Версия для печати

Пулемет Горюнова и самолюбие Дегтярева

Чем заменить «Максимы»?
Кустов Максим

Как известно, Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну, имея в качестве основного станкового пулемета «Максимы» образца 1910/30гг. Чтобы армия поскорее получила ему достойную замену, знаменитому оружейнику Василию Алексеевичу Дегтяреву пришлось, что называется, поступиться собственным самолюбием… «Максим» при всех своих несомненных достоинствах в силу своего почтенного возраста (конструкция создана еще в конце XIX века) слишком устарел. Одна только проблема с водяным охлаждением в боевых условиях чего стоила… Кроме того, «Максим» был сложным и трудоемким в производстве. Был объявлен конкурс на новый образец станкового пулемета. В итоге его победителем неожиданно стал не кто-то из прославленных конструкторов оружия, а…самоучка без высшего образования Петр Максимович Горюнов и работавшие вместе с ним его племянник Михаил Михайлович Горюнов, а также Василий Ефимович Воронков. 

Петр Максимович Горюнов родился в 1902 году в деревне Каменка Коломенского уезда Московской губернии в крестьянской семье. Закончив три класса начальной церковно-приходской сельской школы, он начал работать слесарем на Коломенском паровозостроительном заводе. Затем, переехав в Ковров, работал на оружейно-пулеметном заводе слесарем-отладчиком в опытной мастерской, затем конструктором-изобретателем в отделе главного конструктора (ОГК) завода. Признали хорошие качества созданного его группой пулемета далеко не сразу. «Работа советских оружейников по созданию новых образцов постоянно находилась в поле зрения И. В. Сталина, - писал известный советский исследователь истории стрелкового оружия Давид Наумович Болотин. - Он имел с ними неоднократные встречи, следил за ходом испытаний, беседовал по телефону, давал личные указания. Такая заинтересованность, имевшая немалое положительное значение, подчас ограничивала возможности конструкторов и могла затруднить выбор наилучшей системы. 

Так, в частности, было со станковым пулеметом, к созданию которого он проявлял повышенный интерес. Сталин хорошо знал Дегтярева, верил в его талант и не без оснований считал его непререкаемым авторитетом в пулеметном деле. Он не допускал мысли, что кто-либо из других конструкторов может превзойти Дегтярева в этой области. И новые, ничего не говорившие ему имена, вызывали у него настороженность». Настороженность вызвала и работа Петра Горюнова. Очевидно, к 1943 году Сталин устал от рекламируемого в 30-е годы народного технического творчества, от изобретателей-самоучек, предпочитая опираться на мнение проверенных специалистов. Принцип, безусловно, правильный, но как раз в данном конкретном случае он не сработал. Работа конструктора-самоучки оказалась лучше, чем пулемет, созданный признанным авторитетом в конструировании пулеметов – Дегтяревым. Заместитель наркома вооружения СССР Владимир Николаевич Новиков так вспоминал об этом: «Испытания, проведенные в первых числах мая 1943 года, подтвердили правоту тех, кто стоял за станковый пулемет П. М. Горюнова. Выводы комиссии не соответствовали мнению Сталина. Ознакомившись с актом об испытаниях, он созвал совещание руководителей наркоматов обороны и вооружения, куда пригласили и В. А. Дегтярева. После того как огласили соответствующие документы, Сталин спросил Василия Алексеевича: - А что думаете по этому поводу вы, товарищ Дегтярев? Какой пулемет считаете нужным принять на вооружение – ваш или конструктора Горюнова? Со свойственной прямотой и сознанием долга Василий Алексеевич ответил: - Пулемет Горюнова лучше, товарищ Сталин. И промышленность его освоит быстрее». 

Надо отдать должное порядочности и принципиальности Дегтярева. Ведь он мог просто объявить пулемет конкурента ничего не стоящим барахлом. Сталин бы ему поверил. Или мог сказать, что пулемет хорош, но нуждается в усовершенствовании и стать его соавтором. Что-то в этом духе достаточно часто проделывали известные ученые и конструктора. Но Дегтярев просто сказал: «Пулемет Горюнова лучше». Дегтярев отдал для пулемета Горюнова свой станок, который у него получился лучше. Но…в соавторы Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии при этом не набивался. Ох, нечасто такое бывает. Дегтярев в своих мемуарах вспоминал: «Мы неустанно следили за работой Горюнова и оказывали ему повседневную помощь. В эти суровые дни мы меньше всего думали о личной славе. Все наши мысли и стремления были направлены на то, чтобы как можно больше сделать для фронта». 

3 марта 1943 года был подписан «Приказ о награждении изобретателей Горюнова П.М., Воронкова В.Е. и Горюнова М.М.» в котором сказано: «За создание хорошего образца станкового пулемета награждаю изобретателей тт. Горюнова Петра Максимовича, Воронкова Василия Ефимовича и Горюнова Михаила Михайловича по 5000 рублей каждого. Заместитель Народного комиссара обороны маршал артиллерии Воронов». Затем создатели пулемета получили Сталинскую премию. На вооружение пулемет был принят под обозначением «7.62-мм станковый пулемет конструкции Горюнова обр. 1943 года», или СГ-43. Но 23 декабря 1943 года, вернувшись из Москвы, где на курсах «Выстрел» заканчивались испытания его пулемета, Петр Максимович Горюнов скоропостижно скончался. Его судьба поразительно напоминает судьбу Михаила Ильича Кошкина – ведущего конструктора танка «Т-34», скончавшегося в 1940 году, буквально через несколько месяцев после того, как его замечательная машина была принята на вооружение…

Максим Кустов

Опубликовано 10.04.2016

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
12 апреля 2016
Его судьба поразительно напоминает судьбу Михаила Ильича Кошкина – ведущего конструктора танка «Т-34», скончавшегося в 1940 году, буквально через несколько месяцев после того, как его замечательная машина была принята на вооружение… и судьбу Судаева, внезапно скончавшегося перед конкурсом 47-го года и Судьбу Булкина, сгинувшего после конкурса 47-го года и судьбу Петлякова, внезапно погибшего в 41-ом и судьбу многих по настоящему талантливых русских инженеров и конструкторов. Дегтярев не только пулемет сделать не смог, но и автоматическую винтовку проиграл, никому неизвестному Симонову, но слава Богу, не убил его.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 апреля 2016
Да и вообще странная статья... при чем тут пулемёт максима, когда до зубов вооруженная РККА (с)Марк, имела самолучший ручной пулемет Дегтярева ДП-28, а получила вместо нового ручника, всё тот же пулемёт на колёсиках. Забавно, но когда заваливание труппами прекратилось, то великий Дегтярев, тут же разразился ДП-46, в котором дурацкий диск был заменён на ленту, а когда заваливание было в самом разгаре, великий оружейник взял, да и проиграл конкурс, невинно убиенному Горюнову.
Аватар пользователя Полешук
Полешук
14 апреля 2016
Странный комментарий. Я так понимаю Вы лично присутствовали при всех актах устранения конкурентов. И причем здесь ДП? Похоже Вы ухватились за слово "пулемет" и не видите разницы между ручником и станкачем. А она есть. Мне доводилось пользоваться и тем, и другим. Жестко зафиксированный на станке СГМБ на дистанции - километр из торчащей вертикально двутавровой балки делает дуршлаг, что в принципе не доступно ни одному даже современному ручнику.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
14 апреля 2016
Не, я не присутствовал:) Но намеренное разоружение РККА, видно и невооружённым глазом. Лохотрон с автоматической винтовкой, странные смерти ГК оружия, предвоенные рейдерские захваты оборонных предприятий (30-й з-д например), неприятие на вооружение СКС-43, снятие с вооружения противотанковой ЗИС-2, не выпуск радиоламп, на закупленных в тучные годы индустриализации заводах RCA и прочая и прочая и прочая. А что касается издырявленных рельс, то это было не нужно на войне, нужны были зенитные автоматы, которых тоже не было и никто не догадался сделать их из КПВТ-44, пусть заваливают. И никто не дал армии т-44, пущай на легендарном т-34 воюют... только в вермахте были уже РПГ, а у нас опять не догадались. Так что плевать мне на дырявые рельсы, когда РККА заваливает, а ей ручника не дают всю войну, а после принесения всех жертв, дают и даже РПГ!
Аватар пользователя Полешук
Полешук
16 апреля 2016
Всех разоблачили. Всех вывели на чистую воду. Кутузов Вы наш диванный. Вам же со стороны виднее. Да Вы хотя бы приблизительно представляете себе сколько в денежном измерении стране стоил 1 день войны? При том, что основные промышленные центры были разрушены, территории, производящие продовольствие - захвачены страна умудрялась разрабатывать и производить новые типы вооружения. Не Вам, не видящему разницы между "Максимом" и ДП, судить, что было нужно на войне. Вы там небыли ни дня.А плевки свои в адрес СГМБ - приберите. А то как бы те, кому этот пулемет благодаря своей надежности и точности не раз спасал жизнь не вернули их Вам с процентами.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
19 апреля 2016
Тухачевские... по возвращении из ссылки мне очень помог Микоян: деньгами, квартирой, заботой. Но не все помогали. Климент Ефремович Ворошилов отказался принять Светлану Тухачевскую.
Аватар пользователя Нос
Нос
21 апреля 2016
Еще один "самоучка", создающий лучшее в мире оружие. Как же заштампованы советские сказки, словно под копирку написанные.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
21 апреля 2016
Самоучка это не приговор, если есть способности, то вполне возможно и такое. Например Фоккер в 20 с небольшим лет, создал автомат синхронизации для стрельбы через винт самолета, а в 27 предлагал купить царской России свои самолёты. Судаев, был признан Шмайсером как оружейный гений, когда Хьюго его ППС посмотрел, но убитый перед конкурсом 47-го года Судаев, был самоучкой. А шпагин не был самоучкой, а был на побегушках у Дегтярева и что... сколько жизней потерял русский народ, благодаря шпагинской трещётке? Смысл горюновского образца не в том, что именно очередной пулемет на колесиках, был очень нужен РККА, а в том что своим талантом, он создавал опасную конкуренцию пла промпартийной своры маститых оружейников, типа безграмотного Токарева и Дегтярева.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
21 апреля 2016
А товарищ Полещук не прав, и никого я не разоблачал. Он просто не внимательно читает Курьер-ВПК и пропустил статью НЕФТЕХИМИЯ – ЖЕРТВА ЗАГОВОРА из текущего номера. Вот некоторые цитатки для благодушных: Речь идет о постановлении Совмина СССР № 294 от 19 апреля 1974 года «О первоочередных мероприятиях по ускорению проектирования и создания производственной базы строительства Тобольского нефтехимического комплекса». В результате чего, СССР уже ко второй половине 70-х мог выйти на первые места в мире по производству большинства видов нефтегазохимической продукции, в том числе двойного назначения и не оказаться сырьевым придатком Запада, что собственно и погубило СССР. Но это постановление было искусно спущено на тормозах и все осталось на бумаге... срывалось финансирование этих проектов, графики поставок оборудования и формирования инфраструктуры, обеспечение кадрами. Но бесперебойно строились, газопроводы через весь СССР в Европу. Любопытная взаимосвязь... но одновременно, СССР начал и в растущих объемах поставлять нефть и газ по трубам, произведенным в Европе туда же, в неё матушку, обрекая свою трубную промышленность на отставание и только в начале 2000-х годов это производство смогло выйти из длительной стагнации. Хотя Китайские СМИ уже в тот период называли это «внутренним неоколониализмом» и «результатом сговора чиновников перерожденцев с западными монополиями». И к началу 80-х СССР ввозил до 40 процентов объема потребляемых нефтегазохимических товаров двойного и сугубо оборонного назначения из-за рубежа, в том числе из Югославии, Румынии, Венгрии. Там еще в начале 70-х была сделана ставка на нефтегазохимию, причем на базе советского сырья. А Конец цитаток... а мы всё стонем, когда же Россия встанет с колен. А никогда, пока не будет борьбы с врагами народа из Промпартии.
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
08 октября 2016
Что за спор. Неграмотный Горюнов со своими так же неграмотными товарищами. Эти люди в техническом отношении были очень даже грамотными. Понятно, что они не изучали "Повести древней Руси" или что-либо другое, изучаемое в институтах. Так Хайрем Максим тоже имел всего лишь 5 классов образования и 226 изобретений очень высокого класса. А с ним как? Пулемет не космическая ракета и устроен он не так уж и сложно. А эти люди конструкцию автоматического оружия и хитрости в его изготовлении и работе знали досконально. Были отличными специалистами, поэтому и сделали. ДС-39 явно проигрывал пулемету Горюнова и по конструкции и по надежности, поэтому он так долго стоял на вооружении. У меня был друг, оружейник, довоенный выпускник ремесленного училища. Сконструировал и полностью сделал своими руками ружье. Взял два списанных ствола от ЗПУ, рассверлил их, обточил и закалил. На концах стволов были два дульных тормоза и ружье при выстреле не прыгало вверх, а а давало прямолинейную отдачу в плечо. Один спусковой крючок, переключатель очередности выстрелов стволов, сменные дульные чоки. Висевшее на груди ружье не надо было держать руками (нормальные ружья опрокидываются и висят вниз курками), достаточно было взять его не переворачивая и поднять, автоматически ружье отцепливалось от ружейного ремня. Это был просто шедевр. А вот про презумпцию невиновности он не знал. Не знал и многого другого, что знает образованный человек. Но был МАСТЕРОМ.
Аватар пользователя Гость
Гость
08 октября 2016
Необразованный Горюнов. В каком смысле он необразован? В том, что не читал Гегеля и Сенеку. Тут вполне соглашусь. А вот в техническом отношении И Дегтярев и Токарев и Горюнов были очень подкованными людьми. Того же Хайрема Максима можно обвинить в том, что у него было всего то пять классов образования. И 226 изобретений высокого класса. Стрелковое оружие устроено не так уж сложно. Сложно сделать его таким, что оно могло бы стрелять в любых руках, быть очень надежным, легко ремонтировалось и было дешевым в производстве сложно. Очень много в этом деле маленьких хитростей. Вот посмотрите, все автоматическое и самозарядное оружие довоенных выпусков и наше и иностранное боялось загрязнения, сильных морозов, заставлявших применять специализированные смазки. Зазоры в движущихся частях делались минимальными. Большой опыт применения автоматических систем в войну заставил отказаться от этого. Возьмите автомат и пулемет Калашникова и подергайте рукоятку затвора вверх-вниз, болтаются они чувствительно. У Макаровского пистолета то же самое. Значительный производственный опыт, знание конструкций наших и иностранных пулеметов, отзывы с фронта и позволили Горюнову создать удачный пулемет. Дегтярев к этому времени уже остановился в своем развитии и дальнейшие шаги ему давались с трудом. Но человеком он оказался честным и признал первенство Горюнова. А это очень достойный поступок.
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
08 октября 2016
В мой отзыв о Горюнове забыл включить свое имя. Внесите пожалуйста.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
09 октября 2016
Но был МАСТЕРОМ. Однако оружейной отраслью, рулили мастера, совсем другого пошиба. к Но Дегтярев оказался человеком честным и признал первенство Горюнова. Интересно, если бы не признал тогда что, приняли бы на вооружение ДС-39? Не только честностью обладал Дегтярёв, но и удивительной силой! Вот не захотел бы признавать первенство Горюнова и всё плевать ему на все конкурсные комиссии, думайте что хотите, а производить будем мой пулемёт... но честность помешала, да? Да нет, не в честности тут дело, а в том что в результате предвоенных афер в ВПК, разоруженная РККА вела страшную войну и неизвестно было даже в 43-ем году, чем дело закончится, вот и подкинули нам годный пулемётишко, но не ручник конечно, который и был нужен на фронте, а всё тот же пулемёт на колёсиках.
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
09 октября 2016
ДС-39 состоял уже на вооружении и если бы устраивал армию, то никакие новые не нужны были. Что за аферы? Оружие на вооружение принимает очень много людей и аферу не очень то и провернешь. Был ручной ДП-27, вполне себе нормальный пулемет, были автоматы ППШ, винтовки Мосина и СВТ и это разоружение? У меня отец друга с 22 июня по лето 1943-го был пулеметчиком на Максиме. Два года на передовой и ни одного ранения. Потом стал старшиной и так дошел до конца войны не раненым и не контуженым. Рассказывал, что у него пять вторых номеров убило. Пули много раз ударяли в щиток и это его спасало. Станковый пулемет вещь очень сильная. Сейчас станок легкий, той точности стрельбы уже нет, но и жизнь у пулеметчика недолгая. Воевавшие рассказывали, что не отсутствие оружия, а малое количество патронов в 1941-42-х годах было бичом армии.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
10 октября 2016
Оружие на вооружение принимает очень много людей и аферу не очень то и провернешь. Ну-да, ну-да... помните референдум о сохранении СССР? А тут какая то секретная комиссия от ГРАУ-шмау... проворачивай любые аферы, ваучеры курят!
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
12 октября 2016
Над ГРАУ есть надзор сверху, а над референдумом были сами носители власти. Ошибки при принятии образцов на вооружения были и будут, от этого никуда не денешься.
Аватар пользователя Вася Пупкин
Вася Пупкин
08 января 2017
А к чему здесь Тухачевских вспомнили? Еще один невинно убиенный маршал всячески толкал вперед оружейную мысль Советов, а злобный Сталин конструкторов убивал, а заодно и тех ,кто их защищал, то бишь Тухачевского!
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
12 апреля 2016
Его судьба поразительно напоминает судьбу Михаила Ильича Кошкина – ведущего конструктора танка «Т-34», скончавшегося в 1940 году, буквально через несколько месяцев после того, как его замечательная машина была принята на вооружение… и судьбу Судаева, внезапно скончавшегося перед конкурсом 47-го года и Судьбу Булкина, сгинувшего после конкурса 47-го года и судьбу Петлякова, внезапно погибшего в 41-ом и судьбу многих по настоящему талантливых русских инженеров и конструкторов. Дегтярев не только пулемет сделать не смог, но и автоматическую винтовку проиграл, никому неизвестному Симонову, но слава Богу, не убил его.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
13 апреля 2016
Да и вообще странная статья... при чем тут пулемёт максима, когда до зубов вооруженная РККА (с)Марк, имела самолучший ручной пулемет Дегтярева ДП-28, а получила вместо нового ручника, всё тот же пулемёт на колёсиках. Забавно, но когда заваливание труппами прекратилось, то великий Дегтярев, тут же разразился ДП-46, в котором дурацкий диск был заменён на ленту, а когда заваливание было в самом разгаре, великий оружейник взял, да и проиграл конкурс, невинно убиенному Горюнову.
Аватар пользователя Полешук
Полешук
14 апреля 2016
Странный комментарий. Я так понимаю Вы лично присутствовали при всех актах устранения конкурентов. И причем здесь ДП? Похоже Вы ухватились за слово "пулемет" и не видите разницы между ручником и станкачем. А она есть. Мне доводилось пользоваться и тем, и другим. Жестко зафиксированный на станке СГМБ на дистанции - километр из торчащей вертикально двутавровой балки делает дуршлаг, что в принципе не доступно ни одному даже современному ручнику.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
14 апреля 2016
Не, я не присутствовал:) Но намеренное разоружение РККА, видно и невооружённым глазом. Лохотрон с автоматической винтовкой, странные смерти ГК оружия, предвоенные рейдерские захваты оборонных предприятий (30-й з-д например), неприятие на вооружение СКС-43, снятие с вооружения противотанковой ЗИС-2, не выпуск радиоламп, на закупленных в тучные годы индустриализации заводах RCA и прочая и прочая и прочая. А что касается издырявленных рельс, то это было не нужно на войне, нужны были зенитные автоматы, которых тоже не было и никто не догадался сделать их из КПВТ-44, пусть заваливают. И никто не дал армии т-44, пущай на легендарном т-34 воюют... только в вермахте были уже РПГ, а у нас опять не догадались. Так что плевать мне на дырявые рельсы, когда РККА заваливает, а ей ручника не дают всю войну, а после принесения всех жертв, дают и даже РПГ!
Аватар пользователя Полешук
Полешук
16 апреля 2016
Всех разоблачили. Всех вывели на чистую воду. Кутузов Вы наш диванный. Вам же со стороны виднее. Да Вы хотя бы приблизительно представляете себе сколько в денежном измерении стране стоил 1 день войны? При том, что основные промышленные центры были разрушены, территории, производящие продовольствие - захвачены страна умудрялась разрабатывать и производить новые типы вооружения. Не Вам, не видящему разницы между "Максимом" и ДП, судить, что было нужно на войне. Вы там небыли ни дня.А плевки свои в адрес СГМБ - приберите. А то как бы те, кому этот пулемет благодаря своей надежности и точности не раз спасал жизнь не вернули их Вам с процентами.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
19 апреля 2016
Тухачевские... по возвращении из ссылки мне очень помог Микоян: деньгами, квартирой, заботой. Но не все помогали. Климент Ефремович Ворошилов отказался принять Светлану Тухачевскую.
Аватар пользователя Нос
Нос
21 апреля 2016
Еще один "самоучка", создающий лучшее в мире оружие. Как же заштампованы советские сказки, словно под копирку написанные.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
21 апреля 2016
Самоучка это не приговор, если есть способности, то вполне возможно и такое. Например Фоккер в 20 с небольшим лет, создал автомат синхронизации для стрельбы через винт самолета, а в 27 предлагал купить царской России свои самолёты. Судаев, был признан Шмайсером как оружейный гений, когда Хьюго его ППС посмотрел, но убитый перед конкурсом 47-го года Судаев, был самоучкой. А шпагин не был самоучкой, а был на побегушках у Дегтярева и что... сколько жизней потерял русский народ, благодаря шпагинской трещётке? Смысл горюновского образца не в том, что именно очередной пулемет на колесиках, был очень нужен РККА, а в том что своим талантом, он создавал опасную конкуренцию пла промпартийной своры маститых оружейников, типа безграмотного Токарева и Дегтярева.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
21 апреля 2016
А товарищ Полещук не прав, и никого я не разоблачал. Он просто не внимательно читает Курьер-ВПК и пропустил статью НЕФТЕХИМИЯ – ЖЕРТВА ЗАГОВОРА из текущего номера. Вот некоторые цитатки для благодушных: Речь идет о постановлении Совмина СССР № 294 от 19 апреля 1974 года «О первоочередных мероприятиях по ускорению проектирования и создания производственной базы строительства Тобольского нефтехимического комплекса». В результате чего, СССР уже ко второй половине 70-х мог выйти на первые места в мире по производству большинства видов нефтегазохимической продукции, в том числе двойного назначения и не оказаться сырьевым придатком Запада, что собственно и погубило СССР. Но это постановление было искусно спущено на тормозах и все осталось на бумаге... срывалось финансирование этих проектов, графики поставок оборудования и формирования инфраструктуры, обеспечение кадрами. Но бесперебойно строились, газопроводы через весь СССР в Европу. Любопытная взаимосвязь... но одновременно, СССР начал и в растущих объемах поставлять нефть и газ по трубам, произведенным в Европе туда же, в неё матушку, обрекая свою трубную промышленность на отставание и только в начале 2000-х годов это производство смогло выйти из длительной стагнации. Хотя Китайские СМИ уже в тот период называли это «внутренним неоколониализмом» и «результатом сговора чиновников перерожденцев с западными монополиями». И к началу 80-х СССР ввозил до 40 процентов объема потребляемых нефтегазохимических товаров двойного и сугубо оборонного назначения из-за рубежа, в том числе из Югославии, Румынии, Венгрии. Там еще в начале 70-х была сделана ставка на нефтегазохимию, причем на базе советского сырья. А Конец цитаток... а мы всё стонем, когда же Россия встанет с колен. А никогда, пока не будет борьбы с врагами народа из Промпартии.
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
08 октября 2016
Что за спор. Неграмотный Горюнов со своими так же неграмотными товарищами. Эти люди в техническом отношении были очень даже грамотными. Понятно, что они не изучали "Повести древней Руси" или что-либо другое, изучаемое в институтах. Так Хайрем Максим тоже имел всего лишь 5 классов образования и 226 изобретений очень высокого класса. А с ним как? Пулемет не космическая ракета и устроен он не так уж и сложно. А эти люди конструкцию автоматического оружия и хитрости в его изготовлении и работе знали досконально. Были отличными специалистами, поэтому и сделали. ДС-39 явно проигрывал пулемету Горюнова и по конструкции и по надежности, поэтому он так долго стоял на вооружении. У меня был друг, оружейник, довоенный выпускник ремесленного училища. Сконструировал и полностью сделал своими руками ружье. Взял два списанных ствола от ЗПУ, рассверлил их, обточил и закалил. На концах стволов были два дульных тормоза и ружье при выстреле не прыгало вверх, а а давало прямолинейную отдачу в плечо. Один спусковой крючок, переключатель очередности выстрелов стволов, сменные дульные чоки. Висевшее на груди ружье не надо было держать руками (нормальные ружья опрокидываются и висят вниз курками), достаточно было взять его не переворачивая и поднять, автоматически ружье отцепливалось от ружейного ремня. Это был просто шедевр. А вот про презумпцию невиновности он не знал. Не знал и многого другого, что знает образованный человек. Но был МАСТЕРОМ.
Аватар пользователя Гость
Гость
08 октября 2016
Необразованный Горюнов. В каком смысле он необразован? В том, что не читал Гегеля и Сенеку. Тут вполне соглашусь. А вот в техническом отношении И Дегтярев и Токарев и Горюнов были очень подкованными людьми. Того же Хайрема Максима можно обвинить в том, что у него было всего то пять классов образования. И 226 изобретений высокого класса. Стрелковое оружие устроено не так уж сложно. Сложно сделать его таким, что оно могло бы стрелять в любых руках, быть очень надежным, легко ремонтировалось и было дешевым в производстве сложно. Очень много в этом деле маленьких хитростей. Вот посмотрите, все автоматическое и самозарядное оружие довоенных выпусков и наше и иностранное боялось загрязнения, сильных морозов, заставлявших применять специализированные смазки. Зазоры в движущихся частях делались минимальными. Большой опыт применения автоматических систем в войну заставил отказаться от этого. Возьмите автомат и пулемет Калашникова и подергайте рукоятку затвора вверх-вниз, болтаются они чувствительно. У Макаровского пистолета то же самое. Значительный производственный опыт, знание конструкций наших и иностранных пулеметов, отзывы с фронта и позволили Горюнову создать удачный пулемет. Дегтярев к этому времени уже остановился в своем развитии и дальнейшие шаги ему давались с трудом. Но человеком он оказался честным и признал первенство Горюнова. А это очень достойный поступок.
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
08 октября 2016
В мой отзыв о Горюнове забыл включить свое имя. Внесите пожалуйста.
Аватар пользователя Солониковед
Солониковед
09 октября 2016
Но был МАСТЕРОМ. Однако оружейной отраслью, рулили мастера, совсем другого пошиба. к Но Дегтярев оказался человеком честным и признал первенство Горюнова. Интересно, если бы не признал тогда что, приняли бы на вооружение ДС-39? Не только честностью обладал Дегтярёв, но и удивительной силой! Вот не захотел бы признавать первенство Горюнова и всё плевать ему на все конкурсные комиссии, думайте что хотите, а производить будем мой пулемёт... но честность помешала, да? Да нет, не в честности тут дело, а в том что в результате предвоенных афер в ВПК, разоруженная РККА вела страшную войну и неизвестно было даже в 43-ем году, чем дело закончится, вот и подкинули нам годный пулемётишко, но не ручник конечно, который и был нужен на фронте, а всё тот же пулемёт на колёсиках.
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
09 октября 2016
ДС-39 состоял уже на вооружении и если бы устраивал армию, то никакие новые не нужны были. Что за аферы? Оружие на вооружение принимает очень много людей и аферу не очень то и провернешь. Был ручной ДП-27, вполне себе нормальный пулемет, были автоматы ППШ, винтовки Мосина и СВТ и это разоружение? У меня отец друга с 22 июня по лето 1943-го был пулеметчиком на Максиме. Два года на передовой и ни одного ранения. Потом стал старшиной и так дошел до конца войны не раненым и не контуженым. Рассказывал, что у него пять вторых номеров убило. Пули много раз ударяли в щиток и это его спасало. Станковый пулемет вещь очень сильная. Сейчас станок легкий, той точности стрельбы уже нет, но и жизнь у пулеметчика недолгая. Воевавшие рассказывали, что не отсутствие оружия, а малое количество патронов в 1941-42-х годах было бичом армии.
Аватар пользователя Cолониковед
Cолониковед
10 октября 2016
Оружие на вооружение принимает очень много людей и аферу не очень то и провернешь. Ну-да, ну-да... помните референдум о сохранении СССР? А тут какая то секретная комиссия от ГРАУ-шмау... проворачивай любые аферы, ваучеры курят!
Аватар пользователя Бобровский
Бобровский
12 октября 2016
Над ГРАУ есть надзор сверху, а над референдумом были сами носители власти. Ошибки при принятии образцов на вооружения были и будут, от этого никуда не денешься.
Аватар пользователя Вася Пупкин
Вася Пупкин
08 января 2017
А к чему здесь Тухачевских вспомнили? Еще один невинно убиенный маршал всячески толкал вперед оружейную мысль Советов, а злобный Сталин конструкторов убивал, а заодно и тех ,кто их защищал, то бишь Тухачевского!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц