Версия для печати

Полуфабрикат японской гордости

Истребитель пятого поколения появился от обиды на США
Иванько Анатолий

В конце апреля впервые поднялся в воздух японский истребитель Х-2, созданный с использованием технологий «Стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало тем не менее вехой в развитии самолетостроения и ВВС страны. Япония присоединилась к элитному клубу стран – производителей истребителей пятого поколения.

В конце апреля впервые поднялся в воздух японский истребитель Х-2, созданный с использованием технологий «Стелс». Рядовое по меркам современной военной авиации событие стало тем не менее вехой в развитии самолетостроения и ВВС страны. Япония присоединилась к элитному клубу стран – производителей истребителей пятого поколения.

Американцы пригласили японские компании для доработки своего F-35, с которым у них возникло много проблем

Японский Х-2 по факту, как считают некоторые аналитики, «является ответом на американский F-35, российский T-50 и китайские J-20 и J-31». С последним утверждением можно и поспорить. Даже поверхностный взгляд на Х-2 позволяет сделать вывод о том, что по конструкции он ближе к классическому F-22 Raptor, нежели к многоцелевому «летающему компьютеру» F-35.

Х-2 стал продуктом трех явлений. Первое – обида Страны восходящего солнца, второе – ее амбиции, а третье – меняющаяся военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке. Обида заключалась в отказе США продать Японии F-22. Впрочем, никакой дискриминации по сравнению с другими тут не было: Raptor вообще не поставляется на экспорт. Подняв в воздух Х-2, Япония доказала, что способна сама создать истребитель пятого поколения.

Анатолий Иванько

Что же касается амбиций, то, по мнению научного сотрудника Фонда мира имени Риочи Сасакавы Джеффри Хорнунга, «Токио пытается четко дать понять мировым державам, что японскую военную промышленность нужно воспринимать серьезно». Также стоит отметить, что, несмотря на внешнюю схожесть Х-2 с F-22 и Т-50, по своим весовым характеристикам он ближе к F-16 и МиГ-29. Конфигурация сопел позволяет сделать вывод, что Х-2 имеет функцию управляемого вектора тяги, что увеличивает его маневренность. Данная особенность позволит ему более эффективно противостоять китайским истребителям.

Представители компании Mitsubishi Heavy Industries подчеркивают, что Х-2 – только прототип, обладающий «планером, двигателями и прочими современными системами и оборудованием, которые смогут быть использованы в будущих истребителях». Боевой вариант получит обозначение F-3 и, вероятно, будет принят на вооружение не раньше 2030 года. Но в любом случае уже сейчас можно говорить о том, что авиационная отрасль Страны восходящего солнца поднялась на новый уровень. Япония пытается догнать и Россию, и Соединенные Штаты. А с точки зрения военно-политической, истребитель явно выглядит как сигнал для Китая. По мнению Хорнунга, в противостоянии Токио и Пекина вокруг островов в Южно-Китайском море создание истребителя Х-2 должно четко дать понять Поднебесной, что Япония не намерена отступать.

Полуфабрикат японской гордости
Фото: inforeactor.ru

По данным газеты Christian Science Monitor, в 2015 году силы самообороны Японии вынуждены были 571 раз поднимать свои истребители в воздух на перехват китайских самолетов, вторгавшихся в воздушное пространство страны. По сравнению с 2014-м количество таких инцидентов выросло на 23 процента. Видимо, Япония уже не считает свои нынешние истребительные силы, состоящие из 190 устаревших F-15J, адекватной защитой от китайского воздушного вторжения.

Основная нагрузка по проекту ляжет на три компании. Mitsubishi Heavy Industries будет заниматься финальной сборкой и проверкой качества. На IHI Corporation будет возложено производство 17 видов деталей и вооружения. Mitsubishi Electric Corporation займется созданием радаров. Общая сумма контракта составляет 87,7 миллиарда иен (около 914 миллионов долларов).

Кстати, американцы пригласили эти компании для доработки своего F-35, с которым у них возникло много проблем – в частности с навигационным оборудованием и программным обеспечением. Учитывая авторитет и вес на рынке мирового авиастроения этих японских корпораций, можно предположить, что свой Х-2 японцы со временем найдут чем оснастить, а участие в американском проекте будет им на руку.

По мнению российских разработчиков, говорить о японском истребителе 5-го поколения преждевременно: сконструировать прототип – полдела, для полноценного самолета нужны ракеты, РЛС, двигатели, авиационные материалы.

Анатолий Иванько,
директор Центра анализа геополитики, войн и военной истории

Опубликовано в выпуске № 18 (633) за 18 мая 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Maksim_ok
Maksim_ok
18 мая 2016
Нет, японцы работают над своим истребителем для наработки опыта
Аватар пользователя юрий
юрий
01 июля 2016
а у нас что-Т-50 уже принят на вооружение? летают прототипы сырые
Аватар пользователя Петя
Петя
15 июля 2016
юрий, 15:53. "а у нас что-Т-50 уже принят на вооружение"- была дискуссия о 5 поколении,за ним просматривается шестое, которое сметёт 5 -тое за дороговизну и тд. Вот по 6 тому и начать работать, 5 -ое оставив , как прошлые победы авиастроения США конца 20 века.
Аватар пользователя Maksim_ok
Maksim_ok
18 мая 2016
Нет, японцы работают над своим истребителем для наработки опыта
Аватар пользователя юрий
юрий
01 июля 2016
а у нас что-Т-50 уже принят на вооружение? летают прототипы сырые
Аватар пользователя Петя
Петя
15 июля 2016
юрий, 15:53. "а у нас что-Т-50 уже принят на вооружение"- была дискуссия о 5 поколении,за ним просматривается шестое, которое сметёт 5 -тое за дороговизну и тд. Вот по 6 тому и начать работать, 5 -ое оставив , как прошлые победы авиастроения США конца 20 века.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц