Версия для печати

Инженер на троечку

Молодые специалисты мало знают, узко мыслят и боятся секретности
Рамм Алексей

Проблема подготовки молодых специалистов для российских оборонных предприятий и научно-исследовательских организаций, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронного оборудования, еще несколько лет назад стояла очень остро. Положение зачастую называли не иначе как системный кризис.

Проблема подготовки молодых специалистов для российских оборонных предприятий и научно-исследовательских организаций, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронного оборудования, еще несколько лет назад стояла очень остро. Положение зачастую называли не иначе как системный кризис.

«Военно-промышленный курьер» опросил сотрудников нескольких научно-исследовательских организаций и предприятий, знакомых с ситуацией, чтобы понять, удалось ли выйти из пике и каких качеств, знаний, навыков, умений не хватает вновь прибывшим специалистам.

Под конкретную задачу

В настоящее время проблема подготовки кадров решается достаточно просто. Организации создают так называемые профильные кафедры в институтах и университетах, не только компенсируя затраты на обучение студентов, но и выплачивая персональные стипендии.

Через несколько лет после вуза молодые специалисты уходят с оплативших их обучение предприятий. Одна из главных причин – невозможность выезжать за границу и публиковаться в зарубежных изданиях

В принципе такая система не является каким-то ноу-хау. Профильные кафедры в вузах существовали и в Советском Союзе, причем зачастую возглавляли их сами руководители организаций и предприятий, заказывавшие подготовку молодых специалистов, а к чтению лекций, спецкурсам и семинарам привлекались ведущие разработчики и главные конструкторы изделий. Правда, как отмечают все собеседники «Военно-промышленного курьера», выпускники профильных кафедр составляли весьма скромный процент от ежегодно приходивших в НИИ и на производство свежих кадров. В основном молодые специалисты были выпускниками обычных кафедр, где их готовили по стандартным программам. Благодаря хорошо поставленному процессу обучения за пять лет в институте или университете студенты, даже не имея предметной направленности, получали прекрасное представление о происходящем в отрасли и им не составляло труда при распределении в научно-исследовательскую организацию или на завод в кратчайший срок приступить к работе.

Сейчас, признают опрошенные, массового обучения нет и его отсутствие приходится компенсировать созданием профильных курсов в вузах. При наличии денег у заказчика специализированные кафедры могут открываться сразу в нескольких учреждениях высшей школы.

С одной стороны, такой подход гарантирует организациям и предприятиям приток молодых специалистов, готовых сразу включиться в работу. С другой, как отметили почти все собеседники «ВПК», – большинство студентов приходят на профильные кафедры с одной целью – сэкономив деньги, получить хорошее образование.

«Это как в свое время с военными вузами. Курсанта пять лет кормили, обеспечивали формой, он получал денежное довольствие, а главное – не платил за проживание. Отучился, отслужил еще пятерик по контракту, уволился и пошел «на гражданку». У нас в организации фактически такая же ситуация. Окончил кафедру, пока учился – получал стипендию, жил за наш счет. Пришел, поработал какое-то время, получил стаж и уволился», – поделился с «Военно-промышленным курьером» руководитель отдела одного из предприятий, занимающихся производством средств РЭБ.

Инженер на троечку
Фото: google.com

По словам другого собеседника, отвечающего за подготовку студентов на профильной кафедре, туда поступают «крепкие троечники», которым по результатам ЕГЭ сложно конкурировать за бюджетные места, а на платное образование денег не хватает.

Через несколько лет после выпуска из вуза значительный процент молодых специалистов покидает заплатившие за их обучение организации и предприятия. И не всегда «беглецы» преследуют чисто меркантильные цели. Многих не устраивают жесткие режимные ограничения, проще говоря – секретность. В частности, одна из самых серьезных причин – отсутствие возможности выезжать за границу и публиковать научные работы в зарубежных изданиях.

Отметим, что во многих оборонных НИИ и на предприятиях молодым сотрудникам без опыта работы предлагаются хорошая зарплата и различные социальные льготы. Но большинство ушедших согласны потерять в деньгах и защищенности ради большей личной свободы и меньшего контроля.

Чего им не хватает?

Как признают все собеседники «ВПК», выпускникам профильных кафедр зачастую не хватает прикладных научных знаний, в частности по физике, математике, инженерным специальностям. Чтобы разработать современный комплекс радиоэлектронной борьбы, нужно не только создать саму начинку системы, но и прописать сложнейшие алгоритмы, рассчитать конструкцию изделия, совместить различные узлы и агрегаты, подъемные механизмы, а в случае с авиационными и ракетными средствами РЭБ еще и присоединить комплекс к носителю.

По словам собеседников «ВПК», хороших математиков выпускают всего несколько российских вузов. Это в первую очередь Московский государственный университет. И конечно, на все научно-исследовательские организации и предприятия ОПК молодых математиков не хватает.

Почти все опрошенные «Военно-промышленным курьером» пришли к выводу: системный кризис в подготовке молодых кадров преодолен, но пока приток специалистов не обеспечивает в полном объеме развитие предприятий и научно-исследовательских организаций. Единственный выход – вернуться к проверенному советскому опыту: готовить в вузах не по специальной, а по общей программе, но при этом давать широкое представление о том, что происходит в отрасли. Только так достигается компромисс между обучением по профилю и получением системных знаний в области прикладных наук.

Опубликовано в выпуске № 16 (631) за 27 апреля 2016 года

Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
26 апреля 2016
Сложный это вопрос - подготовка кадров. В одной статье суть не охватить, а уж в коротком комментарии к ней тем более. На производстве и в научном учреждении нужны специалисты с разными способностями (и отличники, и троечники) и с различным уровнем образования. Сами критерии "троечник" и "отличник" требуют уточнения. На чем основаны эти критерии? На ЕГЭ? Есть такое понятие, как мотивация. Мотивация для учебы в школе. Мотивация для учебы в ВУЗе или среднем учебном заведении. Мотивация стать специалистом в определенной области. Сначала разобраться с мотивацией. Затем переходить к методологии в процессе образования и далее к качеству и количеству обязательной информации загружаемой в будущего специалиста в процессе обучения. Перспективы (или мотивацию) для "технарей" я описал в концепции "Шестидесятая широта". Затем Павел Бородин вместе с академиками РАН пытался адаптировать некоторые идеи этой концепции в существующую экономическую модель. За ним последовал Владимир Якунин. У них ничего не получилось. Нет, ну мотивация у них была, но не та. Получилось у Анатолия Чубайса, потому что у него врожденная сильная мотивация, поэтому его Роснано очень хорошо получилось под те цели, к которым он стремился (научить осла говорить через двадцать лет). Кстати, "шарашки" - тоже своего рода была мотивация в свое время, как это не печально.
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
26 апреля 2016
Сложный это вопрос - подготовка кадров. В одной статье суть не охватить, а уж в коротком комментарии к ней тем более. На производстве и в научном учреждении нужны специалисты с разными способностями (и отличники, и троечники) и с различным уровнем образования. Сами критерии "троечник" и "отличник" требуют уточнения. На чем основаны эти критерии? На ЕГЭ? Есть такое понятие, как мотивация. Мотивация для учебы в школе. Мотивация для учебы в ВУЗе или среднем учебном заведении. Мотивация стать специалистом в определенной области. Сначала разобраться с мотивацией. Затем переходить к методологии в процессе образования и далее к качеству и количеству обязательной информации загружаемой в будущего специалиста в процессе обучения. Перспективы (или мотивацию) для "технарей" я описал в концепции "Шестидесятая широта". Затем Павел Бородин вместе с академиками РАН пытался адаптировать некоторые идеи этой концепции в существующую экономическую модель. За ним последовал Владимир Якунин. У них ничего не получилось. Нет, ну мотивация у них была, но не та. Получилось у Анатолия Чубайса, потому что у него врожденная сильная мотивация, поэтому его Роснано очень хорошо получилось под те цели, к которым он стремился (научить осла говорить через двадцать лет). Кстати, "шарашки" - тоже своего рода была мотивация в свое время, как это не печально.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц