Версия для печати

Интеграция военного и гражданского образования

Ипатов Олег
Общеизвестно, что советская система образования на протяжении многих лет считалась одной из лучших в мире. Развал СССР, экономические трудности становления новой России, перестройка экономики и военная реформа обусловили острую необходимость модернизации всей системы образования. Не надо быть экономистом, чтобы понять: наша экономика содержать учебные заведения в прежних масштабах, основываясь только на затратных механизмах, не в состоянии. Однако реформирование российского образования, подключение рыночных механизмов дело настолько тонкое, что один неверный шаг - и мы можем лишиться того качества, которым справедливо гордилась советская образовательная система. В полной мере это относится и к системе военного образования.


ЭТО НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВЫХ ОФИЦЕРОВ


Общеизвестно, что советская система образования на протяжении многих лет считалась одной из лучших в мире. Развал СССР, экономические трудности становления новой России, перестройка экономики и военная реформа обусловили острую необходимость модернизации всей системы образования. Не надо быть экономистом, чтобы понять: наша экономика содержать учебные заведения в прежних масштабах, основываясь только на затратных механизмах, не в состоянии. Однако реформирование российского образования, подключение рыночных механизмов дело настолько тонкое, что один неверный шаг - и мы можем лишиться того качества, которым справедливо гордилась советская образовательная система. В полной мере это относится и к системе военного образования.
{{direct_hor}}
Категорически не согласен с предложениями профессора А.А. Корабельникова (статья "Образовательный стандарт - не догма" - "ВПК" № 33, 1-7 сентября 2004 г.) по организации автономной системы подготовки военных профессионалов. Это сугубо затратный подход, не учитывающий современные экономические реалии. Система военного образования, особенно в технической сфере, должна давать фундаментальную инженерную подготовку, что обеспечит не только высокие профессиональные качества эксплуатационника будущему офицеру, но и гарантирует его адаптивность и востребованность в гражданской жизни. В противном случае государство вынуждено будет заниматься массовой переподготовкой офицеров, увольняющихся в запас, что мы и видим в настоящее время.

Обеспечить оптимальное сочетание интересов военного ведомства и гражданского общества при подготовке будущих офицеров, на наш взгляд, может тесная интеграция военного и гражданского образования, в том числе и подготовка кадровых офицеров в гражданских высших учебных заведениях, о чем говорил президент в своем послании Федеральному собранию. Рассмотрим некоторые предпосылки такой интеграции.

За последнее десятилетие коренным образом изменилось положение с комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) офицерскими кадрами. Изменение порядка прохождения офицерами военной службы, а также снижение материальной обеспеченности военнослужащих привели к тому, что военно-учебные заведения уже не в состоянии полностью обеспечить потребности ВС РФ и других войск в офицерах. За последние 3 года резко, с 24 до 14 тысяч, сократился выпуск лейтенантов из военных вузов.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему дополнительного обеспечения потребностей ВС РФ в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношении. Анализ показывает, что прогнозируемая укомплектованность офицерами ВС РФ только за счет выпуска из военно-учебных заведений составит в перспективе не более 50%.

Опыт прошедших преобразований со всей очевидностью свидетельствует, что невозможно добиться кардинального решения ключевых проблем военного образования, если программы ограничиваются только ведомственными рамками. Главные вузовские проблемы носят, как правило, комплексный межотраслевой характер. Для их решения требуется принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия по вопросам реформирования системы военного образования. И такой документ был принят в виде Федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.", утвержденной постановлением правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352. Ряд мероприятий этой программы, учитывая их новизну и межотраслевой характер, определен с целевым финансированием из федерального бюджета.

Принятая программа не предусматривает коренной ломки существующей системы подготовки военных кадров, а направлена на ее модернизацию, адаптацию к новым социально-экономическим условиям, изменившемуся порядку прохождения военной службы.

Задача полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах является наиболее сложной задачей. Ее нельзя решить только за счет увеличения их выпуска из военно-учебных заведений. Для этого потребовалось бы в 2-3 раза увеличить численность слушателей и курсантов и, соответственно, увеличить расходы на содержание военных вузов. При этом надо учитывать, что затраты на обучение и содержание курсанта в 2-3 раза превышают затраты на обучение студента в гражданском вузе.

Безусловно, основным источником комплектования ВС офицерами должны оставаться высшие военно-учебные заведения, которые с учетом проводимой модернизации в соответствии с Федеральной программой будут осуществлять подготовку в первую очередь всех командных офицерских кадров тактического звена управления.

Что же касается подготовки офицеров на первичные должности по отдельным специальностям, то одним из средств восполнения растущего некомплекта офицерского состава может стать организация подготовки таких военных специалистов в гражданских вузах.

Возможность такой подготовки подсказывает и опыт зарубежных государств. Так, в гражданских колледжах и университетах США успешно функционируют курсы вневойсковой подготовки, осуществляющие обучение студентов по контрактам с министерствами обороны и ВМС для замещения первичных офицерских должностей, со сроком обучения 4 года. Доля выпускников этих вузов, окончивших курсы, от общего количества офицеров ВМС составляет 40%.

В нашей стране в настоящее время возможности гражданской высшей школы в целях подготовки кадровых офицеров для военной службы по контракту практически не используются, однако этот источник достаточно перспективен. Реализация данной меры будет иметь большое социальное значение. В условиях, когда высшее образование все более переходит из разряда общедоступного в сферу платных услуг, это расширит возможности получения бесплатного высшего образования для средне- и малообеспеченных слоев молодежи.

К сожалению, на сегодняшний день не существует нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки кадровых офицеров по такому варианту, а также порядок ее обеспечения. Поэтому вполне целесообразным следует считать запланированное Федеральной программой проведение на базе гражданских вузов эксперимента по подготовке офицеров (вне численности ВС РФ и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов для последующего обязательного прохождения ими военной службы по контракту. Исполнителями его должны стать вузы, получившие право заключения государственного контракта по подготовке на конкурсной основе. Первый практический шаг в этом направлении сделало Главное управление кадров Министерства обороны РФ, объявив первые конкурсы 27 мая и 21 сентября 2004 г. по четырем специальностям, из них двум гуманитарным и двум инженерного профиля.

Подготовка инженерного состава для ВС РФ заслуживает особого внимания и рассмотрения. По мере развития тенденции усложнения технических систем и комплексов, повышения их эффективности, преимущественной ориентации на высокоточное оружие все большую значимость приобретают те углубленные знания, а также умения и практические навыки, которыми в равной мере должны владеть как специалисты, окончившие гражданские вузы по оборонным специальностям, так и офицеры - выпускники военно-инженерных учебных заведений. В первую очередь это относится к испытаниям и диагностике сложных технических систем с автоматическим или автоматизированным управлением и их эксплуатации. Кроме того, для специалистов обоих типов необходимо иметь обобщенные представления о полном "жизненном цикле" каждого изделия - от создания до его утилизации. Это важно как для разработчиков, труд которых ориентирован на создание оптимальных образцов, так и для эксплуатационников, испытывающих недостаток конструкторско-технологической подготовки.

Недостаточно укомплектованы офицерскими инженерными кадрами должности, требующие фундаментальной инженерной подготовки: на технических базах оружия, технических позициях, испытательных полигонах, в арсеналах, военной приемке, НИИ и т. д. Анализ опыта службы офицеров - выпускников военных образовательных учреждений в этих воинских частях и учреждениях показывает их недостаточную фундаментальную и инженерную подготовку, обусловленную превалированием тактической военно-профессиональной составляющей программ их вузовского обучения.

Поэтому выглядит целесообразной реализация задачи интеграции подготовки специалистов по оборонным специальностям в гражданских вузах и военного образования.

Эти же образовательные учреждения могут осуществлять подготовку гражданского персонала, предназначаемого для замещения инженерных должностей в структурах ВС РФ на контрактной основе. Подготовка офицеров из числа студентов предусматривает последующее обязательное прохождение ими военной службы по контракту на срок не менее 5 лет и замещение ими первичных офицерских должностей, в том числе вместо призываемых на 2 года выпускников вузов.

Реализацию обучения целесообразно осуществлять в университетских комплексах путем целенаправленной подготовки офицеров инженерного профиля и гражданского инженерного персонала для ВС РФ, основанной на преемственности профилированного довузовского среднего общего образования и высшего профессионального технического образования по оборонным специальностям.

В состав университетского комплекса в качестве довузовских образовательных учреждений предлагается включать кадетские школы (школы-интернаты), реализующие программы среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы военной подготовки, а в качестве образовательных учреждений высшего профессионального образования - государственные технические университеты (академии), реализующие основные образовательные программы по соответствующим направлениям подготовки инженеров для оборонной промышленности. В дальнейшем возможны создание или включение в университетский комплекс учреждения среднего военного профессионального образования (военно-технического колледжа), а также учреждения (курсов) повышения квалификации офицерского состава (послевузовского образования) в области современного вооружения и военной техники.

Для подготовки офицеров государственные технические университеты (академии) составляют требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по специальности (кроме федерального компонента) на базе ГОС ВПО по направлению в соответствующей области техники с включением в них военно-профессиональной составляющей. Реализация военно-профессиональной части программ подготовки возможно осуществлять на учебно-материальной базе (УМБ) факультетов военного обучения, готовящих офицеров запаса по родственным военно-учетным специальностям в соответствующей области вооружений и военной техники, а также на УМБ военных учебных заведений и материально-технической базе войсковых частей региона по согласованию.

Особое значение здесь приобретают выбор базовой специальности подготовки дипломированных специалистов в области техники и ее диверсификация в военно-профессиональную плоскость. Следует обратить внимание на относительно новую уникальную специальность 170101 (072400) "Испытание и эксплуатация техники (по областям и видам)" направления 170100 (652800) "Оружие и системы вооружения" подготовки дипломированных специалистов, с усиленным фундаментальным и инженерным образованием. Универсальность данного ГОС ВПО позволяет составлять на его базе вариативные требования к минимуму содержания программ по специальности и уровню подготовки специалистов в зависимости от направленности их обучения и конечной цели подготовки, устанавливая нужную область, вид вооружения и военной техники.

Комплексные финансово-экономические расчеты по определению сравнительной стоимости подготовки офицеров в военном и гражданском высшем учебном заведении выявили более оптимальное расходование бюджетных средств при обучении в гражданском вузе. Так, стоимость подготовки офицера в военно-морском институте составляет 10 тыс. у.е. в течение 5-летнего срока обучения, затраты же на подготовку за такой срок офицера в гражданском вузе составят примерно 6-7 тыс. у.е. (в зависимости от варианта материально-бытового обеспечения).

Организация подготовки кадров по вышеуказанной подсистеме образования в военном аспекте будет способствовать созданию организационно-правовых условий для обеспечения потребностей ВС РФ в офицерах и гражданском инженерном персонале на контрактный срок с единым высоким уровнем качества профессионального образования. В социальном аспекте будет обеспечено соблюдение прав граждан на профессиональное образование и создание социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ. В экономическом аспекте по критерию "стоимость - эффективность" будет достигнут более оптимальный результат за счет рационального расходования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров для ВС РФ.

Указанные результаты соответствуют целям Федеральной программы "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.".

Олег ИПАТОВ
ректор Балтийского государственного технического университета "ВОЕНМЕХ"
им. Д.Ф. Устинова, доктор технических наук, профессор,
Санкт-Петербург

Опубликовано в выпуске № 41 (58) за 27 октября 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц