Версия для печати

Проблем безопасности в одиночку не решить

Синайский Александр
На смену глобальной угрозе мировой ядерной войны пришла целая череда новых вызовов и рисков, среди которых особую опасность для СНГ представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве международного терроризма, агрессивного экстремизма и религиозной нетерпимости. Как показал опыт, усилия независимых государств по разрешению проблем военной безопасности в одиночку не могут принести желаемых результатов. Это является объективной предпосылкой деятельности всех государств Содружества по углублению интеграционных процессов в военной сфере. Об итогах совместной деятельности и о перспективах сотрудничества рассказывает секретарь Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств генерал-лейтенант Александр СИНАЙСКИЙ.


КАКОВЫ ИТОГИ 15-ЛЕТНЕЙ РАБОТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ


На смену глобальной угрозе мировой ядерной войны пришла целая череда новых вызовов и рисков, среди которых особую опасность для СНГ представляют вооруженные конфликты, возникающие на почве международного терроризма, агрессивного экстремизма и религиозной нетерпимости. Как показал опыт, усилия независимых государств по разрешению проблем военной безопасности в одиночку не могут принести желаемых результатов. Это является объективной предпосылкой деятельности всех государств Содружества по углублению интеграционных процессов в военной сфере. Об итогах совместной деятельности и о перспективах сотрудничества рассказывает секретарь Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств генерал-лейтенант Александр СИНАЙСКИЙ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СИНАЙСКИЙ Александр Сергеевич


Генерал-лейтенант Александр Синайский
Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 10 июня 1952 г. в г. Фрунзе. В Вооруженных Силах с 1969 г. Окончил Новосибирское высшее общевойсковое училище и общевойсковой факультет Военно-политической академии. В 1973-1978 гг. - заместитель командира роты, заместитель командира батальона 2-й гвардейской Таманской дивизии (МВО). В 1981-1984 гг. - адъюнкт кафедры международных отношений Военно-политической академии, в 1984-1989 гг. - преподаватель, старший преподаватель кафедры международных отношений ВПА, в 1989-1992 гг. - докторант кафедры международных отношений ВПА. В 1993 г. окончил Королевский колледж оборонных исследований (Великобритания). В 1993-1995 гг. - начальник кафедры Военного университета, в 1995-1999 гг. - заместитель начальника Военного университета по учебной и научной работе. С 1999 г. - секретарь Совета министров обороны государств- участников СНГ. Доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук и Российской академии естественных наук. Специальность - международные отношения, геополитика, политология. Владеет английским языком.


Беспристрастный анализ развития военного сотрудничества государств-участников СНГ показывает, что с самого начала оно развивалось опережающими темпами по отношению к другим сферам интеграции. За истекшие 15 лет проделана колоссальная работа по формированию нормативно-правовых основ военно-интеграционных отношений стран Содружества. Посудите сами: около 50% всех рассмотренных вопросов в уставных органах СНГ посвящено проблемам военного сотрудничества. Да иначе и быть не может. Во многом благодаря этому через временное формирование Объединенных Вооруженных Сил СНГ удалось провести цивилизованный раздел Вооруженных Сил Советского Союза, сохранить единое оборонное пространство, сопряженность вооружения и военных инфраструктур, атмосферу добрососедства.

Переход к координации военного сотрудничества был обусловлен объективными обстоятельствами начального этапа формирования национальных вооруженных сил. Сегодня вновь появились предпосылки для построения отношений на принципах интеграции с учетом гармонизации как региональных, так и двусторонних интересов. За прошедшие годы на просторах Содружества сложилась достаточно сложная и многовекторная система отношений в военной сфере.

Генератором многостороннего военного сотрудничества со дня своего создания является Совет министров обороны (СМО), который формирует его идеологию в русле общих проблем политической и экономической интеграции государств Содружества. Особое место в его деятельности занимают как теоретические разработки в области военной безопасности, так и практическая работа по организации и проведению совместных оперативных мероприятий вооруженных сил государств СНГ.

В соответствии с возложенными функциями и задачами Совет министров обороны рассматривает концептуальные подходы к вопросам военной политики, военного строительства государств-участников СНГ и согласовывает усилия министерств обороны государств СНГ по вопросам реализации соглашений и других документов Совета глав государств в области обороны и военной безопасности, а также осуществляет координацию военного сотрудничества. Вырабатывает предложения по вопросам реализации усилий государств Содружества, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов на их территориях и внешних границах, подготовки и применения Групп военных наблюдателей и Коллективных миротворческих сил по поддержанию мира в Содружестве, а также по сближению нормативно-правовых актов государств СНГ в области военного строительства и социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В настоящее время СМО СНГ осуществляет многостороннее военное сотрудничество на основе Перспективного плана развития военного сотрудничества государств-участников СНГ. Перспективный план охватывает все сферы военного сотрудничества государств-участников СНГ: сотрудничество в военно-политической и военной сфере, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество в миротворческой деятельности и в вопросах обеспечения социально-правовой защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

25 ноября 2004 г. СМО СНГ одобрил проект Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2010 г. и проект Программы военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2010 г. и направил их на рассмотрение Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ. Эти документы направлены на дальнейшее развитие и укрепление многостороннего военного сотрудничества. 26 августа 2005 г. Совет глав государств СНГ утвердил Концепцию военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2010 г.

В своей деятельности Совет министров обороны последовательно переносит вектор основных усилий с создания нормативно-правовой базы военного сотрудничества к практической ее реализации. Успешно совершенствуется Объединенная система ПВО государств-участников СНГ (8 государств): боевой состав сил и средств ПВО на европейской границе увеличился в два раза, на южной границе Содружества - до полутора раз. Результаты ежегодно проводимых командно-штабных тренировок с органами управления и дежурными силами Объединенной системы ПВО с реальным обозначением воздушной обстановки подтверждают эффективность ОС ПВО СНГ по защите государственных границ государств-участников Содружества в воздушном пространстве. С сентября 1996 г. частями ПВО проводятся боевые стрельбы. В сентябре 1998 г. проведены первые совместные тактические учения войск ПВО (ПВО и ВВС) "Боевое Содружество-98". Подобные учения стали традиционными и проводятся в настоящее время один раз в два года.

Успешно и последовательно создается совместная (объединенная) система связи вооруженных сил государств Содружества (6 государств). Функционирует и несет боевое дежурство система государственного опознавания "Пароль"(9 государств). Создана информационная система по обмену информацией по безопасности полетов военной авиации государств Содружества (8 государств). Активно ведется сотрудничество в области топогеодезического и метрологического обеспечения деятельности вооруженных сил государств Содружества.

25 ноября 2004 г. СМО СНГ одобрил создание объединенной системы выявления РХБ обстановки. В настоящий момент документы проходят согласование в правительствах государств-участников Содружества Независимых Государств.

В соответствии с решениями СМО СНГ министерствами обороны государств Центрально-Азиатского региона и Российской Федерации подготовлены и проведены в рамках противодействия международному терроризму совместные командно-штабные учения "Южный щит Содружества-99" (на территории Киргизской Республики), "Южный щит Содружества-2000" (на территории Республики Таджикистан), "Южный щит Содружества-2001", "Южный щит Содружества-2002" (на территории Российской Федерации), комплексное оперативно-тактическое учение "Юг - Антитеррор 2002", "Южный щит Содружества-2003", "Южный щит Содружества-2004" (на территории Республики Казахстан).

Совет министров обороны уделяет внимание формированию духовных основ военного сотрудничества. В рамках этой деятельности традиционным стал Московский международный фестиваль армейской песни "Виват, Победа!". Последний такой фестиваль состоялся в апреле 2006 г. в Москве. Регулярно проводятся обмены творческими коллективами, музейными экспозициями, выставками.

Под девизом "За укрепление дружбы между вооруженными силами государств Содружества" проводятся спартакиады. В 2002 и 2003 гг. в них приняли участие более 500 спортсменов, разыграно более 300 медалей различного достоинства. В апреле 2005 г. в г. Санкт-Петербурге состоялась Спартакиада дружественных армий, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В июне 2006 г. проведена очередная Спартакиада, посвященная 15-летию Содружества Независимых Государств, в г. Самаре.

Основной формой деятельности Совета министров обороны являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, как правило, не реже одного раза в полгода. Внеочередное заседание СМО созывается по решению Совета глав государств СНГ, председателя Совета министров обороны, а также по предложению любого члена Совета министров обороны, поддержанному не менее одной третью членов СМО.

Наряду с заседаниями Совета министров обороны активно используются такие формы работы, как "круглые столы", конференции, рабочие встречи, консультации, совещания, обмены мнениями по наиболее актуальным вопросам военного сотрудничества.

Всего со дня своего образования СМО СНГ подготовлено и проведено 50 заседаний Совета министров обороны. Их организационно-техническое, информационно-аналитическое и консультативное обеспечение осуществлялось Секретариатом СМО СНГ в установленном порядке. В проведении заседаний регулярно участвовали все министры обороны государств-участников СНГ, включая министров обороны или уполномоченных ими представителей государств-участников Содружества, присутствовавших на заседаниях Совета министров обороны в качестве наблюдателей (Республика Молдова, Туркменистан и Украина).

За время своей деятельности СМО СНГ подготовил и принял более 650 документов по различным аспектам военного сотрудничества, в том числе по наиболее важным вопросам обороны и военного строительства более 210, включая миротворчество, урегулирование проблем коллективной безопасности, совершенствование объединенной системы противовоздушной обороны, вопросы совместной оперативной подготовки войск и военно-технического сотрудничества, социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, подготовки и обучения военных кадров. Из них более 95% было инициировано и подготовлено рабочими органами Совета министров обороны государств-участников Содружества Независимых Государств. При этом, для справки, затраты из Единого бюджета СНГ на обеспечение деятельности Совета министров обороны в 2006 г. составляли всего 2,8%.

В подписании документов, которые принимались на основе консенсуса, участвовали министры обороны (уполномоченные ими представители) всех государств Содружества. При этом со стороны Азербайджанской Республики было подписано около 39% решений и протокольных решений, со стороны Армении - 97%, Белоруссии - 91%, Грузии - 55%, Казахстана - 97%, Киргизии - 100%, Молдавии - 7%, Российской Федерации - 100%, Таджикистана - 100%, Туркменистана - 7%, Узбекистана - 40% и со стороны Украины - 26% принятых документов.

Следовательно, в деятельности Совета министров обороны принимают участие практически все министры обороны государств-участников СНГ. Наиболее активны в подписании межгосударственных нормативно-правовых документов в оборонной сфере министры обороны Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан. В настоящее время несколько снизилось участие в принятии решений других полномочных членов Совета министров обороны - министров обороны Молдовы, Туркмении. Грузинская сторона вследствие известных политических моментов продекларировала о своем выходе из состава Совета министров обороны. Как положительный момент хочется отметить резко возросшую активность в работе СМО Министерства обороны Республики Узбекистан. Из числа наблюдателей в заседаниях Совета министров обороны постоянно принимает участие министр обороны Украины.

В соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств СМО СНГ, являясь органом СГГ СНГ по вопросам военной политики и военного строительства, активно взаимодействует с уставными и рабочими органами СНГ, а также, в пределах своей компетенции, с органами военного управления государств, с Межпарламентской ассамблеей СНГ, органами других региональных организаций на пространстве СНГ.

Целенаправленная и активная деятельность Совета министров обороны государств Содружества позволила существенно расширить формы военного сотрудничества на многонациональной основе, что способствует развитию интеграционных процессов в СНГ в целом. Востребованным (перспективным) направлением деятельности рабочих органов государств-участников СНГ в военной сфере, которое может быть реализовано только через Совет министров обороны, является содействие развитию многостороннего военного сотрудничества в формате Содружества Независимых Государств в следующих областях:

а) в военно-политической области военного сотрудничества;

б) в военной области военного сотрудничества;

в) в области военно-технического сотрудничества;

г) в области военно-научного сотрудничества;

д) в социально-правовой и гуманитарной областях.

Содружество объективно заинтересовано в том, чтобы успешно развивались все эти направления.

Сотрудничество в военно-политической области предусматривает согласование военно-политических целей и оборонных задач, развитие контактов высшего военно-политического руководства государств и разработку системы мер для поддержания и обеспечения их военной безопасности и является в настоящее время наиболее активно развивающимся направлением, в нем участвуют все страны СНГ.

Сотрудничество в военно-технической области направлено на согласование военно-технической политики государств, выработку общих принципов оснащения вооруженных сил, разработку совместных программ развития оружия и военной техники, а также на совершенствование их военно-промышленной базы.

Сотрудничество в военной области нацелено на координацию совместной (согласованной) деятельности министерств обороны государств-участников СНГ в решении вопросов строительства и развития национальных вооруженных сил, повышения их боеспособности, боевой и мобилизационной готовности.

К несомненному достижению в области собственно военного сотрудничества следует отнести разработку рабочими органами СМО СНГ методологии миротворческой деятельности, которая нашла свое практическое воплощение в ходе операции по поддержанию мира в Таджикистане и Абхазии. Мы имеем исторический пример успешного проведения миротворческой операции в Таджикистане, где благодаря усилиям миротворцев Содружества был достигнут положительный результат, аналогов которому не так уж много в современной международной практике. Сегодня под флагом СНГ проводится миротворческая операция по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии, Грузии.

Сотрудничество в военно-научной области направлено на согласование и реализацию военно-научной политики в министерствах обороны, организацию научной работы в военных научно-исследовательских организациях, вузах, на полигонах, включая совместные эксперименты и испытания.

Сотрудничество в социально-правовой и гуманитарной областях нацелено на взаимодействие министерств обороны государств-участников СНГ по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей, выработку согласованных предложений, подготовку проектов модельных нормативных документов в целях сближения нормативно-правовых актов государств-участников СНГ, регламентирующих социально-правовую защищенность военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В последнее время нашли положительный отклик в министерствах обороны государств Содружества мероприятия, проводимые Советом министров обороны, которые направлены на организацию взаимодействия между министерствами обороны в информационно-пропагандистском обеспечении военного строительства в государствах-участниках СНГ, культурно-досуговых учреждений министерств обороны, архивных служб, психологов, социологов, воинских мемориалов, учреждений по работе с допризывной молодежью.

Вместе с тем сегодня мы наблюдаем различные уровни развития основных составляющих интеграционных процессов в военной области.

Первый уровень, характеризуемый как самый высокий этап развития, в котором участвуют члены ОДКБ, охватывает в полной мере все сферы военного сотрудничества. Его можно классифицировать как "союзнические отношения".

Второй уровень, по рангу - промежуточный, приемлемый для членов СМО государств-участников СНГ, затрагивает в полном объеме только военно-политическое сотрудничество и частично распространяется на военно-техническое и военное. Его можно определить как "партнерские отношения".

Третий уровень - минимальный, устраивающий государства, присутствующие на заседаниях СМО государств-участников СНГ в качестве наблюдателей, направлен в основном на развитие военно-политического сотрудничества; отчасти способствует совершенствованию их отношений в военно-технической, социально-правовой и гуманитарной областях и пока не приемлет сотрудничества в чисто военной сфере. Его можно характеризовать как "начальный уровень отношений".

С учетом сказанного выше можно сделать вывод, что для каждого из государств СНГ разумной альтернативы многостороннему военному сотрудничеству в рамках всего Содружества пока нет. Наше историческое прошлое, объективно существующее общее геополитическое и экономическое пространство, культурные, языковые и многие другие традиционные связи между нашими народами создают хорошую основу для выработки согласованных мер в области военной безопасности.

Кроме того, на наш взгляд, помимо военного компонента безопасности, в рамках СНГ должно уделяться больше внимания проблемам в социально-правовой и гуманитарной областях, вопросам экологической безопасности деятельности вооруженных сил государств Содружества. Это позволит своевременно и адекватно реагировать на современные вызовы и угрозы, адаптировать деятельность уставных органов СНГ к новым геополитическим реалиям.

СМО СНГ осуществляет деятельность по развитию многостороннего военного сотрудничества в том числе и через координационные комитеты, созданные на временной основе и действующие по основным направлениям военного сотрудничества, а также через деятельность координационных совещаний. Особое место в этой работе принадлежит Секретариату СМО СНГ, насчитывающему всего 20 человек.

На заседании Совета глав государств СНГ (26 августа 2005 г., г. Казань) принято решение о дальнейшем реформировании и совершенствовании органов СНГ. В соответствии с ним с 1 января 2006 г. Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ упразднен, его правопреемником определен Секретариат СМО СНГ, которому переданы функции упраздненного Штаба КВС СНГ.

Александр СИНАЙСКИЙ

Опубликовано в выпуске № 8 (174) за 28 февраля 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц