Версия для печати

В обход Босфора

Проект, интересовавший Сталина и Брежнева, будет осуществлен
Чичкин Алексей

В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.

В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединенными Штатами она включена в антииранские санкции.

Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889–1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.

Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.

Дело в том, что свыше половины объема внешней торговли России осуществлялось этим путем. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Черное море и соответственно к берегам империи.

В обход Босфора
Фото: google.com

Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остается одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США. Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.

Первая мировая война, естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период ее противостояния с Антантой и Грецией (1919–1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР.

С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – ее участие в плане «Топливо», проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Черное море.

Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «О дружбе и границе», по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.

Тегеран-43. Неизвестный сюжет

С середины апреля 1941-го Турция под разными предлогами затрудняла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, подвергшейся фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции в период Великой Отечественной войны (по крайней мере до 1944 года включительно). Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий – Персидский залив. Проект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви.

Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.

Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945–1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий – Персидский залив. Но с другой – попытки СССР в тот же период «присоединить» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Потому о проекте забыли на долгие годы. Тем более что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.

Подготовка почвы

Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала. Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с Шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий – Персидский залив. Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.

Тем не менее в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с ее соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963-го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

А в июне 1965-го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит Шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968-го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…

В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединенных Штатов и их союзников по НАТО. Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974–1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».

Примечательно, что с осени 1975-го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. Правда, Вашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американская позиция по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

В Тегеране не решались полностью игнорировать позицию США. Как-никак до 70 процентов ежегодного объема экспорта иранской нефти направлялось за океан, а доля Соединенных Штатов в иностранных инвестициях в Иране превышала 40 процентов. Вдобавок поставки из США минимум на 60 процентов покрывали потребности вооруженных сил Ирана в вооружениях и боеприпасах. А в целом доля стран НАТО в обеспечении иранской армии достигала 85 процентов.

Одновременно Турция со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50 процентов ежегодного объема экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. А во-вторых, реализация проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным для СССР по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

Все это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров Шахиншаха в Москве в октябре 1972-го и А.Н. Косыгина в Тегеране в марте 1973-го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров. Но правовую и технологическую базу для будущего строительства все же расширяли: в ходе этих визитов в дополнение к упомянутым соглашениям 1963 года были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».

Всего за 60–70-е годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.

Вашингтон, Лондон и Анкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972–1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через СССР. Эти поставки должны были начаться с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные события в Иране привели к «консервации» проекта.

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив, чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на все более активное противодействие США и НАТО. Хотя, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях, поэтапно готовилась правовая, экономическая и технологическая почва.

Время строить

Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана и в отличие от шахского периода в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020-х.

Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов. Правда, все это хоть и многообещающая, однако все же пока лишь перспектива.

Еще в 1996–1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь ее инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Наша сторона в принципе одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия. Тогда же была достигнута договоренность об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы. В 1998-м была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО.

Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5–6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2–1,4 и 1,4–1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

В ходе совещаний в начале 2000-х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты ее технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «…Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута». Но проект образования такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи так и остался на бумаге. По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова, чертежи, технологии, расчеты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии, однако дело так с места и не сдвинулось.

Отмечено также, что по мнению «многих ученых, в числе которых д.т.н., профессор Шихсаид Абдуллаев, на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Более того, использование разработок известного российского конструктора Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». Тем более что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, способствуют более тщательному изучению вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

Опубликовано в выпуске № 3-4 (618-619) за 3 февраля 2016 года

Аватар пользователя Илья
Илья
02 февраля 2016
Всего-то 750 километров! А физическую карту не хотите посмотреть, с указанием высот? Будет интересно.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
03 февраля 2016
Илья, строительство канала считалось возможным еще в конце 19 века. Неужели в настоящее время изменился рельеф или произошел технологический регресс?
Аватар пользователя Евгений
Евгений
03 февраля 2016
Это что, новый жанр фантастики? Экономическая альтернативная фантастика.) И если приплести Сталина, шаха Ирана, Брежнева и Косыгина, то сразу все поверят, что именно так и было! Фубытьтаким.
Аватар пользователя александр
александр
03 февраля 2016
400 км по руслам рек а остальная часть пути большинство равнина
Аватар пользователя Павел
Павел
03 февраля 2016
Эти проблемы были и в ряде других проектов такого рода в мире. И решались. Проект вполне важный, недаром его разрабатывали многие десятилетия.
Аватар пользователя Павел 2
Павел 2
03 февраля 2016
Недаром паразиты все силы кидали на торможение строительства! Вот где доказательство!
Аватар пользователя Игорь
Игорь
04 февраля 2016
Для чего мелочится давайте построим канал с востока на запад, ну например с Владивостока до Севастополя. Не знаю нужен ли он но попилить можно будет еще больше. Или подземный туннель прямо в латвийскую Америку сквозь планету. Вот где будут миллиарды откатов
Аватар пользователя Николай
Николай
04 февраля 2016
После постройки сразу же раздружимся - деньги на ветер.
Аватар пользователя Светлана Шукова
Светлана Шукова
04 февраля 2016
На сохранение зависимости от Босфора будет направлено всё возможное, прямо и косвенно. Канал - проект сверхсложный и затратный, но уже по географ. причинам он очень важен для РФ. Ирана, многих других стран.
Аватар пользователя схимник
схимник
04 февраля 2016
либеральную оппозицию на рытье канала..
Аватар пользователя Trimbombom
Trimbombom
04 февраля 2016
Шикарно и недорого. Пока не рассорились с Ираном, надо начитать и обезопасить предприятие соглашениями и договорами.
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
05 февраля 2016
Судоходные каналы строились до 19 века, как безальтернативный водный транспорт. При появлении железнх дорог, строительство каналов прекратилось повсеместно.- строить долго и безпредельно дорого каналы, с медленным транспортными скоростями нет уже никакой обосновонности. Вот построить скоростную ж/д магистраль для контейнеровозов по данному маршруту необходимо и срочно.
Аватар пользователя Александр
Александр
05 февраля 2016
Прежде всего надо решить что будем перевозить, в каких объемах и кому? Не проще ли по территории Ирана построить железную дорогу, а через Каспий пустить несколько больших железнодорожных/автомобильных паромов?
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
06 февраля 2016
По поводу преимущества железных дорог - упоминаемые в статье Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы построены отнюдь не в 19 веке. Сегодня строится Никарагуанский канал (дублёр Панамского). И у нас северный завоз осуществляется СЕЗОННО по водным путям, а НЕ всесезонным ж-д транспортом. И СевМорпуть умирать не собирается.
Аватар пользователя Николай
Николай
07 февраля 2016
как только перестанем давить тушки гусей бульдозерами-так и начнём рыть канал!
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
07 февраля 2016
Всем понятно: если США молчит, значит это выгодно США. Каспийское озеро станет морем. Американский Флот получит право по приглашению одной из стран Каспия войти навсегда в Каспийское море. Под предлогом борьбы с наркомафией был арестован президент Панамы, и канал остался под контролем США. То же самое будет в Иране.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
07 февраля 2016
Уровень Каспийского моря ниже уровня Персидского залива на 27 метров. Это будет чудесный рычаг для шантажа России.Маньяк откроет шлюзы - Астрахань уйдёт под воду.Глубина - 9-этажный дом!!!
Аватар пользователя Михаил
Михаил
08 февраля 2016
Антропологу: Панамский канал остался под контролем США??? Это еще похлеще, чем некий маньяк, открывающий шлюзы... И забыли еще рассказать об американских авианосцах, плывущих по Волге на Москву
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 февраля 2016
Михаил, 00:15, 8 февраля, 2016, - Прочитайте о проценте американских компаний в зоне Каспия.///Прочитайте о судьбе генерала Норьеги. Он тоже думал, что Панама- суверенное государство.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 февраля 2016
Михаил, 00:15, 8 февраля, 2016. Ресурсы зоны Каспия уже сего дня очень часто принадлежат американским компаниям по соглашениям о разделе продукции. Канал в любом варианте не будет российским. Нам нет никакого дела до этого канала.В России с логистикой всё в порядке. Давно пора избавиться от недружественного восточно-европейского транзита. И зачем нам новый посредник-Иран? Из за шантажистов посредников движение ресурсов по трубам через чужие страны признано неэффективным.То же самое каналы- это те же трубы.Самое безопасное движение грузов - это по нашему Северному Морскому Пути - нет там никаких "братских народов". Хватит бредить чужими проектами. Надо строить свои железные дороги и порты в морях с открытым выходом в Океан.
Аватар пользователя Сергей Финченко
Сергей Финченко
08 февраля 2016
Идея, конечно, заманчивая, и на первый взгляд, очень выгодная. Но столько всяких "но" возникает! А долгосрочные риски вообще просчитать невозможно. Ни империя, ни Союз не решились на этот проект. Нам на кой это сейчас нужно? Ещё и с юго-востока источник "приключений" на свой многострадальный периметр?
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
08 февраля 2016
Антрополог, 14:16, 8 февраляю. "В России с логистикой всё в порядке"б- я бы не считал так. Северный морской путь и Транссибирская магистраль однонапрвленные на выход к Владивостоку. У России нет прямого выхода в важнейший Индийский океан, и ж\д магистраль Дагестан- Азербайджан-Иран обеспечит данное направление. Отпадёт необходимость окружного Суецкого обходного пути из Чёрного моря... Даже задаётся вопрос, не англичане долго старались, чтоб не было у России такого нужного кратчайшего выхода к Индийскому океану.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 февраля 2016
дед Мазай, 17:08, 8 февраля, 2016, - Вы на самом деле наивный, или притворяетесь? Индийский океан- это проблема Индии. Нужен индийцам товар - вот пусть и строят канал.Понастроили нефтепроводов и газопроводов при СССР, а теперь транзитные страны нас же за эти трубы оккупантами называют - счета космические за транзит выставляют.В Иране будет канал - значит это иранская забота. Не было и не будет выхода у России к Индийскому океану по простой географической причине.Ну а Сев Мор Путь вообще-то сего дня имеет равную ценность на восток и на запад.Давно пора прекратить воровство нефти и газа из труб.Месторождения почти все на берегу Ледовитого океана- значит надо возить нефть и газ танкерами и газовозами. А трубы на материке обрезать на западной границе РФ навсегда. И об экспорте газа и нефти постепенно надо тоже забыть, как о глупости.Всю Сибирь надо покрыть теплицами и отапливать нашим газом не "братские" страны, а своих крестьян.///Сон предателя: "Что бы ещё продать за границу?Где ещё проложить трубу и канал, чтобы ещё больше продать национальных богатств за границу, и на вырученные доллары купить побольше долговых бумажек США?".
Аватар пользователя Михаил
Михаил
08 февраля 2016
Антропологу - Я двумя руками ЗА Северный Морской Путь (СМП). Да, надо развивать отечественное ледоколостроение, вкладывать деньги в инфраструктуру северных портов. Но СМП и канал Каспий - Перс. залив - это, как говорят в Одессе, - две большие разницы. СМП ведет напрямую в Тихий океан, а канал - в Индийский, минуя Босфор, Дарданеллы, Суэц. Да, я с вами согласен, что канал будет проходить через страну с весьма непредсказуемым правительством (это самое вежливое определение, что я смог найти). Значит, много времени уйдет на предварительные соглашения, выработку условий и правил будущего пользования каналом, и т.д., и т.п. Но сама идея очень заманчивая... Извините, не нашел связи между процентом американских компаний в зоне Каспия и печальной судьбой ген. Норьеги. Почему-то вспомнился Остап, запугивающий Адама Казимировича трагической судчбой Дж. Бруно
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
09 февраля 2016
Михаил, 23:27, 8 февраля, 2016, - О непредсказуемых.Михаил! Ну Вы же сами себе противоречите. Нет ни одной страны, которая бы не нарушила договор, если есть возможность шантажа.Даже самая вроде бы дружественная держава требует оплаты "за дружбу". Белоруссия.
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
09 февраля 2016
Антрополог, 18:46, 8 февраля.Строительство такого КАНАЛА по всем причинам ОДНОЗНАЧНО неприемлимо и не нужно. Идёт речь об ж\д магисрали. И ваш опус "Индийский океан- это проблема Индии" представляет вас, как о вовсе не понимающей геополитики особе (уж извините за откровенность). Имели в истории восточную китайскую КВЖД, которая сыграла немалую роль, так и эта Ирано азиатская ж\д,- ИАЖД будет также нагруженной и важной магистралью. Даже можеть перенять часть китайского "Шёлкового пути". Сегодня в мире немалую роль играет участие в больших континентальных проэктах, как способе политического участия и влияния... (Приходится подчёркивать смысловые слова предложений из за невнимательного чтения оппонентами и далее высказываний без связи с вышесказанным)...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
09 февраля 2016
дед Мазай, 17:11, 9 февраля, 2016,---Ну и какое влияние имеет Россия на магистралях "нефть,газ, ж/д, авиа" через Белоруссию-Литву? Что хотят, то и диктуют транзитные посредники.
Аватар пользователя Рационал
Рационал
09 февраля 2016
Измерьте расстояние по карте от Одессы до Сингапура через Босфор-Суэцкий канал и от Астрахани до того же Сингапура по вероятному каналу и станет ясно, что строительство этого канала для перевозки грузов из зап.Европы не рентабельно. К тому же для перехода по океану нужны суда, очень отличные от судов типа река-море.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
10 февраля 2016
Рационал, 23:42, 9 февраля, 2016, - А причём тут Зап Европа? Даже если канал будет построен, к тому времени просто демографически бывшая Зап Европа превратится в халифат.
Аватар пользователя Михаил
Михаил
11 февраля 2016
Я смотрю - дискуссия не затихает... Рационалу - поленился до Сингапура, только до бывшего Цейлона (да и разница одна и та же будет, я тоже рационал, в душе) промерял линейкой на Google Earth. Где-то на 800 км (в первом приближении) все же короче через канал, да и сомалийские пираты остаются далеко за кормой, вместе со стоимостью проводки судов через Босфоры и Суэцы всякие
Аватар пользователя Михаил
Михаил
11 февраля 2016
Рационалу - Ой, как же это я? Mea culpa, ошибся, виноват (уже исправил). Разница получается 2,000 км
Аватар пользователя его
его
11 февраля 2016
Надо нам тоже канал из Охотского моря в Северный Ледовитый океан прокопать - а то чё приходится камчатку с чукоткой огибать.
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
11 февраля 2016
его, 10:08, 11 февраля. Идея давняя но тем не менее очень современная, из Магадана выйти на Тикси по р.Лене. Тут расстояние большое и возможен смешанный транспортный коридор: половина пути по Лене, далее Ж\Д через горный массив на Магадан. Срезается четверть Северного морского пути. Нужны грузовые потоки, чтоб оплачивалось такое мероприятие...
Аватар пользователя Serg (Kiev)
Serg (Kiev)
11 февраля 2016
Да ладно, ребята, чего мелочиться - сверлите уже лучше сразу дырку до Новой Зеландии. С выходом через жерло вулкана - для облегчения строительства.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
11 февраля 2016
Ваша идея намного умнее, чем сжигание денег в фальшивых долговых бумажках США. На те деньги, которые ушли на помощь "братскому американскому народу" в виде займов, можно было бы давно проложить тоннель Метро "Москва-Магадан", или выложить золотой брусчаткой Красную Площадь. Вместо продажи нашего газа за бесценок западным извращенцам, можно обогреть так всю Россию, что не нужны будут тропики Турции и Египта жителям Тюмени и Норильска.///Но у нас всё наоборот! Жжёт под хвостом идея отдать газ туркам и итальянцам, чтобы турки и итальянцы разрешили 2 недели пить водку на берегу бассейна с протухшей водой...Что нам может предложить Индия, кроме пустых долларовых бумажек? Или нам нужна Австралия с её вонючей кенгурятиной? В России всё своё есть, кроме ума чиновников...маниловщина...///Только дикари продают натуральные продукты в обмен на стеклянные бусы и химические леденцы чупа-чупс. Не нужны нам каналы через чуждые страны.///Канал через Камчатку- наше дело! Встречное предложение: канал через Куршскую Косу для независимости наших кораблей от литовского шантажа. Беломоро-Балтийский канал давно пора углубить для независимости от шантажа финнов и датчан.
Аватар пользователя jiraffov
jiraffov
11 февраля 2016
Лет 40 назад был проект дороги в Индию через Киргизию и Китай. Самый короткий путь.
Аватар пользователя Бывший совок
Бывший совок
12 февраля 2016
Все это не то. Так как одна лишь Россия идет в ногу, а весь остальной мир идет не в ногу, и все кругом враги и недруги - канал надо рыть вдоль всей границы рсфср - от Финского залива до Владика. Глубокий и широкий. А для пущей надежности все обнести высоким 20ти метровым забором и колючей проволокой. И тогда будет вам , россиянам, спокойствие и несусветное счастие. А заодно и остальному миру тоже.....
Аватар пользователя Гость
Гость
12 февраля 2016
Для меня идея канала оригинальная. Не слыхал ещё такого.Отличная идея.И требуется от нас не так уж много.Канал хороший,но не наш.Экономическая аналитика-для нас и аборигенов одни плюсы.
Аватар пользователя людмила
людмила
13 февраля 2016
Надеюсь,это несерьёзно. Глобальные проекты,типа повернуть русла сибирских рек в азию.и где бы сейчас была наша вода?идиотов в правительства хватает,но настолько?
Аватар пользователя сергей
сергей
13 февраля 2016
не занимайтесь ерундой
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
13 февраля 2016
людмила, 13:18, 13 февраля, 2016, - Настолько, что остались безнаказанными те, кто собирался через Турцию качать газ в Европу.
Аватар пользователя зимородок
зимородок
14 февраля 2016
Мнение россиянина: гладко было на бумаге , да забыли про овраги! Мнение западника: какие каналы?какие дороги?не высовывайтесь из берлоги! Мнение азиата: хороший русский -хорошо нам строит!
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
14 февраля 2016
Бывшему совку. Тебя не спросили. урод. Да и не спросим.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
15 февраля 2016
Асуанская ГЭС для Египта. Ж/Д для Ливии. КВЖД для Китая.Нефтепровод Дружба для Украины и Белоруссии. Кого бы ещё накормить на шару?
Аватар пользователя oberst
oberst
16 февраля 2016
Существует много проектов каналов . И среди них есть значительно более важные Для России . Канал "Евразия " ,канал "босфор-2" , канал "Печора-Кама" , канал "Волга-Чограй" , и самый важный недостроенный "Волго-Дон-2" . Без последнего скоро станет судоходство ,вообще, по Дону и далее .
Аватар пользователя Дмитрий
Дмитрий
16 февраля 2016
Важные для России проекты - это те, на которых можно поживиться. Чем дороже, тем лучше.
Аватар пользователя куку
куку
18 февраля 2016
А вы смотрели высоту гор на маршруте канала. На какой отметке находится точка водораздела. Отсутствие необходимых рек на границе Ирана и Ирака.
Аватар пользователя Татьяна
Татьяна
21 февраля 2016
Жаль Иосиф Виссарионович не пожил. Он планировал и начал осуществление оттяпывания территории у Турции по проливам. Чтобы они были наши и только. Читала об этом давно ещё. В новейшее время об этом упоминаний не встретила. А Белоруссия дружественная, да. Но если друг РФ поливает её как может в СМИ и зубы точит на её заводы-фабрики, то что? Пластаться перед РФ? По дружбе? А канал нужен. Турция хозяйничает как хочет. Воевали с ней, да мало. Надо было всю захватить.
Аватар пользователя Мурат
Мурат
24 февраля 2016
Какой канал? Мы же уже построили ж/д путь Актау - Тегеран! осталось построить большой морпорт на Каспии и вперед в Инд. океан! Хотя, по правде говоря, вместо олимпиады можно было три канала построить через Иран, но понты дороже...
Аватар пользователя Булат
Булат
24 февраля 2016
10млрд,да у нас за 10 млрд,и 100км дорог построить не могут
Аватар пользователя Илья
Илья
02 февраля 2016
Всего-то 750 километров! А физическую карту не хотите посмотреть, с указанием высот? Будет интересно.
Аватар пользователя Андрей
Андрей
03 февраля 2016
Илья, строительство канала считалось возможным еще в конце 19 века. Неужели в настоящее время изменился рельеф или произошел технологический регресс?
Аватар пользователя Евгений
Евгений
03 февраля 2016
Это что, новый жанр фантастики? Экономическая альтернативная фантастика.) И если приплести Сталина, шаха Ирана, Брежнева и Косыгина, то сразу все поверят, что именно так и было! Фубытьтаким.
Аватар пользователя александр
александр
03 февраля 2016
400 км по руслам рек а остальная часть пути большинство равнина
Аватар пользователя Павел
Павел
03 февраля 2016
Эти проблемы были и в ряде других проектов такого рода в мире. И решались. Проект вполне важный, недаром его разрабатывали многие десятилетия.
Аватар пользователя Павел 2
Павел 2
03 февраля 2016
Недаром паразиты все силы кидали на торможение строительства! Вот где доказательство!
Аватар пользователя Игорь
Игорь
04 февраля 2016
Для чего мелочится давайте построим канал с востока на запад, ну например с Владивостока до Севастополя. Не знаю нужен ли он но попилить можно будет еще больше. Или подземный туннель прямо в латвийскую Америку сквозь планету. Вот где будут миллиарды откатов
Аватар пользователя Николай
Николай
04 февраля 2016
После постройки сразу же раздружимся - деньги на ветер.
Аватар пользователя Светлана Шукова
Светлана Шукова
04 февраля 2016
На сохранение зависимости от Босфора будет направлено всё возможное, прямо и косвенно. Канал - проект сверхсложный и затратный, но уже по географ. причинам он очень важен для РФ. Ирана, многих других стран.
Аватар пользователя схимник
схимник
04 февраля 2016
либеральную оппозицию на рытье канала..
Аватар пользователя Trimbombom
Trimbombom
04 февраля 2016
Шикарно и недорого. Пока не рассорились с Ираном, надо начитать и обезопасить предприятие соглашениями и договорами.
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
05 февраля 2016
Судоходные каналы строились до 19 века, как безальтернативный водный транспорт. При появлении железнх дорог, строительство каналов прекратилось повсеместно.- строить долго и безпредельно дорого каналы, с медленным транспортными скоростями нет уже никакой обосновонности. Вот построить скоростную ж/д магистраль для контейнеровозов по данному маршруту необходимо и срочно.
Аватар пользователя Александр
Александр
05 февраля 2016
Прежде всего надо решить что будем перевозить, в каких объемах и кому? Не проще ли по территории Ирана построить железную дорогу, а через Каспий пустить несколько больших железнодорожных/автомобильных паромов?
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
06 февраля 2016
По поводу преимущества железных дорог - упоминаемые в статье Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы построены отнюдь не в 19 веке. Сегодня строится Никарагуанский канал (дублёр Панамского). И у нас северный завоз осуществляется СЕЗОННО по водным путям, а НЕ всесезонным ж-д транспортом. И СевМорпуть умирать не собирается.
Аватар пользователя Николай
Николай
07 февраля 2016
как только перестанем давить тушки гусей бульдозерами-так и начнём рыть канал!
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
07 февраля 2016
Всем понятно: если США молчит, значит это выгодно США. Каспийское озеро станет морем. Американский Флот получит право по приглашению одной из стран Каспия войти навсегда в Каспийское море. Под предлогом борьбы с наркомафией был арестован президент Панамы, и канал остался под контролем США. То же самое будет в Иране.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
07 февраля 2016
Уровень Каспийского моря ниже уровня Персидского залива на 27 метров. Это будет чудесный рычаг для шантажа России.Маньяк откроет шлюзы - Астрахань уйдёт под воду.Глубина - 9-этажный дом!!!
Аватар пользователя Михаил
Михаил
08 февраля 2016
Антропологу: Панамский канал остался под контролем США??? Это еще похлеще, чем некий маньяк, открывающий шлюзы... И забыли еще рассказать об американских авианосцах, плывущих по Волге на Москву
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 февраля 2016
Михаил, 00:15, 8 февраля, 2016, - Прочитайте о проценте американских компаний в зоне Каспия.///Прочитайте о судьбе генерала Норьеги. Он тоже думал, что Панама- суверенное государство.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 февраля 2016
Михаил, 00:15, 8 февраля, 2016. Ресурсы зоны Каспия уже сего дня очень часто принадлежат американским компаниям по соглашениям о разделе продукции. Канал в любом варианте не будет российским. Нам нет никакого дела до этого канала.В России с логистикой всё в порядке. Давно пора избавиться от недружественного восточно-европейского транзита. И зачем нам новый посредник-Иран? Из за шантажистов посредников движение ресурсов по трубам через чужие страны признано неэффективным.То же самое каналы- это те же трубы.Самое безопасное движение грузов - это по нашему Северному Морскому Пути - нет там никаких "братских народов". Хватит бредить чужими проектами. Надо строить свои железные дороги и порты в морях с открытым выходом в Океан.
Аватар пользователя Сергей Финченко
Сергей Финченко
08 февраля 2016
Идея, конечно, заманчивая, и на первый взгляд, очень выгодная. Но столько всяких "но" возникает! А долгосрочные риски вообще просчитать невозможно. Ни империя, ни Союз не решились на этот проект. Нам на кой это сейчас нужно? Ещё и с юго-востока источник "приключений" на свой многострадальный периметр?
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
08 февраля 2016
Антрополог, 14:16, 8 февраляю. "В России с логистикой всё в порядке"б- я бы не считал так. Северный морской путь и Транссибирская магистраль однонапрвленные на выход к Владивостоку. У России нет прямого выхода в важнейший Индийский океан, и ж\д магистраль Дагестан- Азербайджан-Иран обеспечит данное направление. Отпадёт необходимость окружного Суецкого обходного пути из Чёрного моря... Даже задаётся вопрос, не англичане долго старались, чтоб не было у России такого нужного кратчайшего выхода к Индийскому океану.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
08 февраля 2016
дед Мазай, 17:08, 8 февраля, 2016, - Вы на самом деле наивный, или притворяетесь? Индийский океан- это проблема Индии. Нужен индийцам товар - вот пусть и строят канал.Понастроили нефтепроводов и газопроводов при СССР, а теперь транзитные страны нас же за эти трубы оккупантами называют - счета космические за транзит выставляют.В Иране будет канал - значит это иранская забота. Не было и не будет выхода у России к Индийскому океану по простой географической причине.Ну а Сев Мор Путь вообще-то сего дня имеет равную ценность на восток и на запад.Давно пора прекратить воровство нефти и газа из труб.Месторождения почти все на берегу Ледовитого океана- значит надо возить нефть и газ танкерами и газовозами. А трубы на материке обрезать на западной границе РФ навсегда. И об экспорте газа и нефти постепенно надо тоже забыть, как о глупости.Всю Сибирь надо покрыть теплицами и отапливать нашим газом не "братские" страны, а своих крестьян.///Сон предателя: "Что бы ещё продать за границу?Где ещё проложить трубу и канал, чтобы ещё больше продать национальных богатств за границу, и на вырученные доллары купить побольше долговых бумажек США?".
Аватар пользователя Михаил
Михаил
08 февраля 2016
Антропологу - Я двумя руками ЗА Северный Морской Путь (СМП). Да, надо развивать отечественное ледоколостроение, вкладывать деньги в инфраструктуру северных портов. Но СМП и канал Каспий - Перс. залив - это, как говорят в Одессе, - две большие разницы. СМП ведет напрямую в Тихий океан, а канал - в Индийский, минуя Босфор, Дарданеллы, Суэц. Да, я с вами согласен, что канал будет проходить через страну с весьма непредсказуемым правительством (это самое вежливое определение, что я смог найти). Значит, много времени уйдет на предварительные соглашения, выработку условий и правил будущего пользования каналом, и т.д., и т.п. Но сама идея очень заманчивая... Извините, не нашел связи между процентом американских компаний в зоне Каспия и печальной судьбой ген. Норьеги. Почему-то вспомнился Остап, запугивающий Адама Казимировича трагической судчбой Дж. Бруно
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
09 февраля 2016
Михаил, 23:27, 8 февраля, 2016, - О непредсказуемых.Михаил! Ну Вы же сами себе противоречите. Нет ни одной страны, которая бы не нарушила договор, если есть возможность шантажа.Даже самая вроде бы дружественная держава требует оплаты "за дружбу". Белоруссия.
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
09 февраля 2016
Антрополог, 18:46, 8 февраля.Строительство такого КАНАЛА по всем причинам ОДНОЗНАЧНО неприемлимо и не нужно. Идёт речь об ж\д магисрали. И ваш опус "Индийский океан- это проблема Индии" представляет вас, как о вовсе не понимающей геополитики особе (уж извините за откровенность). Имели в истории восточную китайскую КВЖД, которая сыграла немалую роль, так и эта Ирано азиатская ж\д,- ИАЖД будет также нагруженной и важной магистралью. Даже можеть перенять часть китайского "Шёлкового пути". Сегодня в мире немалую роль играет участие в больших континентальных проэктах, как способе политического участия и влияния... (Приходится подчёркивать смысловые слова предложений из за невнимательного чтения оппонентами и далее высказываний без связи с вышесказанным)...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
09 февраля 2016
дед Мазай, 17:11, 9 февраля, 2016,---Ну и какое влияние имеет Россия на магистралях "нефть,газ, ж/д, авиа" через Белоруссию-Литву? Что хотят, то и диктуют транзитные посредники.
Аватар пользователя Рационал
Рационал
09 февраля 2016
Измерьте расстояние по карте от Одессы до Сингапура через Босфор-Суэцкий канал и от Астрахани до того же Сингапура по вероятному каналу и станет ясно, что строительство этого канала для перевозки грузов из зап.Европы не рентабельно. К тому же для перехода по океану нужны суда, очень отличные от судов типа река-море.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
10 февраля 2016
Рационал, 23:42, 9 февраля, 2016, - А причём тут Зап Европа? Даже если канал будет построен, к тому времени просто демографически бывшая Зап Европа превратится в халифат.
Аватар пользователя Михаил
Михаил
11 февраля 2016
Я смотрю - дискуссия не затихает... Рационалу - поленился до Сингапура, только до бывшего Цейлона (да и разница одна и та же будет, я тоже рационал, в душе) промерял линейкой на Google Earth. Где-то на 800 км (в первом приближении) все же короче через канал, да и сомалийские пираты остаются далеко за кормой, вместе со стоимостью проводки судов через Босфоры и Суэцы всякие
Аватар пользователя Михаил
Михаил
11 февраля 2016
Рационалу - Ой, как же это я? Mea culpa, ошибся, виноват (уже исправил). Разница получается 2,000 км
Аватар пользователя его
его
11 февраля 2016
Надо нам тоже канал из Охотского моря в Северный Ледовитый океан прокопать - а то чё приходится камчатку с чукоткой огибать.
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
11 февраля 2016
его, 10:08, 11 февраля. Идея давняя но тем не менее очень современная, из Магадана выйти на Тикси по р.Лене. Тут расстояние большое и возможен смешанный транспортный коридор: половина пути по Лене, далее Ж\Д через горный массив на Магадан. Срезается четверть Северного морского пути. Нужны грузовые потоки, чтоб оплачивалось такое мероприятие...
Аватар пользователя Serg (Kiev)
Serg (Kiev)
11 февраля 2016
Да ладно, ребята, чего мелочиться - сверлите уже лучше сразу дырку до Новой Зеландии. С выходом через жерло вулкана - для облегчения строительства.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
11 февраля 2016
Ваша идея намного умнее, чем сжигание денег в фальшивых долговых бумажках США. На те деньги, которые ушли на помощь "братскому американскому народу" в виде займов, можно было бы давно проложить тоннель Метро "Москва-Магадан", или выложить золотой брусчаткой Красную Площадь. Вместо продажи нашего газа за бесценок западным извращенцам, можно обогреть так всю Россию, что не нужны будут тропики Турции и Египта жителям Тюмени и Норильска.///Но у нас всё наоборот! Жжёт под хвостом идея отдать газ туркам и итальянцам, чтобы турки и итальянцы разрешили 2 недели пить водку на берегу бассейна с протухшей водой...Что нам может предложить Индия, кроме пустых долларовых бумажек? Или нам нужна Австралия с её вонючей кенгурятиной? В России всё своё есть, кроме ума чиновников...маниловщина...///Только дикари продают натуральные продукты в обмен на стеклянные бусы и химические леденцы чупа-чупс. Не нужны нам каналы через чуждые страны.///Канал через Камчатку- наше дело! Встречное предложение: канал через Куршскую Косу для независимости наших кораблей от литовского шантажа. Беломоро-Балтийский канал давно пора углубить для независимости от шантажа финнов и датчан.
Аватар пользователя jiraffov
jiraffov
11 февраля 2016
Лет 40 назад был проект дороги в Индию через Киргизию и Китай. Самый короткий путь.
Аватар пользователя Бывший совок
Бывший совок
12 февраля 2016
Все это не то. Так как одна лишь Россия идет в ногу, а весь остальной мир идет не в ногу, и все кругом враги и недруги - канал надо рыть вдоль всей границы рсфср - от Финского залива до Владика. Глубокий и широкий. А для пущей надежности все обнести высоким 20ти метровым забором и колючей проволокой. И тогда будет вам , россиянам, спокойствие и несусветное счастие. А заодно и остальному миру тоже.....
Аватар пользователя Гость
Гость
12 февраля 2016
Для меня идея канала оригинальная. Не слыхал ещё такого.Отличная идея.И требуется от нас не так уж много.Канал хороший,но не наш.Экономическая аналитика-для нас и аборигенов одни плюсы.
Аватар пользователя людмила
людмила
13 февраля 2016
Надеюсь,это несерьёзно. Глобальные проекты,типа повернуть русла сибирских рек в азию.и где бы сейчас была наша вода?идиотов в правительства хватает,но настолько?
Аватар пользователя сергей
сергей
13 февраля 2016
не занимайтесь ерундой
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
13 февраля 2016
людмила, 13:18, 13 февраля, 2016, - Настолько, что остались безнаказанными те, кто собирался через Турцию качать газ в Европу.
Аватар пользователя зимородок
зимородок
14 февраля 2016
Мнение россиянина: гладко было на бумаге , да забыли про овраги! Мнение западника: какие каналы?какие дороги?не высовывайтесь из берлоги! Мнение азиата: хороший русский -хорошо нам строит!
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
14 февраля 2016
Бывшему совку. Тебя не спросили. урод. Да и не спросим.
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
15 февраля 2016
Асуанская ГЭС для Египта. Ж/Д для Ливии. КВЖД для Китая.Нефтепровод Дружба для Украины и Белоруссии. Кого бы ещё накормить на шару?
Аватар пользователя oberst
oberst
16 февраля 2016
Существует много проектов каналов . И среди них есть значительно более важные Для России . Канал "Евразия " ,канал "босфор-2" , канал "Печора-Кама" , канал "Волга-Чограй" , и самый важный недостроенный "Волго-Дон-2" . Без последнего скоро станет судоходство ,вообще, по Дону и далее .
Аватар пользователя Дмитрий
Дмитрий
16 февраля 2016
Важные для России проекты - это те, на которых можно поживиться. Чем дороже, тем лучше.
Аватар пользователя куку
куку
18 февраля 2016
А вы смотрели высоту гор на маршруте канала. На какой отметке находится точка водораздела. Отсутствие необходимых рек на границе Ирана и Ирака.
Аватар пользователя Татьяна
Татьяна
21 февраля 2016
Жаль Иосиф Виссарионович не пожил. Он планировал и начал осуществление оттяпывания территории у Турции по проливам. Чтобы они были наши и только. Читала об этом давно ещё. В новейшее время об этом упоминаний не встретила. А Белоруссия дружественная, да. Но если друг РФ поливает её как может в СМИ и зубы точит на её заводы-фабрики, то что? Пластаться перед РФ? По дружбе? А канал нужен. Турция хозяйничает как хочет. Воевали с ней, да мало. Надо было всю захватить.
Аватар пользователя Мурат
Мурат
24 февраля 2016
Какой канал? Мы же уже построили ж/д путь Актау - Тегеран! осталось построить большой морпорт на Каспии и вперед в Инд. океан! Хотя, по правде говоря, вместо олимпиады можно было три канала построить через Иран, но понты дороже...
Аватар пользователя Булат
Булат
24 февраля 2016
10млрд,да у нас за 10 млрд,и 100км дорог построить не могут

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц