 государств Европы, за исключением Албании).

В этих условиях оказалось, что ОБСЕ, а также НАТО и ЕС не справляются с урегулированием кризисных ситуаций и не выполняют своих функций. В практике их деятельности прочно укоренилась политика двойных стандартов. Но не могут же они свое «дитя» ругать и наказывать, это ведь не в правилах НАТО и ЕС.

Румынская сторона резко активизировала деятельность по устранению Украины как конкурента на 7-м Международном транспортном коридоре в Нижнем Дунае. Ее дипломатия продолжает эффективно эксплуатировать тему экологии с целью введения в заблуждение мировой общественности.

Причем речь идет о перераспределении финансовых потоков на транзитных участках в интересах Румынии. В результате дипломатических действий Бухареста Киеву уже «перекрыли кислород» в вопросе строительства канала Дунай–Черное море. В 2005–2006 годах из-за остановки проекта канала Дунай–Черное море только прямые экономические убытки составили 269,2 млн грн.

В то же время сама Румыния продолжает строительные работы на Дунае. Во второй половине в 2007 г. Бухарест начал реализацию «Плана организации территории Дунайской дельты», в соответствии с которым предусмотрено строительство новых искусственных каналов и расчищение уже существующих протоков «...для потребностей судоходства на внутренних водных путях по Дунаю от 1072 километра вниз к Черному морю...»

Румынская «Программа развития дельты Дуная» под общей формулировкой «организация территории» предусматривает строительство 27 новых портов, 5 железнодорожных и 12 автомобильных мостов, 13 новых пунктов переправ в портах Сулина, Тульча, Галац, Блаила, Калараш и так далее. Впрочем, не забыт и туристический бизнес. Для привлечения европейских граждан в Биосферный заповедник.

Для продвижения всех этих проектов Румыния нуждается в мощном импульсе для формирования образа Киева как недоговороспособного, который не соблюдает ранее подписанные конвенции и соглашения.

Если учитывать, что Украина и Румыния конкурируют между собой не только за транспортные потоки на Дунае, шельф Черного моря, но и за политическое лидерство в регионе, а также за влияние на ближайших соседей (например Молдову), у обоих есть интерес в скорейшем урегулировании Приднестровского конфликта с возможной выгодой для себя.

Поэтому можно утверждать, что шпионский скандал оказался как нельзя кстати: он стал «пробным камнем», целью которого является исключить Украину из игры не только на Дунае, но и во всем Черноморском регионе. При этом Бухарест нашел понимание и поддержку ЕС и НАТО, которые выступают в роли наблюдателей в ожидании приближающейся развязки, где аппетит Румынии растет не по дням, а по часам..

Как-то «неожиданно» Украина оказалась на пороге целого ряда серьезных угроз, часть из которых уже реализуется. Это и угрозы территориальной целостности, экономической и энергетической безопасности, проблема бесконтрольной «паспортизации» украинских граждан иностранными государствами, в первую очередь Румынией и Польшей.

Справка «ВПК»

Главная разведслужба, действующая на территории Румынии, организует и выполняет действия по сбору, подтверждению и обработке информации, необходимой для обнаружения, предотвращения и противостояния действиям, угрожающим национальной безопасности страны. В ее компетенцию входит антитеррористическая деятельность, равно как и решение проблем, связанных с защитой секретных данных в областях, определяемых Законом о защите секретных данных. SRI уполномочена иметь и использовать технические средства для того, чтобы получать такую информацию. В том числе и с временным ограничением прав граждан Румынии. Деятельность SRI контролируется парламентом посредством специального комитета. Ежегодно или по специальному требованию парламента руководитель SRI представляет доклад о деятельности контрразведки. Руководителя SRI рекомендует президент страны и утверждает парламент.

С октября 2006 года директором SRI является Георг Кристиан Майор.


ПОЛИТИЧЕСКИЕ «ПРОЖЕКТЫ»

Ситуация в области безопасности для Украины крайне противоречива и парадоксальна. С одной стороны, у Украины нет даже гипотетического потенциального противника. С другой – стремление Киева в «евронатовскую трясину» вызвало у некоторых членов этой трясины желание что-либо откусить у нас или создать условия для возникновения очагов нестабильности.

Так, Румыния ведет агрессивную наступательную политику, она серьезно занимается этим процессом и подготовкой в Европе соответствующего общественного мнения. А выигрыш дела в Международном суде еще более раскрепостил Бухарест и подтолкнул его на территориальные претензии к Украине.

Нынешняя украинская власть слишком увлеклась играми в построение геополитических союзов – ГУАМ, Сообщества демократического выбора, Балтийско-Черноморского союза, которые в условиях экономической слабости Украины по сути являются идеей фикс. К сведению, ГУАМ в свое время был создан при активном содействии Вашингтона для реализации поставок каспийских энергоресурсов по маршрутам, альтернативным российским.

Вот и сегодня возник проект «Восточное партнерство». По сути эта новая стратегия ЕС в отношении республик СНГ очень похожа на попытку реанимировать забуксовавший проект ГУАМ подключением Белоруссии и Армении.

За этими политическими «прожектами» и шумными антироссийскими демаршами на второй план отошли опасные тенденции, развивающиеся по периметру наших границ, где явно просматриваются территориальные претензии и главным является член НАТО и ЕС – официальный Бухарест.

Да и о военной безопасности как-то у нас позабыли, а ведь основу ее составляет армия. Вот и теперешнее Южное оперативное командование (бывший Одесский ВО, куда входили 6ТА, 14А и 32 АК) напоминает больше остатки былого могущества, а это лишь 28-я отдельная механизированная бригада 6 АК пгт Черноморское, Коминтерновский район, Одесская область и 93-я отдельная механизированая бригада 6 АК и 25-я отдельная Днепропетровская воздушно-десантная бригада пгт Черкасское, Новомосковский район, Днепропетровская область. Как видим, и войск здесь негусто.

Рассчитывать, что подоспеют Объединенные силы быстрого реагирования (ОСБР), трудно, хотя, по утверждению Военного руководства Украины, являются самой боеготовой компонентой ВС страны и к 2011 г. должны насчитывать 29 тыс. человек со сроком готовности к применению до 15 суток. Их «передовой эшелон» – Силы немедленного реагирования (СНР) должны насчитывать 6 тыс. человек и быть готовыми к применению в течение 5 суток с момента получения команды. Их основу составляют части аэромобильных войск, специального назначения, морской пехоты, армейской авиации и т. п.

Так вот пятисуточная готовность Сил немедленного реагирования приведет к тому, что останавливать наследников маршала Антонеску на подступах к Одессе будут торговцы с Привоза.

Интересно, что руководство Одесской области обращалось с официальным письмом к министру обороны, в котором заострило внимание на слабой защищенности юго-западных границ и просило ускорить формирование отдельного механизированного полка в Болграде, а также приостановить расформирование Южного оперативного командования.

Пора руководству страны задуматься: а на правильном ли мы пути? Или мы снова в водовороте выборов, где каждый хочет видеть себя президентом!

Александр МАНАЧИНСКИЙ
кандидат военных наук, Киев

Опубликовано в выпуске № 25 (291) за 1 июля 2009 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц