Версия для печати

Радары из Рязани

Червяков Александр
В переходный период военного авиастроения особенно актуальной становится задача обновления "боевого интеллекта" самолета - радиоэлектронного оборудования, в первую очередь, радаров. Способностью разрабатывать и выпускать современные бортовые радиолокационные системы обладают сегодня лишь несколько стран мира - Россия, США, Франция, Великобритания, Израиль, Италия, Швеция. Усилия в этом направлении предпринимаются в Индии и Китае. Все остальные государства, производящие боевую авиационную технику, устанавливают на свои самолеты импортные радары.

Александр Червяков
Фото пресс-службы ГРПЗ


ГРПЗ РАБОТАЕТ НАД СОЗДАНИЕМ РАДИОЛОКАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ 5-го ПОКОЛЕНИЯ


В переходный период военного авиастроения особенно актуальной становится задача обновления "боевого интеллекта" самолета - радиоэлектронного оборудования, в первую очередь, радаров. Способностью разрабатывать и выпускать современные бортовые радиолокационные системы обладают сегодня лишь несколько стран мира - Россия, США, Франция, Великобритания, Израиль, Италия, Швеция. Усилия в этом направлении предпринимаются в Индии и Китае. Все остальные государства, производящие боевую авиационную технику, устанавливают на свои самолеты импортные радары.
{{direct_hor}}
Одним из отечественных предприятий, специализирующихся на выпуске авиационного радиоэлектронного оборудования, в частности, бортовых радиолокационных систем (БРЛС), является ФГУП "Государственный Рязанский приборный завод" (ГРПЗ). Работая в тесном содружестве с ОАО "НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова", который является основным российским разработчиком БРЛС с электронным управлением лучом, на заводе разработали и внедрили современную технологию изготовления таких БРЛС. БРЛС с электронным управлением лучом имеют существенное преимущество перед применяемыми на современных отечественных и зарубежных истребителях поколения "4" и "4+" БРЛС с зеркальными антеннами или щелевыми антенными решетками. Они способны осуществлять программируемый обзор и одновременное сопровождение до десяти целей в широком секторе воздушного пространства, эффективно работать на фоне отражений от земной и водной поверхности, формировать лучи специальной формы и зоны с уменьшенным уровнем боковых лепестков в направлении помех. В одном радаре могут гармонично совмещаться разнообразные функции и режимы работы.

Для многофункционального истребителя Су-30МКИ, выпускаемого ОАО "НПК "Иркут", ГРПЗ серийно производит разработанную НИИП БРЛС нового поколения "Барс" с фазированной антенной решеткой. На сегодняшний день "Барс" - наиболее совершенная в мире серийная БРЛС, предназначенная для оснащения боевых самолетов. Она обладает рядом свойств, не имеющихся пока ни у одной из зарубежной БРЛС (в частности, американской станции с АФАР Нортроп Грумман AN/APG-77, предназначенной для установки на истребитель пятого поколения Локхид Мартин F/A-22A "Рэптор"). Например, с помощью "Барса" можно подсчитать число лопаток в компрессоре двигателя обнаруженного летательного аппарата и по этому признаку определить конкретный тип силовой установки и, следовательно, тип самого самолета противника. При этом параллельно с распознаванием станция продолжает обзор воздушного пространства и сопровождение ранее захваченных целей. В течение секунды "Барс" способен "составить портрет" пяти самолетов противника. И это не рекламные заявления, в достоверности которых еще только предстоит убедиться заказчику в ходе испытаний и экспериментов, а реально отработанный режим, проверенный на практике.

Еще одна уникальная способность "Барса" - одновременное сопровождение наземных и воздушных целей, что особенно важно для многофункционального самолета типа Су-30МКИ и других машин подобного класса. Все это требует сложнейшей "математики", обработки сигнала и многого другого, подпадающего под определение "технологии XXI века". Помимо истребителей Су-30МКИ "Барс" может найти применение и на ряде других машин семейства Су-27. В частности, эта БРЛС установлена на борт самолета Су-30МКМ.

Другой машиной, на которую может быть установлена БРЛС "Барс", является многофункциональный двухместный истребитель Су-35УБ - продолжение линии самолетов Су-27М, Су-35 и Су-37. Работы по его созданию ведутся в двух направлениях: с ориентацией на экспорт, а также для российских ВВС. БРЛС, предназначенная для Су-35 российских ВВС, может получить уже отработанные на ранних версиях "Барса" двухкоординатный привод антенны, обеспечивающий ее доворот по азимуту и стабилизацию по крену, а также более мощный выходной усилитель передающего канала, что значительно повысит боевой потенциал БРЛС. "Барс" может быть установлен и на перспективный корабельный двухместный многофункциональный самолет Су-27КУБ, проходящий в настоящее время летные испытания.

Следует отметить, что в ходе испытаний ранняя версия БРЛС "Барс" реально продемонстрировала способность обнаружения истребителей класса Су-27 на дальности более 330 км. Такие возможности под силу сегодня разве что специализированным самолетам ДРЛО - "Хокай", "Сентри" или А-50.

В настоящее время НИИП и ГРПЗ создали радиолокационную станцию с ФАР пассивного типа "Оса", предназначенную для установки на легкие многофункциональные боевые самолеты (МиГ-29УБТ, МиГ-АТ, Як-130 и др.). По подавляющему большинству характеристик "Оса" входит в класс лучших на сегодня мировых разработок БРЛС для легких истребителей, а при увеличении диаметра антенны с 460 до 620 мм ее характеристики по дальности обнаружения и сопровождения будут превышать соответствующие характеристики любой из существующих БРЛС данного класса.

Рязанский завод задействован практически во всех программах модернизации самолетов Су-27 и МиГ-29 как для дальнего зарубежья, так для России и стран СНГ. В частности, разработана НИИП и изготовлена на ГРПЗ двухдиапазонная антенная система (АС) с электронным управлением лучом "Перо", включающая ФАР Х-диапазона с оптическим питанием отражательного типа и ФАР L-диапазона проходного типа.

Радиоэлектронная система "Адъютант" с фазированными антенными решетками "Эполет" - еще один совместный продукт ГРПЗ и НИИП - обеспечивает применение современных российских ракет с радиолокационным самонаведением (Р-27, РВВ-АЕ и др.) практически на любом отечественном и зарубежном истребителе. Система существенно повышает боевую эффективность авиационных комплексов при использовании БРЛС предыдущих поколений, обеспечивая многоцелевую стрельбу (двумя-четырьмя ракетами по различным целям) и позволяет сопровождать ЛА противника в режиме сканирования. Применение "Эполетов" позволяет увеличить зону управления ракетами до +/-85 град., что значительно расширяет боевые возможности самолета при ведении воздушного боя.

Перспективным направлением работ ГРПЗ является подготовка и освоение производства радиолокационного комплекса истребителя пятого поколения.

ГРПЗ в течение почти 20 лет осуществляет серийные поставки разработанных НИИП БРЛС типа Ш101 для самолетов Су-27 и Су-30, производимых ОАО "КнААПО" и ОАО "НПК "Иркут" как для ВВС России, так и для зарубежных заказчиков. В результате модернизации, осуществленной совместными усилиями ГРПЗ и НИИП, расширены и улучшены характеристики БРЛС Ш101, добавлены новые режимы работы, осуществлена интеграция с новыми средствами поражения. В результате самолет Су-30 приобрел свойства многофункционального истребителя, способного с высокой эффективностью бороться не только с воздушными, но и с наземными и надводными целями.

К достижениям последнего времени следует отнести создание собственной бортовой вычислительной машины, которая уже интегрирована к конструкции НИИПовских радаров; ведутся работы по созданию многофункциональных интегрированных ответчиков, малогабаритных радиолокационных систем для сухопутных войск (например, многоцелевая армейская РЛС "Кредо" с антенной системой "Фара", транспортируемая одним человеком и прекрасно зарекомендовавшая себя в боевых условиях), а также систем обработки изображений и многоканальные лазерно-лучевые системы управления.

Однако сегодня ГРПЗ - это не только радиолокация, но и оптика. Работы по оптическим системам были начаты в Рязани более 10 лет назад, когда в стенах Рязанского радиотехнического института (ныне - Радиотехнической академии) началась разработка телевизионного прибора для анализа рентгеновских снимков. В дальнейшем были созданы оптические приборы, предназначенные для установки на боевой технике сухопутных войск (БТР и танках), а также кораблях ВМФ. Однако вуз, ориентированный, в первую очередь, на решение учебных задач, оказался не самым подходящим местом для полномасштабных разработок конкретных образцов военной техники, финансируемых из госбюджета. В результате группа специалистов-"оптиков" перешла на работу на ГРПЗ, где смогла более эффективно реализовать свой творческий потенциал.

Первоначально работы были сконцентрированы на создании оптических систем для вертолетов, однако позже началась разработка и самолетных систем. В настоящее время совместно с НИИП создается концепция интеграции в единый бортовой радиоэлектронный комплекс перспективного истребителя радиолокационных и оптических средств. Ведутся работы и по уникальным, выполненным с использованием элементов акустооптики многоцелевым лазерным системам управления. Завод планирует принять участие в тендере Минобороны России по созданию облика "борта" для всепогодного и всесуточного армейского вертолета нового поколения.

Специально для проведения работ в области оптических систем на предприятии создано отдельное структурное подразделение - научно-конструкторский центр видеокомпьютерных технологий (НКЦ ВКТ).

Сегодня на разработку новых изделий расходуется почти половина "интеллектуальных мощностей" предприятия. Его успехи были бы невозможны без хорошо продуманной кадровой политики. Завод весьма успешно взаимодействует с Рязанской радиотехнической академией, которая в основном и поставляет ГРПЗ молодых специалистов. Существует план открытия на ГРПЗ кафедры академии (своего рода "завода-ВТУЗа"), что позволит еще более приблизить уровень подготовки студентов к потребностям предприятия.

Александр ЧЕРВЯКОВ
генеральный директор Государственного Рязанского приборного завода

Опубликовано в выпуске № 39 (56) за 13 октября 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц