Версия для печати

Южный форпост России

Пасякин Владимир
Новороссийская военно-морская база (НВМБ) сегодня - наиболее динамично развивающееся оперативно-тактическое объединение в общей структуре Военно-морского флота России, которому уделяется пристальное внимание и в Министерстве обороны РФ, и в Главкомате ВМФ. Что во многом связано с будущим Черноморского флота, выполнением Федеральной целевой программы (ФЦП) "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 гг.". Как идет этот процесс? О сегодняшнем дне НВМБ рассказывает ее командир вице-адмирал Сергей МЕНЯЙЛО.


ОБУСТРОЙСТВО НОВОРОССИЙСКОЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ИДЕТ ПОЛНЫМ ХОДОМ


Новороссийская военно-морская база (НВМБ) сегодня - наиболее динамично развивающееся оперативно-тактическое объединение в общей структуре Военно-морского флота России, которому уделяется пристальное внимание и в Министерстве обороны РФ, и в Главкомате ВМФ. Что во многом связано с будущим Черноморского флота, выполнением Федеральной целевой программы (ФЦП) "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в период 2005-2020 гг.". Как идет этот процесс? О сегодняшнем дне НВМБ рассказывает ее командир вице-адмирал Сергей МЕНЯЙЛО.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МЕНЯЙЛО Сергей Иванович


МЕНЯЙЛО Сергей Иванович
Фото Владимира ПАСЯКИНА
Родился 22 августа 1960 г. в городе Алагир Северо-Осетинской АССР. Окончил Каспийское высшее военно-морское Краснознаменное училище им. С.М. Кирова по специальности инженер-штурман (1983 г.), Военно-морскую академию им. Адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова (1995 г.), Военную академию Генерального штаба (2004 г.). Службу начал командиром штурманской боевой части на базовом тральщике Кольской флотилии Северного флота. В 1986 г. - командир базового тральщика БТ-22. Затем - командир морского тральщика "Контр-адмирал Власов", начальник штаба - заместитель командира соединения кораблей Каспийской флотилии. С 1998 г. - командир соединения кораблей охраны водного района. 22 июня 2004 г. указом президента РФ назначен начальником штаба Новороссийской военно-морской базы, а в 2005 г. - командиром НВМБ. Награжден орденом "За военные заслуги".


- Сергей Иванович, с чего начиналась нынешняя НВМБ, какова ее история?

- В годы Великой Отечественной войны базой командовал Герой Советского Союза вице-адмирал Н. Холостяков. Затем НВМБ была упразднена. После распада Советского Союза на ее месте образовали Новороссийский военно-морской район, командиром которого стал офицер-черноморец контр-адмирал Е. Орлов. Он начинал с нуля и вновь довел это объединение до статуса базы. Е. Орлова, назначенного заместителем командующего ЧФ, сменил на этом посту вице-адмирал В. Рогатин.

На самом первом этапе в состав Новороссийского военно-морского района (ВМР) вошли части и подразделения, выведенные с территории Грузии и Украины после распада СССР. По большому счету в тот период перед ними стояла одна единственная задача, приемлемая в большей степени для морской пехоты: высадиться и закрепиться на голом побережье. Главным на ту пору было выжить, сохранить кадровый состав и технику. Никакой инфраструктуры, причалов для размещения военных кораблей и городков для береговых частей тут не было.

Когда наиболее острые вопросы организационного устройства смогли решить, пришел черед боевого слаживания. Уже в 1996 году мы впервые приняли участие в международных учениях. Экипаж морского тральщика (МТЩ) "Железняков" достойно отработал задачи в ходе международных военно-морских учений "Си-Бриз-96". Весной 1997 года личный состав объединения участвовал в командно-штабном стратегическом учении "Редут-97", проходившем под руководством министра обороны РФ. Оценка, выставленная за учение, подтвердила, что командный пункт способен эффективно управлять силами ВМР в боевых условиях.

Уже в те годы стало ясно, что масштабность задач, поставленных перед Новороссийским оперативно-тактическим объединением, требует его дальнейшего реформирования. Исходя из этого в 1997 директивой начальника Генерального штаба ВС РФ Новороссийский ВМР был преобразован в военно-морскую базу и вошел в состав Черноморского флота.

- В Федеральной целевой программе отражены и сроки, и основные расходы по строительству флотских объектов. Как идет ее выполнение?

- Благодаря ФЦП нам удалось совершить настоящий прорыв в развитии оборонной инфраструктуры. Это очень объемный, обстоятельный, расписанный буквально по каждому объекту документ. Есть планы строительства, которые на сегодняшний день выполняются. Это отмечено и министром обороны, который здесь был в декабре минувшего года. Выполнению ФЦП уделяется все более и более пристальное внимание. Об этом свидетельствует то, что чаще и предметнее органы управления МО РФ занимаются теми проблемными вопросами, которые в ходе строительства возникают.


Боевой пуск ракет.
Фото Владимира ПАСЯКИНА
Мы строим инфраструктуру флота, но не строим пока в необходимом объеме социальные объекты. Мы создаем инфраструктуру флота, входя в уже сложившуюся инфраструктуру Краснодарского края. Нам никто в городах края не отказывает в приеме наших детей в дошкольные и школьные учреждения, но понятно, что это дополнительная нагрузка на уже существующие образовательные заведения. Поэтому в настоящее время идет корректировка самой программы. Вопрос по внесению изменений и дополнений ФЦП решается на уровне правительства РФ. Изменения будут внесены. Причем не в виде экстраординарных мер, а планово. Сейчас, в частности, идет огромная работа по отведению земельных участков, в том числе под объекты социального назначения, жилищное строительство.

- Можете назвать конкретные районы?

- Это касается всех районов. В частности, Темрюка, Анапы, Новороссийска, Туапсе: Эти города имели свои планы развития, сверстанные еще до нашего обустройства, и сейчас идет работа с главами администраций по внесению корректировок в генеральные планы развития городов с учетом нашего строительства.

- Надо полагать, это связано с немалыми проблемами?

- Действительно, ломка планов - малоприятный, а порой и болезненный вопрос. Но что характерно, главы администраций идут нам навстречу, понимая важность тех задач, которые мы решаем. Все это требует времени. Есть и объективные трудности в решении этих вопросов. В том числе на законодательном уровне. Это перевод земель из одной категории в другую, компенсационные выплаты. Чтобы отвести участок земли, нужно от трех месяцев до года, в зависимости от принадлежности участка. Надо учитывать, что в Краснодарском крае развито сельское и фермерское хозяйство. И порой бывает очень непросто соблюсти баланс интересов обороноспособности и сельского хозяйства. Самый больной вопрос, что порой емкости земель не хватает для того, чтобы полноценно разместить подразделения и воинские части там, где это необходимо.

- То есть речь идет о максимально рациональном использовании земли?

- Да, и к этой проблеме мы стараемся подходить очень взвешенно, рачительно. Понятно, что для береговых войск нужны полигоны. Есть полигон Раевка, это 4,5 тысячи га. Мы идем по пути оптимизации использования той структуры, которая есть. В частности, полигон используем совместно с другими видами Вооруженных Сил и родами войск. Мы уходим от принципа: у каждого ведомства все должно быть свое - и таким образом экономим землю, ресурсы и бюджетные средства.

- А как складываются отношения с жителями городов, где находятся черноморцы?

- Понимание нашего предназначения, а значит, и необходимости нахождения здесь есть. Народ относится к нам с уважением, и это радует, ибо еще несколько лет назад такого не было. Приходили представители некоторых СМИ и спрашивали, какая выгода для Новороссийска, Краснодарского края, если сюда придут военные? А выгода есть. Во-первых, мы здесь платим налоги. Во-вторых, даем рабочие места. Зарплата, может быть, и невысокая в наших учреждениях, но стабильная. Лет через 10-15 в том же Новороссийске, пожалуй, не будет ни одной семьи, так или иначе не связанной с военными моряками. Военные моряки поднимают международный престиж города-героя Новороссийска. Напомню, что и основателями города были военные моряки. Ну а главное, мы решаем стратегическую задачу - обеспечиваем обороноспособность страны, во взаимодействии с другими силовыми структурами решаем задачи борьбы с терроризмом.

- Давайте вернемся к реализации ФЦП. Каковы ее приоритеты?

- На первом этапе ее реализации приоритет отводится строительству причального фронта для кораблей и судов, капитальному строительству военных городков для береговых войск со всей необходимой инфраструктурой. Во многом это строительство уникально, а кроме того, отличается высоким темпом. В 2005 году только для части морской пехоты были построены и введены в эксплуатацию штаб двух подразделений, столовая на 255 посадочных мест, медицинский пункт, общежитие для контрактников на 120 человек, хранилища техники, насосная станция пожаротушения, 2 подъездные дороги, контрольно-технический пункт парка техники, выполнены телефонизация, газификация и электрификация учебно-боевой площадки.

Неменьший объем строительных работ выполнен также и на территории военного городка отдельной береговой ракетно-артиллерийской бригады. Полностью завершить строительство объектов базирования ракетно-артиллерийского соединения и отдельной части морской пехоты военные строители должны до конца 2009 года. Это всецело соответствует срокам, определенным ФЦП.

В 2005 году в соответствии с ФЦП военные строители приступили к возведению причальных сооружений. То есть масштабная стройка началась еще и на море. Причем многие гидротехнические объекты уникальны по своей задумке и никогда ранее не возводились. Чего стоит, например, строительство на глубинах до 30 метров двух оградительных молов общей протяженностью около 2 км. Конструкция мола усложнена с расчетом на 9-балльную сейсмику, а на глубинах, где планируется строительство, залегают 5-метровые илы. Но были найдены неординарные технические решения, и такой уникальный мол позволит надежно защитить корабли, стоящие у причалов от воздействия сильных юго-восточных ветров и пресловутой боры.


Обустройство причального фронта.
Фото Владимира ПАСЯКИНА
Сегодня проблема в том, что корабли не могут быть обеспечены круглогодичной безопасной стоянкой у причалов. В период усиления ветра и волновых режимов экипажи вынуждены штормовать в море. А это неоправданный расход ресурса и ГСМ.

Над этой темой работают специалисты Московского инженерно-строительного института (МИСИ), Научно-исследовательского института Минобороны РФ и многие другие. Общее руководство научными разработками осуществляет 23-й Государственный морской проектный институт. Помимо уникальных гидротехнических объектов, есть в списке заслуг военных строителей и другой объект. Всего за 5 месяцев в пригородной черте Новороссийска построено здание Постоянного координационного центра Черноморской военно-морской группы (ЧВМГ) "Блэксифор". Европейский уровень дизайна и оснащенности поражает многих, кто попадает внутрь здания. Центр оснащен современными средствами охраны и видеонаблюдения, самыми последними разработками в области электронной техники.

На втором этапе строительства - с 2010 по 2015 год - продолжится создание базовой инфраструктуры флота на территории Краснодарского края. Со строительством объектов, естественно, будет и расширение, в том числе штатной численности. Помимо этого, будет развиваться и совершенствоваться структура тыла, объекты вооружения и авиации флота, инфраструктура береговых войск, начнется строительство объектов обеспечения безопасности мореплавания на мысе Железный Рог.

Контроль за соблюдением сроков и качеством выполняемых работ ведется на всех уровнях государственных структур, начиная от Счетной палаты РФ, Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказ), инспекций Минобороны РФ и заканчивая контролирующими инспекциями в регионе базирования. Так что наша деятельность находится под пристальным вниманием. Но при этом нам оказывается большое доверие и всесторонняя помощь. Это вселяет уверенность, что мы обустроимся и создадим современную и развитую инфраструктуру, которая позволит решать поставленные задачи.

- В Новороссийске, как известно, прошла Морская коллегия, действующая при правительстве РФ, на которой рассматривался ход реализации ФЦП. Какие оценки там были даны?

- Федеральная целевая программа выполняется в соответствии с планом. Первый заместитель председателя правительства РФ Сергей Иванов дал следующую оценку: "Радует, что срывов ни в финансировании, ни в строительстве нет. Качество строительства хорошее, поэтому есть надежда на то, что программа будет выполнена в срок". К этому добавлю, что наметилось ускорение выполнения программы. Финансирование из года в год увеличивается. Сейчас можно говорить о его двукратном увеличении.

- А какие проблемы потребовали внимания на правительственном уровне?

- Ставился вопрос о землеотводе для полигона в районе мыса Железный Рог. В итоге было дано поручение губернатору Краснодарского края найти компромиссное решение по землеотводу. Там находится азотный терминал, и нужно было состыковать вопросы перспективного развития промышленных предприятий и создания военной инфраструктуры. Губернатор положительно решил вопрос с землеотводом под обустройство военного полигона.

Второй проблемный вопрос - социальное строительство. Мы уже возвели целый микрорайон имени С. Горшкова, но не построили ни одного детского сада или школы. Это, конечно же, создает дополнительную нагрузку на городские учреждения. Вопрос требует решения. Ведь из Федеральной программы средства на социальное строительство в ходе согласования с Минэкономразвития были исключены. Аргумент - есть другие целевые программы. В итоге средства ФЦП были направлены исключительно на создание системы базирования.

Сейчас, как уже сказал, решен и этот вопрос. И это правильно, мы должны думать о людях, которые служат на кораблях и в частях нашей ВМБ. Они должны служить и жить в нормальных условиях. Три года мы не строили жилья, а затем наконец заложили два дома в Новороссийске и Анапе. Их сдали в конце минувшего года. Жилищное строительство будет продолжаться и дальше. Это, к слову, тоже предусмотрено Федеральной целевой программой.

И третий проблемный вопрос - строительство мощной топливной базы в районе основного пункта базирования кораблей НВМБ. Без надлежащей топливной базы невозможно обеспечить в должной мере боеготовность кораблей. Она должна быть в непосредственной близости от моря. Соответственно нужны и специализированные топливные причалы, где будут заправляться корабли. Пока же заправка производится с колес: топливо подвозят автомобильной техникой. С малыми объемами мы справляемся. Но при массовой заправке и больших объемах это невыгодно и обременительно.

Кроме того, Морская коллегия рассмотрела вопрос развития судоремонтной базы на территории Краснодарского края. Необходимость в этом давно назрела. Здесь в полной мере нужно использовать уже имеющиеся базы СРЗ в Новороссийске и Туапсе. Для того чтобы они развивались и функционировали в полной мере, необходим перспективный гособоронзаказ на производство комплексных судоремонтных работ кораблей ВМФ, и в частности Черноморского флота. Сергей Борисович Иванов дал поручение Морской коллегии создать специальную подкомиссию и проработать вопрос развития судоремонтной базы на побережье Краснодарского края не только для кораблей Черноморского флота, но и для судов других ведомств.

- Пополняется ли корабельный состав НВМБ?

- Новые единицы к нам поступили. В прошлом году мы получили большой корабельный щит для отработки задач боевой подготовки, десантный катер "Серна" и новый рейдовый буксир, сделанный по последнему слову техники. Еще ранее получили катер связи КСВ-67. В этом году должны получить новый морской тральщик "Вице-адмирал Захарьин". Экипаж уже находится на новом корабле. Впереди заводские, а затем государственные испытания, после которых корабль вольется в состав НВМБ.

Владимир ПАСЯКИН

Опубликовано в выпуске № 11 (227) за 19 марта 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц