Версия для печати

Бомба или неисправность?

Надо выяснить все обстоятельства трагедии в небе над Синаем, а не просто прийти к «согласованному выводу»
Рамм Алексей

С момента гибели самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа» («Метроджет») с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту прошло десять дней, но до сих пор нет более или менее ясной картины того, как произошла катастрофа.

С момента гибели самолета А321 авиакомпании «Когалымавиа» («Метроджет») с 217 пассажирами и семью членами экипажа на борту прошло десять дней, но до сих пор нет более или менее ясной картины того, как произошла катастрофа.

Ситуация вокруг расследования все больше напоминает информационную войну, в которой участвуют отечественные и зарубежные СМИ, а также различные интернет-ресурсы и политические деятели. В потоке вбросов очень сложно разобраться, да и вряд ли они помогут найти истину. Чтобы понять, какие новые обстоятельства, проливающие свет на трагедию, открылись за последнее время и на какие вопросы пока нет ответов, «Военно-промышленный курьер» обратился к специалистам из компаний – эксплуатантов «Аэробусов А321», пилотам этих машин, представителям государственных органов, отвечающих за контроль в авиационной сфере.

Что известно

По заявлениям официальных представителей Минтранса, МЧС и Межгосударственного авиационного комитета в настоящее время рассматриваются три версии: неисправность узлов и механизмов погибшего А321, человеческий фактор, то есть ошибка пилотов, и террористический акт.

На фотографиях обломков самолета видны некие пробоины, нанесенные неизвестными предметами

Уже 2 ноября, на третий день после авиакатастрофы, версия, что авиалайнер «Когалымавиа» погиб в результате теракта, стала в СМИ доминирующей. В частности, сначала появилось сообщение о том, что на месте катастрофы найдены некие обломки, не имеющие отношения к конструкции самолета. Чуть позже информагентства со ссылкой на участников комиссии, знакомых с результатами патологоанатомической экспертизы погибших на борту рейса 9268, заявили: на телах пассажиров, сидевших в хвосте самолета, есть следы ожогов и взрывной волны. Следом, опять со ссылкой на некие анонимные источники в комиссии, появились сообщения о том, что во время расшифровки бортовых самописцев, фиксировавших переговоры в кабине пилотов, слышен необычный звук, который можно характеризовать как взрыв. Также одной из возможных причин катастрофы назывался взрыв двигателя IAE V2500, установленного на А321.

Не остались в стороне и официальные представители. В частности, по данным американских СМИ, полученным опять-таки от неких не пожелавших назвать себя собеседников в Пентагоне, американский разведывательный спутник в момент трагедии обнаружил «тепловую вспышку» в районе гибели «Аэробуса».

А британский таблоид Sunday Times заявил, что в гибели российского лайнера повинна возглавляемая Абу Осамой аль-Масри египетская террористическая группировка «Вилайят Синай». По словам английских журналистов, источники в правительстве Ее Величества подтвердили эту версию, выразив готовность помочь России и Египту в поимке и уничтожении Абу аль-Масри.

6 ноября версию о детонации взрывного устройства на борту самолета «Когалымавиа» поддержал Барак Обама. Он сказал, что США проведут собственное расследование и точно выяснят, что произошло.

Бомба или неисправность?
Фото: airliners.net

Однако официальные представители египетского Министерства гражданской авиации заверили, что все сообщения со ссылками на «анонимных представителей» недостоверны. Правда, глава международной комиссии по расследованию причин крушения лайнера Айман аль-Мукаддам все же подтвердил: на последних секундах записи переговоров пилотов есть посторонние шумы, но назвать их взрывом он отказался.

По данным российских официальных органов, по состоянию на 9 ноября часть данных бортовых самописцев погибшего А321 расшифрована. В частности, «черные ящики» не зафиксировали отказ бортового оборудования и механизмов самолета. Катастрофа оказалась мгновенной, а один из бортовых самописцев, расположенных в хвосте, сразу же отделился от остатков фюзеляжа. Такой вывод сделан на основании того, что к моменту прекращения записи все фиксировавшиеся параметры были в норме.

То есть фактом можно считать лишь сообщение МАК, что «бортовой параметрический регистратор прекратил запись в полете в процессе набора высоты на эшелоне 308 (9400) метров». Из этого не следует, что на момент прекращения записи самолет был разрушен, а экипаж и пассажиры погибли.

С тел погибших, с деталей самолета сняты соскобы, взяты пробы грунта с места катастрофы с целью, как отметил глава МЧС, определить наличие следов взрывчатых веществ. Правда, анализ пока продолжается.

Интересные фотографии с места крушения «Аэробуса» в Египте были распространены по официальным каналам. На них, в частности, на обломках самолета видны некие пробоины, вероятнее всего, нанесенные неизвестными предметами.

Нельзя не отметить, что в течение прошлой недели многие авиакомпании отменили рейсы в Шарм-эль-Шейх, а Великобритания не только развернула прямо в воздухе свои пассажирские самолеты, но и начала эвакуацию подданных с этого египетского курорта. 6 ноября к решению английского правительства достаточно неожиданно присоединилась Россия, отменив все плановые рейсы в Египет и также начав эвакуацию соотечественников. Из соображений безопасности багаж доставляется отдельно от пассажиров самолетами МЧС и военно-транспортной авиации.

Другие варианты

Версия о технической неисправности базировалась на одном факте: погибший А321 ранее получил при посадке tail strike, то есть ударился хвостом о ВПП. СМИ собрали статистику эксплуатации самолетов с подобными дефектами, согласно которой большой процент перенесших «хвостовой удар» бортов в ходе дальнейшей эксплуатации так или иначе имел технические проблемы, повлекшие в некоторых случаях и авиакатастрофы.

Бомба или неисправность?
Фото: ИТАР-ТАСС

Правда, еще в начале прошлой недели на различных интернет-ресурсах появились «прижизненные» фотографии разбившегося А321, где в районе хвостового оперения и вспомогательной силовой установки (ВСУ) видна закопченная трещина. Споры о причинах ее появления, а также о достоверности снимков продолжаются.

Версия о роковой ошибке пилотов рейса 9268 вообще не рассматривалась не только экспертами, но и СМИ.

Все опрошенные «Военно-промышленным курьером» специалисты заявили, что имеющиеся в настоящее время данные не позволяют сделать выводы о причинах катастрофы. Расшифровки же бортовых самописцев до сих пор не оглашены. Хотя подобное поведение международной комиссии не является чем-то необычным – как показывает опыт, в большинстве случаев показания «черных ящиков» публикуются только в итоговых отчетах.

Большое удивление вызывают заявления о «предметах, не имеющих отношения к конструкции самолета». Так, по словам одного из собеседников, как ни цинично это звучит, но таких «предметов» будет полно на месте аварии самолета, перевозившего 217 пассажиров и их багаж. Ведь останки людей и их имущества явно не имеют отношения к конструкции самолета. Сделать выводы о «лишних» фрагментах можно только после выкладки обломков самолета, а также хотя бы частичной описи вещей, которые находились в багаже. Но к этой работе специалисты еще и не приступали, пока идет только сбор обломков.

К настоящему времени, по сведениям «Военно-промышленного курьера», осмотрено не более двух десятков тел, поэтому все заключения о так называемой зональности повреждений, приведших к смерти погибших, делать по меньшей мере неэтично. Необходимо закончить все судебно-медицинские исследования, после чего наложить их на схему рассадки погибших в салоне и только тогда сделать выводы о том, где и по каким причинам произошла смерть.

В статье «22 секунды перед катастрофой» приводились данные с ресурса aviationsafety, где на основании сервиса FlightRadar24 был составлен график с параметрами полета А321 в последние мгновения. Следует отметить, что многое выглядело достаточно спорно, и уже 3 ноября сам сервис FR24 опубликовал обработанные данные, указав, что их запросила не только международная комиссия, расследующая катастрофу, но и французское Бюро дознания и анализа безопасности гражданской авиации.

Специалисты сервиса указали, с какого момента показатели можно считать недостоверными. В частности, данные о высоте полета были получены с помощью GPS и с датчиков барометрической системы А321, на которые, по мнению FR24, мог повлиять перепад давления в салоне в результате разгерметизации. А вот показатели вертикальной скорости были получены только по GPS, но не барометрической системы. Как указывается в сообщении, с 4 часов 13 минут 13,9 секунды GMT (7.13 по московскому времени) опубликованные замеры могут быть не полностью достоверными.

О чем они говорят? В 4.13.14,9 (вероятнее всего, в этот момент и прекратил запись «черный ящик») вертикальная скорость самолета – 320 футов в минуту (1,6 м/с), но уже в 4.13.15,9 она становится отрицательной и вырастает до 3584 футов в минуту (18,2 м/с). До 4.13.28,7 вертикальная скорость хотя и оставалась отрицательной – самолет падал, но все же дважды замедлялась. Первый раз вертикальная скорость изменилась с 8380 до 3904 футов в минуту (19,8 м/с), второй раз – с 11 840 (60,1 м/с) до 8896 (45 м/с), а затем – до 6080 футов в минуту (30,8 м/с). Но в 4.13.28,7 вертикальная скорость выросла до 14 912 футов в минуту (75 м/с) и за считаные доли секунды – до 26 432 (134 м/с). С этого мгновения самолет падал, разваливаясь в воздухе.

Примечательно, что за 14 секунд, пока вертикальная скорость прыгала вверх и вниз, высота полета, по данным FR24, менялась мало (отклонения не больше 1–2 километров), а вот путевая скорость А321 падала с 408 (755 км/ч) до 47 узлов (87 км/ч). Правда, в момент, когда росла вертикальная скорость, увеличивалась и путевая – с 229 (424 км/ч) до 306 (556 км/ч) узлов.

Эти данные «Военно-промышленный курьер» попросил прокомментировать пилота А321 и специалистов из двух компаний-эксплуатантов.

Если построить графики, хорошо видно, что падение самолета шло ступенчато. Два раза А321 удалось набрать не только вертикальную, но и путевую скорость, но при этом показатели высоты практически не изменялись, что может быть, по мнению собеседников, только в одном случае – самолет внезапно резко задрал нос, вышел на большие показатели угла атаки и начал парашютировать с направленным вниз хвостовым оперением.

О том, что именно так все и произошло, говорит резкое падение путевой скорости. Фактически А321 стал против потока.

По словам одного из собеседников издания, знакомого с бортовыми системами А321, в случае, когда углы атаки становятся выше 30 градусов, барометрическая система «Аэробуса» из-за особенностей конструкции прекращает нормально функционировать, а крайние полученные данные «замораживаются» до момента, пока самолет не выйдет на нормальный режим полета. Теоретически данные о высоте полета борт получает от инерциальной системы и GPS, но согласно FR24 между 4.13.31,1 и 4.13.39,4 самолет подобной информации на этот сервис не передавал.

Две ступеньки графика, когда росли путевая и вертикальная скорости, могут говорить о том, что либо пилоты, либо система управления ЭДСУ пытались вывести самолет в нормальный режим. Для этого необходимо было опустить нос, добавить оборотов двигателей, перевести самолет в пикирование и потом, набрав скорость, выйти в прямой полет.

По словам собеседника издания, знакомого с работой систем А321, бортовая автоматика не позволяет долгое время держать двигатели самолета на максимальных оборотах, чтобы не вызвать их повреждения. Потеря хотя бы одного двигателя значительно ухудшает ситуацию, лучше сбросить обороты и повторно их набрать до максимальных показателей.

Можно предположить, что обе «ступеньки» как раз и были следствием включения двигателей на максимальные обороты в попытке опустить нос самолета. Но судя по всему, оба раза борт так и продолжал парашютировать с задранным носом, а увеличение тяги только замедлило скорость падения. На третий раз автоматика уже не сработала – в 4.13.28,7 самолет начал разваливаться, вероятнее всего, именно в этот момент у него отделился хвост.

В чем может быть причина того, что нос самолета резко пошел вверх? По мнению всех собеседников издания, причина одна – стабилизатор и рули высоты А321 перешли в положение кабрирования и там оставались до самого последнего момента. Но почему так произошло?

Во-первых, причиной повреждений стабилизатора и рулей высоты мог стать взрыв в заднем багажном отсеке, заканчивающемся у хвостового отсека бортпроводников. Правда, в этом случае взрыв должен был быть очень сильным, так как механизм перекладки стабилизатора и управления рулями высоты, а также сама штанга, благодаря которой эти механизмы перемещаются, надежно прикрыты как стенкой кабины проводников, так и элементами ВСУ.

Взрывное устройство большой мощности скорее всего сразу оторвало бы хвост. А вот маломощное взрывное устройство могло частично повредить автомат перекладки и нанести легкое повреждение в хвосте самолета, которое в процессе падения и двух попыток стабилизировать борт с максимальной тягой двигателей мгновенно увеличилось и привело к тому, что хвост оторвался.

Во-вторых, это мог быть технический отказ автомата перекладки стабилизатора, который и перевел его в режим кабрирования. Можно вспомнить фотографии с закопченной трещиной в районе стабилизатора и ВСУ погибшего «Аэробуса».

Однозначно причиной такого поведения самолета не мог быть взрыв двигателя, так как в этом случае в первую очередь пострадали бы крыло (а значит, с большой долей вероятности А321 сорвался в штопор) и фюзеляж в средней части.

Примечательно, что все собеседники издания отметили: звук, обнаруженный на последних секундах записи одного из бортовых самописцев, может говорить как о взрыве, так и о технических проблемах. Правда, объяснения, какие же предметы смогли проделать отверстия в обшивке самолета, опрошенные специалисты дать не смогли.

Промежуточный итог

Высказанные в статье предположения являются только попыткой проанализировать имеющиеся в настоящий момент данные и не претендуют на окончательность. Но пока вокруг трагедии рейса 9268 будут продолжаться информационные войны, ни о какой достоверной картине произошедшего не может быть и речи. Версий много, в том числе и откровенно конспирологических – типа перехвата управления самолетом извне. Задача расследования состоит в том, чтобы полученный результат объяснял все известные факты, включая перечисленные в данной статье. Просто некий «согласованный итог» и игнорирование не укладывающихся в него фактов могут стать причиной новых катастроф.

Опубликовано в выпуске № 43 (609) за 11 ноября 2015 года

Аватар пользователя Влад391
Влад391
10 ноября 2015
Видно, что с подачи Запада идет усиленное давление в пользу единственного варианта в виде взрыва от теракта.Надо исследовать все варианты, разумеется повышение безопасности полетов особенно с целью предотвращения терактов - задача первоочередной важности. Но и особенности хваленной западной техники, эйрбасов особенно,в том числе в сочетании с взрывным устройством малой мощности списывать со счетов нельзя. Пока Россия понесла не только человеческие потери в виде погибших пассажиров, но и моральные, экономические, осложнены отношения с Египтом. Нельзя суетиться, обязательно следует все тщательнейщим образом расследовать и не поддаваться на возможные провокации со стороны Запада и эмоции неуравновешенных наших собственных соотечественников.
Аватар пользователя cо строны
cо строны
11 ноября 2015
Влад391, 17:22, Разве не понятно, что подложена бомба, с египетскими коррумпированными службами и заинтересованным западом,- террористов наверное науськивали взорвать Российский самолёт. Запад бомбит не один год Ближний Восток, но самолётов пассажирских не взрывали, а тут пожалуйста. Значит советники из МИ6 и ЦРУ поусердствовали в надоумению террористов...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
12 ноября 2015
Извините, но я с большим подозрением отношусь к так называемым "понятным" и очевидным версиям, особенно, когда они на руку определенным силам.Египет ключевая страна Ближнего Востока, интриги Запада провалились с устранением братьев-мусульман и их лидера с верхних позиций властной иерархии Египта. Нынешняя власть установила тесные отношения с Россией. Тогда "люди из леса" агенты ЦРУ могли и сами подложить что либо в этот самолет. Почему то на второй день после катастрофы сотрудники резидентуры ЦРУ стали массово уезжать из Египта, а некоторые даже уволились из ЦРУ. Вам это ни о чем не говорит, как и давление на нашего президента, нацеленное на ухудшение наших отношений с Египтом?
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
16 ноября 2015
Влад39. Возможно, вы и правы. Если в самолёт подложили бомбу, то как-то так, что эта работа не похожа на всегдашний топорный стиль "Аль-Каиды".
Аватар пользователя Влад391
Влад391
10 ноября 2015
Видно, что с подачи Запада идет усиленное давление в пользу единственного варианта в виде взрыва от теракта.Надо исследовать все варианты, разумеется повышение безопасности полетов особенно с целью предотвращения терактов - задача первоочередной важности. Но и особенности хваленной западной техники, эйрбасов особенно,в том числе в сочетании с взрывным устройством малой мощности списывать со счетов нельзя. Пока Россия понесла не только человеческие потери в виде погибших пассажиров, но и моральные, экономические, осложнены отношения с Египтом. Нельзя суетиться, обязательно следует все тщательнейщим образом расследовать и не поддаваться на возможные провокации со стороны Запада и эмоции неуравновешенных наших собственных соотечественников.
Аватар пользователя cо строны
cо строны
11 ноября 2015
Влад391, 17:22, Разве не понятно, что подложена бомба, с египетскими коррумпированными службами и заинтересованным западом,- террористов наверное науськивали взорвать Российский самолёт. Запад бомбит не один год Ближний Восток, но самолётов пассажирских не взрывали, а тут пожалуйста. Значит советники из МИ6 и ЦРУ поусердствовали в надоумению террористов...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
12 ноября 2015
Извините, но я с большим подозрением отношусь к так называемым "понятным" и очевидным версиям, особенно, когда они на руку определенным силам.Египет ключевая страна Ближнего Востока, интриги Запада провалились с устранением братьев-мусульман и их лидера с верхних позиций властной иерархии Египта. Нынешняя власть установила тесные отношения с Россией. Тогда "люди из леса" агенты ЦРУ могли и сами подложить что либо в этот самолет. Почему то на второй день после катастрофы сотрудники резидентуры ЦРУ стали массово уезжать из Египта, а некоторые даже уволились из ЦРУ. Вам это ни о чем не говорит, как и давление на нашего президента, нацеленное на ухудшение наших отношений с Египтом?
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
16 ноября 2015
Влад39. Возможно, вы и правы. Если в самолёт подложили бомбу, то как-то так, что эта работа не похожа на всегдашний топорный стиль "Аль-Каиды".

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц