Версия для печати

Всех в Соловки

Региональные аэропорты подтолкнут развитие авиапрома
Владимиров Владимир

В Федеральном агентстве воздушного транспорта подведены итоги деятельности гражданской авиации России в 2015 году. Согласно статистике пассажирооборот отечественных перевозчиков составил 94 процента от показателя 2014-го. Для сравнения: в мире он вырос на 6,5 процента.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта подведены итоги деятельности гражданской авиации России в 2015 году. Согласно статистике пассажирооборот отечественных перевозчиков составил 94 процента от показателя 2014-го. Для сравнения: в мире он вырос на 6,5 процента.

Абсолютное большинство российских авиакомпаний закончило год с серьезными финансовыми проблемами. Даже прежде благополучный «Аэрофлот» получил чистый убыток в размере 18,928 миллиарда рублей. У других перевозчиков дела не лучше.

Жесткий контроль цен на топливо и услуги аэропортов со стороны ФАС позволит переломить существующую тенденцию роста цен на авиабилеты

Но при общем падении объема пассажиропоток на внутренних российских линиях увеличился за год на 11,7 процента. Резко упали международные перевозки. Это был вполне ожидаемый результат, и его причины ни для кого не секрет. Главная из них – экономический кризис. Отсутствие у граждан свободных средств не позволяет населению покупать дорогие путевки за границу. Многим пришлось изменить планы своего отдыха и переориентироваться на наши курорты. Как отмечают туроператоры, сейчас по количеству бронирований из всех направлений именно Россия уверенно занимает первое место.

Другой причиной снижения пассажиропотока является сокращение географии перелетов. Достаточно вспомнить введенные запреты на авиаперевозки в Египет и на Украину, в основе чего лежат известные события, а также отмену чартерных рейсов в Турцию. Эти страны целиком и, вероятно, надолго выпали из маршрутной карты российских авиакомпаний. Наверняка данные обстоятельства будут влиять на объемы перевозок в сторону их снижения и в 2016-м. Между тем общие показатели могут быть значительно улучшены, если государственные органы примут некоторые меры поддержки авиационной отрасли.

Кабала лизинга

Авиационный транспорт с учетом размеров нашей страны и отсутствия на значительной территории наземной инфраструктуры междугородного сообщения без всякого преувеличения является стратегической отраслью. Не случайно в СССР существовало Министерство гражданской авиации, которое регулировало все вопросы по своему направлению работы. И сегодня положение дел в отрасли не может не волновать руководство России. Отсюда следует, что государственным регулированием авиастроения и гражданского воздушного флота необходимо заниматься одновременно на законодательном и правительственном уровне.

Всех в Соловки

Несмотря на имеющиеся объективные причины, влияющие на снижение пассажиропотока отечественных авиакомпаний, нужно признать, что задействованы далеко не все возможности роста. Некоторые меры стимулирования авиаперевозок уже привели к положительным результатам. В первую очередь это касается субсидирования перелетов в Крым, Калининград и на Дальний Восток. Представляется разумным, чтобы подобные меры на внутренних рейсах применялись и дальше.

Во-вторых, недавно принятого решения о снижении НДС до 10 процентов уже недостаточно. По общему мнению специалистов, ставку следует обнулить, как это сделано для зарубежных рейсов. Кстати, в большинстве стран такое решение давно принято.

В-третьих, сегодня лизинговые платежи на самолеты и стоимость топлива составляют подавляющую долю цен авиабилетов. По причине значительного ослабления рубля отчисления за взятые в рассрочку воздушные суда западного производства стали просто неподъемными. Многие авиаперевозчики находятся на грани разорения. Банкротство далеко не самой мелкой авиакомпании «Трансаэро» наводит на грустные мысли. Переход же на новые отечественные лайнеры, выпуск которых постепенно налаживается, позволит погашать лизинг рублями, что заметно выгоднее, чем платить за лайнеры иностранного производства.

В-четвертых, жесткий контроль цен на авиакеросин и услуги аэропортов со стороны Федеральной антимонопольной службы позволит переломить тенденцию роста цен на авиабилеты и как следствие сделать внутрироссийские перевозки привлекательными для пассажиров.

Точка роста – Россия

Прежде чем говорить о резервах и возможностях развития воздушного транспорта на будущее, следует внимательно изучить карту расположения аэропортов России и маршрутной сети отечественных компаний. Можно заметить, что далеко не все областные центры имеют регулярное авиасообщение, причем даже в европейской части страны. Совершенно очевидно, что важнейшим направлением развития внутрироссийской сети является организация регулярных и чартерных перевозок из областных центров, не имеющих пока прямого авиасообщения. Особенно это касается периода летних отпусков.

Всех в Соловки
Фото: airforce.ru

Относительно Крыма – будущее покажет, потребуются ли региону дополнительные аэропорты. В ближайшее время серьезная модернизация ожидает воздушную гавань в Симферополе. Сейчас она справляется со своей задачей, однако уже через несколько лет в случае значительного роста числа отдыхающих может возникнуть потребность в открытии дополнительных «ворот». В качестве таковых напрашиваются севастопольский Бельбек (двойного использования), а также аэропорты в западной (Евпатория) и восточной (Керчь) частях полуострова.

В 90-е годы наметилась тенденция использовать в интересах гражданской авиации военные аэродромы двойного назначения. При этом варианте резко снижаются затраты на содержание наземной инфраструктуры. Самый, пожалуй, положительный опыт такого рода имеет Архангельск, где военный аэродром Талаги с 1963-го используется и как гражданский воздушный порт. Правда, сейчас боевые самолеты здесь уже не базируются – на севере хватает других площадок. По такому же пути пошли Ярославль, Псков, Петрозаводск, где в последние годы с расположенных в пригородах аэродромов начали осуществляться гражданские рейсы.

Представляется разумным и дальше расширять сеть подобных аэропортов двойного назначения, тиражируя положительный опыт. Можно привести несколько конкретных примеров развития внутрироссийской сети аэропортов, которые напрашиваются на включение в повестку дня. В первую очередь это Тверь, Рязань, Смоленск, Великий Новгород. Рядом с ними находятся прекрасные аэродромы, которые без больших затрат могут быть приспособлены под гражданские рейсы.

С одной стороны, это дополнительное удобство для наших граждан. Зачем жителю, допустим, Рязани ехать в Москву, чтобы уже оттуда лететь на отдых в Сочи или Крым? Не лучше ли организовать доставку граждан на юг напрямую с ближайшего аэродрома? Посмотрите на карту: Рязань находится южнее, чем Москва. Ехать через столицу – абсурд, но пока приходится. С другой стороны, открытие новых маршрутов облегчит работу явно перегруженного московского авиаузла (хотя бы в пиковый период массового отдыха), а то пока в плане географии полетов получается, где густо, а где пусто.

Слово за Ростуризмом

Как это ни покажется на первый взгляд странным, но в настоящий кризисный период именно от Федерального агентства по туризму в очень большой степени зависят загрузка и производная от нее рентабельность авиаперевозчиков. Если это ведомство сумеет переориентировать турпотоки с утерянных заграничных направлений на российские, количество отдыхающих, пользующихся воздушным транспортом, как минимум не уменьшится. Поэтому сейчас по линии Ростуризма открывается практически необъятное поле для работы.

Всех в Соловки

Появилась информация, что агентство предложило субсидировать авиаперевозки туристических групп на Черноморское побережье, на курорты Минвод и Алтай в весенний и осенний периоды. Такие меры поддержки призваны продлить сезон на российских курортах. Хотя откровенно говоря, это надо было сделать еще лет пять назад.

Что касается внутреннего туризма, то следует наконец-то обратить внимание на незаслуженно забытое северное направление, где имеются прекрасные возможности для развития индустрии отдыха и путешествий. Есть масса прекрасных и достойных мест для отдыха в Карелии, Мурманской, Вологодской и других областях. В плане развития туристической инфраструктуры и организации отдыха многое уже делается.

Начнем с самого Севера – с Заполярья. В Мурманской области расположен горный массив Хибины, ставший популярным у горнолыжников и туристов. Рядом с подножием расположены города Апатиты и Кировск. Поблизости находится аэропорт «Хибины», на котором ведется модернизация наземной инфраструктуры. По статистике за 2015 год аэропорт значительно увеличил пассажиропоток, выросло и число выполненных рейсов. Это говорит о том, что у дорогого горнолыжного кластера в Красной Поляне (Сочи) появляется более бюджетный конкурент. А расстояние от Москвы до обоих курортов примерно одинаковое.

Соловецкие острова. Расположены в акватории Белого моря. Здесь находится Соловецкий историко-культурный комплекс, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пребывание на островах оставляет незабываемое впечатление. Однако добраться затруднительно, поскольку находящийся здесь гражданский аэропорт «Соловки» позволяет принимать воздушные суда только четвертого класса. Модернизация с удлинением ВПП даст возможность летать сюда напрямую из Петербурга, Москвы, других крупных городов. А это уже круглогодичное сообщение и чартерные рейсы с паломниками.

Всех в Соловки
Фото: fotorelax.ru

Еще один кандидат на модернизацию с перспективой наплыва туристов – аэропорт Великого Устюга. Наш Север ничуть не хуже той же Финляндии, которая умудряется заманивать всего лишь возможностью полюбоваться северным сиянием. А тут прекрасный старинный город с хорошо сохранившейся исторической застройкой. Да еще и родина Деда Мороза!

Перспективная точка роста – аэропорт «Бийск». Сегодня он не принимает воздушные суда, хотя при росте числа желающих отдохнуть на Алтае потребность все сильнее. Дело в том, что от «Бийска» легче добираться до большинства здешних курортов, что немаловажно для требовательных клиентов. Аэропорт вроде бы стоит в очереди на коренную реконструкцию, но пока у властей руки до него не доходят.

Совсем недавно новые аэропорты построены на южно-курильских островах Итуруп и Шикотан. А ведь сюда, как говорится, только самолетом можно долететь. У островитян наконец-то появилось надежное сообщение с Большой землей. Регулярные полеты начала осуществлять авиакомпания «Аврора». Но кроме того, открылась замечательная возможность развивать на островах туристический бизнес. Самое время инвестировать в гостиницы и другую потребительскую инфраструктуру. Что мешает? Да помимо высоких цен на авиабилеты, пожалуй, ничего.

Неиспользованные возможности имеются и в международных перевозках. Существует одна дружественная России страна, с которой пока, к великому сожалению, отсутствует воздушное сообщение. Речь об Абхазии. Турпоток в нее из России растет и, по известным причинам, так будет и дальше, поэтому авиаперевозки напрашиваются. Еще в советское время в пригороде Сухума (поселок Бабушара) был построен новый аэропорт с прекрасной взлетной полосой, способной принимать воздушные суда практически любой грузоподъемности. Инвестиции для оживления аэропорта требуются совсем не запредельные, а дело того стоит.

Будет куда – появится на чем

Возникает вопрос: а какое, собственно говоря, отношение к гражданской авиации имеют вышеперечисленные курортные города? Самое прямое. Предложенные маршруты являются лишь частными примерами, в каком направлении следует работать и какие огромные возможности развития реально существуют. Хочется верить, что у Ростуризма имеется достаточно интеллектуальных и организационных ресурсов. При громадных размерах страны возможности развития внутреннего туризма безграничны. Соответственно потребуются перевозчики, в том числе гражданская авиация. В этом направлении Ростуризм и Росавиация должны идти рука об руку, согласованно работать на общее дело.

Выстраивается следующая логическая цепочка. Шире сеть маршрутов – больше задействованных самолетов, рабочих мест и налоговых отчислений. Больше самолетов – растет загрузка промышленности, увеличиваются отчисления в бюджет, снижается себестоимость единицы авиатехники. А ведь Объединенная авиастроительная корпорация выпускает не только гражданские самолеты, но и военные тоже. Ускоренное развитие гражданского сегмента послужит развитию всей отрасли, в чем, собственно, Россия сейчас и нуждается.

Опубликовано в выпуске № 9 (624) за 9 марта 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя прохожий 3
прохожий 3
11 марта 2016
Толкать авиапром и прочее должен здоровый спрос и его удовлетворение, как основа рыночных отношений и регулирования в государстве. Но РФ опять, при помощи ЦБ РФ, министерств, законов, прямого управления из центра, и прочего, загнано в государственный и монополистический капитализм олигархата с беспомощной и недееспособной остальной гражданской составной государства,- очень схожее состоянее номенклатурного государственного капитализма последних лет СССР. Вот отсюда и потуги директивами развивать нужные отрасли...
Аватар пользователя сочувствующий
сочувствующий
11 марта 2016
слишком противоречиво и много намешано в кучу в статье , видимо платят за буквы. две основные причины 1е низкие доходы населения , буквально на грани обнищания выше обычного. 2е долларовый лизинг ( да же за самолёты российского производства!!!) при неспособности государства стабилизировать финансовую систему.по поводу выпуска самолетов в РФ автор лукавит, суперджет нельзя назвать Российским,производство среднемагистральных и дальнемагистральных самолётов уничтожено и не восстанавливается в угоду иностранным корпорациям.
Аватар пользователя прохожий 3
прохожий 3
11 марта 2016
Толкать авиапром и прочее должен здоровый спрос и его удовлетворение, как основа рыночных отношений и регулирования в государстве. Но РФ опять, при помощи ЦБ РФ, министерств, законов, прямого управления из центра, и прочего, загнано в государственный и монополистический капитализм олигархата с беспомощной и недееспособной остальной гражданской составной государства,- очень схожее состоянее номенклатурного государственного капитализма последних лет СССР. Вот отсюда и потуги директивами развивать нужные отрасли...
Аватар пользователя сочувствующий
сочувствующий
11 марта 2016
слишком противоречиво и много намешано в кучу в статье , видимо платят за буквы. две основные причины 1е низкие доходы населения , буквально на грани обнищания выше обычного. 2е долларовый лизинг ( да же за самолёты российского производства!!!) при неспособности государства стабилизировать финансовую систему.по поводу выпуска самолетов в РФ автор лукавит, суперджет нельзя назвать Российским,производство среднемагистральных и дальнемагистральных самолётов уничтожено и не восстанавливается в угоду иностранным корпорациям.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц