Версия для печати

Возмездие без дозаправки

Операция в Сирии показала слабые места Воздушно-космических сил
Рамм Алексей Лавров Антон

Российская военная кампания в сирийском небе продолжается, пусть и в несколько ужатом формате. Тем не менее решение президента вывести часть сил и средств из арабской республики – основание для подведения первых итогов.

Российская военная кампания в сирийском небе продолжается, пусть и в несколько ужатом формате. Тем не менее решение президента вывести часть сил и средств из арабской республики – основание для подведения первых итогов.

По официальным данным, с 30 сентября прошлого года по 14 марта нынешнего Воздушно-космические силы РФ выполнили в целях борьбы с запрещенным в нашей стране ИГ более девяти тысяч вылетов, поддерживая исключительно высокий темп: от 60 до 80 в сутки. Основная часть работы проделана авиационной бригадой особого назначения, развернутой в Хмеймиме. Но в общее число также вошли вылеты дальних и стратегических бомбардировщиков в ходе операции «Возмездие», проведенной в ответ на взорванный террористами пассажирский А-321 компании «Когалымавиа». Учтены и рейсы военно-транспортной авиации, перевозившей грузы с территории России в Сирию и обратно. Об интенсивности и эффективности воздушного моста говорит тот факт, что только за два месяца силами ВТА было переброшено свыше 214 тысяч тонн. Часть боевого «трафика» пришлась на самолеты-разведчики.

Модернизированные Ту-22М3, на которые пришлась основная часть вылетов дальней авиации, по-прежнему действовали исключительно неуправляемыми бомбами

В начале операции суточный показатель редко превышал 30–40 вылетов, лишь эпизодически достигая обозначенной Верховным главнокомандующим отметки 60. Но с середины декабря начал неуклонно расти. Пик пришелся на конец января – середину марта. Для поддержания такого высокого темпа на авиабазу «Хмеймим» были переброшены дополнительные фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34.

Особо отметим: при феноменальной интенсивности боевой работы экипажи и наземный обслуживающий персонал не допустили ни одного летного происшествия. Для сравнения: в ходе тринадцатидневной операции «Восход Одиссея» в Ливии в 2011 году авиация НАТО в результате ЧП и отказа техники потеряла американский многофункциональный истребитель F-15E и один беспилотник. Так что если бы не сбитый турецкими ВВС фронтовой бомбардировщик Су-24М и погибший в ходе поисково-спасательной операции Ми-8АМТШ, наши Воздушно-космические силы могли победить боевиков всухую.

Отсутствие у террористов и непримиримой оппозиции современных средств ПВО сделало воздушное пространство Сирии идеальным местом для апробации всего арсенала высокоточного оружия, имеющегося у России. Причем его основу составили уже не советские запасы, а образцы, созданные и поставленные в войска лишь несколько лет назад.

Как можно точнее

На момент начала воздушной операции в Сирии на авиабазе «Хмеймим» было развернуто 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24, столько же штурмовиков Су-25, по четыре ударных Су-34 и многоцелевых Су-30. Уже в ходе кампании командование перебросило в Сирию дополнительно четыре Су-34 и столько же Су-24. А в конце января в Латакии появились и четыре новейших Су-35, призванных защитить бомбардировщики и штурмовики авиабригады особого назначения от провокаций со стороны турецких ВВС.

Возмездие без дозаправки
Фото: defence.ru

После решения Владимира Путина о выводе войск в Россию вернулись не только все штурмовики Су-25, но и четыре фронтовых бомбардировщика Су-24, столько же Су-34. Кроме того, по данным «Военно-промышленного курьера», с декабря прошлого года по январь нынешнего прошла ротация нескольких Су-24, замененных на аналогичные машины, переброшенные с территории России.

Почти из девяти тысяч боевых вылетов основной объем пришелся на наиболее многочисленные самолеты авиабригады особого назначения – бомбардировщики Су-24М2 и Су-24М, оснащенные вычислительной подсистемой СВП-24. Именно эти машины вместе со штурмовиками Су-25СМ стали основными носителями неуправляемых авиационных средств поражения (АСП).

Проверенные временем авиационные ракеты Х-25 и Х-29 тоже применялись, но все же высокоточным «оружием выбора» ВКС России стали корректируемые авиабомбы КАБ-500С. КАБ-500-ОД и более тяжелые КАБ-1500 использовались эпизодически.

Доля примененного Россией в Сирии ВТО пока, конечно, далека от показателей США и НАТО (в конфликтах нынешнего тысячелетия – до 80 процентов). Но в сравнении с августовской операцией 2008 года против Грузии прогресс разителен – не только в оснащении ВКС высокоточными АСП, но и в эффективной тактике их применения.

Модернизированные прицельно-навигационные комплексы фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25 позволили гораздо эффективнее поражать площадные цели и полевые укрепления боевиков обычными бомбами. Но в населенных пунктах, где десяток метров отклонения означает жертвы среди мирного населения и ненужные разрушения, альтернативы высокоточному оружию, увы, нет.

Поэтому на втором месте по интенсивности боевого применения после Су-24М стоят многофункциональные Су-34, ставшие основными носителями ВТО. Примечательно, что некоторые из «тридцать четвертых» за пять с половиной месяцев выполнили более чем по триста боевых вылетов.

В то же время приходится констатировать: продолжающиеся между нашим ОПК и командованием ВКС многолетние споры о том, что лучше – встроенные оптико-локационные станции или подвесные контейнеры, затянулись. А на вооружении ударных самолетов нет ни тех ни других.

Даже несмотря на изначально сомнительную концепцию Су-34 и уже морально устаревшую – из-за сложного и долгого пути внедрения в серийное производство – бортовую оптико-локационную станцию «Платан», именно эти многофункциональные машины оказались наиболее эффективной платформой, позволяющей задействовать весь ассортимент высокоточного оружия.

И еще: массовое применение российскими ВКС в Сирии авиационных средств поражения со спутниковым наведением стало возможным только после того, как в 2011–2012 годах орбитальная группировка ГЛОНАСС была доведена до полного состава. Она позволила гарантированно поражать отдельные здания и ключевые объекты инфраструктуры боевиков с минимизацией побочного ущерба.

Но при всей своей эффективности боеприпасы со спутниковой коррекцией, к сожалению, не являются универсальным чудо-оружием, способным решать любые задачи, стоящие перед ВКС. «Космической» точности не всегда достаточно для поражения малоразмерных, хорошо укрепленных объектов, бункеров. Бесполезны такие боеприпасы и против движущихся целей. Конечно, дальность и высота применения КАБ-500С защищают их носителей от ПЗРК и зенитной артиллерии, но почти любой комплекс ПВО малой дальности, включая устаревшие, уже представляет для самолета серьезную опасность.

В сирийской операции российское командование столкнулось с той же проблемой, что и американцы при широком внедрении высокоточного оружия в 90-е годы прошлого века. Даже такой простой боеприпас, как КАБ-500С, совсем не дешев. Каждая бомба стоит, как автомобиль премиум-класса, да и запасы невелики, что заставило расходовать их экономно. В ходе авиаударов в Сирии редкая цель удостаивалась более одной КАБ-500С за вылет, чего не всегда хватало для гарантированного уничтожения.

Российское военное ведомство, вероятно, не раз пожалело, что в его распоряжении пока нет аналогов JDAM – комплектов для сравнительно недорогого переоборудования бездонных российских запасов ФАБ и ОФАБ в высокоточное оружие. Это тем более досадно, что такие разработки уже не являются достоянием лишь передовых в технологическом отношении стран. Такие комплекты освоены и производителями вооружений второго эшелона вроде Турции и ЮАР.

Не приходится пока говорить и о еще более эффективных преобразованиях обычных средств поражения в высокоточные, когда добавлением плоскостей и двигателей старые чугунные бомбы превращаются в ВТО, способное поражать цели противника на большой дальности.

Посильная нагрузка

Одним из самых знаковых событий российской кампании в Сирии стало применение крылатых ракет морского и воздушного базирования. Точное число запущенных КР неизвестно. Согласно докладу Сергея Шойгу на совещании 20 ноября прошлого года на тот момент дальней авиацией и Военно-морским флотом была применена 101 ракета.

Возмездие без дозаправки
Фото: google.com

Если суммировать цифры из докладов и заявлений российского военно-политического руководства, только ВМФ отработал по целям в Сирии как минимум 46 крылатыми ракетами «Калибр-НК». Примечательно, что залповые пуски новейших КР в таком количестве не отрабатывались ранее ни на испытаниях, ни в ходе учений. Но первый опыт оказался весьма удачным.

Конечно, не все из ракет достигли целей, но процент неудач сопоставим с 10–16, продемонстрированными американскими КР в иракской кампании 2003 года и «Томагавками» времен «Бури в пустыне». Российский флот обрел способность высокоточного неядерного удара на сотни и тысячи километров, что заметно усиливает возможности проекции силы вдали от своих границ.

На фоне громкого старта морских крылатых ракет осталось почти незамеченным успешное применение в Сирии Х-555 и новейших малозаметных Х-101. Конечно, наличие таких АСП в арсенале российской дальней авиации, а также их возможности вряд ли были для кого-то секретом. Тем не менее и для этих ракет Сирия стала боевым дебютом.

Остается сожалеть, что даже модернизированные Ту-22М3, на которые пришлась основная часть вылетов дальней авиации, по-прежнему действовали исключительно неуправляемыми бомбами. Хотя часть привлеченных для ударов по позициям боевиков «Бэкфайров» оборудовали специально доработанными под эти машины вычислительными подсистемами СВП-22 фирмы «Гефест», обеспечивающими высокую точность обычных свободнопадающих бомб. Из-за ограниченной дальности полета без дозаправки и для минимизации побочного ущерба бомбовая нагрузка Ту-22М3 была сильно урезана. Продемонстрированный в Сирии типовой комплект из 12 бомб калибра 250 килограммов характерен скорее для тактической, чем для стратегической авиации. Но если бы каждая из них была корректируемой, к примеру КАБ-500С, то даже такая нагрузка сделала бы Ту-22М3 значительно более опасными для площадных целей высокой важности: нефтеперерабатывающих заводов террористов, военных баз и аэродромов потенциальных противников.

Фактически все воздушные операции стран НАТО, будь то в Ираке, Ливии или Афганистане, не проходят без самолетов-заправщиков, интенсивность применения которых зачастую в разы перекрывает показатели штурмовиков, истребителей и бомбардировщиков. А вот российские воздушные танкеры приняли весьма ограниченное участие в операции в Сирии, в основном обеспечивая топливом ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС.

Наши истребители, фронтовые бомбардировщики и штурмовики, что при перелете из России в Сирию осенью прошлого года, что при выводе войск нынешней весной, не дозаправлялись в воздухе, ограничившись только подвесными топливными баками.

Как признались «Военно-промышленному курьеру» представители ВКС, пока количество самолетов-заправщиков и их тактико-технические характеристики не могут обеспечить эффективное применение российских ударных машин на большую дальность. Воздушный танкер должен не только перевозить нужное количество топлива, но и достаточно долго находиться в небе. Пока вся надежда только на Ил-96-400ТЗ, переоборудование которых идет на авиазаводе в Воронеже.

Есть и организационные проблемы. Сейчас танкеры подчиняются командованию дальней авиации и в первую очередь обеспечивают ее боевую работу, а для дозаправки фронтовых бомбардировщиков и истребителей привлекаются по остаточному принципу.

Беспилотники испытывают терпение

Нельзя отрицать, что серьезные успехи сирийских правительственных войск – во многом заслуга российской авиационной бригады особого назначения. Су-25 и Ми-24П почти непрерывно осуществляли непосредственную огневую поддержку наземных сил.

Но если боевая работа ударных вертолетов постоянно попадала на различные видео с места событий, то штурмовикам, наносящим удары по позициям боевиков с использованием неуправляемых ракет и авиационных бомб, посвящены только три ролика. Хотя «Грачи» работали в небе Сирии очень интенсивно, иногда выполняя пять-шесть вылетов в сутки.

Попутно отметим, что управляемые ракеты использовались экипажами вертолетов Ми-24П достаточно редко. Их «оружием выбора» так и остались НАР, применявшиеся в Сирии для поражения не только стационарных, но и мобильных целей, в том числе бронетехники.

К сожалению, следует признать, что если уничтожение стационарных объектов в Сирии не представляло проблемы для наших ВКС, то борьба с мобильными целями, вооруженными пикапами и просто малыми группами боевиков по-прежнему представляет сложность и сопряжена с риском для пилотов, так как действовать приходится на низких высотах в условиях применения противником стрелкового оружия и ПЗРК.

Современный мировой опыт борьбы с терроризмом и противоповстанческих действий показывает: оптимальным решением здесь являются ударные беспилотники, оснащенные управляемыми ракетами, иногда корректируемыми бомбами. Это по-настоящему высокоточное оружие, которое позволяет поражать такие цели с минимальным побочным ущербом.

В Сирии и соседнем Ираке применяются ударные дроны китайского и даже иранского производства, но аналогичные российские изделия все еще находятся на стадии испытаний. И сегодня это, пожалуй, самое слабое место наших ВКС.

Не сумели закрыть нишу беспилотников и ударные вертолеты. Новые Ми-35М были слишком немногочисленны, а наиболее современные Ми-28Н и Ка-52 с развитыми прицельно-обзорными системами появились считаные дни назад, правда, уже успели вступить в бой. Но даже им приходится экономить «умные» ракеты.

Управляемые ракеты, которыми оснащаются наши вертолеты, вполне эффективны для борьбы с бронетехникой и автотранспортом, но из-за габаритных ограничений их осколочно-фугасные и термобарические варианты заметно уступают по мощности аналогичным версиям популярной американской AGM-114 «Хеллфайр» (Hellfire). Более того, запасы таких изделий Воздушно-космическими силами России пока только создаются.

Между тем одному Ираку с его скромными ВВС приходится в борьбе с ИГ расходовать сотни термобарических и осколочно-фугасных «Хеллфайров» в месяц. Достаточно сказать, что в нынешнем году Госдеп США одобрил продажу Багдаду пяти тысяч таких ракет, правда, часть из них будет в противотанковом варианте.

Опубликовано в выпуске № 13 (628) за 6 апреля 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
05 апреля 2016
Вот это уже немного похоже на подведение итогов. А то ура-ура, в попе дыра! Да, проблемы с воздушными беспилотниками (по себе знаю эти проблемы с подводными беспилотниками, которые только и могут, что пальцы растопыривать). Проблемы с высокоточным оружием. Но, как писали здесь на ВПК некоторые авторы, есть проблемы и с массовым производством обычных (некорректируемых) снарядов (например 152мм), а не только высокоточных. Восполнение запасов напрямую зависит от возможностей бюджета. Если где и будут экономить, то в первую очередь на боеприпасах. Их, к примеру, нужно 2 миллиона (огромная сумма!), а кто мешает заказать всего лишь 1 млн. А если экономическая ситуация и дальше будет ухудшаться (а она будет ухудшаться), то и до 500 тысяч сократят. Все же считают самолеты, корабли, танки. Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы отчитывались боеприпасами. А раз с глаз долой, то и 100 тысяч хватит, иначе чемпионат мира по футболу не на что будет проводить. В реальности будет поставлено 10 тысяч, с одновременным появлением в России десятка новых дорогих мерседесов. Это хорошо было советские бомбы на "низкотехнологичных повстанцев" (название придумали американцы) в Сирии сбрасывать. Остаточная цена этих бомб близка к нулю. А новые бомбы производимые нынешними акционерными обществами реальных денег стоят. Кстати, интересная тема – мобилизация акционерных обществ.
Аватар пользователя Григорий
Григорий
05 апреля 2016
Давно не испытывал такого душевного равновесия,статья просто бальзамная зашлакованные мозги.
Аватар пользователя Алексей
Алексей
05 апреля 2016
ОТЛИЧНО АВТОР РАЗЛОЖИЛ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ
Аватар пользователя Владимир Гришин
Владимир Гришин
05 апреля 2016
Вот это уже похоже на правду, спасибо, мужики. Как правило, мало у кого есть время и навыки, чтобы лазить по сети и искать инфу о реальном положении дел в родном ВПК. А тут реальный анализ, пусть и чуток популяризованный. Ещё раз - спасибо!
Аватар пользователя Вячеслав
Вячеслав
05 апреля 2016
ОТЛИЧНО АВТОР РАЗЛОЖИЛ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ,НО НЮНИ СИЛЬНО РАСПУСКАТЬ НЕ СТОИТ,ДЛЯ ЭТОГО И ИСПЫТЫВАЛИ, ВСЕ ПОПРАВЯТ,НАРОД У НАС УМНЫЙ,НЕ НАДО ТОЛЬКО НАС ЗЛИТЬ!!
Аватар пользователя Стальнов Иван Петрович
Стальнов Иван Петрович
05 апреля 2016
Странная статья, я не ура-патриот, но давайте посмотрим да были какие то проблемы, но на многих бомбардировщиках и штурмовиках стояли новые прицельные комплексы которые превращают простые бомбы практически в корректируемые, если американские системы надо ставить конкретно на каждую простую бомбу, то наш прибор ставиться на самолёт, а по цене, как пишут и наши и зарубежные специалисты они примерно равны, вот вам и простая экономика, другой вопрос зачем в Сирии нужны авиационные танкеры, когда максимально длинна этой страны где то 600 км, дальность действия наших самолётов от 2000 км. и выше. Применяя старые бомбы мы испытали новое оборудование и с минимальными затратами ликвидировали старые. Думаю сейчас в штабах и в институтах МО РФ идут разборки полётов.
Аватар пользователя Александр
Александр
05 апреля 2016
Проблемы есть.. а где их нет? Лет пять назад о такой операции и мечтать было нельзя. Устранять проблемы надо - но и успехи несомненны! И это очень радует. Нечего брюзжать комментаторы. В 90х самолёты наши даже дома не летали, в 2000х начали летать только у себя и то низэээнько. А теперь за тысячи километров бьём врагов. Прогресс на лицо. А проблемы - почитайте отзывы о американски операциях, и сколько там проблем и доделываний на коленках - и это при таком то бюджете!!! А то что проблемы вскрываются - так отлично, значит знают, что устранять. Хотя как по мне - не критичные проблемы. Всё таки, учитывая что это вообще наша первая такая операция, то дебют можно признать на редкость удачным. Техника не подвела, оружие подтвердило свои характеристики, смогли и перебросить достаточные силы, и развернуть. Единственное, что осталось за анализом - так это действие наших РЭБ... нет информации, и не понятно подтвердила ли характеристики техника. Удачное ли применение? Вначале, перед Новым Годом вроде бы проходили сообщения, что РЭБ работают нормально и что подтвердили свои характеристики. А потом тишина. Никто не знает - как там с РЭБ?
Аватар пользователя Алексей
Алексей
05 апреля 2016
Очередное нытьё от пролиберального лобби. Ай-ай..как всё плохо и т.д. и т.п. На заметку авторам: борьба с помощью авиации против сверхмобильных целей - это головная боль абсолютно любых ВВС, а не проблема ВКС РФ.
Аватар пользователя Евгений Иосифович
Евгений Иосифович
05 апреля 2016
Не понял насчёт сомнительной концепции Су-34 и неточном применении КР. Примеры приведите, пожалуйста. Только не из неофициальных американских и английских источников!
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
05 апреля 2016
Об умных боеприпасах. Не надо их швырять на дикарей просто так. Умные ракеты нужны на случай обнаружения ПЗРК. Здесь придётся открыть огонь из всех дырок, чтобы с высокой точностью за 1 секунду поразить мерзавцев. У оператора ПЗРК время пуска - на третьей секунде после "вижу цель".
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
05 апреля 2016
Александру и другим, очарованным нашими успехами в Сирии форумчанам. Прежде чем давить на клаву и выставлять себя троллями,для начала внимательно изучите статью!!!Без сомнения - СТАТЬЯ ЧЕСТНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ!..."Лет пять назад о такой операции и мечтать было нельзя..." Бла-бла-бла!...Полное отсутствие анализа в привязке к событиям недавнего нашего прошлого...Вы сами-то верите в чушь,которую написали,или "отрабатываете серебренники"?
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
05 апреля 2016
Самый лёгкий урок в применении ВКС против целей в виде слабовооружённых банд и без ПВО и тактики против ВКС, прошёл с положительной оценкой, при таких обстоятельствах иного и не могло быть. Далее, возможно противник будет иметь ПВО, второй урок может быть не такой оптимистический, вот его желательно просчитывать по всем направлениям... Реакция КСА и прочих однозначна,- поставка ПЗРК и других средств ПВО для повстанцев начата и будет возрастать. Результаты проявилась,- уже два самолёта ВВС Сирии сбиты. (Похожая ситуация с танками САА, у повстанцев появились ПТУРС Джавелин, и пошли значительные потери в танках). Так уроки нужно учить и готовится усердно, ждёт более высокий уровень задач и учёбы.
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
06 апреля 2016
Стальнову И. П. Дозаправка в воздухе даёт возможность подвесить на самолёт больше боеприпасов.
Аватар пользователя со стороны
со стороны
06 апреля 2016
Стрелок, 11:16, 6 апреля. Война тоже экономика. Стоимость поражения цели создают многие компоненты. Ввод заправки в воздухе от топливозаправщиков, вынужденная дорогая мера, и при досягаемости, как в Сирии, не нужна. Применять дальние бомбардировщики неоправдано, возможно только для боевого опыта и отлаживания действий, как и дорогие крылатые ракеты. Для Сирийских задачь , достаточно Су-24, -25, и все устаревшие боеприпасы и оружие, выработать и оставить в Сирии остатки... В дальнейшем следует возродить мощность и Сирийских ВВС, действовать под сирийским флагом, (как часто делают США и прочие в конфликтах). Нечего ВС РФ долго светится в военных конфликтах, любая война нам не нужна.
Аватар пользователя Гость
Гость
07 апреля 2016
МУТНОВАТАЯ СТАТЬЯ ! АВТОРОВ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА! А НАПРАСНО! ВОЕННЫЕ ИСПЫТАЛИ ВСЕ ЧТО ХОТЕЛИ ! РАБОТАЛИ НЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ ХОТЯ ЕСТЬ ПОЗНАНИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ !НЕ ВСЕГДА ОПРАВДАННО ДОРОГОЙ РАКЕТОЙ ПО НЕФТЕСКВАЖИНАМ СТРЕЛЯТЬ !НЕСОМНЕННО НЕДОЧЕТЫ ЕСТЬ РАЗБОР ПОЛЕТОВ БУДЕТ СДЕЛАН! А КАЧЕСТВО СТАТЕЙ ВСЕ ХУЖЕ И ХУЖЕ СТАТЬИ РОЖДАЮТСЯ КАК КОТЯТА!
Аватар пользователя паша
паша
07 апреля 2016
хорошая статья
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
07 апреля 2016
Стрелку на 11:16 от 06.03.16. А зря Вы не ответили бухгалтеру "со стороны"!...Неужели согласились СО ВСЕМ что "накропал" этот "студент - экономист"?...
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
09 апреля 2016
Strannik'у 0059. А что тут было отвечать? Я ведь сделал замечание общего характера. а применительно к конкретной ситуации надо принимать конкретные решения и сочетать различные методы. а что до экономии - не думаю, чтобы авиабомба производства 1944 года с учётом расходов на её хранение в течение 70 лет стоила много дешевле, чем самая супер-пупер-дупер гиперзвуковая точечно управляемая ракетобомба. Просто ребята не понимают. что по экономической эффективности война занимает место между топкой печей долларовыми купюрами и пусканием по воде "блинчиков" золотыми монетами. Такова её природа.
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
11 апреля 2016
Стрелок, 12:50, 9 апреля, 2016 Солдаты не решают экономических вопросов. Полководцы вынуждены их решать, и они их решают. Солдаты - нет, это не их дело. Дорастет, предположим, солдат до командира полка, будет и он решать экономические вопросы. Не сможет - не будет командиром полка. Если командир полка вздумает топить печь купюрами, то в лучшем случае его немедленно уволят в запас (в худшем отправят в больничку). Новый автомобиль предыдущего года выпуска не становится дороже вследствие того, что он год занимал место в магазине "с учетом расходов на её хранения", а наоборот продается со значительной скидкой. Это экономика. Даже новичок бухгалтер после окончания краткосрочных бухгалтерских курсов знает, что такое остаточная стоимость. А что касается дозаправки, то я не понимаю, почему некоторые комментаторы прицепились к дозаправке, если в статье четко сказано о какой дозаправке идет речь. Цитата: "Наши истребители, фронтовые бомбардировщики и штурмовики, что при перелете из России в Сирию осенью прошлого года, что при выводе войск нынешней весной, не дозаправлялись в воздухе, ограничившись только подвесными топливными баками." и далее "Сейчас танкеры подчиняются командованию дальней авиации и в первую очередь обеспечивают ее боевую работу, а для дозаправки фронтовых бомбардировщиков и истребителей привлекаются по остаточному принципу." Авторы затронули проблему дозаправки только в этом контексте. А комментаторы начинают фантазировать на тему, нужны ли в Сирии дозаправки. Зачем?
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
11 апреля 2016
Гость, 17:28, 7 апреля, 2016. Знаток вы наш. Расскажите еще как надо писать материалы. А лучше всего покажите пример - пришлите в редакцию прекрасный текст. Пусть читатель оценит ваши вирши.
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
12 апреля 2016
В. Постникову. Покорнейше прошу извинить, но ваш комментарий весьма не в жилу. Командир полка не распоряжается военным бюджетом, тем не менее и он в одной атаке, даже образцово спланированной и идеально проведённой. может угробить столько средств, что лучше бы уж печку топил. А ваш пример с автомобилями демонстрирует ваше знакомство с экономикой вообще, но не с военной экономикой. Понятно, по ней пособий (открытых) практически нет, ну, так почитайте хота бы Вознесенского (не поэта, а зампреда Совнаркома во время В. О. В.).
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
12 апреля 2016
Стрелок, 12:56, 12 апреля, 2016 Не соглашусь. Вы конечно можете цепляться по мелочам, но это детская аргументация. Командира полка я привел в качестве примера. Это примерно тот уровень, где командиры подразделений отвечают и за хозяйственную, и за финансовую деятельность подчиненной им воинской части. Все эти различные подразделения армии и флота перечислять дня не хватит. Эта придирка не прокатит. Будучи выпускником Военмеха, я, тем не менее, служил срочную офицером в отдельном полку, командир которой отвечал за все вышеперечисленное в том числе. Конечно же, в первую очередь за боеготовность подчиненной ему части, а также и за боевую и политическую подготовку прежде всего. В отдаленных гарнизонах все на виду. Так что уверяю Вас, почти со всем, с чем там можно было познакомиться, я познакомился. И даже пример топки печки купюрами мне знаком. Я сам исполнял один из таких приказов. Но, все это было до перестройки. Тогда деньги не очень считали. Сегодня не так. Сегодня все на голодном пайке. Сегодня за подобное командиров следует понижать в должности, даже если он герой. При прочих равных побеждает не та армия, в которой больше героев, а та армия, в которой более исполнительные солдаты. Кстати, экономика - это хозяйственная деятельность. Общество обязано требовать от всех своих членов хозяйствовать экономно вне зависимости от рода деятельности (военная или гражданская), поскольку это хозяйствование осуществляется на средства этого общества и на его благо. И еще, о военной экономике. Практически у всех материальных средств в ВС есть свой срок годности. Все как и в гражданской экономике. И если бомбы имеют больший срок годности, то об артиллерийских снарядах этого сказать нельзя. Одно дело, когда бомба упадет на голову врагу и не взорвется, и совсем другое дело, когда снаряд взорвется в канале ствола. Упреждая очередное цепляние скажу, что хорошо знаю о том, что срок годности или эксплуатации можно продлить, после проведения квалифицированной проверки и тестов. Можно, но сроки годности никто не отменял. И остаточную стоимость тоже.
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
05 апреля 2016
Вот это уже немного похоже на подведение итогов. А то ура-ура, в попе дыра! Да, проблемы с воздушными беспилотниками (по себе знаю эти проблемы с подводными беспилотниками, которые только и могут, что пальцы растопыривать). Проблемы с высокоточным оружием. Но, как писали здесь на ВПК некоторые авторы, есть проблемы и с массовым производством обычных (некорректируемых) снарядов (например 152мм), а не только высокоточных. Восполнение запасов напрямую зависит от возможностей бюджета. Если где и будут экономить, то в первую очередь на боеприпасах. Их, к примеру, нужно 2 миллиона (огромная сумма!), а кто мешает заказать всего лишь 1 млн. А если экономическая ситуация и дальше будет ухудшаться (а она будет ухудшаться), то и до 500 тысяч сократят. Все же считают самолеты, корабли, танки. Кто-нибудь когда-нибудь слышал, чтобы отчитывались боеприпасами. А раз с глаз долой, то и 100 тысяч хватит, иначе чемпионат мира по футболу не на что будет проводить. В реальности будет поставлено 10 тысяч, с одновременным появлением в России десятка новых дорогих мерседесов. Это хорошо было советские бомбы на "низкотехнологичных повстанцев" (название придумали американцы) в Сирии сбрасывать. Остаточная цена этих бомб близка к нулю. А новые бомбы производимые нынешними акционерными обществами реальных денег стоят. Кстати, интересная тема – мобилизация акционерных обществ.
Аватар пользователя Григорий
Григорий
05 апреля 2016
Давно не испытывал такого душевного равновесия,статья просто бальзамная зашлакованные мозги.
Аватар пользователя Алексей
Алексей
05 апреля 2016
ОТЛИЧНО АВТОР РАЗЛОЖИЛ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ
Аватар пользователя Владимир Гришин
Владимир Гришин
05 апреля 2016
Вот это уже похоже на правду, спасибо, мужики. Как правило, мало у кого есть время и навыки, чтобы лазить по сети и искать инфу о реальном положении дел в родном ВПК. А тут реальный анализ, пусть и чуток популяризованный. Ещё раз - спасибо!
Аватар пользователя Вячеслав
Вячеслав
05 апреля 2016
ОТЛИЧНО АВТОР РАЗЛОЖИЛ ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ,НО НЮНИ СИЛЬНО РАСПУСКАТЬ НЕ СТОИТ,ДЛЯ ЭТОГО И ИСПЫТЫВАЛИ, ВСЕ ПОПРАВЯТ,НАРОД У НАС УМНЫЙ,НЕ НАДО ТОЛЬКО НАС ЗЛИТЬ!!
Аватар пользователя Стальнов Иван Петрович
Стальнов Иван Петрович
05 апреля 2016
Странная статья, я не ура-патриот, но давайте посмотрим да были какие то проблемы, но на многих бомбардировщиках и штурмовиках стояли новые прицельные комплексы которые превращают простые бомбы практически в корректируемые, если американские системы надо ставить конкретно на каждую простую бомбу, то наш прибор ставиться на самолёт, а по цене, как пишут и наши и зарубежные специалисты они примерно равны, вот вам и простая экономика, другой вопрос зачем в Сирии нужны авиационные танкеры, когда максимально длинна этой страны где то 600 км, дальность действия наших самолётов от 2000 км. и выше. Применяя старые бомбы мы испытали новое оборудование и с минимальными затратами ликвидировали старые. Думаю сейчас в штабах и в институтах МО РФ идут разборки полётов.
Аватар пользователя Александр
Александр
05 апреля 2016
Проблемы есть.. а где их нет? Лет пять назад о такой операции и мечтать было нельзя. Устранять проблемы надо - но и успехи несомненны! И это очень радует. Нечего брюзжать комментаторы. В 90х самолёты наши даже дома не летали, в 2000х начали летать только у себя и то низэээнько. А теперь за тысячи километров бьём врагов. Прогресс на лицо. А проблемы - почитайте отзывы о американски операциях, и сколько там проблем и доделываний на коленках - и это при таком то бюджете!!! А то что проблемы вскрываются - так отлично, значит знают, что устранять. Хотя как по мне - не критичные проблемы. Всё таки, учитывая что это вообще наша первая такая операция, то дебют можно признать на редкость удачным. Техника не подвела, оружие подтвердило свои характеристики, смогли и перебросить достаточные силы, и развернуть. Единственное, что осталось за анализом - так это действие наших РЭБ... нет информации, и не понятно подтвердила ли характеристики техника. Удачное ли применение? Вначале, перед Новым Годом вроде бы проходили сообщения, что РЭБ работают нормально и что подтвердили свои характеристики. А потом тишина. Никто не знает - как там с РЭБ?
Аватар пользователя Алексей
Алексей
05 апреля 2016
Очередное нытьё от пролиберального лобби. Ай-ай..как всё плохо и т.д. и т.п. На заметку авторам: борьба с помощью авиации против сверхмобильных целей - это головная боль абсолютно любых ВВС, а не проблема ВКС РФ.
Аватар пользователя Евгений Иосифович
Евгений Иосифович
05 апреля 2016
Не понял насчёт сомнительной концепции Су-34 и неточном применении КР. Примеры приведите, пожалуйста. Только не из неофициальных американских и английских источников!
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
05 апреля 2016
Об умных боеприпасах. Не надо их швырять на дикарей просто так. Умные ракеты нужны на случай обнаружения ПЗРК. Здесь придётся открыть огонь из всех дырок, чтобы с высокой точностью за 1 секунду поразить мерзавцев. У оператора ПЗРК время пуска - на третьей секунде после "вижу цель".
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
05 апреля 2016
Александру и другим, очарованным нашими успехами в Сирии форумчанам. Прежде чем давить на клаву и выставлять себя троллями,для начала внимательно изучите статью!!!Без сомнения - СТАТЬЯ ЧЕСТНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ!..."Лет пять назад о такой операции и мечтать было нельзя..." Бла-бла-бла!...Полное отсутствие анализа в привязке к событиям недавнего нашего прошлого...Вы сами-то верите в чушь,которую написали,или "отрабатываете серебренники"?
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
05 апреля 2016
Самый лёгкий урок в применении ВКС против целей в виде слабовооружённых банд и без ПВО и тактики против ВКС, прошёл с положительной оценкой, при таких обстоятельствах иного и не могло быть. Далее, возможно противник будет иметь ПВО, второй урок может быть не такой оптимистический, вот его желательно просчитывать по всем направлениям... Реакция КСА и прочих однозначна,- поставка ПЗРК и других средств ПВО для повстанцев начата и будет возрастать. Результаты проявилась,- уже два самолёта ВВС Сирии сбиты. (Похожая ситуация с танками САА, у повстанцев появились ПТУРС Джавелин, и пошли значительные потери в танках). Так уроки нужно учить и готовится усердно, ждёт более высокий уровень задач и учёбы.
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
06 апреля 2016
Стальнову И. П. Дозаправка в воздухе даёт возможность подвесить на самолёт больше боеприпасов.
Аватар пользователя со стороны
со стороны
06 апреля 2016
Стрелок, 11:16, 6 апреля. Война тоже экономика. Стоимость поражения цели создают многие компоненты. Ввод заправки в воздухе от топливозаправщиков, вынужденная дорогая мера, и при досягаемости, как в Сирии, не нужна. Применять дальние бомбардировщики неоправдано, возможно только для боевого опыта и отлаживания действий, как и дорогие крылатые ракеты. Для Сирийских задачь , достаточно Су-24, -25, и все устаревшие боеприпасы и оружие, выработать и оставить в Сирии остатки... В дальнейшем следует возродить мощность и Сирийских ВВС, действовать под сирийским флагом, (как часто делают США и прочие в конфликтах). Нечего ВС РФ долго светится в военных конфликтах, любая война нам не нужна.
Аватар пользователя Гость
Гость
07 апреля 2016
МУТНОВАТАЯ СТАТЬЯ ! АВТОРОВ НЕ ИНТЕРЕСУЮТ РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА! А НАПРАСНО! ВОЕННЫЕ ИСПЫТАЛИ ВСЕ ЧТО ХОТЕЛИ ! РАБОТАЛИ НЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ ХОТЯ ЕСТЬ ПОЗНАНИЯ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ !НЕ ВСЕГДА ОПРАВДАННО ДОРОГОЙ РАКЕТОЙ ПО НЕФТЕСКВАЖИНАМ СТРЕЛЯТЬ !НЕСОМНЕННО НЕДОЧЕТЫ ЕСТЬ РАЗБОР ПОЛЕТОВ БУДЕТ СДЕЛАН! А КАЧЕСТВО СТАТЕЙ ВСЕ ХУЖЕ И ХУЖЕ СТАТЬИ РОЖДАЮТСЯ КАК КОТЯТА!
Аватар пользователя паша
паша
07 апреля 2016
хорошая статья
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
07 апреля 2016
Стрелку на 11:16 от 06.03.16. А зря Вы не ответили бухгалтеру "со стороны"!...Неужели согласились СО ВСЕМ что "накропал" этот "студент - экономист"?...
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
09 апреля 2016
Strannik'у 0059. А что тут было отвечать? Я ведь сделал замечание общего характера. а применительно к конкретной ситуации надо принимать конкретные решения и сочетать различные методы. а что до экономии - не думаю, чтобы авиабомба производства 1944 года с учётом расходов на её хранение в течение 70 лет стоила много дешевле, чем самая супер-пупер-дупер гиперзвуковая точечно управляемая ракетобомба. Просто ребята не понимают. что по экономической эффективности война занимает место между топкой печей долларовыми купюрами и пусканием по воде "блинчиков" золотыми монетами. Такова её природа.
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
11 апреля 2016
Стрелок, 12:50, 9 апреля, 2016 Солдаты не решают экономических вопросов. Полководцы вынуждены их решать, и они их решают. Солдаты - нет, это не их дело. Дорастет, предположим, солдат до командира полка, будет и он решать экономические вопросы. Не сможет - не будет командиром полка. Если командир полка вздумает топить печь купюрами, то в лучшем случае его немедленно уволят в запас (в худшем отправят в больничку). Новый автомобиль предыдущего года выпуска не становится дороже вследствие того, что он год занимал место в магазине "с учетом расходов на её хранения", а наоборот продается со значительной скидкой. Это экономика. Даже новичок бухгалтер после окончания краткосрочных бухгалтерских курсов знает, что такое остаточная стоимость. А что касается дозаправки, то я не понимаю, почему некоторые комментаторы прицепились к дозаправке, если в статье четко сказано о какой дозаправке идет речь. Цитата: "Наши истребители, фронтовые бомбардировщики и штурмовики, что при перелете из России в Сирию осенью прошлого года, что при выводе войск нынешней весной, не дозаправлялись в воздухе, ограничившись только подвесными топливными баками." и далее "Сейчас танкеры подчиняются командованию дальней авиации и в первую очередь обеспечивают ее боевую работу, а для дозаправки фронтовых бомбардировщиков и истребителей привлекаются по остаточному принципу." Авторы затронули проблему дозаправки только в этом контексте. А комментаторы начинают фантазировать на тему, нужны ли в Сирии дозаправки. Зачем?
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
11 апреля 2016
Гость, 17:28, 7 апреля, 2016. Знаток вы наш. Расскажите еще как надо писать материалы. А лучше всего покажите пример - пришлите в редакцию прекрасный текст. Пусть читатель оценит ваши вирши.
Аватар пользователя Стрелок
Стрелок
12 апреля 2016
В. Постникову. Покорнейше прошу извинить, но ваш комментарий весьма не в жилу. Командир полка не распоряжается военным бюджетом, тем не менее и он в одной атаке, даже образцово спланированной и идеально проведённой. может угробить столько средств, что лучше бы уж печку топил. А ваш пример с автомобилями демонстрирует ваше знакомство с экономикой вообще, но не с военной экономикой. Понятно, по ней пособий (открытых) практически нет, ну, так почитайте хота бы Вознесенского (не поэта, а зампреда Совнаркома во время В. О. В.).
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
12 апреля 2016
Стрелок, 12:56, 12 апреля, 2016 Не соглашусь. Вы конечно можете цепляться по мелочам, но это детская аргументация. Командира полка я привел в качестве примера. Это примерно тот уровень, где командиры подразделений отвечают и за хозяйственную, и за финансовую деятельность подчиненной им воинской части. Все эти различные подразделения армии и флота перечислять дня не хватит. Эта придирка не прокатит. Будучи выпускником Военмеха, я, тем не менее, служил срочную офицером в отдельном полку, командир которой отвечал за все вышеперечисленное в том числе. Конечно же, в первую очередь за боеготовность подчиненной ему части, а также и за боевую и политическую подготовку прежде всего. В отдаленных гарнизонах все на виду. Так что уверяю Вас, почти со всем, с чем там можно было познакомиться, я познакомился. И даже пример топки печки купюрами мне знаком. Я сам исполнял один из таких приказов. Но, все это было до перестройки. Тогда деньги не очень считали. Сегодня не так. Сегодня все на голодном пайке. Сегодня за подобное командиров следует понижать в должности, даже если он герой. При прочих равных побеждает не та армия, в которой больше героев, а та армия, в которой более исполнительные солдаты. Кстати, экономика - это хозяйственная деятельность. Общество обязано требовать от всех своих членов хозяйствовать экономно вне зависимости от рода деятельности (военная или гражданская), поскольку это хозяйствование осуществляется на средства этого общества и на его благо. И еще, о военной экономике. Практически у всех материальных средств в ВС есть свой срок годности. Все как и в гражданской экономике. И если бомбы имеют больший срок годности, то об артиллерийских снарядах этого сказать нельзя. Одно дело, когда бомба упадет на голову врагу и не взорвется, и совсем другое дело, когда снаряд взорвется в канале ствола. Упреждая очередное цепляние скажу, что хорошо знаю о том, что срок годности или эксплуатации можно продлить, после проведения квалифицированной проверки и тестов. Можно, но сроки годности никто не отменял. И остаточную стоимость тоже.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц