Версия для печати

Полузащитники-полуспасатели

Пора отделить начальную военную подготовку от ОБЖ
Микрюков Василий

Школьный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» не критиковал только ленивый, но поскольку Министерство образования и военное ведомство не спешат вмешиваться в программу, остается раз за разом указывать «людям наверху» на те несуразности, которым учат всех без исключения старшеклассников России.

Школьный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» не критиковал только ленивый, но поскольку Министерство образования и военное ведомство не спешат вмешиваться в программу, остается раз за разом указывать «людям наверху» на те несуразности, которым учат всех без исключения старшеклассников России.

Прежде всего вызывает недоумение, как в рамках одного предмета изучаются два диаметрально противоположных раздела. А именно: как избежать опасности и действовать в чрезвычайных ситуациях («Основы безопасности жизнедеятельности»). И как убивать других и жертвовать собой во имя свободы и независимости государства, общества, нации (раздел «Основы военной службы»).

Василий Микрюков

При этом в большинстве учебников по ОБЖ раздел «Основы военной службы» является некой компиляцией уставов Вооруженных Сил. Но этим не взволнуешь молодую душу. Учащихся можно заинтересовать лишь увлекательным рассказом об истории армии и флота, победных днях России, воинских традициях. Почему бы не поведать нашим юношам и девушкам, например, что ни в одном музее мира нет боевых русских знамен, захваченных неприятелем на поле битвы. В то время как в наших музеях хранятся знамена всех чужеземных армий, с которыми страна воевала. Навязывание же учащимся одних лишь уставов приводит к еще большему отторжению молодежи от военной службы.

Используемые в образовательном процессе учебники по ОБЖ, изданные под эгидой МЧС, по своей направленности подходят для подготовки спасателей, а не защитников отечества. При этом наряду с узкоспециальным содержанием эти книги, призванные быть настольными, отличаются непрофессиональным изложением вопросов, связанных с военной службой. Не потому ли, что пишутся учебники авторами, которые в войсках никогда не служили, не преподавали курсы ОБЖ и БЖД ни в школе, ни в вузе. По изложению это скорее монографии, где нет распределения материала по разделам, темам и вопросам в соответствии с бюджетом времени, выделенным на курс или отдельный урок. Структура учебников произвольная, по ним трудно давать задания.

И повторю, материал, связанный с военной службой, изложен на самом примитивном уровне – путем переписывания общевоинских уставов. В них нет таких тем и вопросов, как огневая, строевая, тактическая подготовка, военная топография, которые раньше изучались на уроках НВП. Остались лишь уставы и основы медицинских знаний.

С 2008 года наша страна перешла на одногодичную службу по призыву. В связи с этим основная тяжесть подготовки срочников легла на общеобразовательные учреждения, поскольку в войсках уже нет времени на «введение» в службу – курс молодого бойца. Призывникам нужно осваивать технику, входить в строй, получать определенные навыки и умения, овладевать специальностью, повышать профессиональный уровень. И все это за один год. Поэтому стране нужны учебники, в которых материал по военной службе был бы изложен грамотно и доходчиво. Причем этот предмет должен изучаться, на наш взгляд, не только в старших классах в отрыве от других курсов, как это делается сейчас, а начинаться раньше с приобщения к знаниям о воинской славе России, традициях, современном состоянии Вооруженных Сил, их составе, структуре. Далее (в 10–11-х классах) – к основам военной топографии, уставам, огневой, строевой, тактической подготовке.

Полузащитники-полуспасатели
Фото: arh-school62.ucoz.ru

Исходя из этого автором на основе личного опыта военной службы, преподавания ОБЖ и БЖД в средней и высшей школе, руководства образовательным учреждением и спортивно-патриотическим клубом был подготовлен комплект учебников по ОБЖ для 5–11-х классов под редакцией президента Академии военных наук РФ генерала армии Махмута Гареева. Но почему-то Министерство обороны оказалось не заинтересовано в их издании. Выходит, устраивают существующие учебники по ОБЖ, пригодные для подготовки будущих спасателей и отторгающие подрастающее поколение от военной службы.

В свое время по уровню образования СССР стоял на первом месте в мире. Поэтому нельзя ломать все, что было хорошего в области советского образования, наоборот – нужно брать из него лучшее и развивать применительно к новым условиям. Например, анализ программ по литературе, действовавших в советской школе, показывает, что предмет был в основном ориентирован на задачи патриотического воспитания учащихся, их подготовку к защите социалистического отечества: вспомним произведения Д. Фурманова, Н. Островского, А. Гайдара… Образы защитников Родины, борцов за ее свободу и независимость ярко и с большой убедительностью учили любить родину, свой народ, показывали боевые, трудовые, революционные традиции. Все это приносило плоды, делая выполнение конституционного долга и обязанности по службе в Вооруженных Силах государства осознанным.

Сегодня в старших классах всех типов образовательных учреждений, обеспечивающих получение среднего (полного) образования, целесообразно выделение из курса ОБЖ отдельного предмета «Начальная военная подготовка», как это было в СССР. Цель – формирование морально-психологической и физической готовности старшеклассников к военной службе, обеспечение знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника отечества.

В пример продуманной государственной политики можно привести Башкортостан, где ни на один год не было отменено преподавание курса НВП, хотя руководство республики подвергалось острой критике со всех сторон – школа не должна учить детей воевать. Но она и не учит этому. Речь об умении оберегать и защищать свой дом, семью, родину.

Кстати, региональные СМИ в Башкирии активно проводят патриотические конкурсы, фестиваль «Когда поют солдаты», широко освещают и пропагандируют военно-прикладные соревнования «Витязь», призывают учащихся следить за памятниками. Весомый вклад в это вносит радиожурнал «Армейский марш». Он рассказывает о ветеранах Великой Отечественной, передает интервью с воинами – земляками, репортажи о подготовке молодежи к армии. Не случайно военкомат республики многие годы занимает достойное место среди регионов России по призыву на военную службу.

Для выработки физических качеств, необходимых для армии, целесообразно использовать такие распространенные в свое время в Советском Союзе формы массовой работы, как соревнования по военно-прикладным видам спорта, военизированные походы и игры на местности. Если подобным образом исподволь готовить молодых людей, они вырастут готовыми не только к армейской службе, но и ко многому другому: сумеют за себя постоять, поверят в свои силы, смогут найти выход из самой сложной ситуации.

Трагедия на Сямозере показала, насколько беспомощны учащиеся средних классов. Проверки лагерей наверняка уменьшат число грозящих детям опасностей, но не научат их грамотно действовать в экстремальных ситуациях. А этому надо учить – постоянно и последовательно.

Василий Микрюков,
доктор педагогических наук, член Академии военных наук РФ

Опубликовано в выпуске № 24 (639) за 29 июня 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
28 июня 2016
Автору. Трагедия на Сямозере показала, что пришла беда: "Пироги печёт сапожник, а сапоги тачает пирожник". Все, кто не имеет педагогического образования - пошли вон от детей! Много развелось всяких педофилов, желающих погреть душу около детишек. Много предпринимателей развелось, желающих навариться на детишках./// Я проходил в 1978-м пионерскую практику в пионерском лагере. Нас готовили специалисты целый год. В пионерском лагере все руководители были с высшим педагогическим образованием. Наш спасатель Ваня- светлейшая душа, имел высшее педагогическое образование - факультет физвоспитания, и спортивный руководитель тоже был педагог-спортсмен. Так вот: мы не устраивали "школы выживания", потому как не были уродами. Да. Ходили в походы, но строго по инструкциям. У нас в походе был кроме спасателя и спортивного руководителя, была врач с высшим медицинским образованием. Еду на костре нам варила Светлана -профессиональный повар из нашей студенческой столовой. В палатке были сухие матрасы и подушки с наволочками и одеяла. Дети - не скоты, чтобы жить как попало в XX веке. Не было ни одного ЧП...разве что пастой мальчишки девочек испачкали ночью- это было для нас ЧП!///А теперь о лживой теории "Подготовка к Армии". В 1981-м мы, курсанты сержантской учебки, вскарабкались на Курдайский перевал. Поднимались весь день, перелезли через какую-то вершину...а там- серпантин...и нас ждёт полевая кухня и улыбающийся наш строгий старшина и толстяк-каптёрщик. Наелись горячей вкусной каши с тушёнкой. Запили горячим чаем, и легли спать на горячие камни, укрывшись плащ-палатками. Утром опять приехала полевая кухня. Опять наелись досыта горячей гречневой кашей. Весело полезли ещё выше. Слезли к вечеру на новое место - и опять горячая еда! Когда я уже был и.о. ком взвода, на полигоне Сары Шаган в 1982-м в моей палатке солдаты жили на белых простынях, укрытые белыми простынями. У нас был надувной резиновый бассейн на 5 тонн. Мы еженедельно мылись в походной бане с горячей водой и парилкой. У нас был врач -курсант 3-го курса военно-медицинского училища. Кто сказал, что подготовка к службе в Армии - это скотская жизнь, тот сам скотина. В моей Армии не было ЧП. Меня в учебке приготовили как положено. И когда командир роты приказал мне развернуть полевой лагерь штаба дивизии - он не сомневался, что у сержанта это не получится. Всё было по инструкции. ///"Сложные ситуации", ЧП, там, где командир - ЧМО. Не детей надо готовить к "сложным ситуациям", а командиров надо отдать под суд там, где "сложная ситуация".///Приходят в школы бывшие неудачники-офицеры, и начинают беготню с противогазами...Пусть бы только попробовал ТАКОЙ приблизиться к моему сыну - схлопотал бы по полной.///Мой сын служил во Флоте.Из 365-ти дней только 2 месяца был у берега. Новороссийск, Тартус, Севастополь, Сеута, Ломоносов...2014-й год не был лёгким для Балтийского Флота, но не было "сложных ситуаций". Всё было по Уставу. В Уставе описаны ВСЕ ситуации, господин Автор, доктор педагогических наук...( как можно быть "педагогом" в военном учебном заведении? В Армии нет детей! Педос - по гречески "ребёнок"! "Педагог" - детский вожатый...да...уж...). В West Point преподаватели - тоже "педагоги"? Надо навести справки...Дурдом...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
28 июня 2016
Отдельно о воде во Флоте. Курсанты мореходки на Крузенштерне купаются даже в океане, но под присмотром специалистов. Матросы БДК купались в Средиземном море - тоже под присмотром специалистов. Всё по Уставу. Без "экстремальных ситуаций". За экстремальную ситуацию положено в тюрьму сажать руководителя.///Моего сына тщательно готовили на берегу по программе SOLAS. Детские лагеря - не место подготовки к экстремальным ситуациям. Шизофреники залезли в Педагогику, и превратили в дурдом весь детский отдых. Господа без педагогического образования, пошли вон от детей!
Аватар пользователя Михаил
Михаил
28 июня 2016
За плечами 23 календарных года службы в СА (уволился не приняв присягу Украине), в т.ч. Афганистан и Чернобыль. Военный врач. Только что закончил 22 год преподавания ОБЖ и БЖД (в гимназии, профучилище и техникуме). Да, я со многим не согласен в программе, но для этого есть определенные возможности для ее коррекции. Особо хочу сказать о НВП. Я категорически против ее введения. Для этого в системе военкоматов вполне можно было бы создать учебные центры, где под руководством профи ученики после 10 класса в течении недели (по графику) проходили основы НВП. для этого после сокращения ВС можно найти и материальную базу и преподов-отставников. А то на школу много желающих навесить дополнительные предметы, от основ религиозной этики, до основ предпринимательства. Дети и так основательно перегружены.
Аватар пользователя Гость 1.
Гость 1.
29 июня 2016
Михаил, я с Вами абсолютно не согласен, как раз в Советское время предмет НВП был в школах востребован и давал много полезных навыков, были и сборы с выездами на стрельбища и обучение навыкам практического применения автомата, противогаза, ОЗК и оказание первой медицинской помощи, и много еще чего полезного, но самое главное этот предмет давал представление о военном деле и для многих это служило мотивом для поступления в военные учебные заведения, да и в армии призывники чувствовали себя гораздо увереннее чем сейчас, в наше время подавляющее большинство призывников не имеют и малейшего понятия об этом и нужно достаточно много времени чтобы обучить их этим элементарным навыкам, я уже даже не говорю об освоении на высоком уровне современной боевой техники и снаряжения при том что раньше срочную службу проходили в течение двух лет, а сейчас время службы сокращено вдвое.
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
30 июня 2016
Никаких особых "полезных навыков" школьная НВП не давала. Все, что входило в ее программу (2 года в советской школе), совершенно доступно для успешного и быстрого освоения в ходе краткосрочного курса молодого бойца после его призыва (а в идеале - найма по контракту) или для только-только принятого первокурсника военного вуза (КМБ перед началом обучения). Автомат, пулемет, противогаз и ОЗК - это не высшая математика, они созданы таким образом, что их освоение не составит труда даже для малограмотного. Это я как человек, служивший в вооруженных силах офицером (комсостав), смею утверждать. Согласен с Михаилом - если кому-то из ребят интересно, пусть посещают учебные центры в системе военкоматов (причем на исключительно добровольной основе; таких ребят наберется немало, а кому-то это ведь и не нужно). Кто-то из детей хочет стать военным - добро пожаловать в кадеты, благо такая возможность в лице соответствующих специализированных средних учебных заведений в России есть. Что же касается военно-исторических вопросов, то они преподаются в школьном курсе истории, при чем тут вообще ОБЖ и НВП? В США никакой НВП нет, и призыва в формате воинской повинности нет (но имеются специализированные учебные заведения типа наших кадетских корпусов с военным уклоном - с добровольным набором мальчишек, разумеется), а армия - есть. И совсем не слабая, как легко догадаться.
Аватар пользователя Фома
Фома
30 июня 2016
Полностью согласен с Михаилом. Не знаю, как сейчас, а мне еще в советское время довелось испытать этот разнесчастный предмет НВП на собственной шкуре. Строго по программе отрабатывали : строевую подготовочку до посинения; разборку-сборку автомата Калашникова на временной норматив ( уж согласитесь, большого ума не надо ); изучение тяжеленной переносной ламповой рации 50-х годов выпуска и прочее в подобном же духе. При этом надо учесть, что нам сказочно повезло с военруком - попался очень умный и понимающий мужик. С ним мы в хорошую сухую погоду вместо занятий осточертевшей всем НВП развлекались в близлежащем парке охотой на лис ( вид радиоспорта, а не буквально ! )...
Аватар пользователя Сергей
Сергей
30 июня 2016
НВП может быть в школах реинкарнировать и не стоит, но вот с патриотической составляющей нашего молодого поколения нужно работу усиливать, с этим есть сегодня серьезные проблемы, престижная высокооплачиваемая работа, всевозможные блага и прелести жизни - вот это для многих идеал существования и предел мечтаний, но о том что бы это все заслужить, нужно долго и упорно работать принося конкретную пользу и реальную отдачу своей стране, почему то задумывается далеко не каждый, у многих до сих пор как и в 90-е работает принцип: поменьше трудиться - побольше получать. Нужно искоренять из сознания молодежи эти перекосы, пришедшие с неблагополучных для нашей страны 90-х годов.
Аватар пользователя Сергей Финченко
Сергей Финченко
01 июля 2016
Физрук, трудовик, военрук - должен быть полный джентльменский набор. Достали училки..
Аватар пользователя ворчун
ворчун
03 июля 2016
Согласен с Автором - ненужно путать ОБЖ и НВП. По-моему, в общеобразовательной школе НВП вобще не место. И я бы предпочел, чтобы мои дети не учились действовать в условиях поражающих факторов ядерного взрыва. Но выучились жить в опасной гродской, техногенной среде. А для военно-патриотического воспитания давайте развивать "пионерское/скаутское" движение, секции военно-прикладных видов спорта, клубы ДОСААФ. Проводить военизированные игры. И там пусть учатся стрелять, бегают в противогазах и маршируют, те кому это действительно интересно (не иронизирую). Для остальных предлагаю такую "программу ОБЖ": * Уметь правильно вести себя в городе, в техногенной среде. Знать и "уважать" предупреждающие знаки. Помнить, что люки могут быть не закрыты. Что ограждения могут быть не заперты или ненадежны. Что метро это - потенциально опасное место. На стенде показать, что такое высокое напряжение, эл.дуга и электрический взрыв. Короче: "Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, там, где идет строительство или подвешен груз!" * Все ли велосипедисты хорошо знают основные правила ПДД, культуры поведения на дороге? * На занятиях по физкультуре нужно обучить как правильно падать и группироваться. Чтобы снизить травмы (в трав матичных видах спорта, типа фигурного катания, акробатики и гимнастики это прекрасно отработано) * Каждый обще-здоровый школьник должен уметь плавать и нырять! * Уметь вести себя в толпе/давке (массовые мероприятия, переполненное метро, теракты). Как самоорганизовываться, как двигаться. Именно подростки, чаще всего посещают массовые мероприятия, клубы, стадионные концерты, где наиболее велика угроза давки. * Нужно всем дать элементарные психо-физиологические навыки самоконтроля (предотвращение паники в критических ситуациях), тогда и вероятность самой давки станет меньше. * Необходимым сегодня является умение вести себя в теракте/захвате заложников. Как само-эвакуироваться из очага теракта. Как не провоцировать своим поведением террористов на насилие. И уметь вести себя при штурме. * Как избежать ожогов при пожаре (с учетом того, что все одеты в синтетику, и что ее нужно сразу снимать и защищать кожу имеющимися натуральными тканями). Как защитить органы дыхания от дыма. Как двигаться в дыму (в той же дымовой камере). Как эвакуироваться по лестницам, и даже из окон. Это все нужно отработать на специальном учебном полигоне, под руководством инструкторов МЧС. Может быть и в дымовой камере (конечно, если подросток не астматик!). Можно такую дымовую камеру сделать прозрачной, чтобы легко наблюдать поведение тренируемых. * Старшеклассников нужно научить пользоваться средствами тушения НА ОГНЕ (огнетушителями: щелочным, углекислотным, порошковым; гидрантами и пожарными рукавами; брезентом). Как правильно подходить к огню (естественно, только в условиях специальный учебных центров МЧС, адаптированных именно под обучение школьников. В огнезащитной одежде и защитных масках). Главная цель, чтобы огонь не вызывал у них инстинктивного, животного страха и паники (холодная голова - залог выживания) * Как вести себя при лесном пожаре, если вы в пешем порядке или в автомобиле? Оставаться на дороге? Бежать в лес? На все на это уже давно есть четкие рекомендации! * Методы самоспасения из заблокированной/утонувшей машины (это желательно отработать на макете в специальном учебном бассейне ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУКТОРОВ). * Элементарные навыки выживания в природе. Как не замерзнуть. Как добыть чистую воду и не жрать всякую дрянь, как "чудик" Беар Гриллс. Как не замерзнуть зимой в машине? * Базовые навыки ориентирования (по приметам, звездам) и поведения в лесу, в горах (в тур. походах). * Навыки поведения при наводнении, при отключении электричества, воды. Как вести себя, если оказался в зоне поваленной ЛЭП. * Практические навыки оказания первой помощи. ** При глубоких порезах, ранах, сильных кровотечениях, ожогах (в том числе химических), ** Помощь подавившемуся (прием Геймлиха) ** При переломах (фиксация) ** При тепловых ударах, приступах (сердце, инсульт) ** При отравлении (промыванее желудка с помощью подручных средств) и при укусах змей. Все это Очень конкретные вещи. Но действительно нужные в жизни, их желательно отработать как рефлекс. В отличии от умения "тянуть носок", вырыть окоп, метания гранат по макету танка, пользования трубочками из набора хим. разведки, или измерения бета-радиоактивности. (воспоминания из моей школьной юности).
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
03 июля 2016
ворчун, 15:00, 3 июля, 2016, - Всё правильно. Согласен. Уж простите великодушно за поправку. Держите своих детей и внуков как можно подальше от российских скаутов - это бывшие комсомольцы "от мистера Горби"( не путать с американскими скаутами, которые в большинстве -бескорыстные волонтёры). Наши скауты - в лучшем случае алчные жулики, а в худшем - агенты влияния. Посмотрите, если не верите ссылки в Сети о Сямозере...Это и есть "Российское скаутское движение". ///Пионеры, ДОСААФ - это симулякры./// Не отдавайте своих детей никому. ///Купите палатку, и сходите в поход в составе: мама; папа; дети.///Или вы не догадываетесь, чем занимаются ночью подростки в так называемых "лагерях" в палатках?...Наверное в шахматы играют...///Фальшивке под названием "военно-патриотическое воспитание" пришёл конец. Не было никогда ни НВП, ни Зарницы. Были толстозадые тётки, ловко составляющие отчёты в РОНО и ОблОНО.///Пионерские лагеря были. Но там не было НВП.///Война - это профессия, а не "воспитание", господа офицеры. В 17 лет мальчишка пройдёт медкомиссию. Если будет "годен", то дальше его возьмут в оборот настоящие наставники, а не выжившие из ума психопаты военные пенсионеры-неудачники.Надо выгнать всех пенсионеров из школы взашей - пусть сидят на берегу речки, рыбачат. А сэкономленные деньги отдать профессиональным спортивным тренерам с педагогическим образованием.///Я до сих пор благодарен своему тренеру по лёгкой атлетике за то, что он научил меня грамотно бегать на сверхдальние дистанции. Мне это очень пригодилось в Армии. А НВП - вообще не пригодилось. 2 года меня учили разбирать-собирать автомат- что всякий мальчишка-душман за 15 минут изучает.///Между прочим советский преподаватель НВП-лейтенант получал в месяц весьма неплохую зарплату: 280 рублей! Да и сегодня преподы ОБЖ не бедствуют.
Аватар пользователя Гость
Гость
04 июля 2016
на Сергей, 16:19, 30 июня, 2016 Вы Очень верно пишете: "это все заслужить, нужно долго и упорно работать принося конкретную пользу и реальную отдачу"! Единственное, нужно искать способ как-то подружить этот "буржуазный идеал успеха" и патриотическую составляющую. Чтобы личное преуспеяние не противоречило общественному благу, но способствовало ему: "Что хорошо для тебя - хорошо для Страны. Что хорошо для Страны - то хорошо для Тебя". Что-то нужно делать с "нравственными идеалами" - потому как, вижу Билла Гейтса, который не оставляет наследникам ни цента, а тратит все на открытие новых университетов, стипендии молодым талантам. Или на Элона Маска с его марсианскими прожектами. Понимаю, что в головах этих господ все как-то иначе, чем у карикатурных "буржуев". на Антрополог, 21:02, 3 июля, 2016 На счет "Купите палатку, и сходите в поход...", верно - ничто не сравнится с личным примером отца. Мы всё ноем: "Школа не воспитала. В учебнике не написали. Пропаганда не подействовала. Государство не позаботилось..." Но, вообще-то, первая и главная "линия обороны" - это семья. Именно там, а не в школе, впитывается любовь к Родине, трудолюбие, там дети должны видеть нормальные "половые роли"- маму, отца, братьев и сестер. НВП было, как вспомню: стрельба из ТОЗ, летом вывозили в военную часть, забавно воспоминать. Правда, выкосили многих из нашего класса не пули(нашему поколению в этом смысле повезло: Афганистан уже закончился, а Чечня еще не началась), а наркотики, пьянство, лень и отчаяние. А за предупреждение по "скаутам" спасибо.
Аватар пользователя ворчун
ворчун
14 июля 2016
Поправка к "Гость, 23:47, 4 июля, 2016" - виноват, это мой комментарий, похоже, не вставил свое имя при отправке и автоматически получился "Гость".
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
28 июня 2016
Автору. Трагедия на Сямозере показала, что пришла беда: "Пироги печёт сапожник, а сапоги тачает пирожник". Все, кто не имеет педагогического образования - пошли вон от детей! Много развелось всяких педофилов, желающих погреть душу около детишек. Много предпринимателей развелось, желающих навариться на детишках./// Я проходил в 1978-м пионерскую практику в пионерском лагере. Нас готовили специалисты целый год. В пионерском лагере все руководители были с высшим педагогическим образованием. Наш спасатель Ваня- светлейшая душа, имел высшее педагогическое образование - факультет физвоспитания, и спортивный руководитель тоже был педагог-спортсмен. Так вот: мы не устраивали "школы выживания", потому как не были уродами. Да. Ходили в походы, но строго по инструкциям. У нас в походе был кроме спасателя и спортивного руководителя, была врач с высшим медицинским образованием. Еду на костре нам варила Светлана -профессиональный повар из нашей студенческой столовой. В палатке были сухие матрасы и подушки с наволочками и одеяла. Дети - не скоты, чтобы жить как попало в XX веке. Не было ни одного ЧП...разве что пастой мальчишки девочек испачкали ночью- это было для нас ЧП!///А теперь о лживой теории "Подготовка к Армии". В 1981-м мы, курсанты сержантской учебки, вскарабкались на Курдайский перевал. Поднимались весь день, перелезли через какую-то вершину...а там- серпантин...и нас ждёт полевая кухня и улыбающийся наш строгий старшина и толстяк-каптёрщик. Наелись горячей вкусной каши с тушёнкой. Запили горячим чаем, и легли спать на горячие камни, укрывшись плащ-палатками. Утром опять приехала полевая кухня. Опять наелись досыта горячей гречневой кашей. Весело полезли ещё выше. Слезли к вечеру на новое место - и опять горячая еда! Когда я уже был и.о. ком взвода, на полигоне Сары Шаган в 1982-м в моей палатке солдаты жили на белых простынях, укрытые белыми простынями. У нас был надувной резиновый бассейн на 5 тонн. Мы еженедельно мылись в походной бане с горячей водой и парилкой. У нас был врач -курсант 3-го курса военно-медицинского училища. Кто сказал, что подготовка к службе в Армии - это скотская жизнь, тот сам скотина. В моей Армии не было ЧП. Меня в учебке приготовили как положено. И когда командир роты приказал мне развернуть полевой лагерь штаба дивизии - он не сомневался, что у сержанта это не получится. Всё было по инструкции. ///"Сложные ситуации", ЧП, там, где командир - ЧМО. Не детей надо готовить к "сложным ситуациям", а командиров надо отдать под суд там, где "сложная ситуация".///Приходят в школы бывшие неудачники-офицеры, и начинают беготню с противогазами...Пусть бы только попробовал ТАКОЙ приблизиться к моему сыну - схлопотал бы по полной.///Мой сын служил во Флоте.Из 365-ти дней только 2 месяца был у берега. Новороссийск, Тартус, Севастополь, Сеута, Ломоносов...2014-й год не был лёгким для Балтийского Флота, но не было "сложных ситуаций". Всё было по Уставу. В Уставе описаны ВСЕ ситуации, господин Автор, доктор педагогических наук...( как можно быть "педагогом" в военном учебном заведении? В Армии нет детей! Педос - по гречески "ребёнок"! "Педагог" - детский вожатый...да...уж...). В West Point преподаватели - тоже "педагоги"? Надо навести справки...Дурдом...
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
28 июня 2016
Отдельно о воде во Флоте. Курсанты мореходки на Крузенштерне купаются даже в океане, но под присмотром специалистов. Матросы БДК купались в Средиземном море - тоже под присмотром специалистов. Всё по Уставу. Без "экстремальных ситуаций". За экстремальную ситуацию положено в тюрьму сажать руководителя.///Моего сына тщательно готовили на берегу по программе SOLAS. Детские лагеря - не место подготовки к экстремальным ситуациям. Шизофреники залезли в Педагогику, и превратили в дурдом весь детский отдых. Господа без педагогического образования, пошли вон от детей!
Аватар пользователя Михаил
Михаил
28 июня 2016
За плечами 23 календарных года службы в СА (уволился не приняв присягу Украине), в т.ч. Афганистан и Чернобыль. Военный врач. Только что закончил 22 год преподавания ОБЖ и БЖД (в гимназии, профучилище и техникуме). Да, я со многим не согласен в программе, но для этого есть определенные возможности для ее коррекции. Особо хочу сказать о НВП. Я категорически против ее введения. Для этого в системе военкоматов вполне можно было бы создать учебные центры, где под руководством профи ученики после 10 класса в течении недели (по графику) проходили основы НВП. для этого после сокращения ВС можно найти и материальную базу и преподов-отставников. А то на школу много желающих навесить дополнительные предметы, от основ религиозной этики, до основ предпринимательства. Дети и так основательно перегружены.
Аватар пользователя Гость 1.
Гость 1.
29 июня 2016
Михаил, я с Вами абсолютно не согласен, как раз в Советское время предмет НВП был в школах востребован и давал много полезных навыков, были и сборы с выездами на стрельбища и обучение навыкам практического применения автомата, противогаза, ОЗК и оказание первой медицинской помощи, и много еще чего полезного, но самое главное этот предмет давал представление о военном деле и для многих это служило мотивом для поступления в военные учебные заведения, да и в армии призывники чувствовали себя гораздо увереннее чем сейчас, в наше время подавляющее большинство призывников не имеют и малейшего понятия об этом и нужно достаточно много времени чтобы обучить их этим элементарным навыкам, я уже даже не говорю об освоении на высоком уровне современной боевой техники и снаряжения при том что раньше срочную службу проходили в течение двух лет, а сейчас время службы сокращено вдвое.
Аватар пользователя Офицер запаса
Офицер запаса
30 июня 2016
Никаких особых "полезных навыков" школьная НВП не давала. Все, что входило в ее программу (2 года в советской школе), совершенно доступно для успешного и быстрого освоения в ходе краткосрочного курса молодого бойца после его призыва (а в идеале - найма по контракту) или для только-только принятого первокурсника военного вуза (КМБ перед началом обучения). Автомат, пулемет, противогаз и ОЗК - это не высшая математика, они созданы таким образом, что их освоение не составит труда даже для малограмотного. Это я как человек, служивший в вооруженных силах офицером (комсостав), смею утверждать. Согласен с Михаилом - если кому-то из ребят интересно, пусть посещают учебные центры в системе военкоматов (причем на исключительно добровольной основе; таких ребят наберется немало, а кому-то это ведь и не нужно). Кто-то из детей хочет стать военным - добро пожаловать в кадеты, благо такая возможность в лице соответствующих специализированных средних учебных заведений в России есть. Что же касается военно-исторических вопросов, то они преподаются в школьном курсе истории, при чем тут вообще ОБЖ и НВП? В США никакой НВП нет, и призыва в формате воинской повинности нет (но имеются специализированные учебные заведения типа наших кадетских корпусов с военным уклоном - с добровольным набором мальчишек, разумеется), а армия - есть. И совсем не слабая, как легко догадаться.
Аватар пользователя Фома
Фома
30 июня 2016
Полностью согласен с Михаилом. Не знаю, как сейчас, а мне еще в советское время довелось испытать этот разнесчастный предмет НВП на собственной шкуре. Строго по программе отрабатывали : строевую подготовочку до посинения; разборку-сборку автомата Калашникова на временной норматив ( уж согласитесь, большого ума не надо ); изучение тяжеленной переносной ламповой рации 50-х годов выпуска и прочее в подобном же духе. При этом надо учесть, что нам сказочно повезло с военруком - попался очень умный и понимающий мужик. С ним мы в хорошую сухую погоду вместо занятий осточертевшей всем НВП развлекались в близлежащем парке охотой на лис ( вид радиоспорта, а не буквально ! )...
Аватар пользователя Сергей
Сергей
30 июня 2016
НВП может быть в школах реинкарнировать и не стоит, но вот с патриотической составляющей нашего молодого поколения нужно работу усиливать, с этим есть сегодня серьезные проблемы, престижная высокооплачиваемая работа, всевозможные блага и прелести жизни - вот это для многих идеал существования и предел мечтаний, но о том что бы это все заслужить, нужно долго и упорно работать принося конкретную пользу и реальную отдачу своей стране, почему то задумывается далеко не каждый, у многих до сих пор как и в 90-е работает принцип: поменьше трудиться - побольше получать. Нужно искоренять из сознания молодежи эти перекосы, пришедшие с неблагополучных для нашей страны 90-х годов.
Аватар пользователя Сергей Финченко
Сергей Финченко
01 июля 2016
Физрук, трудовик, военрук - должен быть полный джентльменский набор. Достали училки..
Аватар пользователя ворчун
ворчун
03 июля 2016
Согласен с Автором - ненужно путать ОБЖ и НВП. По-моему, в общеобразовательной школе НВП вобще не место. И я бы предпочел, чтобы мои дети не учились действовать в условиях поражающих факторов ядерного взрыва. Но выучились жить в опасной гродской, техногенной среде. А для военно-патриотического воспитания давайте развивать "пионерское/скаутское" движение, секции военно-прикладных видов спорта, клубы ДОСААФ. Проводить военизированные игры. И там пусть учатся стрелять, бегают в противогазах и маршируют, те кому это действительно интересно (не иронизирую). Для остальных предлагаю такую "программу ОБЖ": * Уметь правильно вести себя в городе, в техногенной среде. Знать и "уважать" предупреждающие знаки. Помнить, что люки могут быть не закрыты. Что ограждения могут быть не заперты или ненадежны. Что метро это - потенциально опасное место. На стенде показать, что такое высокое напряжение, эл.дуга и электрический взрыв. Короче: "Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, там, где идет строительство или подвешен груз!" * Все ли велосипедисты хорошо знают основные правила ПДД, культуры поведения на дороге? * На занятиях по физкультуре нужно обучить как правильно падать и группироваться. Чтобы снизить травмы (в трав матичных видах спорта, типа фигурного катания, акробатики и гимнастики это прекрасно отработано) * Каждый обще-здоровый школьник должен уметь плавать и нырять! * Уметь вести себя в толпе/давке (массовые мероприятия, переполненное метро, теракты). Как самоорганизовываться, как двигаться. Именно подростки, чаще всего посещают массовые мероприятия, клубы, стадионные концерты, где наиболее велика угроза давки. * Нужно всем дать элементарные психо-физиологические навыки самоконтроля (предотвращение паники в критических ситуациях), тогда и вероятность самой давки станет меньше. * Необходимым сегодня является умение вести себя в теракте/захвате заложников. Как само-эвакуироваться из очага теракта. Как не провоцировать своим поведением террористов на насилие. И уметь вести себя при штурме. * Как избежать ожогов при пожаре (с учетом того, что все одеты в синтетику, и что ее нужно сразу снимать и защищать кожу имеющимися натуральными тканями). Как защитить органы дыхания от дыма. Как двигаться в дыму (в той же дымовой камере). Как эвакуироваться по лестницам, и даже из окон. Это все нужно отработать на специальном учебном полигоне, под руководством инструкторов МЧС. Может быть и в дымовой камере (конечно, если подросток не астматик!). Можно такую дымовую камеру сделать прозрачной, чтобы легко наблюдать поведение тренируемых. * Старшеклассников нужно научить пользоваться средствами тушения НА ОГНЕ (огнетушителями: щелочным, углекислотным, порошковым; гидрантами и пожарными рукавами; брезентом). Как правильно подходить к огню (естественно, только в условиях специальный учебных центров МЧС, адаптированных именно под обучение школьников. В огнезащитной одежде и защитных масках). Главная цель, чтобы огонь не вызывал у них инстинктивного, животного страха и паники (холодная голова - залог выживания) * Как вести себя при лесном пожаре, если вы в пешем порядке или в автомобиле? Оставаться на дороге? Бежать в лес? На все на это уже давно есть четкие рекомендации! * Методы самоспасения из заблокированной/утонувшей машины (это желательно отработать на макете в специальном учебном бассейне ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНСТРУКТОРОВ). * Элементарные навыки выживания в природе. Как не замерзнуть. Как добыть чистую воду и не жрать всякую дрянь, как "чудик" Беар Гриллс. Как не замерзнуть зимой в машине? * Базовые навыки ориентирования (по приметам, звездам) и поведения в лесу, в горах (в тур. походах). * Навыки поведения при наводнении, при отключении электричества, воды. Как вести себя, если оказался в зоне поваленной ЛЭП. * Практические навыки оказания первой помощи. ** При глубоких порезах, ранах, сильных кровотечениях, ожогах (в том числе химических), ** Помощь подавившемуся (прием Геймлиха) ** При переломах (фиксация) ** При тепловых ударах, приступах (сердце, инсульт) ** При отравлении (промыванее желудка с помощью подручных средств) и при укусах змей. Все это Очень конкретные вещи. Но действительно нужные в жизни, их желательно отработать как рефлекс. В отличии от умения "тянуть носок", вырыть окоп, метания гранат по макету танка, пользования трубочками из набора хим. разведки, или измерения бета-радиоактивности. (воспоминания из моей школьной юности).
Аватар пользователя Антрополог
Антрополог
03 июля 2016
ворчун, 15:00, 3 июля, 2016, - Всё правильно. Согласен. Уж простите великодушно за поправку. Держите своих детей и внуков как можно подальше от российских скаутов - это бывшие комсомольцы "от мистера Горби"( не путать с американскими скаутами, которые в большинстве -бескорыстные волонтёры). Наши скауты - в лучшем случае алчные жулики, а в худшем - агенты влияния. Посмотрите, если не верите ссылки в Сети о Сямозере...Это и есть "Российское скаутское движение". ///Пионеры, ДОСААФ - это симулякры./// Не отдавайте своих детей никому. ///Купите палатку, и сходите в поход в составе: мама; папа; дети.///Или вы не догадываетесь, чем занимаются ночью подростки в так называемых "лагерях" в палатках?...Наверное в шахматы играют...///Фальшивке под названием "военно-патриотическое воспитание" пришёл конец. Не было никогда ни НВП, ни Зарницы. Были толстозадые тётки, ловко составляющие отчёты в РОНО и ОблОНО.///Пионерские лагеря были. Но там не было НВП.///Война - это профессия, а не "воспитание", господа офицеры. В 17 лет мальчишка пройдёт медкомиссию. Если будет "годен", то дальше его возьмут в оборот настоящие наставники, а не выжившие из ума психопаты военные пенсионеры-неудачники.Надо выгнать всех пенсионеров из школы взашей - пусть сидят на берегу речки, рыбачат. А сэкономленные деньги отдать профессиональным спортивным тренерам с педагогическим образованием.///Я до сих пор благодарен своему тренеру по лёгкой атлетике за то, что он научил меня грамотно бегать на сверхдальние дистанции. Мне это очень пригодилось в Армии. А НВП - вообще не пригодилось. 2 года меня учили разбирать-собирать автомат- что всякий мальчишка-душман за 15 минут изучает.///Между прочим советский преподаватель НВП-лейтенант получал в месяц весьма неплохую зарплату: 280 рублей! Да и сегодня преподы ОБЖ не бедствуют.
Аватар пользователя Гость
Гость
04 июля 2016
на Сергей, 16:19, 30 июня, 2016 Вы Очень верно пишете: "это все заслужить, нужно долго и упорно работать принося конкретную пользу и реальную отдачу"! Единственное, нужно искать способ как-то подружить этот "буржуазный идеал успеха" и патриотическую составляющую. Чтобы личное преуспеяние не противоречило общественному благу, но способствовало ему: "Что хорошо для тебя - хорошо для Страны. Что хорошо для Страны - то хорошо для Тебя". Что-то нужно делать с "нравственными идеалами" - потому как, вижу Билла Гейтса, который не оставляет наследникам ни цента, а тратит все на открытие новых университетов, стипендии молодым талантам. Или на Элона Маска с его марсианскими прожектами. Понимаю, что в головах этих господ все как-то иначе, чем у карикатурных "буржуев". на Антрополог, 21:02, 3 июля, 2016 На счет "Купите палатку, и сходите в поход...", верно - ничто не сравнится с личным примером отца. Мы всё ноем: "Школа не воспитала. В учебнике не написали. Пропаганда не подействовала. Государство не позаботилось..." Но, вообще-то, первая и главная "линия обороны" - это семья. Именно там, а не в школе, впитывается любовь к Родине, трудолюбие, там дети должны видеть нормальные "половые роли"- маму, отца, братьев и сестер. НВП было, как вспомню: стрельба из ТОЗ, летом вывозили в военную часть, забавно воспоминать. Правда, выкосили многих из нашего класса не пули(нашему поколению в этом смысле повезло: Афганистан уже закончился, а Чечня еще не началась), а наркотики, пьянство, лень и отчаяние. А за предупреждение по "скаутам" спасибо.
Аватар пользователя ворчун
ворчун
14 июля 2016
Поправка к "Гость, 23:47, 4 июля, 2016" - виноват, это мой комментарий, похоже, не вставил свое имя при отправке и автоматически получился "Гость".
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц