Версия для печати

"Как управляем, так и живем"

Сирык Виктор
Тихоокеанский флот в силу своей отдаленности, масштабов и боевой мощи всегда представлял интерес для наших читателей. Нынешний год (в апреле флот отметил свое 275-летие) не стал исключением. Целый ряд прошедших мероприятий привлек к себе особое внимание. Это и проведение самых крупных за несколько последних лет учений разнородных сил флота в зоне Южного Приморья, а также предстоящее скоро развертывание группировки сил на северо-востоке... А что больше всего беспокоит командующего флотом адмирала Виктора ФЕДОРОВА? С этого и начался наш разговор.


НА ВОПРОСЫ "ВПК" ОТВЕЧАЕТ КОМАНДУЮЩИЙ ТИХООКЕАНСКИМ ФЛОТОМ АДМИРАЛ ВИКТОР ФЕДОРОВ


Тихоокеанский флот в силу своей отдаленности, масштабов и боевой мощи всегда представлял интерес для наших читателей. Нынешний год (в апреле флот отметил свое 275-летие) не стал исключением. Целый ряд прошедших мероприятий привлек к себе особое внимание. Это и проведение самых крупных за несколько последних лет учений разнородных сил флота в зоне Южного Приморья, а также предстоящее скоро развертывание группировки сил на северо-востоке... А что больше всего беспокоит командующего флотом адмирала Виктора ФЕДОРОВА? С этого и начался наш разговор.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ФЕДОРОВ Виктор Дмитриевич


Адмирал Виктор ФЕДОРОВ
Фото Виктора СИРЫКА
Родился в ноябре 1947 г. на станции Чжаромтэ в Китае. Его семья вернулась в СССР в 1955 г.: сначала в Казахстан, затем - в Забайкалье. Окончил Дальневосточное мореходное училище (1968), Тихоокеанское высшее военно-морское училище (1976), Военно-морскую академию (1979), Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2001). Прослужил на Тихоокеанском флоте от лейтенанта до адмирала, каждую должность, как отмечают его коллеги, осваивал в полном объеме. Считается одним из самых компетентных адмиралов Военно-морского флота России. Лауреат премии "Человек года-2004" в номинации "Вооруженные Силы", почетный гражданин города Владивостока. Женат. Сын - капитан 2-го ранга, состоит на военно-дипломатической службе.


- Виктор Дмитриевич, вы сами насколько удовлетворены нынешним состоянием дел на флоте?

- Абсолютно удовлетворенным может быть только человек не совсем нормальный. Кроме того, я отношусь к поколению людей, которые в этой жизни никогда не будут удовлетворены сполна. Оно так и уходит, многое не успев сделать. В отношении общего состояния дел на флоте убежден: оно может быть значительно лучше. Наши моряки, как и весь народ, при наличии Богом данных богатств на 1/7 части суши, заслуживают лучшей доли, чем имеют сегодня. Но: Есть замечательная фраза: Я не знаю точно, кому принадлежит ее авторство, но применительно к нашей сегодняшней службе, не затрагивая высших эшелонов по вопросам государственного и военного управления, абсолютно с ней согласен: "Как управляем, так и живем".

Техническая составляющая флота, которая во многом является определяющей, имеет сегодня не более 5-10 процентов от новейших видов вооружения. Нам же, чтобы в полном объеме быть готовыми достойно ответить на современные вызовы и угрозы, нужно минимум 45-50 процентов такой техники. Это касается абсолютно всех флотских структур - корабельного и авиационного составов, береговых войск, системы управления по вопросам освещения обстановки...

- Извините, что перебиваю, но вы назвали цифры, разница между которыми более 30 процентов. Сколько времени нужно, чтобы эту разницу ликвидировать?

- Ответить на этот вопрос без специальных расчетов на уровне Министерства экономического развития и торговли крайне сложно. Именно там должны быть определены цели, задачи, приоритеты, наша ближняя и дальняя перспектива. По моему мнению, раньше, чем к 2020-2025 годам, мы на эти рубежи не выйдем.

- Чего в ваших словах больше: пессимизма или реализма?

- Я реалист по жизни и имею достаточно полное представление не только о возможностях флота, но и об уровне развития промышленности в регионе. И не только судоремонтной и судостроительной, но и других составляющих, которые призваны поставлять на наше вооружение новейшую технику.

- А как же поступления из центра? Я имею в виду новые корабли, подводные лодки...

- Прежде чем на флот начнут поступать новые корабли последних поколений, мы должны удержать "на плаву" то, что имеем. Сегодня это наша первостепенная задача. Мы не можем допустить необоснованного списания и преждевременного исключения из боевого состава ни одной единицы техники и вооружения. Что касается поступлений из центра, то в переводе на денежный эквивалент эти цифры не могут радовать: 30-35 процентов от потребности. Что это значит? То, что происходит накапление неисправностей, преждевременных отказов техники и выходов ее из строя. Сегодня у нас понятие текущий и средний ремонт перестало существовать: По сути, мы занимаемся латанием дыр. И в последнее время в вопросах эксплуатации техники нам все чаще приходится балансировать на грани фола.


Экипаж БПК "Маршал Шапошников" назван в числе передовых воинских коллективов ТОФ.
Фото Виктора СИРЫКА
- Нет ли у вас ощущения, что ТОФ в силу своей отдаленности обеспечивается по остаточному принципу?

- К сожалению, есть. И это положение существует уже достаточно давно. Но хочу отметить, что тихоокеанцы - народ стойкий и всегда отличались своей ненадоедливостью. Если надо что-то попросить, мы действуем по старинке: представили обоснование, расчеты и ждем, что рано или поздно нас обязательно обеспечат всем необходимым. Увы: Кому-то, по-видимому, приоритет отдается больший, нежели нам. Не может же быть так, чтобы у всех не хватало одинаково.

- Как вы оцениваете военно-стратегическую обстановку в Тихоокеанско-Азиатском регионе и какова оценка боеспособности флота специалистами из других тихоокеанских государств?

- Хотим мы того или нет, нынешнее столетие будет эпохой Азиатско-Тихоокеанского региона, который в последнее время развивается очень динамично. Что стоит только экономика таких стран, как Япония, Южная и Северная Кореи (помните, какой шум недавно был наделан с запуском межконтинентальных баллистических ракет?), Китай, где рост ВВП в последние годы составляет 10-12 процентов ежегодно: А раз многие интересы стекаются сюда, то и для нашего азиатско-европейского государства, которым является Россия, этот регион представляет особый интерес. И в первую очередь с экономической точки зрения и защиты биологических ресурсов океана. У России много точек соприкосновения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. А что касается военно-морских флотов, то мы готовы сотрудничать по всем направлениям.

Как нас оценивают? Это, конечно же, лучше узнать у них. Я могу сказать по данному поводу следующее. 10 лет назад была создана организация, которая носит название "Симпозиум главнокомандующих военно-морскими силами в Азиатско-Тихоокеанском регионе". Каждые два года проводятся сборы руководителей военно-морских сил, где в первую очередь рассматриваются вопросы борьбы с пиратством как разновидностью международного терроризма; наркотрафиком; пресечением незаконного оборота оружия. Также решаются задачи по совместной отработке защиты биологических ресурсов, спасательных операций, реализации различных гуманитарных акций. Сегодня в состав этой организации входит 23 страны, и по многим позициям на уровне флотов со всеми странами у нас полное взаимопонимание.

И визит в марте-апреле отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота на Марианские острова с заходом на американскую военно-морскую базу Апра-Харбор это прекрасно подтвердил. Помимо совместных учений по связи и маневрированию, наши моряки приняли участие в церемонии возложения венков к мемориалу, установленному на острове Гуам в честь американских солдат, погибших при освобождении Марианских островов. По завершении визита американский контр-адмирал Чарльз Лэйдинг отметил, что очень важно сохранить взаимопонимание между военно-морскими силами России и США. Если это удастся сделать, отношения между нашими странами в дальнейшем будут только улучшаться. Согласитесь, приятно слышать, а еще приятнее осознавать, что свою определенную толику в дело налаживания взаимоотношений между двумя державами вносит и наш флот.

- На ваш взгляд, Тихоокеанский флот входит в число сильнейших в регионе?

- С нами практически все флоты Азиатско-Тихоокеанского региона хотят иметь хорошие отношения. Простой пример. У нас нет мирного договора с Японией, но на уровне военных моряков сложились очень хорошие партнерские отношения. Мы знаем практически каждого японского адмирала, даже ушедшего в отставку, и поддерживаем с каждым связь. А с нынешним командующим оперативным флотом морских сил самообороны Японии вице-адмиралом Энити Накасимой у нас просто хорошие человеческие отношения. Именно японские моряки первыми откликнулись на беду, случившуюся в прошлом году с нашим спасательным аппаратом АС-28 на Камчатке. Буквально через час после моего телефонного звонка была дана команда на плавбазу для выхода в район бедствия и оказания всей необходимой помощи. К сожалению, у нас не было в запасе столько времени (переход к берегам Камчатки занял бы около трех суток - Прим. В.С.), поэтому мы вежливо отказались.

В июле с официальным визитом у нас находился командующий 7-м флотом ВМС США вице-адмирал Джонатан Гринерт. Вне всякого сомнения, он человек, подготовленный в вопросах знания обстановки, но после посещения базы подводных лодок на Камчатке и одной из атомных субмарин адмирал откровенно признался, что испытал нечто похожее на восторг. Дословно он сказал следующее: "Таких лодок у нас пока нет, и я бы очень хотел, чтобы никогда на море нам не довелось встретиться с российскими моряками по разную сторону баррикад". Думаю, вряд ли командующий кривил душой.

Посмотреть рисунокРоссийский Тихоокеанский флот считается одним из самых боеспособных в регионе.
Фото Виктора СИРЫКА

- Бытует мнение, что сегодняшний уровень личного состава Вооруженных Сил России, включая все категории, по своей подготовленности и преданности делу желает быть намного лучше. Каково ваше мнение на этот счет? Конечно, на примере Тихоокеанского флота...

- Сегодня на службу идут дети, период активного воспитания которых проходил в другой стране, нежели в той, в которой росло мое поколение. В них заложена и неразбериха эпохи перемен, и большое количество "мутной воды", и отсутствие азов патриотического воспитания. Все это отразилась и на их характерах, и на отношении к делу и к друг другу. И все всплески неуставных взаимоотношений, корыстных преступлений и имеющегося негатива в воинских коллективах - следствие этого времени. Я понимаю, что эти слова не радуют слух нынешнего поколения, но, уверяю вас, они родились не на пустом месте. Все без исключения преподаватели школ Владивостока и других городов, где дислоцируются подразделения флота, в один голос говорят, что нужно возвращать в школы военную подготовку. Без нее из сегодняшних школьников невозможно воспитать достойных мужчин.

А мы с таким контингентом работаем. Зачастую нам приходится удваивать усилия в воспитательной работе с личным составом. И, несмотря на то что тенденция с призывниками имеет отрицательную динамику (по общему уровню образования и количеству ни к чему не приспособленных людей), это направление, равно как и морально-психологическое состояние на флоте, находится под нашим контролем.

Хуже обстоит дело с состоянием здоровья будущих защитников Родины. По весеннему плану в этом году мы приняли на призывной флотский пункт 2400 человек, из них 1670 прошли через госпиталь с диагнозом ОРЗ и пневмония. Прекрасно понимаю, что это явилось следствием дальнего переезда и пересечением большого количества часовых поясов: Но настолько ослабленная иммунная система у молодых людей не может не вызывать опасений. Многих приходится ставить на откорм, поскольку весовые характеристики будущих защитников не отвечают никаким требованиям. Повышается процент зависящих от наркотиков и алкоголя, мы пытаемся выявлять таких людей на ранней стадии. И в этой связи хочется предъявить претензии к работникам военкоматов. Я понимаю, что план по призыву - святое дело, но людей, находящихся в явной зависимости, нужно вычленять и ни в коем случае не направлять на военную службу. Мало того, что это чревато очень нехорошими последствиями, но еще и затратно с финансовой стороны. Сначала за счет средств налогоплательщиков их везут через всю страну к месту службы, потом через два-три месяца - обратно. Из тех же самых "весенников" мы были вынуждены выбраковать и отправить по месту призыва порядка 60 человек.

Я пока не представляю, как мы будем комплектоваться, когда срок службы по призыву сократится до одного года, поэтому задачу своим подчиненным ставлю одну: на основные должности, определяющие боеспособность кораблей и частей, набрать до 40-50 процентов личного состава по контракту. Следует, правда, признать, что большинство из тех, кто сегодня идет служить по контракту, это либо люди с низким социальным статусом, либо без базового образования и специальности, либо те, кто просто не нашел себе места на гражданке. Поэтому сначала их нужно научить, откормить, подготовить физически и умственно, а затем уже громко именовать военными профессионалами и допускать к эксплуатации сложных видов техники и вооружения. Понимаю, что это неправильно, но, по-видимому, ситуация здесь не изменится до тех пор, пока зарплата в Вооруженных Силах не будет конкурентоспособна с теми, которые платят на гражданке. Тогда и очередь из желающих служить будет выстраиваться, и отношение к службе будет совершенно иное.

Что касается офицерского состава, то примерно с 2000 года наметилась положительная тенденция в плане его подготовки на базе нашего Тихоокеанского военно-морского института. И что приятно отметить, в институт приезжают учиться ребята не только из близлежащих регионов, но и из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, с Кубани: Отток лейтенантов, не желающих служить, сегодня намного сократился. Если в период с 1995 до 2000 год таковых было до 30 процентов, сейчас - практически единицы. И перспектива в службе целиком зависит от целеустремленности каждого офицера. У нас сегодня много таких ребят, которые всего через 12-15 лет службы и окончания академии уже доросли до должностей начальников штабов дивизий, командиров атомных подводных лодок, больших противолодочных кораблей.

- Скажите, насколько сложно сегодня решать социальные проблемы военнослужащих по сравнению с прошлыми годами?

- Если говорить об обеспеченности жильем, то это один из самых болезненных вопросов. Мы просчитали: если бы нам давали ежегодно 1 миллиард 200 миллионов рублей, а не как сегодня в 2,5 раза меньше, нам бы хватило пяти лет, чтобы закрыть жилищный вопрос на Тихоокеанском флоте полностью. Кроме того, отчасти была бы решена демографическая проблема в Приморье. У нас очень много офицеров, служащих на Камчатке и Сахалине, которые после увольнения в запас со своими семьями и детьми (согласитесь, это не самая худшая категория людей) хотят переехать на постоянное место жительство во Владивосток. Но мы не можем их обеспечить квартирами.

И казалась бы, проблема эта давно перешагнула за рамки лишь одного флота, но решать ее приходится нам. Вместо того чтобы строить в год по 800-900 квартир, мы строим 300-400, а ежегодно увольняем более тысячи человек. Вал с обеспечением жильем этих людей накапливается, и растущая социальная напряженность, увы, на пользу делу не идет. Есть проблемы и другого характера, но, по сравнению с жилищной, они значительно слабее и не так масштабны. Мы в курсе их всех, и достойное решение каждой находится в нашей компетенции.

Виктор СИРЫК
Владивосток - Москва

Опубликовано в выпуске № 31 (147) за 16 августа 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц