Версия для печати

К 50-летию военно-промышленной комиссии

Быстрова Ирина
6 декабря исполняется 50 лет со дня создания Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР - центра управления отечественным ВПК. После провала в военно-промышленной политике в 90-е годы в течение последних двух лет стали воссоздаваться исторические традиции комплексного управления военно-промышленными делами, система государственного оборонного заказа. Наметилась тенденция к возрождению былого величия отечественного ОПК. Крупным шагом в этом направлении стало принятие 7 мая 2006 г. Положения о Военно-промышленной комиссии.


ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПК ВОЗРОЖДАЕТ МОЩЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА


6 декабря исполняется 50 лет со дня создания Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР - центра управления отечественным ВПК. После провала в военно-промышленной политике в 90-е годы в течение последних двух лет стали воссоздаваться исторические традиции комплексного управления военно-промышленными делами, система государственного оборонного заказа. Наметилась тенденция к возрождению былого величия отечественного ОПК. Крупным шагом в этом направлении стало принятие 7 мая 2006 г. Положения о Военно-промышленной комиссии.
{{direct_hor}}

Благодаря деятельности Военно-промышленной комиссии Советский Союз сумел создать уникальные образцы вооружения и военной техники.
Фотоархив "ВПК"
ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ КОМИССИИ

Российские исторические традиции управления военной промышленностью из единого центра восходят к началу ХХ века, когда в условиях Первой мировой войны для руководства военной экономикой создавались специальные органы - особые совещания. Главное из них - "Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне государства" - возглавлял военный министр, в нем участвовали представители государственных органов (Госдумы, Госсовета и т.д.), промышленники и предприниматели. В задачи Особого совещания входило распределение военных заказов и контроль за их выполнением на предприятиях, производивших военную продукцию, вопросы снабжения армии. Своего рода посредником между государством и частной промышленностью по распределению военных заказов и выдаче авансов стали органы общественного контроля - военно-промышленные комитеты. В конце мая 1915 г. на 9-м Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности был избран Центральный военно-промышленный комитет во главе с лидером партии октябристов А. Гучковым и прогрессистом А. Коноваловым.

После тотальной мобилизации военных ресурсов страны в годы Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны в условиях нэпа произошло резкое, почти обвальное сокращение военных расходов, численности вооруженных сил и оборонного потенциала страны в целом.

В результате на рубеже 20-30-х годов ХХ века СССР имел ограниченную систему "кадровых" военных предприятий, собранных в тресты и объединения под общим руководством Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

После ликвидации ВСНХ с января 1932 г. оборонные предприятия перешли в систему Наркомата тяжелой промышленности (НКТП). С конца 1936 года начался период создания специализированной оборонной промышленности в рамках Наркомата оборонной промышленности (НКОП). Вместе с тем в это время имели место массовые репрессии и смена кадров руководителей оборонной промышленности и военного ведомства. В связи с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года в условиях прямой военной угрозы в СССР началась форсированная подготовка к войне, рост вооруженных сил и наращивание производства вооружения. Знамением нового периода стали такие факты, как принятие чрезвычайного плана мобилизации - МП-1 на "особый" IV квартал 1939 г., проведенная в том же году реорганизация управления - разделение НКОП на специализированные наркоматы: авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроительной промышленности.

НАКАНУНЕ ВОЙНЫ: ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ КОМИССИЯ - ОРГАН МОБИЛИЗАЦИИ

Мобилизационная работа, связанная с подготовкой к войне, была "узким местом" в системе советского оборонного строительства в 30-е годы. Руководители военного и промышленного ведомств ратовали за создание единого "мобилизационного" органа, который сосредоточил бы функции по подготовке промышленности и экономики в целом к войне. Таким органом стала созданная в 1938 г. Военно-промышленная комиссия при Комитете обороны при Совета народных комиссаров (КО при СНК).

Посмотреть рисунокПод руководством первого вице-премьера Сергея Иванова Военно-промышленная комиссия сумела взять на себя управление оборонно-промышленным комплексом страны
Леонид ЯКУТИНА

Первоначальное название этого органа - Постоянная мобилизационная комиссия при КО СНК. На первом ее заседании, 4 мая 1938 г., присутствовали К.Е. Ворошилов, Н.И. Ежов, М.М. Каганович, П.И. Смирнов, Н.А. Вознесенский (председатель Госплана), Б.М. Шапошников, М.И. Кулик, И.Ф. Тевосян и др. Таким образом, в состав комиссии вошли представители военного руководства, руководители промышленности, органов безопасности.

14 июня 1938 г. состоялось заседание комиссии под ее новым названием - Военно-промышленная комиссия. На заседании в числе прочих вопросов было решено принять предложенный Л.М. Кагановичем проект "О задачах Военно-промышленной комиссии при СНК СССР и о построении ее аппарата".

Согласно этому документу Военно-промышленная комиссия являлась рабочим органом Комитета обороны при СНК СССР. ВПК имела главной задачей "мобилизацию и подготовку промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Военно-морскому флоту средств вооружения".

В число функций ВПК входили:

- рассмотрение мобилизационных заявок;

- проверка расчетов потребностей и нормы потребления по мобзаявкам;

- распределение мобилизационных заданий между наркоматами Союза и союзных республик и проверка правильности распределения заказов между предприятиями;

- составление сводного мобилизационного плана промышленности по всем его разделам;

- согласование мобилизационно-промышленного плана с народно-хозяйственным планом (совместно с Мобсектором Госплана СССР);

- обследование производственных мощностей предприятий, определение их мобилизационного предназначения, разработка мер по наращиванию новых производственных мощностей, ассимиляции гражданских производств и их правильной реализации;

- проверка исполнения мобилизационного плана и программы текущих военных заказов предприятиями и наркоматами;

- разработка планов материально-технического обеспечения, мобилизационных заданий по всем основным видам снабжения (оборудование, сырье, инструменты, полуфабрикаты и т.д.);

- установление системы районирования производства для сокращения перевозок и достижения комплектности производства;

- разработка мероприятий по повышению выпуска продукции основными предприятиями путем их кооперирования с предприятиями-смежниками;

- разработка плана и мероприятий, обеспечивающих в военное время мобилизуемую промышленность рабочей силой и инженерно-техническими кадрами;

- разработка норм накопления промышленных мобзапасов, проверка их наличия и качества, установление правил хранения и освежения мобзапасов;

- проведение, по особому решению КО, опытных мобилизаций отдельных промышленных предприятий или целых промышленных отраслей;

- разработка вопросов применения в военной промышленности всяких технических изобретений, в особенности замены остродефицитных материалов в производстве предметов вооружения;

- разработка инструкций о военно-мобилизационной работе в наркоматах, главных управлениях, трестах и предприятиях; контроль за работой военных отделов в вышеперечисленных органах, постановка дела подбора и подготовки кадров моборганов и сохранения военно-промышленной тайны.

ВПК состояла из председателя комиссии в ранге заместителя председателя СНК СССР (председателем стал Л.М. Каганович), двух его заместителей и секретаря, а также семнадцати постоянных членов комиссии. В число последних входили представители Вооруженных Сил СССР и НКВД (как главные заказчики военной продукции) - нарком обороны, нарком ВМФ, нарком внутренних дел, начальники: Генерального штаба РККА, Главного морского штаба, ВВС РККА, Артиллерийского управления РККА, Автобронетанкового управления РККА; руководители оборонной и тяжелой промышленности: наркомы авиационной промышленности, судостроения, боеприпасов, вооружения, химической промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, общего машиностроения; а также председатель Госплана СССР.

Согласно пункту "6" указанного документа решения Военно-промышленной комиссии нуждались в утверждении председателя Комитета обороны и лишь после этого были обязательны к выполнению.

Для выполнения повседневной работы внутри ВПК выделялся секретариат, состоявший из организационно-планового сектора, отраслевых секторов и общей части секретариата.

Организационно-плановый сектор ВПК отвечал за "изучение исторического и современного зарубежного опыта промышленной мобилизации и изыскание на этой основе наиболее рациональных организационных форм мобилизационной подготовки промышленности, разработку инструкций и положений по мобработе, разработку структуры и штатов моборганов, обеспечение сохранения военно-промышленной тайны, заключение по мобзаявкам военных наркоматов, распределение мобзаявок по отраслевым секторам, обобщение сводных данных по мобилизационному плану, выдачу мобзаданий наркоматам и другим организациям и заявок на сырье и полуфабрикаты, выявление производственных мощностей, снабжение "рабтехсилой" и т.д.

В состав секретариата ВПК входили также отраслевые секторы, отвечавшие за мобилизационную подготовку соответствующих отраслей: 1) вооружений, с группами стрелкового оружия, материальной части артиллерии, военных приборов; 2) боеприпасов, в составе групп корпусов, трубок, взрывателей, гильз, порохов, ВВ, снаряжения и укупорки; 3) авиации; 4) автобронетанковый; 5) военно-химический; 6) судостроения; 7) инженерного имущества и связи.

В функции отраслевых секторов входила разработка всего комплекса вопросов, связанных с мобилизационной подготовкой данной отрасли производства, и в частности:

"- учет и выявление существующих производственных мощностей соответствующей отрасли производства и сопоставление их с объемом мобзаявки по данному виду вооружений;

- подготовка заключений по мобзаявке на данный вид вооружений;

- изыскание дополнительных производственных мощностей и разработка мероприятий по наращению новых мощностей;

- разработка вопросов производственного кооперирования предприятий;

- размещение мобзаявки и поверка мобготовности предприятий;

- обобщение сводной потребности в оборудовании, сырье, инструменте, рабочей силе и т.п.;

- внедрение в производство новых технических усовершенствований и высокорентабельных технологических процессов, а равно разработка вопросов, связанных с заменой остродефицитных и импортных материалов;

- определение норм накопления мобзапасов и контроль за их созданием и освежением;

- подготовка решений по данной отрасли производства и контроль за своевременностью и качеством их исполнения;

- контроль и обеспечение выполнения программы текущих военных заказов в данной отрасли производства;

- наблюдение за разработкой вопросов разгрузки и эвакуации промышленных предприятий, дислоцированных в угрожаемых зонах".

Был также установлен порядок разработки мобилизационного плана. В установленные Комитетом обороны сроки военные наркоматы (НКО, НКВМФ, НКВД) должны были представить в ВПК мобзаявки на военный год на "средства вооружений и боевой техники". Сводный мобилизационный план промышленности поэтапно разрабатывался ВПК в одном экземпляре и состоял из следующих разделов: плана подачи, плана производственной кооперации, плана материально-технического обеспечения, плана наращения мощностей, плана обеспечения рабсилой и ИТР, плана накопления мобзапасов, финансового плана, плана перевозок.

Секторы ВПК были обязаны осуществлять контроль за мобготовностью предприятий и наркоматов и в соответствии с происходящими изменениями вносить в мобплан необходимые коррективы.

Помимо этого, ВПК в целом должна была выступать в роли "арбитра" при решении спорных вопросов между ведомствами. В решении ВПК от 27 сентября по вопросу "О комплектации артвыстрела", в частности, указывалось: "При наличии разногласий по вопросам поставки между наркомом оборонной промышленности и наркомами других наркоматов-поставщиков спорные вопросы разрешаются ВПК".

Идеи военной мобилизации пользовались хорошо организованной поддержкой "с мест" - с заводов, из низовых мобилизационных органов. Ярким примером может служить письмо В.М. Молотову начальника моботдела завода дорожного машиностроения в Рыбинске (Наркомат машиностроения) от 1 декабря 1938 г. Сам тон письма и фразеология автора являлись характерными для эпохи: "Достаточно читать газеты, чтобы видеть и понимать тревожный и зловещий характер нынешнего международного положения. При сохранении ныне капиталистического строя, при капиталистическом окружении длительный, прочный мир невозможен - это понимает каждый из нас, а поэтому всюду приходится слышать, что война неизбежна, что все мы должны строить, создавать и крепить обороноспособность нашей страны. Так должно быть, но не совсем так обстоит на самом деле.

Полный застой мобилизационной работы на нашем заводе дает право полагать о подобном же застое и на других заводах, Главках и Наркоматах: Обращения нашего завода в Главк по данному вопросу почти не получали ответов. При командировках в Москву как в спецотделе своего Главка, так и в Военном отделе НКМаша слышишь, что составляются новые мобпланы и только, дальше ни с места. Подобные разговоры тянутся почти год, а воз и ныне там. Так работать не годится.

:За все семь лет моей работы в спецотделе данного завода, один только раз было произведено обследование состояния мобилизационной работы завода и это обследование было произведено в 1935 году, т.е. в период работы вредительской организации, возглавляемой Пятаковым".

В духе времени звучал и вывод автора письма: "Вышеизложенное хаотическое состояние в мобилизационной работе промышленности, отсутствие определенной системы и директив, вызывает серьезные беспокойства и заставляет обращаться к Вам за помощью, так как нужно быть всегда начеку, нужно быть всегда готовым встретить врага, враг силен и не спит - так учит нас наша Партия и так учит нас товарищ СТАЛИН и наше Правительство".

В годы войны все функции управления оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО).

ПОСЛЕ ВОЙНЫ: ПУТЬ К ЕДИНСТВУ

В первые послевоенные годы единого органа управления военно-промышленными делами не существовало. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР в феврале 1947 г. при Совете министров СССР создавались отраслевые бюро по промышленности и сельскому хозяйству. Девять отраслевых бюро, в том числе по машиностроению и судостроению во главе с В.А. Малышевым, занимались оборонными отраслями. Наблюдение за Министерством Вооруженных Сил осуществлялось непосредственно председателем Совета министров СССР, а с апреля 1949 г. эта работа была поручена Н.А. Булганину, в том числе - ответственность за работу министерств авиационной промышленности и вооружения, выведенных из ведения Бюро по машиностроению и судостроению.

В мае 1948 г. руководители оборонной промышленности Д.Ф. Устинов и М.З. Сабуров выступили с инициативой о создании в правительстве единого центра по военным и военно-промышленным делам. В ведение этого органа должны были войти текущие вопросы военной промышленности, разработка и обеспечение мобилизационных планов, создание новых образцов вооружения, координация работы отраслей оборонной промышленности. По мнению лидеров "оборонки", необходимость создания такого органа давно назрела.

Эти действия явились признаком формирования общности интересов руководителей военно-промышленного комплекса. На практике это вылилось в создание в 1951 г. при Президиуме Совета министров СССР Бюро по военным и военно-промышленным вопросам под председательством Н.А. Булганина, которое действовало с февраля 1951 г. по октябрь 1952 г. Членами бюро являлись А.М. Василевский - министр Вооруженных Сил СССР, Д.Ф. Устинов - министр вооружения СССР, М.В. Хруничев - министр авиационной промышленности СССР, И.С. Юмашев - военно-морской министр СССР.

Бюро занималось рассмотрением планов военных заказов, научно-исследовательских работ по военной технике, принятием на вооружение новых образцов и снятием с вооружения устаревших и другими вопросами, связанными с обеспечением армии и флота вооружением и военно-техническим имуществом. Принципиальные вопросы по военной технике рассматривались и утверждались ЦК ВКП(б) и Советом министров СССР. Бюро не имело специального аппарата (за исключением небольшого секретариата), функции аппарата выполняли отраслевые группы Управления делами Совмина СССР.

После смерти И.В. Сталина в условиях борьбы за власть шли чередой реорганизации и поиск форм управления экономикой, в том числе военными отраслями. В 1953 г. отраслевые бюро при Совете министров СССР были упразднены. В 1953 - 1956 гг. вопросами координации деятельности оборонных отраслей промышленности занимались заместители председателя Совета министров СССР - Н.А. Булганин, В.А. Малышев, М.З. Сабуров, М.В. Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР.

В декабре 1956 г. функции руководства оборонными отраслями промышленности были переданы Госэкономкомиссии. Этот орган можно назвать предшественником Военно-промышленной комиссии. Госэкономкомиссия готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями. Комиссии было предоставлено право издавать распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. В декабре 1957 г. Госэконом-комиссия была ликвидирована. 6 декабря 1957 г. создана Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР. Роль комиссии как координатора была особенно высока в условиях реформы Н.С. Хрущева по децентрализации управления экономикой - через систему "совнархозов" - в 1957-1958 гг. Однако и после восстановления министерств в 1965 г. комиссия сохранила свои функции и стала наиболее устойчивой организационной формой координации многоплановой деятельности военно-промышленного комплекса страны, вплоть до конца советского периода.

Вот как были охарактеризованы основные задачи и функции комиссии в вышедшей в 2005 году книге "Отечественный военно-промышленный комплекс", написанной самими "оборонщиками":

"Основными задачами ВПК являлись:

- организация и координация работ по созданию современных видов вооружения и военной техники;

- координация работы оборонных отраслей промышленности, других министерств и ведомств СССР, привлеченных к созданию и производству вооружения и военной техники;

- обеспечение совместно с Госпланом СССР комплексного развития оборонных отраслей промышленности;

- повышение технического уровня производства, качества и надежности вооружения и военной техники;

- оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе в части создания, производства и поставок вооружения и военной техники, выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплаты предприятий в отрасли, а также контроль за деятельностью других отраслей промышленности по указанным вопросам;

- подготовка совместно с Госпланом СССР и Министерством обороны СССР программ вооружения, пятилетних и годовых планов создания, производства и выпуска вооружения и военной техники и внесение их на рассмотрение и утверждение;

- подготовка и внесение совместно с Госпланом СССР, министерствами обороны и финансов на рассмотрение Совета обороны СССР и Верховного Совета СССР предложений по контрольным цифрам расходов страны на создание и производство вооружения, военной и другой специальной техники оборонного значения в соответствующие плановые периоды;

- координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству".

В случаях разногласий между министерствами оборонных отраслей промышленности, Госпланом СССР и Министерством обороны СССР "при рассмотрении ВПК текущих годовых планов производства и поставок вооружения и военной техники, планов и программ вооружения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике, создания мобилизационных мощностей, а также при отработке этих планов с учетом их исполнения" ВПК должна была принять окончательное решение. Иногда по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера окончательное решение принимало Политбюро ЦК КПСС.

В разные периоды работы ВПК в ее состав, как правило, входили заместитель председателя Совета министров СССР - председатель ВПК, первый заместитель председателя ВПК - в ранге министра СССР, заместители председателя ВПК, первый заместитель председателя Госплана СССР, ведающий вопросами оборонной промышленности, министры оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны СССР - начальник Генерального штаба ВС СССР, заместитель министра обороны СССР по вооружению, а также известные и авторитетные ученые и организаторы промышленности.

Заседания ВПК за весь послевоенный период всегда проводились в Овальном зале Кремля один раз в неделю.

"К середине 80-х гг. в ВПК насчитывалось 15 отделов, занимавшихся созданием вооружения и военной техники, анализом производственной деятельности министерств и экономической эффективности оборонно-промышленного комплекса, внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, передовых технологий, военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами".

В составе работников аппарата ВПК были представители основных ветвей комплекса: "50% пришли из министерств с руководящих должностей, 10% - из Госплана СССР, 6% - из Минобороны СССР, 34% - из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов". Наиболее многочисленными были руководители оборонной промышленности и научно-технической элиты, наименьший процент приходился на выходцев из военного ведомства. Научно-технические кадры, включая видных ученых, участвовали в работе Научно-технического совета, действовавшего при ВПК.

Со времени образования ВПК в 1957 г. ее последовательно возглавляли Дмитрий Федорович Устинов (1957- 1963 гг.), Леонид Васильевич Смирнов (1963-1985 гг.), Юрий Дмитриевич Маслюков (1985-1988 гг.), Игорь Сергеевич Белоусов (1988-1991 гг.).

Д.Ф. УСТИНОВ - ГЛАВНЫЙ ЛИДЕР СОВЕТСКОГО ВПК

Накануне "совнархозовской" реформы Н.С. Хрущева, в 1957 г., министр оборонной промышленности Д.Ф. Устинов вместе с группой военно-промышленных лидеров СССР обратился к Хрущеву с запиской, в которой была сделана попытка обосновать нецелесообразность рассредоточения основного ядра министерств оборонной промышленности по совнархозам.

Однако преобразования 1957-1958 гг. все же затронули и "оборонку". При этом Д.Ф. Устинов был назначен председателем Комиссии по военно-промышленным вопросам, что значительно усилило его статус. Его руководство комиссией способствовало превращению последней в самый влиятельный орган координации усилий военных и оборонно-промышленных ведомств, каким она и оставалась до середины 80-х годов. Символичным было совпадение сокращенного названия Военно-промышленной комиссии - ВПК - с акронимом военно-промышленного комплекса, отражением влияния мощи которого она и являлась. На протяжении трех десятилетий ни одно важное решение по "оборонным" вопросам не было принято без ведома комиссии.

В 1963 г. Устинов стал председателем восстановленного Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Это назначение вызвало переполох на Западе: наблюдатели решили, что теперь СССР будет производить только ракеты.

После смещения Хрущева Устинов продолжал двигаться вверх по служебной лестнице. В сентябре 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС был рассмотрен вопрос об "улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства", и Устинов был избран секретарем ЦК по координации деятельности научных учреждений, КБ, промышленных предприятий оборонной промышленности.

По мнению советских "оборонщиков", именно при Дмитрии Федоровиче Устинове были сформированы основы делового стиля работы Отдела оборонной промышленности ЦК КПСС: "Для Д.Ф. Устинова второстепенных вопросов не существовало, у него в ходу было выражение: "доработать вопрос до звона". Конечно, непосредственное руководство отделом осуществлял его заведующий, но Д.Ф. Устинов тщательно и детально обсуждал положение дел по отдельным направлениям с заместителями заведующего отделом, заведующими секторами. Нередко у него бывали и инструкторы, особенно после посещения предприятий, организаций, полигонов - словом, всех мест, где создавалась и испытывалась военная техника".

В целом исключительный статус Устинова как первого лидера ВПК был связан не только с его характером и работоспособностью, но и с уникальным положением в оборонной промышленности, которое позволило ему досконально изучить всю систему военно-промышленного комплекса СССР. Внутри этой системы, несмотря на ее корпоративную целостность, сохранялся дуализм между двумя главными ветвями - военной и "гражданской". С этой точки зрения назначение Устинова на пост министра обороны в 1976 г. может рассматриваться как победа единства ВПК, частичное преодоление этого дуализма в пользу общих корпоративных интересов. Интересно, что одним из аргументов Л.И. Брежнева в пользу выдвижения на этот пост Устинова оказался именно гражданский статус последнего: это было "хорошо, с точки зрения Запада", поскольку подтверждало миролюбивый внешнеполитический курс СССР.

Более важным представляется другой ряд аргументов, выдвинутых как Брежневым, так и другими членами Политбюро - Ю.В. Андроповым, М.А. Сусловым, В.В. Гришиным: Устинов был тесно связан со всеми ветвями ВПК: как член Политбюро, он был хорошо знаком с работой Министерства обороны, с военными кадрами; знал он и КБ, ведущих конструкторов, оборонные предприятия. Со своей стороны, его хорошо знали "все военные и все в Партии", и он пользовался авторитетом в различных частях ВПК.

* * *

Порядок принятия решений по военно-промышленным вопросам, в основном установившийся с 60-х годов, демонстрировал единство и совместную работу всех главных подразделений советского ВПК. Окончательные решения обычно выходили в форме совместных постановлений ЦК партии и Совета министров СССР, которые несли на себе различные грифы секретности и в закрытом порядке рассылались заинтересованным ведомствам. Такими же специальными решениями высших органов власти оформлялись и любые изменения в политике, связанные с деятельностью ВПК. Однако этому предшествовала длительная работа целого ряда ведомств.

Проекты решений вырабатывались на начальной стадии теми научно-производственными подразделениями, которые занимались разработкой той или иной системы вооружения (некоторые технические заказы разрабатывались также научно-техническими организациями военного ведомства). Затем все заинтересованные министерства представляли свои предложения по проекту в Военно-промышленную комиссию, которая являлась главным координирующим органом всего комплекса. Комиссия прилагала немало усилий, стараясь согласовать положения документа с интересами и возможностями всех заинтересованных ведомств, научно-технических и научно-производственных организаций. Подготовленный комиссией окончательный вариант проекта затем направлялся в Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, где он подвергался дополнениям и корректировке и выпускался в форме совместной директивы главных органов партийно-государственного руководства. Такова была общая схема принятия решений в данной области в период "развитого ВПК", когда последний занимал лидирующее место в экономике СССР. Воссоздание Военно-промышленной комиссии в 2006 году, наряду в другими шагами в области обороны, свидетельствует о постепенном возрождении интереса российского руководства к военно-промышленным вопросам и сулит новые перспективы возрождения отечественного ОПК.

Ирина БЫСТРОВА
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН

Опубликовано в выпуске № 47 (213) за 5 декабря 2007 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя томский владимир
томский владимир
14 ноября 2011
Вопросы к Ирине Быстровой:как Госплан конкурировал с ВПК, какова правовая основа деятельности ВПК при СМ СССР, какие отношения между ВПК и оборонным отделом ЦК КПСС, регламент и нормативно-правовая основа работы и взаимодействия с гражданскими министерствами, другими силовыми структурами,спецслужбами и МИДом?Соотношение численности работающих на постоянной основе в Госплане ВПК.прошу ответить по эл.почте.
Аватар пользователя томский владимир
томский владимир
14 ноября 2011
Вопросы к Ирине Быстровой:как Госплан конкурировал с ВПК, какова правовая основа деятельности ВПК при СМ СССР, какие отношения между ВПК и оборонным отделом ЦК КПСС, регламент и нормативно-правовая основа работы и взаимодействия с гражданскими министерствами, другими силовыми структурами,спецслужбами и МИДом?Соотношение численности работающих на постоянной основе в Госплане ВПК.прошу ответить по эл.почте.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...