Версия для печати

Фельдфебеля в Вольтеры

СМИ и соцсети помогают бундесверу «целиться в голову противника»
Газетов Владимир Хоменко Вадим

В казармах имени генерала Делиуса, уютно разместившихся в старинном немецком городе Майене, произошли серьезные изменения, оставшиеся, впрочем, незамеченными широкой публикой. А ведь только реализация строительных проектов потребовала инвестиций в объеме 15 миллионов евро. Калькуляция дополнительных работ превысила 20 миллионов, понадобившихся для сооружения офисных помещений и трех жилых зданий. Переделка казарм потребовалась для расквартирования Центра оперативной коммуникации бундесвера (ZOpKomBw).

В казармах имени генерала Делиуса, уютно разместившихся в старинном немецком городе Майене, произошли серьезные изменения, оставшиеся, впрочем, незамеченными широкой публикой. А ведь только реализация строительных проектов потребовала инвестиций в объеме 15 миллионов евро. Калькуляция дополнительных работ превысила 20 миллионов, понадобившихся для сооружения офисных помещений и трех жилых зданий. Переделка казарм потребовалась для расквартирования Центра оперативной коммуникации бундесвера (ZOpKomBw).

Он создан более года назад «для развертывания активной деятельности в информационном пространстве, аудиовизуального сопровождения немецких войск за рубежом, изготовления медиапродукции» пропагандистского характера. Руководство центром осуществляет полковник Кристиан Бадер, в прошлом командовавший батальоном 950 (OpInfoBtl 950), предназначенным исключительно для ведения психологической войны. Одновременно Бадер возглавляет Силы оперативной коммуникации (OpKomBw). Большинство солдат расформированного батальона продолжают привычную службу под крышей нового центра, названного командующим территориального командования в Берлине генерал-майором Гансом-Вернером Вирманном «уникальным по своей компетентности».

Фельдфебеля в Вольтеры

В немецкой армейской лексике термин «оперативная коммуникация» охватывает все меры и методы воздействия на поведение противоборствующих вооруженных сил и гражданского населения в условиях военной операции. Понятие употребляется сегодня в контексте психологической войны. Бытовавшие ранее термины «психологическая защита» и «оперативная информация» практически вышли из обращения. Основной причиной этого является то, что использование военной силы происходит не на уровне прямого вооруженного конфликта, а во всевозможных миротворческих и антитеррористических акциях под эгидой ООН в кризисных регионах. К тому же бундесвер задекларировал обязательство «не распространять ложную информацию», а ограничиваться воздействием на общественное мнение только путем распространения «селективной информации», чтобы, согласно своей официальной доктрине не потерять доверие населения в горячих точках.

Силы оперативной коммуникации представляют собой род войск Объединенных сил обеспечения бундесвера (Streitkraftebasis). Центр оперативной коммуникации подчиняется командованию территориальных войск бундесвера (Kommando Territoriale Aufgaben der Bundeswehr). Главной задачей Сил оперативной коммуникации является воздействие коммуникативными средствами на поведение и установки войск противника, враждебных участников конфликтов и гражданского населения для создания лучших условий проведения военных операций. «Мы ищем высказывания на определенные темы влиятельных группировок, знакомимся с изменением позиции прессы, смотрим, как реагируют люди на развитие событий, – рассказывает полковник Бадер. – СМИ и средства массовой коммуникации расширяют спектр наших возможностей».

Войсковые цвета Сил оперативной коммуникации лимонно-желтые, цвет берета кораллово-красный. Силы оперативной коммуникации обладают собственным знаком на берете. В венке из дубовых листьев размещены две стилизованные косые балки, сквозь которые с извивами пробивается стрела, символизирующая путь информации, преодолевающей все преграды.

Благодаря современным системам коммуникации процесс обмена информацией происходит без пространственных и временных ограничений. Событие в регионе конфликта, запечатленное на мобильный телефон и без задержки получившее отражение в социальных сетях, может вызвать мгновенную реакцию в любом месте планеты. Поэтому принятие военных решений всех уровней опирается на так называемый фактор информации. Это и образует новый круг задач Сил оперативной коммуникации бундесвера, применяющих специальные знания в области восприятия, распространения и воздействия информации.

Центр, именуемый «коммуникативным мультиинструментом ВС Германии», используется командованием для анализа и проведения целенаправленных информационных мероприятий. Он способен просчитать ситуацию, оценить и определить возможности и риски на всех уровнях управления, обеспечить запланированный эффект. Своей профессиональной экспертизой центр поддерживает военное командование национальных и международных вооруженных сил в местах дислокации частей бундесвера за рубежом. Во времена кризисов и конфликтов «коралловые береты» «создают точную картину положения в интересующих бундесвер регионах посредством непрерывного наблюдения и анализа мнений, оценок и представлений населения в целом и отдельных действующих лиц».

Командование не ограничивает участие Сил оперативной коммуникации в вооруженном конфликте советами командиру войсковой части. На основе анализа взглядов и настроений местных жителей центр осуществляет массированное информационное воздействие на определенные целевые группы населения с помощью печатной, аудиовизуальной и иной медиапродукции.

Для успешного выполнения этой миссии в центре сформирован необходимый штат «академически образованных специалистов» различных сфер гуманитарной деятельности – политологии, социологии, психологии, антропологии, культурологии, журналистики, рекламы и связей с общественностью, веб-дизайна. Почти тысяча сотрудников центра постоянно заняты анализом информационного ландшафта – СМИ и социальных сетей «в фактических или потенциальных районах боевых действий бундесвера». Полученные сведения незамедлительно передаются для принятия управленческих решений. Так, в основе принимаемого федеральным правительством решения об обучении солдат некоего африканского государства может оказаться полученная из центра информация о наличии в составе местных вооруженных формирований скрытых наемников. «Достигнутые результаты анализа, – утверждается в официальном пресс-релизе, – соответствуют по степени детализации требованиям военного руководства».

Руководитель центра уверенно заявляет, что «поисковые способности, региональная экспертиза, системный анализ – это наши фирменные товарные знаки». В свою очередь мониторинг результатов психологического воздействия позволяет фиксировать любые изменения в настроении местных жителей, корректируя по мере надобности идеологическую направленность, форму и содержание дальнейших пропагандистских медиаатак.

Сотрудники центра столь деятельно приступили к исполнению служебных обязанностей, что у военных экспертов возникло ощущение определенного дублирования ими функций войсковой разведки сухопутных сил (Heeresaufklarungstruppe), а именно ее подразделения, имеющего обозначение FNKr. (Feldnachrichtenkrafte). Эта полевая разведслужба получения информации специализируется на работе с местным населением, опросах жителей, обработке и анализе трофейных или перехваченных документов, допросе военнопленных, ведении агентурной разведки. Целью FNKr. также является «определение взглядов, настроений и идейных установок комбатантов противостоящих государств или иностранного гражданского населения». Но в отличие от Сил оперативной коммуникации, по нашему мнению, подразделения FNKr. даже не пытаются оказывать психологическое воздействие на поведение и установки целевых групп. Неожиданным можно считать признание руководства центра в том, что он «не ограничивается поддержкой только текущей военной операции. При изучении возможностей возникновения кризисов мы анализируем и оцениваем положение на всех интересующих бундесвер территориях».

Картина информационного пространства, над созданием которой денно и нощно трудятся сотрудники центра, дополняется материалами из открытых источников. «Мы целенаправленно разыскиваем высказывания влиятельных акторов по соответствующим темам, фиксируем складывающуюся в СМИ точку зрения по определенной проблеме, изучаем восприятие людьми сути происходящих событий». Для этого, с гордостью отмечают сотрудники центра, приходится использовать содержание пакистанских телеграфных агентств, малийских газет и твитов косоваров.

Современные источники информации, к которым причисляются социальные медиа, особенно важны для точного понимания настроений населения, их динамики, специфики происходящих в обществе процессов. Бундесвер планирует сопровождать все оперативные действия за границей мониторингом соцсетей. Для этого пришлось провести значительные научно-исследовательские работы с привлечением гражданских и военных специалистов.

Несколько месяцев назад отчетливо прозвучали первые упоминания проекта WeroQ («Извлечение информации из открытых источников»). Затем стало известно о планах военных организовать системное наблюдение за социальными медиа в местах проведения зарубежных операций бундесвера. Сначала изучался вопрос о реалистичности такого мониторинга. В соответствии с программой военно-технических исследований и технологий (F&T) федеральный департамент бундесвера по оборудованию и информационной технике (BAAINBw) приступил к реализации проекта F&T WeroQ. Прежде всего этот проект направлен на идентификацию IT-технологий, пригодных к использованию возможностей сбора нужных сведений из открытых источников. Полученные таким путем данные интегрируются в информационную систему управления бундесвера (FuInfoSys). Запланированные работы по проекту должны быть закончены к декабрю 2016 года и обойдутся германскому налогоплательщику в 1,35 миллиона евро.

Министерство обороны поручило исследовательскому институту коммуникации, обработки информации и эргономики (FhG FKIE), входящему в знаменитое Фраунгоферское сообщество, проработать перспективу соединения преимуществ WeroQ с возможностями продукта IBM Content Analytics, применяемого для обработки большого массива текстовой информации и позволяющего выделить определенные сущности и взаимосвязи между ними, произвести классификацию и в результате достаточно точно оценить эффективность собственных информационно-психологических акций.

Была выявлена потребность в IT-технологиях глубинного анализа текста. При этом интерес германских специалистов вызвал хорошо зарекомендовавший себя в США проект OSINT (Open-Source Intelligence – «Разведка в открытых источниках»). На одном из пропагандистских семинаров, посвященных обсуждению достоинств метода OSINT-анализа, отмечалось, что внедрение современных IT-технологий позволит обеспечить достижение целей полиции, разведслужб и вооруженных сил в повышении качества и точности информационного анализа.

По проекту CD&E («Разработка концепции и экспериментирование») принимаются меры для оптимизации анализа информационного пространства на базе открытых, доступных источников в Интернете: социальных сетей, форумов, видеопорталов, электронных архивов и др. В документе НАТО Concept for a SocialC2IS – Bridging the Heterogeneity of People and IT называется имя немецкого исследователя Михаэля Вундера, ведущего разработку «целого ряда платформ, способных структурировать информацию, полученную из открытых источников, таких как Facebook, Google Maps, Google Earth, Wikis, Twitter». По сути мониторинг социальных медиа означает поиск в Интернете всех упоминаний заданных понятий и терминов. Среди веб-инструментов подобного мониторинга особой популярностью пользуется аналитический сервис Talkwalker, способный найти каждое упоминание в сети указанного в настройках слова. Отфильтрованный по дате и эмоциональному окрасу упоминаний Talkwalker легко находит всю необходимую информацию в блогах, новостных лентах, обсуждениях и статьях, фиксируя стремительность распространения контента среди пользователей. C помощью Talkwalker можно определить путь информации в разных странах и на любых языках, а аффилированная с ним Virality Map помогает выявить скрытые PR-рычаги и пружины, которые сделали ее популярной.

Усилия сотрудников Центра оперативной коммуникации по сбору информации из открытых источников не ограничиваются участием в перечисленных проектах. В последнее время активно исследуются возможности применения для качественного анализа социальных медиа инструментов близких сфер деятельности. Речь идет о применяемых в гражданском рыночном хозяйстве и хорошо известных экономистам и бизнесменам программах Textrapic и Brandwatch. Первая из них была создана институтом GRAWIS университета в Ростоке и используется в научных целях для визуализации значительных объемов текстовых данных. С ее помощью, считает разработчик программы Стефан Пфорте, можно «извлекать смысл из текстов». Brandwatch поставляет обработанные данные, полученные из социальных сетей. Центр оперативной коммуникации генерирует информацию, отобранную с помощью этой программы, различными способами. Наряду с гордостью его сотрудников – собственным программным роботом Crawler, предназначенным для поиска новых общедоступных ресурсов с занесением их в память поисковых машин и именуемым здесь «пауком», используются партнерские отношения с такими поставщиками данных как GNIP и APIs.

Интересно, что и Центр коммуникативной информации бундесвера, и Федеральная разведывательная служба ФРГ (BND) с ее программой Echtzeitanalyse von Streaming-Daten («Поточный анализ данных в режиме реального времени») продекларировали полное отсутствие интереса к информации об отдельных гражданах. Эти заявления были сделаны для успокоения общественности, встревоженной бесцеремонным вмешательством государственных структур в личную жизнь. Журналист новостного портала heise online Детлеф Борхерс сообщает «о желании BND потратить 300 миллионов евро на мониторинг социальных сетей» и стремлении оппозиционных депутатов помешать этому.

Правительство Германии поначалу утверждало, что возможность сбора информации в социальных сетях даже не рассматривается. Лишь недавно депутат бундестага А. Хунко сообщил о готовности программного обеспечения соответствующих служб бундесвера к вторжению в социальные медиа. Оппозиционный депутат заявил о недопустимости допуска BND к подобным технологиям.

С озабоченностью взирают в Берлине и Майене, пишет газета Die Zeit, «на попытки американцев навязать НАТО прежние методы для борьбы с пропагандистским наступлением России». Даже проамерикански настроенная Урсула фон дер Ляйен, министр обороны ФРГ, была шокирована публичным заявлением командующего Европейского командования ВС США и Верховного главнокомандования ОВС НАТО в Европе генерала Филипа Бридлава о намерении ВС России взять штурмом Киев. Поэтому, по мнению газеты, американцы, требовавшие большей пропагандистской активности бундесвера, получили отказ. В Майене разделяют мнение руководства: «Полуправда или ложь были бы смертельным ударом по доверию к нам. Это абсолютный тупик. Мы в этом не участвуем».

Владимир Газетов,
кандидат исторических наук, профессор Военного университета МО РФ
Вадим Хоменко,
кандидат педагогических наук, профессор Военного университета МО РФ

Опубликовано в выпуске № 1-2 (616-617) за 27 января 2016 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц