Версия для печати

Локальные бои неместного значения

В конфликт в Нагорном Карабахе вмешались внешние игроки
Рамм Алексей

Напряженно-стабильная ситуация на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана за считаные часы переросла в открытые боевые действия. Противники применяли не только стрелковое оружие и минометы, но и тяжелую артиллерию, бронетехнику, боевые вертолеты.

Напряженно-стабильная ситуация на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана за считаные часы переросла в открытые боевые действия. Противники применяли не только стрелковое оружие и минометы, но и тяжелую артиллерию, бронетехнику, боевые вертолеты.

Потерянный в первые часы боев азербайджанский вертолет управлялся достаточно опытным экипажем. Что стало причиной гибели «Суперхайнда», пока неясно

Первые сообщения о боестолкновениях со ссылкой на официальный сайт армии обороны Нагорного Карабаха (АО НКР) поступили на ленты информагентств около 8.00 2 апреля. Азербайджанские военные не только начали обстрел укреплений на линии демаркации, разделяющей после подписания в мае 1994 года договора о прекращении огня Азербайджан и Нагорный Карабах, но и с привлечением бронетехники и под прикрытием ударных вертолетов повели масштабное наступление.

Фактически бои носили локальный характер. Азербайджанские военные пытались захватить позиции сил НКР в селах Талыш и Горадиз Матакертского и Гадрутского районов. Нагорнокарабахские вооруженные формирования перешли в контрнаступление и, по заявлению официальных лиц АО НКР, выбили противника. В районе села Талыш азербайджанское подразделение в составе пяти танков попало в окружение.

В 19.45 стало известно, что по поручению президента Сержа Саргсяна дипломатическое и оборонное ведомства подготовили договор о военном взаимодействии с Нагорным Карабахом. Армянские части и подразделения начали выдвигаться в сторону НКР. Минобороны страны срочно перебросило ближе к району боевых действий, на аэродром Эребуни штурмовики Су-25.

Утром 3 апреля глава Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что Баку в одностороннем порядке переходит к режиму прекращения огня.

Однако в социальных сетях появляются видеосюжеты, где противники продолжают активно использовать артиллерию, в том числе реактивные системы залпового огня.

В 15.00 воскресенья глава военного ведомства Армении сообщил, что страна готова вмешаться в начавшиеся боевые действия и оказать всевозможную помощь АО НКР, защитить территориальную целостность самопровозглашенной республики.

Локальные бои неместного значения
Фото: openrussia.org

Наибольшие потери враждующие стороны нанесли друг другу на информационном фронте. Но инициативу здесь сразу же захватили обороняющиеся. По информации официальных лиц армии обороны Нагорного Карабаха, в ходе боев удалось уничтожить не менее двухсот азербайджанских военных, восемь танков, два вертолета и два беспилотника. Азербайджан признал потерю одного вертолета и танка, подорвавшегося на мине.

Следует отметить, что речь идет не о доставшемся в наследство от СССР вертолете Ми-24, а о его глубокой модернизации под обозначением SuperHind Mk5, выполненной по проекту южноафриканской фирмы Advanced Technologies and Engineering (сейчас Paramount Advanced Technologies) совместно с украинскими специалистами на конотопском авиаремонтном заводе «Авиакон».

По имеющимся данным, всего Азербайджан располагает 15 такими машинами, перевооруженными при модернизации на 20-мм автоматические пушки и получившими авионику и прицельный комплекс фирмы «Денел», аналогичный установленному на вертолете «Руиволк». Обновленный афро-украинский Ми-24 по заявленным разработчиком возможностям конкурирует с российским Ми-35М.

Потерянный в первые часы боев в Нагорном Карабахе азербайджанский вертолет управлялся достаточно опытным экипажем: майорами Табризом Мустафазаде и Урфаном Вализаде, старшим лейтенантом Бекиром Исмаиловым. Пока неизвестно, что стало причиной гибели «Суперхайнда», фотографии выгоревших обломков которого стали достоянием гласности 2 апреля.

Также Азербайджан потерял не менее 16 военнослужащих. По официальным данным АО НКР, с ее стороны погибли 18 человек, 35 получили ранения. По данным ООН, на 4 апреля общие потери в конфликте составили 33 убитых, более 200 раненых.

Локальные бои неместного значения
Фото: nosmi.ru

Примечательны не столько бои, носящие довольно ограниченный характер, сколько международная реакция на происходящее. Пока в поддержку Азербайджана высказался только президент Турции Реджеп Эрдоган, пообещавший всемерно помогать в отражении агрессии.

Военно-политическое руководство Ирана провело консультации с обеими сторонами конфликта, чем не преминули воспользоваться как азербайджанские, так и армянские СМИ, заявившие о том, что Тегеран на их стороне.

Госдепартамент США высказался за скорейшее прекращение огня, не поддержав ни Азербайджан, ни Армению. Россия, продававшая оружие обеим сторонам конфликта, оказалась в достаточно сложной ситуации. Только Азербайджану за последние годы было поставлено ВВТ, включая танки Т-90, ТОС, РСЗО «Смерч», на три миллиарда долларов. Кстати, дальнобойные реактивные системы активно используются в нынешних боях.

Но если Баку покупал российские ВВТ за свои деньги, то Ереван получил на эти нужды кредит от Кремля, на который были приобретены в том числе новейшие комплексы ПВО. В Армении находится 102-я российская военная база, сама страна входит в ОДКБ, а значит, участникам договора придется вмешаться в конфликт на ее стороне. Формально бои в Карабахе Еревану не угрожают, но ни для кого не секрет, что ввод армянских войск в НКР уже идет.

Россия стремится не допустить эскалации конфликта. В Ереван и Баку направляется комиссия, куда, по имеющимся сведениям, входят председатель Совбеза Николай Патрушев и министр обороны Сергей Шойгу.

На 102-й ВБ, по данным «Военно-промышленного курьера», даже не повышен уровень боевой готовности, личный состав занимается согласно планам мирного времени.

Опубликовано в выпуске № 13 (628) за 6 апреля 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Решад Керимов
Решад Керимов
11 апреля 2016
Уважаемая редакция, Прошу Вас пересмотреть свою редакционную политику по освещению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. К сожалению, столь уважаемое издание, коим является Военно-промышленный Курьер, неоднократно позволяет себе использовать неточную, а порой и просто искаженную информацию о конфликте, что негативно влияет на формирование общественного мнения. Так, в статье «Локальные бои неместного значения» (выпуск № 13 (628) за 6 апреля 2016 года), под авторством Алексея Рамма, используется ложная трактовка ситуации, которая, к тому же, противоречит официальной позиции Российской Федерации. Пример – Нагорный Карабах является территорией Азербайджанской Республики. Российская Федерация не признает Нагорный Карабах субъектом международного права, а, следовательно, признает территориальную целостность Азербайджана. Это закреплено во многих документах, в том числе в Договоре о дружбе между Азербайджаном и Россией, где есть отдельные строки о том, что стороны будут противодействовать проявлениям сепаратизма на территориях друг друга. Принимая данный факт во внимание, в корне ошибочно утверждать, что в мае 1994 года соглашение о прекращении огня было достигнуто между Арменией и Азербайджаном, или, что столкновения происходили на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана. Еще в 1993 году были приняты четыре резолюции Совета Безопасности ООН об оккупации вооруженными силами Армении азербайджанских земель: 822-я - в апреле в связи с оккупацией Кяльбаджара, 853-я - в июле в связи с оккупацией Агдама, 874-я - в октябре в связи с оккупацией Физули и Джебраила и 884-я - в ноябре в связи с оккупацией Зангилана и Губадлы. Несмотря на то, что все резолюции СБ ООН так и остались на бумаге, они, как и многие другие документы являются показателем признания суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в рамках границ, признанных на международном уровне Вместе с тем, не в последнюю очередь благодаря статьям, в которых искажается реальное положение вещей, Армения не чувствует международного давления, игнорирует все вышеупомянутые резолюции и общепринятые нормы и принципы международного права и продолжает военную оккупацию азербайджанских земель. Нельзя забывать, что именно в результате реализованной Арменией против Азербайджана политики военной агрессии и этнической чистки, были грубо нарушены права около одного миллиона азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, и армянская сторона на оккупированных территориях уничтожает историческое и культурное наследие азербайджанского народа. Оккупационная политика Армении бросает вызов целям и принципам международного сообщества. Армения продолжает применять насилие против суверенитета и территориальной целостности другого государства и остается безнаказанной за массовые зверства против граждан Азербайджана, пытаясь укрепить существующий статус-кво и препятствуя решению конфликта мирным путем на основе международного права. К сведению редакции и автора, столь вольно оперирующего ложными и искаженными терминами – существует решение Европейского суда по Правам Человека от 2015 года по делу "Чирагов и другие против Армении" (ECHR 206 (2015), 16/06/2015), в котором подтверждается факт оккупации территории Азербайджана Арменией. Прежде чем прийти к данному выводу Европейский суд установил, что незаконный режим в Нагорном Карабахе существует лишь благодаря военной, политической, экономической, финансовой, административной и иной помощи Республики Армения. Помимо этого, в решении Европейского суда не только указано на оккупацию азербайджанских земель вооруженными силами Республики Армения, проведение политики этнических чисток против азербайджанского народа, но и установлено, что Армения несет ответственность за поддержания нынешней ситуации. В решении подтверждается, что в нагорно-карабахском конфликте есть только две стороны - Азербайджан и Армения, а также доказано, что Армения несет полную ответственность за происходящее на оккупированной территории. Важно помнить, что политический, экономический и военный потенциал Азербайджанской Республики, содержание резолюций, принятых Советом Безопасности ООН в связи с конфликтом, а также требования, вытекающие из международных норм, открывают широкие возможности для применения самых различных, в том числе и кардинальных мер для возвращения территорий, находящихся под оккупацией вооруженных сил Армении, восстановления нарушенных прав беженцев и вынужденных переселенцев. Вместе с тем, несмотря на военные и правовые преимущества, Азербайджан неоднократно демонстрировал и прилагал реальные усилия для мирного урегулирования конфликта. В то же время, официальный Ереван хорошо осознает, что военный вариант – начало широкомасштабных военных операций завершится неизбежным крахом Армении и большой катастрофой для государственности. Поэтому правящая верхушка в Ереване пытается направить все свои политические возможности, ограниченную военную силу на сохранение существующего статуса-кво, консервацию конфликта. Принимая вышесказанное во внимание, можно заключить, что агрессивная политика Армении уже вышла из рамок локальных конфликтов и угрожает региональной и международной безопасности – именно с этой призмы и следовало бы редакции «Военно-промышленного Курьера» подходить к формированию общественного мнения относительно армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а не с какой-либо иной. Ваш постоянный читатель, Решад Керимов
Аватар пользователя Решад Керимов
Решад Керимов
11 апреля 2016
Поправка - "Принимая данный факт во внимание, в корне ошибочно утверждать, что в мае 1994 года соглашение о прекращении огня было достигнуто между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, или, что столкновения происходили на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана."
Аватар пользователя Решад Керимов
Решад Керимов
11 апреля 2016
Уважаемая редакция, Прошу Вас пересмотреть свою редакционную политику по освещению армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта. К сожалению, столь уважаемое издание, коим является Военно-промышленный Курьер, неоднократно позволяет себе использовать неточную, а порой и просто искаженную информацию о конфликте, что негативно влияет на формирование общественного мнения. Так, в статье «Локальные бои неместного значения» (выпуск № 13 (628) за 6 апреля 2016 года), под авторством Алексея Рамма, используется ложная трактовка ситуации, которая, к тому же, противоречит официальной позиции Российской Федерации. Пример – Нагорный Карабах является территорией Азербайджанской Республики. Российская Федерация не признает Нагорный Карабах субъектом международного права, а, следовательно, признает территориальную целостность Азербайджана. Это закреплено во многих документах, в том числе в Договоре о дружбе между Азербайджаном и Россией, где есть отдельные строки о том, что стороны будут противодействовать проявлениям сепаратизма на территориях друг друга. Принимая данный факт во внимание, в корне ошибочно утверждать, что в мае 1994 года соглашение о прекращении огня было достигнуто между Арменией и Азербайджаном, или, что столкновения происходили на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана. Еще в 1993 году были приняты четыре резолюции Совета Безопасности ООН об оккупации вооруженными силами Армении азербайджанских земель: 822-я - в апреле в связи с оккупацией Кяльбаджара, 853-я - в июле в связи с оккупацией Агдама, 874-я - в октябре в связи с оккупацией Физули и Джебраила и 884-я - в ноябре в связи с оккупацией Зангилана и Губадлы. Несмотря на то, что все резолюции СБ ООН так и остались на бумаге, они, как и многие другие документы являются показателем признания суверенитета и территориальной целостности Азербайджана в рамках границ, признанных на международном уровне Вместе с тем, не в последнюю очередь благодаря статьям, в которых искажается реальное положение вещей, Армения не чувствует международного давления, игнорирует все вышеупомянутые резолюции и общепринятые нормы и принципы международного права и продолжает военную оккупацию азербайджанских земель. Нельзя забывать, что именно в результате реализованной Арменией против Азербайджана политики военной агрессии и этнической чистки, были грубо нарушены права около одного миллиона азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев, и армянская сторона на оккупированных территориях уничтожает историческое и культурное наследие азербайджанского народа. Оккупационная политика Армении бросает вызов целям и принципам международного сообщества. Армения продолжает применять насилие против суверенитета и территориальной целостности другого государства и остается безнаказанной за массовые зверства против граждан Азербайджана, пытаясь укрепить существующий статус-кво и препятствуя решению конфликта мирным путем на основе международного права. К сведению редакции и автора, столь вольно оперирующего ложными и искаженными терминами – существует решение Европейского суда по Правам Человека от 2015 года по делу "Чирагов и другие против Армении" (ECHR 206 (2015), 16/06/2015), в котором подтверждается факт оккупации территории Азербайджана Арменией. Прежде чем прийти к данному выводу Европейский суд установил, что незаконный режим в Нагорном Карабахе существует лишь благодаря военной, политической, экономической, финансовой, административной и иной помощи Республики Армения. Помимо этого, в решении Европейского суда не только указано на оккупацию азербайджанских земель вооруженными силами Республики Армения, проведение политики этнических чисток против азербайджанского народа, но и установлено, что Армения несет ответственность за поддержания нынешней ситуации. В решении подтверждается, что в нагорно-карабахском конфликте есть только две стороны - Азербайджан и Армения, а также доказано, что Армения несет полную ответственность за происходящее на оккупированной территории. Важно помнить, что политический, экономический и военный потенциал Азербайджанской Республики, содержание резолюций, принятых Советом Безопасности ООН в связи с конфликтом, а также требования, вытекающие из международных норм, открывают широкие возможности для применения самых различных, в том числе и кардинальных мер для возвращения территорий, находящихся под оккупацией вооруженных сил Армении, восстановления нарушенных прав беженцев и вынужденных переселенцев. Вместе с тем, несмотря на военные и правовые преимущества, Азербайджан неоднократно демонстрировал и прилагал реальные усилия для мирного урегулирования конфликта. В то же время, официальный Ереван хорошо осознает, что военный вариант – начало широкомасштабных военных операций завершится неизбежным крахом Армении и большой катастрофой для государственности. Поэтому правящая верхушка в Ереване пытается направить все свои политические возможности, ограниченную военную силу на сохранение существующего статуса-кво, консервацию конфликта. Принимая вышесказанное во внимание, можно заключить, что агрессивная политика Армении уже вышла из рамок локальных конфликтов и угрожает региональной и международной безопасности – именно с этой призмы и следовало бы редакции «Военно-промышленного Курьера» подходить к формированию общественного мнения относительно армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, а не с какой-либо иной. Ваш постоянный читатель, Решад Керимов
Аватар пользователя Решад Керимов
Решад Керимов
11 апреля 2016
Поправка - "Принимая данный факт во внимание, в корне ошибочно утверждать, что в мае 1994 года соглашение о прекращении огня было достигнуто между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, или, что столкновения происходили на границе Нагорного Карабаха и Азербайджана."

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц