Версия для печати

Погранслужба переходит на контракты

Дмитриев Борис
Пограничная служба, входящая сегодня в состав ФСБ России, продолжает реформироваться. Что меняется в подходах к организации охраны границы? Эта тема и стала основной в беседе корреспондента "ВПК" с первым заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковником Мансуром ВАЛИЕВЫМ.


ФОРМИРУЕТСЯ НОВЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ


Пограничная служба, входящая сегодня в состав ФСБ России, продолжает реформироваться. Что меняется в подходах к организации охраны границы? Эта тема и стала основной в беседе корреспондента "ВПК" с первым заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковником Мансуром ВАЛИЕВЫМ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ВАЛИЕВ Мансур Масгутович


Заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Мансур ВАЛИЕВ.
Родился 6 декабря 1950 г. в городе Нукусе Каракалпакской АССР. В 1972 г. окончил Московское высшее пограничное командное училище. С 1972 по 1977 гг. проходил службу на должностях заместителя, начальника пограничной заставы Керкинского пограничного отряда Среднеазиатского пограничного округа. После окончания Военной академии им. М.В.Фрунзе в 1980 г. возвратился в Среднюю Азию, где проходил службу на различных командных должностях (от коменданта пограничной комендатуры до начальника Московского пограничного отряда). Неоднократно выполнял задания на территории Афганистана. С 1991 по 1995 гг. проходил службу в Краснознаменном Забайкальском пограничном округе. С 1995 по 1998 гг. - начальник Оперативной группы Пограничных войск РФ в Туркмении. После этого возглавлял Забайкальское, а затем Дальневосточное региональные управления ФПС России. С июля 2003 г. - первый заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета", медалями, удостоен почетного звания "Заслуженный пограничник Российской Федерации". Женат. Имеет двух дочерей.


- Мансур Масгутович, какой в идеале вам видится российская граница?

- Граница должна быть открытой для взаимовыгодного экономического сотрудничества, развития международных и приграничных связей, но закрытой для трансграничной противоправной деятельности и обеспечивающей при этом защиту национальных интересов на государственной границе. Новый облик нашей государственной границы формируется в соответствии с концептуальными подходами к реализации внешней и внутренней политики государства. При этом подходы к защите и охране государственной границы и принимаемые для этого политические, организационно-правовые, дипломатические, экономические, оборонные, пограничные, разведывательные, контрразведывательные, оперативно-розыскные, таможенные, природоохранные, санитарно-эпидемиологические и иные меры, а также формы и способы охраны государственной границы должны быть многовариантны. Они зависят от характера межгосударственных отношений и степени проявления угроз пограничной безопасности государства на том или ином направлении.

Иными словами, с одной стороны, граница должна быть рубежом принуждения к порядку, с другой - обеспечивать и защищать права человека, общества, государства, способствовать экономическому, информационному, культурному сотрудничеству сопредельных государств, нормальному человеческому общению.

- Основные усилия по обустройству границы сосредоточены сегодня на Северном Кавказе. А что происходит на границе с Казахстаном? Ведь это тысячи и тысячи километров, на которых раньше не было пограничных застав...

- Общая протяженность границы Российской Федерации с Республикой Казахстан составляет 7548,1 км, из них: сухопутной - 5964,6 км, речной - 1516,7 км, озерной - 66,8 км. К охране государственной границы с Казахстаном пограничные органы приступили в 1996 году. На сегодняшний день на российско-казахстанском участке сформированы и осуществляют оперативно-служебную деятельность по охране государственной границы четыре Региональных пограничных управления ФСБ России - по ЮФО (Ростов-на-Дону), ПриФО (Нижний Новгород), УрФО (Екатеринбург), СибФО (Новосибирск) и девять Пограничных управлений ФСБ России (по Волгоградской, Саратовской и Самарской, Оренбургской, Челябинской, Курганской и Тюменской, Омской, Новосибирской областям, Республике Алтай, Алтайскому краю). В настоящее время процесс формирования пограничных органов продолжается.

В дальнейшем, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)", на российско-казахстанском участке предусмотрено построить 443 объекта (в том числе служебного жилья - 216). Планируется строительство и реконструкция 417 сооружений для визуального и технического наблюдения и контроля; 60 км дорог с улучшенным покрытием; 40 мостов из сборных металлических и железобетонных конструкций.

- Наши пограничники ушли из Таджикистана. В этой связи есть опасение значительного роста контрабанды наркотиков из Афганистана. Что делается для того, чтобы не допустить этого?

- Передача российскими пограничниками функций по охране границы с Афганистаном Комитету по охране государственной границы Республики Таджикистан (КОГГ РТ) осуществлена в рамках межправительственных соглашений между двумя странами. Но это не значит, что мы оставили таджикских коллег один на один с наркоугрозой. В соответствии с договоренностями на постоянной основе там остается Оперативная пограничная группа, которая будет осуществлять координацию действий и выполнять советнические функции. На прошедшем 20 октября в Душанбе совещании руководителей пограничных ведомств стран СНГ подготовлен план совместных мероприятий пограничных ведомств государств-участников Содружества в борьбе с международным терроризмом, контрабандой наркотиков и незаконной миграцией в Центрально-Азиатском регионе в 2006 году. В рамках содействия продвижению инициативы РТ по созданию антинаркотической коалиции государств, в первую очередь граничащих с Афганистаном, а также стран, расположенных на основных маршрутах доставки наркотиков, в том числе с целью укрепления внешних антинаркотических "поясов безопасности" по периметру Афганистана, был разработан и осуществляется совместно с таджикской стороной комплекс мероприятий по борьбе с международным терроризмом, контрабандой наркотиков и незаконной миграцией.

В рамках межгосударственных договоренностей подразделения Пограничной службы ФСБ России приняли активное участие в организации и проведении оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций "Граница-заслон", "Незаконный мигрант", "Канал", "Путина", "Граница-рубеж", "Заслон", "Лес" и других. С 24 по 31 октября в 30 российских областях проводились оперативно-профилактические мероприятия в рамках первого этапа операции "Канал-2005", в ходе которого были задействованы свыше 40 000 сотрудников ФСКН, МВД, ФСБ и ФТС России и выявлено около 3732 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Всего в результате проведения первого этапа "Канала-2005" из незаконного оборота изъято более 6781 кг различных наркотиков, из них 94,1 кг героина, более 1200 кг марихуаны. Кроме того, изъято более 32 тонн прекурсоров. При этом сотрудники Пограничной службы ФСБ изъяли свыше 1035 кг наркотических средств и психотропных веществ.

В настоящее время проводится второй этап операции "Канал-2005". В соответствии с решением Совета командующих Пограничными войсками государств - участников СНГ пограничными ведомствами Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана 12-17 сентября проведена совместная специальная пограничная операция "Пограничное братство-2005" с целью противодействия проникновению через наши границы с территории Афганистана средств террора, наркотиков и нелегальных мигрантов. В ходе совместных действий были задержаны 506 нарушителей границы, 79 нарушителей режима границы, 240 нарушителей пограничного режима, 23 человека, находящихся в розыске, 168 лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Изъято наркотических средств более 409 кг, огнестрельного оружия - 126 ед., холодного оружия - 5 ед., боеприпасов - 1113 шт. Уничтожено посевов конопли - 0,2 га, дикорастущей индийской конопли - 8,5 тыс. кустов, культивированной индийской конопли - 1,5 га (2000 кустов), выявлено 66 фактов контрабанды.

В целом подразделения пограничных органов ФСБ в течение этого года осуществляли целенаправленную работу по выявлению, предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ через государственную границу: по их информации было изъято наркотических средств и психотропных веществ 9410,538 кг на сумму более 275 млн. рублей (около 21 млн. разовых доз наркотиков).

- Одна из главных задач, которая стоит сейчас перед пограничниками, - охрана морских биоресурсов. Удается ли эффективно противодействовать браконьерам?

- Решение задач по обеспечению охраны биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, а также по осуществлению государственного контроля в этой сфере Указом президента РФ от 29 августа 1997 г. №950 возложено на пограничную службу. С этого периода действительно охрана морских биологических ресурсов является приоритетной в деятельности всей Пограничной службы. Только за 11 месяцев этого года пограничными органами задержано 596 судов, осуществляющих незаконный промысел или допустивших нарушение правил ведения промысла. Решениями судебных органов конфисковано 8 судов, сумма наложенных штрафов составила 181 353,76 тыс. руб. и 28,68 тыс. долларов США. Изъято 1437 тонн незаконно добытой морепродукции, стоимость переданной на реализацию продукции рыбного промысла составила 23 515,31 тыс. рублей. Предъявлено исков за причиненный ущерб на сумму 17 498, 31 тыс. руб.

Но масштабы браконьерства не уменьшаются практически по всем регионам. Причин здесь несколько, и они разноплановые. Прежде всего это недостаточное материально-техническое оснащение органов охраны. Хочется также сказать о тенденции сокращения общей численности корабельно-катерного состава. Уже сегодня она превышает темпы строительства новых кораблей. А для поддержания корабельного состава на достаточном уровне необходимо обеспечить получение от промышленности 6-8 служебно-боевых кораблей и 20-25 катеров в год. Реализация этой задачи потребует значительного увеличения финансовых средств, но требуемые суммы не сопоставимы с ущербом, наносимым нашему государству бесконтрольным выловом морских биологических ресурсов. Справочно можно отметить следующее: общая численность корабельного состава составляет 600 ед. (корабли - 133 ед., катера - 434 ед., суда - 33 ед.). На сегодняшний день 26% кораблей (42 ед.), 44% катеров (95 ед.) и 66% малых пограничных катеров (121 ед.) выслужили установленные сроки эксплуатации и требуют замены.

Нельзя не сказать и о несовершенстве системы распределения квот, бюрократических препятствиях, создаваемых чиновниками при сдаче рыбаками рыбопродукции в наших портах...

- Мансур Масгутович, а как обстоят сегодня дела на российско-китайской границе?

- Российско-китайский участок государственной границы - второй по протяженности из всех границ с сопредельными государствами и составляет свыше 4 тысяч километров. В ходе визита Владимира Путина в Пекин в октябре 2004 года был подписан исторический договор о границе, снявший взаимные территориальные претензии, осложнявшие двусторонние отношения на протяжении последних четырех десятилетий. В апреле нынешнего года российское правительство одобрило дополнительное соглашение о госгранице РФ и КНР на ее восточной части (по островам Большой, Тарабаров и Большой Уссурийский) и внесло документ на ратификацию в Госдуму. Демаркация границы будет проведена в следующем году.

В настоящее время обстановка на участках государственной границы России с КНР является стабильной и контролируемой. Развивается сотрудничество по пограничным вопросам с китайской стороной, расширяется взаимодействие российских и китайских приграничных регионов. В связи с расширением экономического сотрудничества между нашими странами значительно вырос товарооборот, что во многом накладывает отпечаток на оперативно-служебную деятельность пограничных органов ФСБ России. На фоне активного использования имеющихся 21 грузопассажирских и 3 грузовых пунктов пропуска через границу, в которых проходит пограничное оформление более 350 тысяч транспортных средств в год (в среднем), властями приграничных районов России и КНР продолжается деятельность по созданию новых транспортных коридоров. Это еще раз доказывает, что линия стратегического партнерства наших государств рассчитана на долгосрочную перспективу.

- А как пограничные заставы оснащаются современными техническими средствами?

- В первую очередь позвольте кратко остановиться на концептуальных вопросах. Основные усилия органов технического развития были направлены на определение перспектив технического оснащения пограничных органов на долгосрочный период и на организацию их практической реализации. Выработана общая концепция вооружения пограничной службы, на основе которой сформированы Программа вооружения пограничной службы ФСБ России на долгосрочный период и Перечень перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Пограничной службе ФСБ России на период до 2015 года.

Важной особенностью нашей работы является использование достижений современной науки и технической мысли, прежде всего в области инженерно-технического обеспечения охраны государственной границы, а так же в направлении развития вооружения, военной и специальной техники. В 2006 году планируется открыть 17 новых НИОКР, направленных на создание перспективных технических средств и автоматизированных систем контроля обстановки путем интеграции существующих и вновь разрабатываемых стационарных и мобильных (носимых) оптических, электронно-оптических, сигнализационных, радиолокационных, прожекторных, сейсмических, тепловизионных и других средств наблюдения, а также источников космического и воздушного базирования навигации, связи и автоматизации в единый универсальный комплекс технических средств.

В большей степени решены вопросы обеспечения собственной безопасности пограничной заставы с использованием технических средств, так как в данной области мы имеем широкий спектр различных технических средств отечественного производства. В настоящее время проводится работа по поиску и принятию на снабжение перспективных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники. При этом в практическую плоскость реализации перешли вопросы отказа от систем и комплексов заградительного типа; решения ряда задач инженерного обеспечения (строительство и поддержание дорог, контролирующих средств, строительство вертолетных площадок, оборудование объектов пожарно-охранной сигнализацией и т.д.) силами сторонних организаций на договорной основе; увеличены объемы средств, выделяемых пограничным управлениям ФСБ России для децентрализованной закупки технических средств с учетом особенностей складывающейся обстановки и условий регионов.

Основными направлениями технического обеспечения развития Пограничной службы ФСБ России будут:

- во-первых, поэтапное развертывание на участках государственной границы новейших средств вооружения, а именно: автоматизированных систем контроля обстановки, управления силами и средствами, обеспечения собственной безопасности; информационных подсистем и ситуационных центров пограничных органов, осуществляющих сбор и обработку (накопление, обобщение, анализ) информации, необходимой для организации охраны государственной границы; автоматизированных систем сбора, хранения и обработки информации о проследовавших через границу РФ лицах, транспортных средствах, товарах и грузах (в рамках создания и развития государственной автоматизированной системы изготовления, оформления и контроля документов новых образцов, и государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения;

- во-вторых, разработка и строительство многофункциональных кораблей, катеров и патрульных судов, оснащенных современными техническими средствами надводного и воздушного освещения обстановки, навигации и связи.

При непосредственном участии пограничных органов сформированы предложения Пограничной службы ФСБ России в проект государственного оборонного заказа по вооружению, военной и специальной технике на 2006 год. Как видите, в рамках пограничной деятельности важное место занимает работа по определению перспектив технического оснащения пограничных органов ФСБ на долгосрочный и ближайшие периоды, а также организация их практической реализации.

Подтверждением государственной заботы о пограничных проблемах является принятие 29 апреля 2005 года правительством Российской Федерации Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2005-2010 годы)", а также целого ряда важнейших решений в течение прошедших лет и текущего года.

- А как этот процесс проходит на Северном Кавказе - в регионе, требующем особого внимания?

- Следует отметить, что за последнее десятилетие южный регион переместился в группу территорий, требующих особого внимания. Основная цель, преследуемая нарушителями режимов, используемых в интересах охраны государственной границы на южном направлении, связана с незаконной хозяйственно-бытовой деятельностью в отношении морских биологических ресурсов. Одновременно необходимо поставить прочный заслон для нарушений, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотиков, подготовкой террористических актов, и на всех участках границы.

Мы исходим из такого тезиса: сосредоточение усилий и ресурсное обеспечение выполнения оперативно-служебных задач подразделениями Пограничной службы, выбор вариантов организации охраны государственной границы, структура системы охраны должны соответствовать обстановке на рассматриваемых направлениях. Поэтому вопрос технического оснащения наших подразделений и оборудования участков государственной границы в Северо-Кавказском регионе является одним из приоритетных в деятельности руководства Пограничной службы ФСБ России.

Южные рубежи могут рассматриваться не только как основные направления борьбы с нарушителями границы, террористическими организациями и трансграничной преступностью в целом, но и как своеобразный полигон, где осуществляется "обкатка" перспективных образцов техники и проверка жизненности предложений отечественного научно-технического комплекса в целом. В рамках указанной Федеральной целевой программы в 2006 году запланировано проведение на конкурсной основе ряда научных мероприятий, направленных на обеспечение автоматизированной системы освещения обстановки на одном из участков южной границы.

- На Северном Кавказе Пограничная служба переходит на контрактный способ комплектования частей и соединений. А как обстоят дела на других участках границы?

- Пограничные органы ФСБ России, дислоцирующиеся в Северо-Западном федеральном округе, Арктическом и Северо-Восточном регионах (за исключением морских частей) переходят к комплектованию на профессиональной основе с 1 января 2006 года. Военнослужащие по призыву в данных регионах продолжат нести службу до увольнения, то есть до 1 июня 2006 года.

Пограничные органы, охраняющие государственную границу с Украиной и Казахстаном, комплектуются военнослужащими по контракту с 1997 года. В Южном федеральном округе военнослужащими по контракту комплектуются с 2006 г. только воинские части, определенные постановлением правительства РФ "О Федеральной целевой программе "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы". Пограничные органы на остальных участках границы комплектуются смешанным способом, то есть по призыву и контракту, но с планомерным сокращением численности военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Борис ДМИТРИЕВ

Опубликовано в выпуске № 49 (116) за 28 декабря 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...