Версия для печати

Военспецы XXI века

Анисимов Владимир
Придание нового облика Вооруженным Силам России – задача не одного месяца и даже года. Хотя основные организационные мероприятия, связанные с этими преобразованиями, должны завершиться к декабрю 2009-го. Но мало «переформатировать» организационную структуру войск. Надо еще подготовить отвечающие требованиям сегодняшнего дня кадры, обучить их, оценить вызовы времени. Все это требует системного подхода к реформам армии и флота, изучения опыта локальных войн и конфликтов, в том числе недавних боевых действий на территории Южной Осетии. Есть и другие вопросы, связанные, например, с регламентацией службы в наших ВС представителей других государств, обучением их в наших военных вузах. Как тут обстоит дело?


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОСТИГЛА СВОЕЙ ЦЕЛИ


Придание нового облика Вооруженным Силам России – задача не одного месяца и даже года. Хотя основные организационные мероприятия, связанные с этими преобразованиями, должны завершиться к декабрю 2009-го. Но мало «переформатировать» организационную структуру войск. Надо еще подготовить отвечающие требованиям сегодняшнего дня кадры, обучить их, оценить вызовы времени. Все это требует системного подхода к реформам армии и флота, изучения опыта локальных войн и конфликтов, в том числе недавних боевых действий на территории Южной Осетии. Есть и другие вопросы, связанные, например, с регламентацией службы в наших ВС представителей других государств, обучением их в наших военных вузах. Как тут обстоит дело?
{{direct_hor}}


Фото: ИТАР-ТАСС
Начнем с последней позиции. Много ли иностранных военных специалистов учатся сегодня в вузах Министерства обороны РФ? Увеличится или уменьшится их число в связи с проводимыми в ВС мероприятиями? Есть ли у нас военные курсанты из Европы и США? Вопросы это не праздные, поскольку должна быть логика во всем. В том числе и в том, почему мы сокращаем своих офицеров, но принимаем на службу и готовим военнослужащих иностранных государств.

Сегодня подготовка иностранных военнослужащих осуществляется более чем в 50 российских военных вузах. В соответствии с межправительственными соглашениями мы обучаем иностранцев как за плату, так и на льготной основе или безвозмездно, то есть бесплатно. В настоящее время обучающихся более 5,5 тыс. человек. В их числе военнослужащие не только стран ближнего зарубежья, но и европейских – Греции, Сербии, Финляндии, Швеции, Франции, Германии, Бельгии, Дании.

Они обучаются по тем же специальностям, по которым осуществляется подготовка российских военнослужащих. Разница лишь в объеме передаваемой им информации. Подготовка военнослужащих иностранных армий проводится дифференцированно, с учетом характера военного сотрудничества, поставляемых образцов вооружения и военной техники, особенностей развития национальных вооруженных сил, уровня подготовки слушателей и курсантов и так далее.

С учетом возрастающей роли России в мировой политике, накопленного опыта подготовки офицеров для иностранных армий, а также предварительных договоренностей ожидается увеличение числа обучающихся иностранцев в отечественных военных вузах.

Теперь об изучении опыта боев в Южной Осетии. Внесены ли коррективы в программы обучения молодых командиров после военного конфликта в Южной Осетии? Операция по принуждению Грузии к миру со всей очевидностью показала, что сегодня армия готова решать поставленные перед ней задачи в любой обстановке. Мы получили определенный опыт ведения боевых действий, но увидели и «узкие места» в подготовке наших военнослужащих.

Безусловно, из этого извлечены уроки. В настоящее время подкорректированы основные документы, которые определяют требования к теоретической и практической подготовленности офицеров. Больше внимания уделяется вопросам организации боевых действий и их всестороннему обеспечению. Особое внимание обращается на знание командирами и начальниками алгоритма работы при организации и ведении боя и операции. Предусмотрено на учебных занятиях, учениях и военных играх значительную часть времени отводить на отработку действий командиров в условиях информационного противоборства сторон, нестандартной, быстро меняющейся боевой обстановки, особенно в горно-лесистой местности, в городе и в условиях ограниченной видимости.

Кроме этого, предприняты меры по усилению практической подготовки офицеров. К примеру, соотношение теоретического и практического обучения приведено к соотношению 30 и 70 процентов, внедрены плановые системы тренировок и отработки нормативов как в учебное, так и во внеурочное время. Также предусмотрено проведение войсковой стажировки обучающихся в соединениях и частях постоянной готовности в период интенсивной боевой подготовки, участие курсантов в показных занятиях по боевой готовности и боевому слаживанию, проводимых в войсках военных округов.



Фото: ИТАР-ТАСС
Как известно, в 2010 году завершится реализация федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации. А что дальше? Предполагается ли разработка аналогичного документа? Несмотря на неоднозначные оценки ее эффективности, своей цели, по словам статс-секретаря Министерства обороны Николая Панкова, она достигла. Решены многие проблемы, которые стояли перед военно-учебными заведениями долгие годы. Прежде всего это касается вопросов материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала военно-учебных заведений. Результаты научных исследований, проведенных в рамках программы, используются при формировании нового облика системы военного образования.

Дальнейшая работа будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. Он утвержден на специальной комиссии Министерства обороны 3 декабря прошлого года.

Планом определен комплекс основных мероприятий, который включает:

– совершенствование системы профессионального отбора;

– оптимизацию сети военно-учебных заведений;

– совершенствование учебно-материальной базы вузов;

– повышение научно-педагогического потенциала военной школы;

– достижение соответствия уровня военно-профессиональной подготовки выпускников вузов современным требованиям;

– совершенствование организационного и экономического механизмов управления системой военного образования;

– оказание адресной поддержки лучшим вузам, слушателям и курсантам, докторантам и адъюнктам, преподавателям и ученым.

Все перечисленное направлено на достижение главной цели – выход на качество военного образования, адекватное требованиям XXI века. Многое из запланированного уже реализуется. В качестве стратегической задачи перед военной школой поставлена амбициозная, но достижимая цель: к 2020 году войти в число пяти ведущих военных образовательных систем мира. И это, видимо, нам по плечу.

Ведь уже сегодня у нас есть военно-учебные заведения, которыми может гордиться не только военное ведомство, но и вся Россия. К ним можно отнести такие военные вузы: Военная академия войск РХБЗ в Костроме, Военный авиационный инженерный университет в Воронеже, Высшее военное командное училище в Москве, ряд других военных академий, университетов и училищ. В них налажен ритмичный учебный процесс, создана хорошая материально-техническая база, с удовольствием учатся слушатели и курсанты, обустроены преподаватели. Так что избранный путь преобразований в сложившихся условиях можно признать наиболее оптимальным. Он гарантирует не только сохранение системы военного образования, но и вывод ее на качественно новый уровень, обеспечивающий подготовку военных специалистов XXI века.

Владимир АНИСИМОВ

Опубликовано в выпуске № 20 (286) за 27 мая 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...