Версия для печати

Государство, к станку

В России есть слои населения, кровно заинтересованные в модернизации
Орленко Леонид

Российская промышленность за исключением некоторых предприятий оборонного и аэрокосмического комплексов базируется на IV технологическом укладе. В США 60 процентов производств, а в Китае 30 процентов стоят на следующей ступеньке прогресса. В этих странах активно создается VI технологический уклад. Штаты тратят на оборону всемеро больше России. Используя свое финансовое и технологическое превосходство, США стремятся создать такое оружие, которое ликвидировало бы российские стратегические ядерные силы, обеспечив безнаказанность.

Российская промышленность за исключением некоторых предприятий оборонного и аэрокосмического комплексов базируется на IV технологическом укладе. В США 60 процентов производств, а в Китае 30 процентов стоят на следующей ступеньке прогресса. В этих странах активно создается VI технологический уклад. Штаты тратят на оборону всемеро больше России. Используя свое финансовое и технологическое превосходство, США стремятся создать такое оружие, которое ликвидировало бы российские стратегические ядерные силы, обеспечив безнаказанность.

В результате Россия потеряет государственный суверенитет и свои природные ресурсы. Они оцениваются в 130 триллионов долларов, и США давно хотят их прикарманить. Для предотвращения катастрофического сценария надо укреплять оборону, что невозможно без модернизации экономики. Необходима новая индустриализация. Этому мешает ряд факторов: коррупция, теневая экономика, отсутствие заинтересованности у тех, кто должен проводить модернизацию, – чиновников и предпринимателей, навязанные извне деструктивные методы управления, засилье иностранных фирм в важнейших отраслях.

Феномен самоуправляемой экономики был уничтожен в 1999 году американскими «Томагавками»

На практике различают два вида коррупции – бытовую (на дорогах, в медицине, образовании и т. п.) и деловую, в которой участвуют чиновники и предприниматели. Последняя ликвидирует самое ценное, что есть в рыночных отношениях, – конкуренцию. По оценкам, размеры деловой коррупции в России составляют около девяти триллионов рублей, что сопоставимо с величиной государственного бюджета. По существу в стране действуют две экономики: официальная, контролируемая государством, и теневая, объем которой, по разным подсчетам, составляет от 16 до 40 процентов ВВП. В ней заняты около 20 миллионов человек.

В настоящее время сырьевые отрасли России принадлежат иностранцам почти наполовину, торговые сети – на 90 процентов. Отечественные финансовые биржи на 70 процентов контролируются из-за рубежа. Внутренний денежный рынок регулируется иностранцами в своих интересах (подробнее – «Рубль всему голова»). Таким образом, значительная часть экономики страны уже контролируется нашими геополитическими противниками, не заинтересованными в модернизации российской экономики.

Всем колхозом

За последние 15 лет с высоких трибун неоднократно провозглашалась необходимость создания высокотехнологичных предприятий и отраслей, которые повысят качество продукции, обеспечат многократный рост производительности труда. Результатов нет. Хотя в стране есть социальный слой, кровно заинтересованный в модернизации страны. Это рабочие, инженеры, ученые, а также военные.

Государство, к станку

Чтобы они активно включились в проведение модернизации, необходимо принять подготовленные в Госдуме проекты законов «О трудовых коллективах» (прошел первое чтение) и «О самоуправляемом народном предприятии». Цель правовых новаций – установление контроля над руководителями предприятий (через выборный Совет трудового коллектива). Это сразу остановит поток взяток от «эффективных менеджеров» чиновникам, перевод российских капиталов за рубеж и другие махинации. В Госдуме также подготовлен проект закона «О парламентском контроле», обеспечивающего прозрачность использования госбюджета исполнительной властью, что станет серьезной преградой для казнокрадов. Но убедить депутатов принять этот пакет законов может только президент.

Повышение роли трудовых коллективов позволяет создать экологически чистую экономику, производящую товары, полезные для здоровья человека, и восстановить традиционные для России ценности (коллективизм, социальную справедливость и др.). Поддержка трудовых коллективов предприятий всех форм собственности позволит отказаться от действующих сейчас либерально-монетаристских методов управления экономикой. Они были внедрены в России в 90-е годы под давлением США с целью превратить индустриальную страну в сырьевой придаток Запада. Вместо этих разрушительных методов необходимо внедрить планово-рыночные, которые широко и успешно использовались в разных странах: в СССР, Югославии, современном Китае («НЭП в шестом поколении»).

Рынок по плану

ВЦИОМ провел опрос населения: какие методы управления вы считаете эффективными – советские плановые, рыночные или планово-рыночные? В результате за плановые проголосовали 18 процентов респондентов, за рыночные – 28, за планово-рыночные – 45. То есть большинство населения в отличие от людей, которые управляют российской экономикой и свои ошибочные представления навязывают политическому руководству страны, предлагает решать проблему, используя сочетание плана и рынка.

Наиболее интересный опыт в течение более 40 лет был накоплен в Югославии. Там все предприятия являлись самоуправляемыми и работали на коммерческой основе. Но земля, заводы, шахты и т. п. оставались общественной (государственной) собственностью и лишь передавались трудовым коллективам в пользование. Такая система хозяйствования представляла более высокую стадию социализма по сравнению с советской, где рынок и самоуправление трудовых коллективов отсутствовали, а господствовало административное регулирование.

Югославское государство устанавливало правила функционирования этого рынка и его контролировало, определяло ориентиры для предприятий на десять и более лет. Многие годы темпы роста экономики составляли семь-восемь процентов. Специалисты называли это югославским экономическим чудом. Предприятиями руководили Советы трудовых коллективов, а также выбранный по конкурсу директор. На стратегических предприятиях он назначался правительством. Использовалась эффективная система материального и морального стимулирования. Работники получали не только зарплату, но и вознаграждение в зависимости от рентабельности предприятия. Эта уникальная самоуправляемая система была в 1999 году уничтожена американскими «Томагавками».

Резервы под ногами

Для России проблемы модернизации (новой индустриализации) могут быть решены только планово-рыночными методами управления. Для этого надо использовать опыт тех стран, где они успешно функционировали.

Наиболее актуальные задачи импортозамещения – восстановление продовольственной и лекарственной безопасности страны. У России огромные неиспользуемые резервы. Рассмотрим те, что лежат, как говорится, на поверхности.

Во-первых, пустует около 40 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель. По мнению специалистов, Россия может прокормить более 500 миллионов человек, то есть существенно увеличить экспорт продовольствия.

Во-вторых, если те природные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес), которые сейчас вывозятся в сыром виде, перерабатывать в качественные готовые товары, то экспортные доходы возрастут по энергетическому ассортименту в десять раз, по древесине – впятеро, по сельхозпродукции – втрое. Будут созданы миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. А сейчас эти доходы достаются зарубежным странам, которые перерабатывают российское сырье в готовые товары с помощью оборудования V технологического уклада.

Ключевая проблема в промышленности – создание современного станкостроения, соответствующего этому укладу: агрегаты с программным управлением, гибкие автоматические линии, компьютеры и роботы. Это необходимо для обновления парка оборудования во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в ОПК, без чего невозможно оснащать армию новейшим оружием. Без современного станкостроения не будет ни транспорта, ни сельхозтехники, ни медицинской аппаратуры.

Покупка за рубежом отдельных станков и оборудования для некоторых предприятий, как это делается сейчас, стратегически невыгодна, поскольку когда механизмы амортизируются (морально, физически) или сломаются, придется покупать новые или как минимум запасные части. То есть технологическая зависимость от Запада становится постоянной. А поставки в любой момент могут быть перекрыты с помощью санкций. В настоящее время предприятия покупают за рубежом только 13 процентов новых станков и оборудования. Остальная часть импорта – амортизированная техника, которую берут по дешевке. Такое «обновление» производственных фондов гарантирует России отставание от прогресса и делает отечественную продукцию неконкурентоспособной.

Сегодня доля зарубежных изделий в станкостроении составляет более 90 процентов, в радиоэлектронике – 80–90 процентов. По оценке Минпромторга, при современных методах управления реально сократить импорт в этих отраслях до 50–60 процентов к 2020 году, то есть для полного импортозамещения потребуется около 20 лет. Из истории нашей страны известно, что при планово-рыночных подходах более сложные задачи решались в несколько раз быстрее. Так, в 1921 году объем промышленности СССР составлял 13 процентов от российского в 1913-м, а в 1925 году он был полностью восстановлен, несмотря на страшную послевоенную разруху.

Отрасль современного станкостроения неспособна создать экономическая, в основном сырьевая российская элита, о чем говорят фактически нулевые результаты в этой области за последние 25 лет. Это может только государство. Станкостроительные заводы, которые не по силам отечественным производителям, надо импортировать за счет продажи природных ресурсов, а продовольствие, лекарства, одежду, обувь, бытовые приборы, мебель производить самим и не тратить на это валюту (сотни миллиардов долларов в год).

При необходимом уровне V технологического уклада в разы поднимутся производительность труда и качество жизни населения, а российские товары, не только оружие и сырье, станут конкурентоспособны на мировом рынке.

Леонид Орленко,
профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана

Опубликовано в выпуске № 17 (632) за 11 мая 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
10 мая 2016
С интересом прочитал статью «Государство, к станку». Дело в том, что всё, о чём пишет автор, изложено в моей концепции полигона социально-экономического развития «Шестидесятая широта», с которой автор, судя по всему, не знаком. А концепции уже одиннадцать лет, и она уже успела приобрести интересную историю, хотя и малоизвестную пока. В концепции также упоминаются намерения США, но не столько желание «прикарманить», которое тоже там упоминается, сколько желание убрать конкурента». В концепции дана ссылка на статью аналитического центра Stratfor «Обсуждая судьбу России», которая была опубликована незадолго до массовой рассылки концепции «Шестидесятая широта» в июне 2005 года. Позволю себе привести только одну цитату из той статьи Stratfor: «Следовательно, США консолидирует и расширяет свои позиции на территории бывшего СССР в течение последних месяцев. Россия может восстановиться, если ей дать время. США не планируют видеть Россию восстановленной и, следовательно, не дадут ей времени. Вашингтон намерен видеть Россию в неблагоприятном состоянии и довести это состояние в необратимый процесс.» Обращаю внимание, что эта статья Stratfor была опубликована ровно 11 лет назад. В концепции излагается и необходимость индустриализации, и «необходимость создания высокотехнологичных предприятий и отраслей, которые повысят качество продукции, обеспечат многократный рост производительности труда», необходимость повышения роли трудовых коллективов, как, впрочем, и наличие коррупции, и прочее, прочее, прочее, о чём написал автор. Но, самое главное, там предлагаются пути решения этих проблем, а не одни только декларации. Да, я согласен с автором, что Югославия не случайно была избрана главной мишенью для уничтожения, и, возможно, именно за то, что это в то время была единственная страна рыночного социализма. Вот только уничтожена она была не в 1999, а гораздо раньше. Когда я в 1985 году задал вопрос одному партийному экономисту (других практически не было), почему не пытаются использовать в СССР опыт Югославии, тот экономист сделал большие глаза и воскликнул: «А Вы знаете, что уровень инфляции за 1984 год в Югославии составил восемь процентов?». Он, вероятно, ожидал, что эти восемь процентов убьют меня наповал. Я тогда ответил: «Ну и что?». А для него это было всё. Итак, подводя итоги, настоятельно рекомендую автору прочитать концепцию «Шестидесятая широта». За одиннадцать лет немногое изменилось. Значительному изменению подверглась только Транспортная магистраль (оттуда убрана обычная железная дорога). Но, этот раздел изначально являлся обязательным компонентом, но не самым главным. Основная идея – вариант социально-экономического развития общества в рыночных условиях на базе создания отдельной экономической зоны (полигона), которая будет совпадать с комплексной транспортной магистралью, как важным ее компонентом. Одиннадцать прошедших лет показали, что и идеи концепции «Шестидесятая широта», и уж тем более идеи автора данной статьи, власть предержащим не нужны. Не нужны в принципе! Вся моя борьба за государственный инвестиционный фонд, идея которого была изложена в концепции, уже тогда в 2005 году оказалась совершенно напрасной. Первую победу одержит Инвестиционный государственный фонд по проекту Г. Грефа. Всего через пару лет А. Чубайс забросит электроэнергетику и получит 130 миллиардов рублей на свой фонд «Роснано». Потом появится Сколково и инвестфонд ВТБ, и прочие, прочие, прочие. И уже тогда, в декабре 2005 года, я признал невозможность и нежелание Владимира Путина что-либо менять в социально-экономической модели развития России. И тогда я написал первую мою публицистическую статью «Пузырь для дураков», которая была опубликована в Интернете в декабре 2005 года. Она оказалась пророческой. Между прочим, название обсуждаемой здесь мною статьи сразу напомнило мне одну армейскую поговорку, которую должны знать все, служившие в армии или на флоте: «Дневальный, неси станок ».
Аватар пользователя Владимир Постников
Владимир Постников
10 мая 2016
С интересом прочитал статью «Государство, к станку». Дело в том, что всё, о чём пишет автор, изложено в моей концепции полигона социально-экономического развития «Шестидесятая широта», с которой автор, судя по всему, не знаком. А концепции уже одиннадцать лет, и она уже успела приобрести интересную историю, хотя и малоизвестную пока. В концепции также упоминаются намерения США, но не столько желание «прикарманить», которое тоже там упоминается, сколько желание убрать конкурента». В концепции дана ссылка на статью аналитического центра Stratfor «Обсуждая судьбу России», которая была опубликована незадолго до массовой рассылки концепции «Шестидесятая широта» в июне 2005 года. Позволю себе привести только одну цитату из той статьи Stratfor: «Следовательно, США консолидирует и расширяет свои позиции на территории бывшего СССР в течение последних месяцев. Россия может восстановиться, если ей дать время. США не планируют видеть Россию восстановленной и, следовательно, не дадут ей времени. Вашингтон намерен видеть Россию в неблагоприятном состоянии и довести это состояние в необратимый процесс.» Обращаю внимание, что эта статья Stratfor была опубликована ровно 11 лет назад. В концепции излагается и необходимость индустриализации, и «необходимость создания высокотехнологичных предприятий и отраслей, которые повысят качество продукции, обеспечат многократный рост производительности труда», необходимость повышения роли трудовых коллективов, как, впрочем, и наличие коррупции, и прочее, прочее, прочее, о чём написал автор. Но, самое главное, там предлагаются пути решения этих проблем, а не одни только декларации. Да, я согласен с автором, что Югославия не случайно была избрана главной мишенью для уничтожения, и, возможно, именно за то, что это в то время была единственная страна рыночного социализма. Вот только уничтожена она была не в 1999, а гораздо раньше. Когда я в 1985 году задал вопрос одному партийному экономисту (других практически не было), почему не пытаются использовать в СССР опыт Югославии, тот экономист сделал большие глаза и воскликнул: «А Вы знаете, что уровень инфляции за 1984 год в Югославии составил восемь процентов?». Он, вероятно, ожидал, что эти восемь процентов убьют меня наповал. Я тогда ответил: «Ну и что?». А для него это было всё. Итак, подводя итоги, настоятельно рекомендую автору прочитать концепцию «Шестидесятая широта». За одиннадцать лет немногое изменилось. Значительному изменению подверглась только Транспортная магистраль (оттуда убрана обычная железная дорога). Но, этот раздел изначально являлся обязательным компонентом, но не самым главным. Основная идея – вариант социально-экономического развития общества в рыночных условиях на базе создания отдельной экономической зоны (полигона), которая будет совпадать с комплексной транспортной магистралью, как важным ее компонентом. Одиннадцать прошедших лет показали, что и идеи концепции «Шестидесятая широта», и уж тем более идеи автора данной статьи, власть предержащим не нужны. Не нужны в принципе! Вся моя борьба за государственный инвестиционный фонд, идея которого была изложена в концепции, уже тогда в 2005 году оказалась совершенно напрасной. Первую победу одержит Инвестиционный государственный фонд по проекту Г. Грефа. Всего через пару лет А. Чубайс забросит электроэнергетику и получит 130 миллиардов рублей на свой фонд «Роснано». Потом появится Сколково и инвестфонд ВТБ, и прочие, прочие, прочие. И уже тогда, в декабре 2005 года, я признал невозможность и нежелание Владимира Путина что-либо менять в социально-экономической модели развития России. И тогда я написал первую мою публицистическую статью «Пузырь для дураков», которая была опубликована в Интернете в декабре 2005 года. Она оказалась пророческой. Между прочим, название обсуждаемой здесь мною статьи сразу напомнило мне одну армейскую поговорку, которую должны знать все, служившие в армии или на флоте: «Дневальный, неси станок ».

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц