Версия для печати

Под гром цепей

«Илья Муромец» продолжит дело «Ленина»
Захарцев Алексей

На Адмиралтейских верфях спущен на воду дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» для Военно-морского флота России.

На Адмиралтейских верфях спущен на воду дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» для Военно-морского флота России.

Многофункциональный ледокол (таких в стране не создавали почти полвека) – первая ласточка целого семейства специализированных вспомогательных судов для обеспечения арктической группировки Вооруженных Сил России, которая в последние годы обретает второе дыхание. Обустройство заполярных баз, развертывание воинских частей, интенсивная боевая подготовка с непрерывными учениями свидетельствуют: после крушения СССР наша страна решила наконец всерьез надежно закрыть северные рубежи.

Под гром цепей
Фото: ria.ru

Для этого и необходима морская техника ледового класса – прокладывать путь кораблям, если надо, их буксировать, развозить по отдаленным гарнизонам грузы, менять личный состав, а еще выполнять гидрографические работы, океанографические и гидрометеорологические исследования, приходить на помощь терпящим бедствие, локализовать и ликвидировать разливы нефтепродуктов, тушить пожары...

Всем этим профессиям и обучен 84-метровый ледокол водоизмещением шесть тысяч тонн, мощностью 10 600 киловатт, оборудованный подъемным краном грузоподъемностью 21 тонна. Он способен совершать двухмесячные автономные плавания протяженностью девять тысяч миль, то есть по всему Северному Морскому пути и обратно, разгоняться на чистой воде до 15 узлов и преодолевать полутораметровые льды. Причем две винторулевые колонки, размещенные вне корпуса, могут вращаться на 360 градусов, делая судно сверхманевренным, умеющим двигаться в любом направлении, даже боковым ходом.

«Самое главное в этом корабле – многофункциональность, чего не было раньше», – подытожил генеральный директор Адмиралтейских верфей Александр Бузаков. А глава Департамента обеспечения гособоронзаказа Минобороны Андрей Вернигора уточнил: «Этот корабль построен по самым современным военным технологиям. Всего рассказать не можем, но на нем, к примеру, воплощена цифровая техника в полном объеме. И возможности достаточно объемные. Из неатомных ледоколов равных ему нет».

Под гром цепей

Судно оснащено современным навигационным комплексом и электронной картографической информационной системой, соответствует международным конвенциям по обеспечению безопасности человеческой жизни на море (СОЛАС) и по охране окружающей среды (МАРПОЛ).

Спроектировали ледовый проводник специалисты Адмиралтейских верфей совместно с нижегородскими коллегами из КБ «Вымпел», а построили всего за год с небольшим.

Корабль наречен в честь одного из главных героев древнерусского былинного эпоса, воплощающего народный идеал героя-воина, подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, сопрягая прошлое с будущим: «Это второй ледокол с именем «Илья Муромец», который сходит со стапелей прославленного завода. Первый был построен в 1965 году. Почти три десятилетия он верой и правдой служил России на Тихом океане. А его нынешнего тезку с нетерпением ждут в Арктике. Новый ледокол предназначается для освоения полярных широт. Уверен, он будет достойно нести службу». Градоначальник пожелал судну славной и красивой судьбы, адмиралтейцам – процветания и новых заказов.

Под гром цепей
Фото: ytimg.com

Корпус «Ильи Муромца» формировался на одном из крупнейших в Европе наклонных стапелей Адмиралтейских верфей, на том самом, что и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Это добрый знак, рассудили корабелы. По давней флотской традиции новый заказ освящен православной церковью, о борт ледокола разбита бутылка шампанского, после чего сварщики выполнили почетную и ответственную миссию – перерезали задержник, связывающий новоиспеченного исполина с верфью. И «Илья Муромец» по стапельным тележкам, поднимая фейерверки брызг, вошел в невскую воду под гром якорных цепей и дружных аплодисментов.

«В состав флота корабль войдет во второй половине 2017 года. У заказчика нет сомнений, что контракт будет выполнен в установленные сроки. Адмиралтейские верфи – надежный поставщик Минобороны. Более чем за 300-летнюю историю адмиралтейцами построены более 2600 кораблей различного класса и назначений. Министерство обороны рассматривает верфи как одно из ведущих предприятий судостроительной промышленности и продолжит размещать здесь заказы на постройку кораблей – надводных и подводных», – рассказал «Военно-промышленному курьеру» Андрей Вернигора.

Пока «Илья Муромец» будет находиться у достроечной стенки, проходить заводские, швартовные и государственные испытания, на историческом стапеле обоснуется новая серия арктических богатырей – не просто ледоколов, а патрульных. Головной корабль проекта 23550 водоизмещением 8500 тонн, способный выполнять задачи в полутораметровых льдах, заложат уже этой осенью, а передадут заказчику всего через два года. Необходимость обеспечения стратегических интересов России в Арктике расслабляться не позволяет.

Алексей Захарцев,
корреспондент «ВПК» (Санкт-Петербург)

Опубликовано в выпуске № 24 (639) за 29 июня 2016 года

Аватар пользователя Вова пионер
Вова пионер
01 июля 2016
Ледокол ломает лёд навалившись весом, и лёд лопается произвольным очертанием в слабых местах. Ломку льда можно упорядочить верхним подрезом при помощи электрических циркулярных выносных пил на консолях. Резка по бокам и по оси движения хотя бы на треть и более толщины льда, облегчит и упорядочит ломку и сдвиг льда для нужного прохода, а также возможность преодолевать более толстого ледового покрытия. Такая выносная конструкция с пилами, при ненадобности поворотом укладывается на палубу носа ледокола. Пора упорядочить действия ледокола на ледовое покрытие и облегчить прохождение ледовых полей.
Аватар пользователя Вова пионер
Вова пионер
01 июля 2016
Ледокол ломает лёд навалившись весом, и лёд лопается произвольным очертанием в слабых местах. Ломку льда можно упорядочить верхним подрезом при помощи электрических циркулярных выносных пил на консолях. Резка по бокам и по оси движения хотя бы на треть и более толщины льда, облегчит и упорядочит ломку и сдвиг льда для нужного прохода, а также возможность преодолевать более толстого ледового покрытия. Такая выносная конструкция с пилами, при ненадобности поворотом укладывается на палубу носа ледокола. Пора упорядочить действия ледокола на ледовое покрытие и облегчить прохождение ледовых полей.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц