Версия для печати

Воздушный Транссиб

80 лет назад, 1 июня 1936 года, началось авиасообщение между Москвой и Владивостоком
Чуприн Константин

Полеты осуществлялись с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, более известного как Ходынка. Впрочем, в том же 1936-м его закрыли на капитальную реконструкцию, в ходе которой предстояло соорудить бетонную взлетно-посадочную полосу. Пока шло строительство, гражданские авиарейсы отправлял и принимал аэропорт «Быково».

АНТ-14 был испытан Громовым еще в 1931-м, но внедрению машины в серию помешали неувязки с необходимым дооборудованием для ее превращения в военный самолет, причем не только транспортный, но и бомбардировщик. Возможность такой «конверсии» являлась требованием военного руководства

Аэродромно-навигационное обустройство авиалинии Москва – Владивосток завершилось еще к 1932-му, но долгое время она использовалась преимущественно в почтово-грузовом режиме. Ведь авиапассажирам приходилось добираться до «Владика» несколько дней, со многими пересадками, что за исключением небольшого выигрыша во времени не давало преимуществ перед путешествием по железной дороге. А насколько такой перелет был приятен, может представить каждый, кому приходилось летать на Ан-2.

Изыскательские работы по трассе Москва – Владивосток начались еще в конце 20-х, когда «Добролет», предшественник «Аэрофлота», освоил более 12 тысяч километров регулярных воздушных линий. Опыт дальних пассажирских перевозок нарабатывался на трассе Москва – Иркутск протяженностью 4500 километров, где с мая 1931-го в почтовом качестве работал лайнер К-4 конструкции К. А. Калинина, выпущенный малой партией. Ему на смену пришел крупносерийный К-5 на восемь пассажиров вместо четырех у предшественника. К-5, в частности, использовался на трассе Иркутск – Владивосток. Более предпочтительным для дальних перелетов представлялся трех- или двухмоторный туполевский АНТ-9 на девять пассажиров, но и он, успешно трудившийся в советско-германской авиакомпании «Дерулюфт», не удовлетворял требованиям, предъявляемым к машинам для трансконтинентальных полетов. Для них нужен был борт побольше и поудобнее. Но что интересно, изображение АНТ-9 украшало все советские авиабилеты тех лет.

За пассажирский самолет специально для линии Москва – Владивосток взялся коллектив А. Н. Туполева. Так родился пятимоторный гигант (по тем временам) АНТ-14 «Правда», при создании которого использовались наработки, воплощенные в тяжелом бомбардировщике ТБ-3 (АНТ-6): крыло, шасси и многие другие компоненты советской «летающей крепости» 30-х годов. АНТ-14 был рассчитан на 36 пассажиров и имел впечатляющую по тем временам полетную массу – 17,5 тонны. Но при крейсерской скорости менее 200 километров в час дальность полета «Правды» составляла всего-то порядка 1200 километров. Чтобы добраться до Владивостока, требовалось несколько промежуточных посадок с отдыхом экипажа.

АНТ-14 был испытан в воздухе М. М. Громовым в 1931-м, но, увы, в серию запущен не был, поэтому осваивать трассу Москва – Владивосток ему так и не пришлось. Машину передали в агитэскадрилью имени Максима Горького и использовали для увеселительных воздушных прогулок над Москвой не самых бедных советских граждан (полеты были платные). Дальних рейсов ему пришлось совершить только четыре: два в Харьков, по одному в Ленинград и Бухарест. Впрочем, самолет получился очень надежным. За 10 лет эксплуатации он перевез около 40 тысяч человек без аварий и серьезных поломок.

Воздушный Транссиб

Для обслуживания авиатрассы Москва – Владивосток необходимо было, наверное, никак не меньше десятка таких машин. Начальство гражданского воздушного флота рассчитывало получить их даже больше – полсотни штук уже в 1933-м, но это так и осталось в планах. Видимо, внедрению машины в серию мешали еще и неувязки с необходимым дооборудованием АНТ-14 с целью превращения его в военный самолет, причем не только транспортный, но и бомбардировщик. Возможность такой «конверсии» являлась требованием военного руководства.

Однако никаких решающих преимуществ АНТ-14 в сравнении с железнодорожным Транссибом не сулил. Пассажиру этот полет обошелся бы примерно в 200 рублей, что соответствовало среднемесячной зарплате в СССР в 1936-м, а для грузовых перевозок на дальних маршрутах вполне годились Г-1 и Г-2, то есть отправленные на дембель тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

В последующем рейсы Москва – Владивосток выполняли знаменитые Ли-2 – выпускавшиеся с 1938 года по американской лицензии транспортно-пассажирские «Дугласы» DC-3. Регулярное пассажирское авиасообщение на трассе открылось по сути только в 1948-м, когда на ней начали эксплуатироваться новые 27-местные Ил-12, более комфортабельные для авиапутешественников, но вполне неприхотливые, требовавшие для взлета-посадки такие же по качеству покрытия аэродромы, что и «вездеходные» Ли-2. Это стало вехой в развитии авиасообщения – на дорогу от Москвы до Хабаровска Ил-12 тратил чуть больше суток, в то время как транссибирский экспресс одолевал путь за шесть дней. Реклама полетов на Ил-12 гласила: «Самолет доставит вас в пять-шесть раз быстрее поезда. Стоимость билетов дешевле спальных вагонов 1-й категории курьерских поездов. В кабине самолетов – удобные мягкие кресла, гардероб, умывальник, для грудных детей – люльки с постельными принадлежностями. На борту имеется буфет».

К 1955 году основной магистральной лошадкой «Аэрофлота» стал более совершенный, но все еще поршневой Ил-14 на 32 пассажира. А во второй половине 50-х «воздушный Транссиб» покорился первым советским реактивным лайнерам Ту-104. В 1958-м тестовый беспосадочный полет из Москвы во Владивосток совершил турбовинтовой красавец Ту-114 – гражданская модификация тяжелого стратегического бомбардировщика Ту-95.

В 1958–1964 годах столица Приморья начала принимать в регулярном режиме Ту-104, а также турбовинтовые Ил-18 и Ан-10 (потом пришли Ту-154 и Ил-62), а поршневые ветераны, включая трудяг Ли-2, отправились на ближние магистрали. Летописцы аэропорта «Кневичи» именно с этого времени отсчитывают его новую историю. Хотелось бы, чтобы в будущем здесь было побольше машин российского производства. А первая в нашей стране трансконтинентальная авиалиния Москва – Владивосток и сегодня входит в число самых протяженных в мире.

Опубликовано в выпуске № 20 (635) за 1 июня 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
31 мая 2016
Славная история нашей авиации резко контрастирует с нынешним бедственным положением, когда ведущие КБ ослаблены или развалены, а попытки создать усилиями Погосяна нечто сверхсовременное, опережающее мировые достижения приводит пока только к плачевным результатам. Почему то "Суперджет", на который был истрачен весь бюджет отрасли не покупают ни в России, ни за границей.Сейчас нам обещают, что дела поправятся с запуском в серию МС-21 и что на него даже уже имеются заказы объемом в сотни самолетов. Это мы уже слышали в свое время относительно "Суперджета". Реальность оказалась совсем другой. Когда будет начато серийное производство МС-21 и сколько еще реальных технологических трудностей для этого надо преодолеть не известно. Как и откуда могут взяться грандиозные заявки на поставку совершенно нового самолета, которого еще никто не видел даже в показательном полете еще менее понятно. При этом по прежнему торпедируется выпуск вполне современных Ту-334 и Т-204, достаточно смутно просматриваются и перспективы ИЛ-96, его модификаций. А тем временем жители Дальнего Востока и Сибири практически потеряли связь с европейской частью России настолько дорогим стало авиационное сообщение. Таким образом мы сами отдаем наши восточные регионы Китаю.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
01 июня 2016
Когда экономическая политика находящихся у исполнительной власти псевдолибералов ориентирована на биржевые спекуляции и вывод денег из страны, тогда реальная экономика государства агонизирует и везде плохо. Эти руководители финансового-экономического сектора государства несменяемы десятилетиями, хотя результаты их деятельности для страны явно отрицательные. Правительство утверждает президент.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
01 июня 2016
Прохожему, поймите я не собираюсь заступаться за президента, он в этом не нуждается, но он пришел на уже сложившуюся и укоренившуюся систему. Также он собирался задействовать на пользу России потенциал Запада и резко менять прозападное правительство в силу этих условий и иных причин было не целесообразно. Обратите также внимание на то, что дважды в казалось бы разных условиях радикально блокировались попытки вывести сначала СССР при Андропове, а затем Россию при Примакове на диверсификацию экономики, освоение новых технологий и наведение порядка в целом. Очевидно, что враги и их пособники окопались глубоко и создали разветвленную сеть, бороться с которой не просто и необходимо сочетать осмотрительность с решительностью. Также не секрет, что используются методы массированной дезинформации первого лица вплоть до попыток манипулировать им. Все настаивают в обществе на жестких и быстрых мерах, но положение в стране и в мире в целом принуждает к осторожности, дабы с благими намерениями не разрушить все и вовсе. Сейчас нужно развернуть к России Европу и использовать протестные настроения в США. Тогда можно будет добиваться положительных сдвигов у нас в России с меньшими издержками и меньшим риском. Сейчас Запад настроил почти весь мир против России за ее независимость, а изменив это внешнее давление на нашу страну,мы сумеем и у себя дома проще и умнее навести порядок.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
01 июня 2016
Влад391, 13:31, 1 июня."Сейчас Запад настроил почти весь мир против России за ее независимость, а изменив это внешнее давление на нашу страну,мы сумеем и у себя дома проще и умнее навести порядок." И как Вы собираетесь изменить, если запад определённо приказывает следовать его указаниям, иначе будет ужесточать... Как Вы думаете "просче и умнее" наводить дома порядок, когда ожидать потепления нужно не одно десятилетие, тогда или ишак или падишах умрёт,(то есть РФ). И почему внутреннию политику РФ связываете так непокалебимо с внешней. В своём огороде вправе управлятся по своему, и так поступают многие хоть сколь независимые государства. Ещё один пропогандистское наступление на РФ ничего существенного не прибавит, а вот РФ оздоровит и усилит, что далее даст определённо положительные результаты... Потребность периода стабильности уже прошла, нужен рост, вот и выпалывать сорняки и окучивать грядки пришла пора...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
01 июня 2016
Прохожий, Запад, особенно в лице США, хотел бы приказывать, но не выходит. Все страны, кроме КНДР, которая держится помощью Китая и России, увязывают свою внутреннюю и внешнюю политику особенно в современном мире. Я сам сторонник быстрых и энергичных мер, но для их проведения нужна не только стратегия а еще и аппарат исполнения ее. Запад испытал два сильнейших шока. Это мюнхенская речь-предупреждение и провал их плана "Украина". Диктатура вашингтонского истеблишмента надоела американцам. И даже оттеснив Трампа и продавив Клинтон, мировой олигархат уже не сумеет так нагло выламывать руки ЕЭС и России. Европа расколота и влияние России в ней опять нарастает, несмотря на агонизирующие потуги Меркель. Уверен, что Россия может решить все проблемы без великих потрясений и массовых репрессий. Мы не глупее китайцев, которые нищую разоренную страну превратили в крупнейшую экономику мира. Так что наводить порядок пора, но делать это надо с умом, для чего, как я показал, вам вовсе не нужно ждать десятилетиями. Запад уже отступает и следует лишь позволить ему "сохранить лицо" и умом и хитростью достойно завершить глубокий обходной маневр.
Аватар пользователя Георгий
Георгий
27 июля 2017
Странная публикация. Ну во первых - 1 июня 1936 г. ни каких авиалиний, авиарейсов и тд. открыто не было. К регулярным полетам сухопутных машин (П-5)авиатрасса Хабабаровск - Владивосток была сдана 3 декабря 1932 г. Регулярные почтовые рейсы по ней начались только с 5 августа 1933 г. Прямое почтовое сообщение между Владивостоком и Москвой, началось опять же на П-5, началось с января 1934 г. С мая 1935 г. на период летней навигации вводился пассажирский авиарейс между Хабаровском и Москвой на пассажирском самолете К-5. В 1936 г. (с 15 мая) эти полеты были возобновлены. 12 декабря 1938 г была открыта скоростная почтовая авиалиния между Москвой и Владивостоком на почтовых сакмолетах ПС- 40 (гражданский вариант известного бомбардировщика СБ). Регулярные рейсы выполнялись до июля 1941 г. Что-же касается пассажирского авиасообщения, то его планировалось открыть в мае - июне 1941 г на самолетах Ли-2 и к этому готовилась и авиатрасса и Воладивостокский аэродром "Озерные Ключи". Но помешала война. И только в 1948 г. был введен регулярный почтово-пассажирский авиарейс №№ 1/2 Москва-Владивосток-Москва на самолете Ил-12. Рейс проходил с посадками в Свердловске-Омске-Новосибирске-Красноярске-Чите-Тыгде-Хабаровске. Во-вторых - самолет К-4 никогда на трассе Москва - Иркутск не летал. Тасм летали сначала Фоккеры С-4, потом П-5 и ПС -9 (пассажирские. Но это другая история. С уважением, Георгий Зурабович Бек-Булат.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
31 мая 2016
Славная история нашей авиации резко контрастирует с нынешним бедственным положением, когда ведущие КБ ослаблены или развалены, а попытки создать усилиями Погосяна нечто сверхсовременное, опережающее мировые достижения приводит пока только к плачевным результатам. Почему то "Суперджет", на который был истрачен весь бюджет отрасли не покупают ни в России, ни за границей.Сейчас нам обещают, что дела поправятся с запуском в серию МС-21 и что на него даже уже имеются заказы объемом в сотни самолетов. Это мы уже слышали в свое время относительно "Суперджета". Реальность оказалась совсем другой. Когда будет начато серийное производство МС-21 и сколько еще реальных технологических трудностей для этого надо преодолеть не известно. Как и откуда могут взяться грандиозные заявки на поставку совершенно нового самолета, которого еще никто не видел даже в показательном полете еще менее понятно. При этом по прежнему торпедируется выпуск вполне современных Ту-334 и Т-204, достаточно смутно просматриваются и перспективы ИЛ-96, его модификаций. А тем временем жители Дальнего Востока и Сибири практически потеряли связь с европейской частью России настолько дорогим стало авиационное сообщение. Таким образом мы сами отдаем наши восточные регионы Китаю.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
01 июня 2016
Когда экономическая политика находящихся у исполнительной власти псевдолибералов ориентирована на биржевые спекуляции и вывод денег из страны, тогда реальная экономика государства агонизирует и везде плохо. Эти руководители финансового-экономического сектора государства несменяемы десятилетиями, хотя результаты их деятельности для страны явно отрицательные. Правительство утверждает президент.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
01 июня 2016
Прохожему, поймите я не собираюсь заступаться за президента, он в этом не нуждается, но он пришел на уже сложившуюся и укоренившуюся систему. Также он собирался задействовать на пользу России потенциал Запада и резко менять прозападное правительство в силу этих условий и иных причин было не целесообразно. Обратите также внимание на то, что дважды в казалось бы разных условиях радикально блокировались попытки вывести сначала СССР при Андропове, а затем Россию при Примакове на диверсификацию экономики, освоение новых технологий и наведение порядка в целом. Очевидно, что враги и их пособники окопались глубоко и создали разветвленную сеть, бороться с которой не просто и необходимо сочетать осмотрительность с решительностью. Также не секрет, что используются методы массированной дезинформации первого лица вплоть до попыток манипулировать им. Все настаивают в обществе на жестких и быстрых мерах, но положение в стране и в мире в целом принуждает к осторожности, дабы с благими намерениями не разрушить все и вовсе. Сейчас нужно развернуть к России Европу и использовать протестные настроения в США. Тогда можно будет добиваться положительных сдвигов у нас в России с меньшими издержками и меньшим риском. Сейчас Запад настроил почти весь мир против России за ее независимость, а изменив это внешнее давление на нашу страну,мы сумеем и у себя дома проще и умнее навести порядок.
Аватар пользователя Прохожий
Прохожий
01 июня 2016
Влад391, 13:31, 1 июня."Сейчас Запад настроил почти весь мир против России за ее независимость, а изменив это внешнее давление на нашу страну,мы сумеем и у себя дома проще и умнее навести порядок." И как Вы собираетесь изменить, если запад определённо приказывает следовать его указаниям, иначе будет ужесточать... Как Вы думаете "просче и умнее" наводить дома порядок, когда ожидать потепления нужно не одно десятилетие, тогда или ишак или падишах умрёт,(то есть РФ). И почему внутреннию политику РФ связываете так непокалебимо с внешней. В своём огороде вправе управлятся по своему, и так поступают многие хоть сколь независимые государства. Ещё один пропогандистское наступление на РФ ничего существенного не прибавит, а вот РФ оздоровит и усилит, что далее даст определённо положительные результаты... Потребность периода стабильности уже прошла, нужен рост, вот и выпалывать сорняки и окучивать грядки пришла пора...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
01 июня 2016
Прохожий, Запад, особенно в лице США, хотел бы приказывать, но не выходит. Все страны, кроме КНДР, которая держится помощью Китая и России, увязывают свою внутреннюю и внешнюю политику особенно в современном мире. Я сам сторонник быстрых и энергичных мер, но для их проведения нужна не только стратегия а еще и аппарат исполнения ее. Запад испытал два сильнейших шока. Это мюнхенская речь-предупреждение и провал их плана "Украина". Диктатура вашингтонского истеблишмента надоела американцам. И даже оттеснив Трампа и продавив Клинтон, мировой олигархат уже не сумеет так нагло выламывать руки ЕЭС и России. Европа расколота и влияние России в ней опять нарастает, несмотря на агонизирующие потуги Меркель. Уверен, что Россия может решить все проблемы без великих потрясений и массовых репрессий. Мы не глупее китайцев, которые нищую разоренную страну превратили в крупнейшую экономику мира. Так что наводить порядок пора, но делать это надо с умом, для чего, как я показал, вам вовсе не нужно ждать десятилетиями. Запад уже отступает и следует лишь позволить ему "сохранить лицо" и умом и хитростью достойно завершить глубокий обходной маневр.
Аватар пользователя Георгий
Георгий
27 июля 2017
Странная публикация. Ну во первых - 1 июня 1936 г. ни каких авиалиний, авиарейсов и тд. открыто не было. К регулярным полетам сухопутных машин (П-5)авиатрасса Хабабаровск - Владивосток была сдана 3 декабря 1932 г. Регулярные почтовые рейсы по ней начались только с 5 августа 1933 г. Прямое почтовое сообщение между Владивостоком и Москвой, началось опять же на П-5, началось с января 1934 г. С мая 1935 г. на период летней навигации вводился пассажирский авиарейс между Хабаровском и Москвой на пассажирском самолете К-5. В 1936 г. (с 15 мая) эти полеты были возобновлены. 12 декабря 1938 г была открыта скоростная почтовая авиалиния между Москвой и Владивостоком на почтовых сакмолетах ПС- 40 (гражданский вариант известного бомбардировщика СБ). Регулярные рейсы выполнялись до июля 1941 г. Что-же касается пассажирского авиасообщения, то его планировалось открыть в мае - июне 1941 г на самолетах Ли-2 и к этому готовилась и авиатрасса и Воладивостокский аэродром "Озерные Ключи". Но помешала война. И только в 1948 г. был введен регулярный почтово-пассажирский авиарейс №№ 1/2 Москва-Владивосток-Москва на самолете Ил-12. Рейс проходил с посадками в Свердловске-Омске-Новосибирске-Красноярске-Чите-Тыгде-Хабаровске. Во-вторых - самолет К-4 никогда на трассе Москва - Иркутск не летал. Тасм летали сначала Фоккеры С-4, потом П-5 и ПС -9 (пассажирские. Но это другая история. С уважением, Георгий Зурабович Бек-Булат.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц