Версия для печати

Ракетный диплом университета

Гавриленко Андрей
Уже 1 сентября нынешнего года планируется начать подготовку офицеров по контракту для Ракетных войск стратегического назначения в учебных центрах при гражданских вузах. Они будут развернуты в Томском госуниверситете, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ. Чем это вызвано? Означает ли это, что система подготовки офицерских кадров в вузах РВСН дает сбои? На эти и другие вопросы "Военно-промышленного курьера" отвечает заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенант Владимир ГАГАРИН.


ПОЧЕМУ РВСН НАЧИНАЕТ ПОДГОТОВКУ ОФИЦЕРОВ-КОНТРАКТНИКОВ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ


Уже 1 сентября нынешнего года планируется начать подготовку офицеров по контракту для Ракетных войск стратегического назначения в учебных центрах при гражданских вузах. Они будут развернуты в Томском госуниверситете, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ. Чем это вызвано? Означает ли это, что система подготовки офицерских кадров в вузах РВСН дает сбои? На эти и другие вопросы "Военно-промышленного курьера" отвечает заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-лейтенант Владимир ГАГАРИН.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ГАГАРИН Владимир Григорьевич


Генерал-лейтенант Владимир ГАГАРИН
Фото Службы информации и общественных связей РВСН
Родился 6 мая 1955 г. в поселке Нижняя Луговка Мамско-Чуйского района Иркутской области. Окончил в 1977 г. Серпуховское высшее военное командное училище, в 1984 г. - Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского. Прошел в войсках все должности от начальника расчета до командующего Читинским ракетным объединением, а затем Владимирским. 1 апреля 2006 г. указом президента РФ назначен заместителем командующего Ракетными войсками стратегического назначения. Член военного совета РВСН. Заслуженный военный специалист Российской Федерации.


- Владимир Григорьевич, в начале разговора давайте сразу скажем, какой вклад в этом году внесли вузы РВСН в подготовку молодых офицеров. Сколько ваших выпускников пополнили Вооруженные Силы России?

- Что касается количественного показателя, то можно отметить: около 1200 выпускников, в том числе более 170 слушателей Военной академии РВСН им. Петра Великого, в нынешнем году пополнили ряды защитников Отечества. 30 человек окончили вузы с золотой медалью (14 из них - слушатели; 16 - курсанты). Еще 106 выпускников (33 - слушателя; 73 - курсанта) получили дипломы с отличием. Лучшие результаты на аттестационных испытаниях показали выпускники Военной академии РВСН (86% отличных и хороших оценок) и Ростовского военного института Ракетных войск (88% отличных и хороших оценок).

При этом замечу: их знания и навыки оценивались по всей строгости. Для комплексной оценки уровня подготовки слушателей (курсантов) выпускных курсов вузов РВСН и определения его соответствия государственному образовательному стандарту и квалификационным требованиям - в соответствии с требованиями приказов Министерства образования 2003 года №1155, министра обороны 2003 года №80 и Инструкции по подготовке и проведению итоговой государственной аттестации в высших военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ 2006 года - в мае-июне нынешнего года в высших военно-учебных заведениях Ракетных войск стратегического назначения была проведена итоговая государственная аттестация слушателей (курсантов). По результатам экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ сделан вывод о сохранении в вузах РВСН достаточно высокого уровня организации и качества учебного процесса по большинству закрепленных специальностей (специализаций). Количественные показатели результатов аттестационных испытаний 2006 года находятся на уровне или превышают итоги 2005 года.

- Но, согласитесь, одно дело ваши оценки и аттестация, которые лейтенанты получили в институтах. Совсем другое - практика, отклики из войск. Какие отзывы о недавних выпускниках приходят к вам?

- Отзывы из войск тоже неплохие. По их результатам все выпускники по окончании военно-учебного заведения получают назначение на должности, соответствующие их специальности, на ракетные комплексы, стоящие на вооружении. Добавлю к этому, что своевременно сдали зачет на допуск к боевому дежурству и самостоятельной работе 99% выпускников, то есть практически все. В целом оценка служебной деятельности выпускников вузов РВСН показывает: около 97% из них справляются успешно с возложенными обязанностями.

Традиционно о подготовленных в военно-учебных заведениях РВСН выпускниках идет в войсках добрая слава. Они с честью несут высокое звание офицера, умножая славные боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации и родных вузов.

- А в каких вузах и по каким специальностям в РВСН осуществляется сегодня подготовка офицерских кадров? Сегодня система военного образования в целом претерпевает изменения. Не планируется ли реорганизация и ваших учебных заведений?

- Как известно, подготовка офицерских кадров для РВСН осуществляется в Военной академии РВСН им. Петра Великого и трех военных институтах - Серпуховском военном институте Ракетных войск, Ростовском военном институте Ракетных войск имени Главного маршала артиллерии М.И. Неделина, Ставропольском военном институте связи Ракетных войск. В них готовят специалистов с высшим военным специальным образованием со сроком обучения 5 лет и высшим военным образованием со сроком обучения 2 года. Учитывая большое количество сложных специальных технических систем, воплощенных в ракетно-ядерном оружии, подготовка специалистов проводится более чем по 50 специальностям и специализациям.

Особо подчеркну, что в Ракетных войсках стратегического назначения сложилась стройная образовательная система, имеющая двойную направленность подготовки выпускников вузов: специалистов-ракетчиков и командиров-управленцев. Данная система предусматривает наличие действенной связи "заказчик-вузы-заказчик". Подготовка офицеров осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом, а также квалификационными требованиями, разработанными в РВСН к выпускникам с учетом современных потребностей войск.

Дело в том, что особенности службы в Ракетных войсках стратегического назначения таковы, что для нас очень важно, чтобы офицер смог выполнить главную задачу - подготовить и провести пуск ракеты в любых условиях обстановки. В настоящее время мы можем сказать: вузы РВСН способны готовить таких специалистов-ракетчиков. (Хотя, не буду скрывать: и здесь есть свои проблемы, но мы о них знаем и ищем пути их решения). Что касается реорганизации, то в рамках реализации "Федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" планируется расширение подготовки специалистов, в том числе и для других министерств и ведомств, на базе Ставропольского военного института связи Ракетных войск. Соответствующие решения на уровне министра обороны уже приняты, и мы приступили к их практической реализации, которую завершить планируем в течение ближайших двух лет.

- Требования к поступающим в вузы МО РФ сегодня серьезно возросли. Вузы РВСН здесь, видимо, не являются исключением? Какие экзамены необходимо сдавать?

- Профессия офицера в нашей стране окутана романтикой и требует от него полной самоотдачи, а то и мужества. Но в то же время эта профессия одна из самых сложных: необходимы высочайшая подготовка, личностные качества. Человек, решивший стать кадровым военным, должен сознавать, что он полностью посвящает свою жизнь армии. Вот почему решение юноши стать офицером, должно отличаться пониманием большой важности и значимости предпринимаемого шага.

В качестве кандидатов для зачисления в вузы РВСН могут быть рассмотрены граждане Российской Федерации, окончившие образовательные учреждения среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, изъявившие желание обучаться в военно-учебном заведении и отвечающие всем требованиям профессионального отбора. В вузы РВСН принимаются граждане Российской Федерации мужского пола, имеющие законченное среднее образование. Не проходившие военную службу - в возрасте от 16 до 22 лет; проходящие или прошедшие военную службу - до достижения ими 24 лет; а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (кроме офицеров), по истечении половины срока военной службы, указанного в первом контракте, до достижения ими возраста 24 лет. Кандидаты сдают экзамены по общеобразовательным предметам: физике (устно), русскому языку и литературе (изложение), математике (письменно). На отдельные специальности сдаются экзамены по биологии (устно) и истории России (устно). Все вузы РВСН участвуют в эксперименте по зачислению курсантов на первые курсы по результатам сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ).

- Вступительные экзамены уже позади. Кто поступил учиться? Каков процент среди первокурсников военнослужащих срочной службы, выпускников суворовских военных училищ, кадетских корпусов?

- Среди абитуриентов, как всегда, было немало детей военнослужащих. И все же социальный состав поступающих в последние годы остается практически постоянным. Так, военнослужащие срочной службы составляют 5-7% от количества абитуриентов. Четвертая часть поступающих - ребята из семей военнослужащих, как уже сказал, в основном ракетчиков. 10-15% - суворовцы и кадеты. Очень обширна и география поступающих. Кандидаты на поступление в вузы РВСН прибывали практически из всех регионов России.


Будущим офицерам придется овладевать новой техникой.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- Какой был в этом году конкурс при поступлении и средний проходной балл? Как в целом меняется ситуация в этом за последние годы?

- Средний конкурс при поступлении в военно-учебные заведения РВСН за последние годы составляет полтора-два человека на место, на отдельные факультеты редких и наукоемких специальностей доходит до трех человек место. Требования предъявляются довольно жесткие. Кандидат для гарантированного поступления в вуз должен был сдать из трех экзаменов два с оценкой "хорошо" и один на "отлично". Не следует забывать также, что при поступлении в вузы РВСН сдается физическая подготовка, и здесь предпочтения отдаются ребятам, имеющим крепкую физическую форму, сдавшим нормативы с оценкой не ниже "хорошо".

Однако было время, когда (в начале девяностых годов) обозначилась тенденция снижения конкурса в вузы РВСН. Причем она прослеживалась и в других военных вузах. Но в последние 4 года мы наблюдаем положительную динамику в росте конкурса и среднего проходного балла.

- В подготовке специалистов многое зависит от качества учебной материально-технической базы. Какова она? Испытываете ли вы дефицит новой техники, тренажеров?

- Во всех вузах РВСН имеется учебно-материальная база, оснащенная современным оборудованием, агрегатами ракетной техники, хорошими наглядными пособиями и лабораторным оборудованием, позволяющими получать глубокие фундаментальные знания и практические навыки будущей профессии. В учебном процессе широко применяются современные электронно-вычислительные средства. В каждом вузе есть пункты подключения к сети Интернет, библиотеки, полевая учебная база, автодромы, спортивные сооружения.

Благодаря реализации мероприятий "Федеральной программы реформирования системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" вопросы обеспечения вузов современными средствами информатизации в последние годы решаются более активно. Появились возможности поставки в вузы новой, современной техники и вооружения, которые в перспективе будут составлять основу Ракетных войск стратегического назначения. Конечно, темпы обновления учебной базы и объемы поставок осуществляются на минимально необходимом уровне, но эти вопросы находятся в зоне постоянного внимания командования РВСН и вузов.

- И все же между теорией и практикой бывает дистанция немалого размера. Какова практическая составляющая процесса обучения?

- Наши курсанты проходят учебную, производственную, войсковую практику и войсковую стажировку. Практика организуется по отдельным дисциплинам в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Виды практики, продолжительность стажировки и практики определяются учебным планом вузов РВСН.

Учебная практика проводится на первом курсе в структурных подразделениях вуза для приобретения (совершенствования) практических навыков. Войсковая практика - на втором или третьем курсе в воинских частях РВСН. Ее цель - совершенствование командно-методических навыков. Производственная практика - на четвертом курсе на предприятиях промышленности. Курсанты изучают технологический процесс производства вооружения и военной техники, разрабатывают и вносят рационализаторские предложения.

Войсковая стажировка организуется на пятом курсе в целях приобретения курсантами опыта и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных в вузе знаний, навыков и умений в воинских частях РВСН на первичных офицерских должностях в соответствии с профилем их подготовки.

- Видимо, нужно поднять и преподавательскую тему. Каковы критерии отбора офицеров на эти должности? Не испытываете ли вы недостатка в этих кадрах?

- В большинстве своем руководящий и преподавательский состав наших вузов - высококвалифицированные, отлично подготовленные в профессиональном плане офицеры, а также имеющие богатый опыт службы в войсках. О руководящем составе вузов РВСН могу доложить, что практически все начальники вузов имеют ученую степень кандидата наук, а начальник Военной академии РВСН имени Петра Великого - ученую степень доктора военных наук. В вузах РВСН работают 174 доктора наук, 854 кандидата наук, более 120 профессоров и 360 доцентов.

Что касается критериев отбора на преподавательские должности, то они определены приказом министра обороны РФ 2003 года №155, а также приказом по Ракетным войскам стратегического назначения №259 от 2000 года. Основные критерии: возраст, образование, прохождение службы в войсках, качество выполнения должностных обязанностей, профессиональные знания и практические навыки, организаторские способности, воспитательные и педагогические качества, состояние здоровья, склонность к научной или преподавательской деятельности, уровень личной дисциплинированности, семейные отношения.

По важнейшему показателю - укомплектованности преподавательского состава учеными, который государственными требованиями установлен на уровне, не ниже 60%, вузы РВСН на протяжении уже 5 лет занимают одно из первых мест среди учебных заведений Минобороны РФ. В 2004-2005 гг. все вузы РВСН прошли процедуру повторного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. В выводах лицензионных комиссий отмечено, что вузы РВСН обладают достаточно высоким уровнем укомплектованности профессорско-преподавательского состава, имеющего ученые степени и звания.

- Сегодня многие военные вузы тесно сотрудничают с различными кадетскими корпусами, школами, классами...

- У вузов РВСН также налажены давние и крепкие связи со многими кадетскими корпусами, школами, классами. Заключаются договоры, курсанты, преподаватели регулярно посещают данные учебные заведения. Проводится большая профориентационная и просветительская работа.

Созданы и собственные кадетские классы при некоторых вузах Ракетных войск. Система довузовской подготовки позволяет в целом обеспечить своевременное и качественное комплектование вузов РВСН курсантами первых курсов. По разнообразию видов довузовской подготовки можно отметить Ростовский военный институт, где созданы военно-технический лицей и несколько видов очных и заочных подготовительных курсов. В Серпуховском военном институте, кроме подготовительных курсов, освоена такая эффективная форма довузовской подготовки, как кадетские классы, позволяющая решать проблемы адаптации к обучению в военном вузе и подготовки младших специалистов.

- Но в реальной жизни без проблем не обходится. Они, полагаю, есть и в этой сфере деятельности. В частности, при укомплектовании первичных офицерских должностей. Говорит ли это о том, что система подготовки кадров в вузах РВСН требует совершенствования?

- В силу объективных причин в 2006 году нам придется столкнуться с рядом проблем. Действительно, количество выпускников, которые поступят нынешним летом в войска, будет на 26% меньше, чем в 2005 году. Причем, динамика сокращения поступления выпускников вузов в войска сохранится до 2008 года включительно. Но это связано с тем, что первоначальный вариант плана реформирования РВСН в 2001-2003 годах, когда осуществлялся набор будущих выпускников вузов РВСН 2006-2008 годов, предусматривал значительное сокращение численности войск. Что, в силу ряда причин, оказалось нереально.

Положение дел усугубляется тем, что в соответствии с принятыми решениями сокращается количество офицеров, призванных на военную службу сроком на 24 месяца, то есть "двухгодичников". А с 1 января 2008 года этот источник комплектования войск, который составляет 20% от общей прибыли офицеров, и вовсе перестанет существовать. Это ежегодно 400-450 офицеров. Если не отреагировать должным образом на эту ситуацию, то в 2009 году, когда будут уволены по истечении срока военной службы последние офицеры по призыву, укомплектованность офицерских должностей будет составлять не более 70%.

В связи с этим мы приняли определенные компенсационные меры. В частности, в 2004-2005 годах был увеличен набор в вузы РВСН, и количество выпускников в 2009-2010 году значительно возрастет. Кроме того, с 1 сентября нынешнего года планируется развернуть подготовку офицеров по контракту в учебных центрах при гражданских вузах. Однако первые выпускники этих центров в количестве 90 человек (Томский госуниверситет - 30, МАИ - 40, МГТУ им. Н.Э. Баумана - 20) поступят в Ракетные войска только в 2011 году. Поэтому кардинальным образом возрастают актуальность и значимость работы с офицерами, у которых истекают сроки контрактов, и офицерами, изъявившими желание досрочно уволиться с военной службы.

Андрей ГАВРИЛЕНКО

Опубликовано в выпуске № 32 (148) за 23 августа 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц