Версия для печати

Противоударные эшелоны

Эффективная ВКО может быть построена только на новой технической основе
Ягольников Сергей

Для ослабления России, огораживания, лишения геостратегического маневра идут в ход санкции, демонстрация военной мощи, ресурсы информационной войны. Самый опасный для нас период наступит на рубеже 2020–2025 годов, когда США и другие западные государства выйдут из депрессии и совершат технологический скачок.

Для ослабления России, огораживания, лишения геостратегического маневра идут в ход санкции, демонстрация военной мощи, ресурсы информационной войны. Самый опасный для нас период наступит на рубеже 2020–2025 годов, когда США и другие западные государства выйдут из депрессии и совершат технологический скачок.

Анализ тенденций развития средств вооруженной борьбы и способов их применения позволяет сделать вывод о коренном изменении ее характера. Центр тяжести и основные усилия переносятся в воздушное и космическое пространство. Об этом убедительно свидетельствует опыт военных конфликтов второй половины XX – начала XXI века. Задача обеспечения военной безопасности России в воздушно-космической сфере становится актуальной, как никогда.

Современный этап вооруженной борьбы можно сравнить с концом 40-х годов, когда Сталину пришлось лично принимать решения по организации защиты СССР от угрозы воздушного нападения

Исследования показывают, что организация эффективной ВКО страны на нынешней технической основе, мягко говоря, очень проблематична. Существующие возможности войск не позволяют парировать весь спектр угроз в воздушно-космической сфере, а с перевооружением развитых стран ситуация станет еще сложнее.

Современный этап вооруженной борьбы можно сравнить с концом 40-х годов, когда Сталину пришлось лично принимать кардинальные решения по организации защиты СССР от атомных бомбардировок и созданию новой технической основы – системы ПВО Москвы и Московского промышленного района.

Другой исторический пример – строительство в 60-х годах прошлого столетия РКО для парирования угрозы ударов МБР.

Надежное обеспечение безопасности России в воздушно-космической сфере сегодня возможно только при решении всего комплекса проблем, связанных с созданием новых высокоэффективных образцов ВВСТ и поставок их в необходимом количестве в войска. Адекватная техническая основа – важнейшее условие парирования угроз. Посмотрим на это сквозь призму решения следующих задач, стоящих перед системой ВКО:

  • участие в обеспечении стратегического ядерного сдерживания;
  • охрана государственной границы в воздушном пространстве и контроль порядка его использования;
  • борьба с СВКН противника в ходе военных конфликтов различных масштабов.

 

Задачи на десятилетия

В настоящее время выполняется комплекс НИР и ОКР в интересах создания технической основы для строительства ВКО страны. Но необходимо решение ряда проблем, связанных с основными подсистемами ВКО: разведки и предупреждения, поражения и подавления, управления и обеспечения.

Противоударные эшелоны

Как показали проведенные исследования, совершенствование разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (СРПВКН) требует решения ряда военно-технических вопросов, основным из которых является вопрос обнаружения «разоружающего» и «обезглавливающего» ударов СВКН в интересах обеспечения стратегического ядерного сдерживания. Суть проблемы в ограниченных возможностях существующих средств разведки, их неспособности самостоятельно решить задачу с требуемыми вероятностно-временными характеристиками для различных вариантов ударов. Решение возможно за счет эшелонирования СРПВКН, включения в ее состав элементов космического, воздушного, наземного и морского базирования, функционирующих на различных физических принципах. Такое построение позволит выполнить требования по времени выдачи и достоверности предупреждения. Состав средств разведки по эшелонам должен определяться с учетом характера возможных действий СВКН противника, климатических и геофизических особенностей на конкретном направлении.

Полномасштабное развертывание СРПВКН может затянуться на несколько десятилетий ввиду сложности создания и освоения перспективных средств разведки. Особенно это касается систем космического базирования и аэродромной сети. В качестве первоочередных мер повышения эффективности стратегического ядерного сдерживания могут рассматриваться меры, основанные на развертывании дополнительных локальных группировок информационных средств для вскрытия «разоружающего» удара крылатыми ракетами, а также выработка критериев достаточности потенциала ответного (ответно-встречного) удара.

В ЦНИИ Войск ВКО, других организациях ведется работа по обоснованию оптимального состава СРПВКН и необходимых мер парирования угроз в кратчайшие сроки.

Подсистема поражения и подавления СВКН должна быть способна осуществлять непосредственное силовое воздействие.

К основным проблемам развития системы вооружения ВКО в этой части относятся:

  • сдвиг вправо сроков разработки перспективного вооружения ПВО-ПРО, ПКС;
  • отсутствие единого информационного пространства, обеспечивающего взаимодействие разнородных сил и средств;
  • отсутствие мобильного резерва формирований ЗРВ, оснащенных ЗРС ГТВО-ПРО;
  • недостаточная эффективность средств обеспечения устойчивости группировок ЗРВ и защиты объектов в условиях массированного применения ВТО и БЛА.

 

Следует подчеркнуть, что важнейшей задачей является построение эшелонированной подсистемы поражения и подавления, обеспечивающей воздействие на СВКН на максимальной протяженности маршрута полета, устойчивой к высокоточному оружию и средствам РЭБ. Как показывают исследования, это возможно только в том случае, если подсистема будет включать различные средства космического, воздушного и наземного (морского) базирования.

Приоритет ГПВ

К основным проблемам управления ВКО, затрудняющим эту работу, следует отнести недостаточные возможности по сбору и обработке информации от средств разведки различной ведомственной принадлежности, неоперативность доведения до войск (сил) команд и сигналов, информации об обстановке, маломощность существующих средств автоматизации, низкий уровень живучести и устойчивости системы, слабую информационно-техническую совместимость средств автоматизации разновидовых (разнородных) сил, решающих задачи ВКО РФ, моральное старение специального математического аппарата.

Для решения данных проблем необходимо выполнить ряд мероприятий. Одно из основных – разработка (модернизация) средств автоматизации КП различных звеньев управления, в том числе новых технических устройств, обеспечивающих совместную обработку информации о СВКН в интересах формирования сигналов предупреждения. Не менее важными представляются создание единой сети обмена данными в реальном времени и развертывание подвижных полевых автоматизированных пунктов управления и узлов связи.

Формирование технической основы системы ВКО РФ – одна из приоритетных задач Государственной программы вооружения. Ведущаяся ОКР увязывает все работы в области средств ВКО путем создания автоматизированной системы управления, являющейся составной частью АСУ ВС РФ. Планируется интегрировать все силы и средства, способные решать задачи ВКО в границах Западного региона РФ. Но приходится констатировать, что сроки завершения данной работы также сдвигаются вправо.

Кроме того, ведется системная ОКР по созданию новых и модернизации существующих систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, средств разведки противоракетной и противовоздушной обороны в единой СРПВКН.

Проекты (ОКР) технической основы ВКО даются разработчикам очень тяжело, сдвигаются сроки. Но есть опыт создания систем ПВО страны и РКО, когда генеральные конструкторы не назначались, а ведущая роль в проектировании принадлежала НИИ Министерства обороны. Они наряду с военно-научным сопровождением НИОКР должны максимально привлекаться как исполнители (разработчики). Тем более это относится к комплексам математических моделей оценки эффективности этих систем.

Следует сказать и о развитии АСУ ударным компонентом. Это необходимо для повышения эффективности борьбы с противником. Исследования показали, что на оперативном и оперативно-стратегическом уровне необходима единая АСУ ударной авиацией, РВиА, ударными системами флота для уничтожения критически важных объектов противника, действующая в реальном масштабе времени, включая задачи целераспределения. К примеру, в ВС США интегрированные разведывательно-ударные системы существуют с 70-х годов прошлого столетия, созданы средства единого информационного обеспечения на базе космических аппаратов, самолетов Е-8, БЛА и других средств.

Шаг за шагом

На первом этапе (до 2020 года) необходимо завершить ведущиеся НИОКР по созданию ВВСТ ВКО в интересах скорейшего решения основных задач, а на втором этапе (после 2020-го) – завершить создание системы ВКО РФ в целом на основе технических решений, полученных в ОКР, разработки недостающего вооружения и серийных поставок ВВСТ. С учетом созданной технической основы осуществить дальнейшее совершенствование структуры войск (сил), решающих задачи ВКО РФ.

Следует отметить, что реализация намеченных планов по организации ВКО РФ невозможна без четкой, качественной и главное – слаженной работы всех органов военного управления, научно-исследовательских организаций и предприятий ОПК. Большая роль в этом процессе должна отводиться и Академии военных наук.

Сергей Ягольников,
доктор технических наук, генерал-майор

Опубликовано в выпуске № 21 (636) за 8 июня 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Влад391
Влад391
13 июня 2016
Озабоченность понятна, но к выявлению принятия решения о БГУ и тем более о самом факте конкретной подготовки к нему, не говоря уже о начале реализации, необходимо подключать не только ресурсы ВКО и ее обеспечения, но и усилия дипломатов, внешней разведки и агентурной разведки ГШ МО в лице ГРУ. Эшелонированная система автора весьма сложна и очень затратна, а надежность и оперативность ее функционирования под вопросом. Видимо, оптимально параллельно с постепенным развертыванием ее наиболее важных и перспективных компонентов форсировать усилия по маневрирующим гиперзвуковым системам, обнуляющим ПРО и тем самым практически обнуляющим и вероятность нанесения по России БГУ.
Аватар пользователя Влад391
Влад391
13 июня 2016
Озабоченность понятна, но к выявлению принятия решения о БГУ и тем более о самом факте конкретной подготовки к нему, не говоря уже о начале реализации, необходимо подключать не только ресурсы ВКО и ее обеспечения, но и усилия дипломатов, внешней разведки и агентурной разведки ГШ МО в лице ГРУ. Эшелонированная система автора весьма сложна и очень затратна, а надежность и оперативность ее функционирования под вопросом. Видимо, оптимально параллельно с постепенным развертыванием ее наиболее важных и перспективных компонентов форсировать усилия по маневрирующим гиперзвуковым системам, обнуляющим ПРО и тем самым практически обнуляющим и вероятность нанесения по России БГУ.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц