Версия для печати

Наши над «Горизонтом»

Сопоставление боевых возможностей фрегатов свидетельствует о значительном превосходстве российских кораблей
Сивков Константин

По интегральному показателю соответствия боевой эффективности корабля его предназначению российский «Горшков» превосходит натовский «Горизонт» почти на 41 процент.

По интегральному показателю соответствия боевой эффективности корабля его предназначению российский «Горшков» превосходит натовский «Горизонт» почти на 41 процент.

«Натовцу» для выхода в позицию залпа придется сближаться с нашим кораблем несколько часов, все это время находясь в зоне досягаемости его оружия

Эволюция эсминцев привела к возникновению двух современных классов кораблей. Это крупные эсминцы, по водоизмещению приблизившиеся к крейсерам, и фрегаты. Оба класса являются универсальными, сочетающими как эскортные, так и ударные возможности, в том числе и в плане поражения наземных объектов. Оба предназначены для действий в дальней морской и океанской зонах – индивидуально или в составе крупных корабельных оперативных соединений.

Рост водоизмещения эсминцев и последующее выделение фрегатов в особый класс обусловлены необходимостью размещения мощных боевых информационно-управляющих систем, развитого оборонительного и ударного вооружения. США, в свое время уделявшие фрегатам большое внимание, со временем отказались от их строительства и сосредоточились на эсминцах (доведя их по водоизмещению до 14 000 тонн, как это имеет место у «Замволта»). Это было обусловлено необходимостью обеспечивать действия крупных оперативных соединений (прежде всего авианосных) в удаленных районах Мирового океана, в том числе у берегов противника, а также наличием средств на такие проекты. Другие страны, не обладающие подобными возможностями и не претендующие на глобальную проекцию силы, продолжают развивать класс фрегатов. Это касается и членов НАТО, обладающих развитой кораблестроительной промышленностью.

Наш ВМФ в ближайшей перспективе будет получать для действий в дальней морской зоне только фрегаты, прежде всего проекта 22350. Перспективные эсминцы типа «Лидер» и более крупные корабли пока проходят стадию формулирования тактико-технических требований. Потому представители проекта 22350 (и 11356) будут единственными современными надводными кораблями дальней морской и океанской зон, которые в достаточно крупных количествах поступят на вооружение наших флотов.

Наши над «Горизонтом»
Коллаж Андрея Седых

В этой связи интересно сопоставить отечественную и зарубежные, прежде всего натовскую, школы в части развития фрегатов. Ранее в России/СССР они не строились, их роль исполняли менее универсальные сторожевые корабли, в том числе и океанской зоны, СКР 2-го ранга проекта 1135. Первым нашим полноценным фрегатом следует считать проект 22350. Его и возьмем для сравнительного анализа.

В противники целесообразно выбрать корабль из состава ВМС НАТО, адекватный по предназначению, составу вооружения и характеристикам, желательно новейшей постройки. Данным условиям удовлетворяют фрегаты типа «Горизонт». Они интересны еще и тем, что являются продуктом совместной разработки Франции, Италии и Великобритании (хотя последняя вышла из проекта на завершающем этапе, ее эсминец «Дэринг» фактически является версией того же «Горизонта»).

Сравним характеристики

Константин Сивков

Наш корабль при полном водоизмещении около 4500 тонн имеет корпус, выполненный с использованием технологий «Стелс», что позволило в разы снизить эффективную площадь рассеивания корабля, а соответственно его радиолокационную и оптическую заметность. Комплекс ударного вооружения представлен 16 единицами ПКР «Оникс», размещенных в двух универсальных комплексах вертикального пуска 3С14У1. Вместо «Ониксов» в ячейки могут загружаться ракеты семейства «Калибр-НКЭ» в противокорабельном и противолодочном вариантах, а также в комплектации для стрельбы по наземным объектам. Таким образом, фрегат рассматривается как многоцелевой, способный решать задачи уничтожения надводных кораблей противника и разрушения его инфраструктуры на берегу.

По данным открытых источников, зенитное ракетное вооружение представлено ЗРК «Полимент-Редут». Его ракеты размещаются в четырех восьмиячеечных модулях. Полный боекомплект может включать в различных комбинациях ракеты большой дальности 9М96 и 9М96Е2 (до 120 км) по одной в ячейку (всего 32 ракеты) или ЗУР самообороны 9М100 (дальность стрельбы – около 10 км) по четыре ракеты в ячейку установки вертикального пуска (всего 128). Для поражения воздушных целей в зоне самообороны фрегат оснащен двумя ЗРАК «Палаш», размещенными по бортам рядом с вертолетным ангаром.

Для поражения подводных лодок предназначен ракетный комплекс «Медведка-2». Две его пусковые установки расположены побортно, по четыре ПЛР в каждой – всего восемь ракет.

Наши над «Горизонтом»
Коллаж Андрея Седых

Артиллерийское вооружение корабля представлено 130-мм артиллерийской установкой А-192, имеющей дальность до 22 километров и скорострельность до 30 выстрелов в минуту. Система управления (5П-10 «Пума») и номенклатура боеприпасов позволяют использовать ее для поражения береговых, морских и воздушных целей. Авиационное вооружение фрегата представлено вертолетом Ка-27, для которого имеется палубный ангар. По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей достаточно попадания одной-двух ПКР «Гарпун» или одного «Томагавка».

Фрегат «Горизонт» французских ВМС при водоизмещении около 7000 тонн в качестве главного вооружения имеет восемь ПКР MM40 Exocet или Teseo (Otomat) Mk 3 (обе с дальностью стрельбы до 180 км). В УВП на 48 ячеек размещаются ракеты ЗРК PAAMS Aster 15 (дальность – до 30 км) или Aster 30 (дальность – до 120 км). В настоящее время разрабатывается корабельная версия авиационной ракеты SCALP-EG, которая должна достичь дальности стрельбы по наземным объектам до тысячи километров (приблизившись по этому показателю к американскому «Томагавку»), а по морским – до 250 километров. Размещать ее предполагается в УВП вместо ЗУР. Универсальная артиллерия представлена тремя 76-мм АУ Oto Melara. Для уничтожения СВН в зоне самообороны есть одна шестиствольная 25-мм АУ SADRAL Oto Melara Mod 503. Противолодочное вооружение включает два двухтрубных аппарата ТА MU 90 для малогабаритных торпед. Корабли имеют мощные гидроакустические средства поиска субмарин (ГАС TMS 4110CL) и противолодочные вертолеты (Merlin EH101 HAS). Для вывода такого фрегата из строя или его потопления могут потребоваться одна-две ПКР с боевой частью 300–400 килограммов.

Наши над «Горизонтом»

Сопоставление тактико-технических характеристик кораблей свидетельствует, что сильной стороной нашего является наличие в составе его вооружения ПКР и СКР большой дальности, 130-мм универсальная АУ, а также противолодочный ракетный комплекс. «Горизонт» не имеет равноценных систем оружия. Корабельная версия ракеты SCALP-EG пока еще перспектива, притом весьма сомнительная с учетом экономических проблем ЕС.

Однако простого сравнения характеристик недостаточно для корректного сопоставления кораблей. Необходимо оценить их возможности в вероятных условиях боевого применения с учетом предназначения.

В этом отношении стоит рассмотреть два варианта: действия сопоставляемых кораблей в локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника в интересах группировки ВВС и СВ или же в крупномасштабной войне Россия – НАТО. Имеет смысл просчитать и такой вариант столкновения: наш фрегат против натовского в составе корабельной ударной группы (КУГ).

Сопоставим возможности

В этих конфликтах в общем случае оба корабля будут решать следующие основные задачи, по которым и станем сопоставлять: уничтожение групп кораблей (КУГ, КПУГ) и подводных лодок, отражение воздушного нападения противника, нанесение ударов по его наземным объектам.

Наши над «Горизонтом»

В локальной войне против слабой в военно-морском отношении страны весовые коэффициенты задач (с учетом вероятности их возникновения) для российского корабля могут быть оценены так: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, подводных лодок – 0,05, отражение воздушного нападения – 0,3, удары по наземным целям противника в оперативной глубине – 0,5, по объектам противодесантной обороны – 0,05.

«Горизонт» в современном варианте не имеет стратегических крылатых ракет. Поэтому для него распределение веса задач в ограниченной войне выглядит несколько иначе: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,3, подводных лодок – 0,15, отражение воздушного нападения – 0,4, удары по объектам противодесантной обороны – 0,15.

В крупномасштабной войне значение весовых коэффициентов задач для «Горшкова» выглядит так: уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) – 0,2, подводных лодок – 0,2, отражение воздушного нападения – 0,3, удары по наземным целям в оперативной глубине – 0,25, по объектам противодесантной обороны – 0,05. Для «натовца»: уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ) – 0,18, подводных лодок – 0,3, отражение воздушного нападения противника – 0,5, удары по наземным целям и объектам противодесантной обороны – 0,02.

Теперь оценим возможности фрегатов по решению типовых задач. Первая состоит в уничтожении групп надводных кораблей и катеров. Совершенно понятно, что фрегаты значительно уступают по боевым возможностям крейсерам и эсминцам, которые будут составлять основу КУГ и кораблей охранения авианосцев. Поэтому участие в нанесении ударов по группам кораблей такого класса – задача для них нестандартная. Более вероятными и посильными будут удары по группам равноценных им по классу кораблей или классом ниже. Это корабельные поисково-ударные группы (КПУГ), охотящиеся за подводными лодками в назначенном районе, или ударные группы МРК (корветов) и ракетных катеров. Поэтому в качестве примера для сопоставления будем рассматривать типовой КПУГ (КУГ корветов) в составе трех-четырех единиц.

Российский фрегат, обладая более чем двукратным превосходством в дальности ракетного оружия («Оникс» и «Калибр-НКЭ») над объектом атаки, при прочих равных условиях может выйти в позицию залпа и выполнить стрельбу, оставаясь недосягаемым для противника. 16-ракетный залп обеспечивает вывод из строя или уничтожение кораблей типовой КПУГ или КУГ с вероятностью 0,76–0,8.

«Горизонт» имеет ракетный комплекс с дальностью стрельбы, почти равной той, которой располагает объект удара (на корветах и фрегатах противника могут иметься на вооружении либо такие же «Экзосеты», либо последние модификации «Гарпунов»). В случае упреждения противника в залпе он сможет вывести из строя или уничтожить корабли из состава типового КПУГ или КУГ с вероятностью 0,4–0,48. Но у противостоящей стороны такие же шансы. Таким образом, приведенная вероятность снижается до 0,23–0,35.

В ударах по наземным объектам наш фрегат может применить ракеты «Калибр» той модификации, которая была продемонстрирована в Сирии. Естественно, для фрегата будут ставиться задачи тактического масштаба, то есть вывод из строя одного важного объекта или группы из трех-четырех небольших. Применив СКР «Калибр», «Горшков» сможет в пределах дистанции эффективной стрельбы (до 2000 км) решить задачу 16-ракетным залпом с вероятностью 0,55–0,7.

Кроме того, наш корабль способен подавить один ротный опорный пункт в системе противодесантной обороны на берегу на удалении до 10–15 километров от уреза воды с вероятностью 0,6–0.7.

Наши над «Горизонтом»
Фото: balancer.ru
Наши над «Горизонтом»
Фото: meretmarine.com

«Горизонт» не имеет оружия для ударов по объектам в оперативной глубине, поэтому его возможности в этом отношении нулевые. При определенных условиях он, конечно, задействуется в ударах по объектам противодесантной обороны на берегу на глубину до пяти-шести километров. Если рассматривать тот же ротный опорный пункт, то вероятность его подавления тремя 76-мм АУ «Горизонта» не превысит 0,15–0,2 при самом благоприятном раскладе.

Оценку возможностей фрегатов по борьбе с подводными лодками целесообразно делать по критерию вероятности обнаружения и уничтожения субмарины противника в заданном районе в составе типового КПУГ из трех фрегатов. Обычно район поиска определяется так, чтобы КПУГ была способна с заданной вероятностью обнаружить и уничтожить в нем ПЛ противника. Этот показатель зависит от многих факторов, но при сравнении разных кораблей главнейшим из них является энергетическая дальность обнаружения подлодки гидроакустическим комплексом (ГАК), а также могущество противолодочного оружия. «Горизонт» превосходит наш корабль по энергетической дальности ГАК. Но существенно уступает в оружии для решения задачи. Наличие на обоих кораблях противолодочных вертолетов, которые ведут допоиск и располагают средствами уничтожения подводных лодок на больших удалениях, в определенной мере нивелирует превосходство нашего корабля в поражающей мощи. Если за определенный промежуток времени наш фрегат способен обнаружить и уничтожить подводную лодку противника с вероятностью 0,5, то у «Горизонта» этот показатель чуть выше – 0,58.

Остается оценить возможности кораблей по поражению воздушных целей. За основу возьмем отражение типового наряда СВН в 24 ПКР с размахом залпа в три минуты по ордеру, в котором три фрегата охранения и один корабль ядра (например крейсер с поражающим потенциалом ПВО 5 единиц). При таких условиях вероятность сохранения боеспособности нашего корабля ядра ордера может составить 0,55, а у натовцев – 0,61.

Один на один

Интересно рассмотреть дуэльную ситуацию. При прочих равных условиях наш «Горшков» за счет значительного превосходства в дальности стрельбы имеет возможность вывести из строя или потопить «Горизонт» с вероятностью до 0,6–0,7, не входя в зону поражения противника.

При взаимном обнаружении на дальности досягаемости ракет «Горизонта» вероятность гибели нашего фрегата будет существенно меньше и составит 0,3–0,35. Однако вероятность такого события относительно мала, ведь «натовцу» придется сближаться с нашим кораблем для выхода в позицию залпа несколько часов, все это время находясь в зоне досягаемости его оружия.

Проведенный анализ позволяет вывести интегральный показатель соответствия двух кораблей. У российского фрегата он составляет применительно к локальным войнам 0,655, а к крупномасштабной – 0,635. У «Горизонта» показатели распределяются так: 0,466 и 0,546 соответственно. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению наш фрегат превосходит оппонента почти на 41 процент в локальных войнах и на 16 процентов в крупномасштабных. В дуэльной ситуации наш корабль имеет явное преимущество за счет значительного превосходства в дальнобойности оружия.

Константин Сивков,
член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 25 (640) за 6 июля 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Гость
Гость
05 июля 2016
Господин доктор военных наук передохнул, и снова в бой. Вообщем в своем репертуаре. И как то неэтично сравнивать серийно сстроящиеся в трех странах фрегаты с нашим одним, к томуже еще не прошедшим полного цикла испытаний всех систем. Подчеркиваю - не серийного. И сколько их будет, пока не может сказать никто. И кто сказал, что Англия, Франция и Италия будут стоять на месте, не говоря уже о всяких там Испаниях, Голландиях, Германиях и Турциях.
Аватар пользователя КП/SS
КП/SS
05 июля 2016
На боевых кораблях, предпочтительно не вертолёт (от которого мало пользы), а «стая» легких конвертопланов. Нужно исходить от реальных возможностях страны и сбалансированности возможностей оружия и автономного обнаружения ( обнаружение сильно отстаёт, особенно на корабле). Самое востребованное из скоростных летательных аппаратов, с вертикальным взлётом и посадкой- это БПЛА конвертопланы, морского базирования и с взлётной массой 1200- 1500 кг. Развиваю тему по порядку: - возможность строить большие надводные корабли ( даже эсминцы УРО) сейчас невозможно, а завтра и не нужно (за исключением боевых кораблей-конвоиров, для защиты торговых судов от дикарей, а также для их «прополки» на дистанции). Развитие (из опалы) торпеды-ракеты «Калибр» в стаканах (для подводных лодок), так и в пусковых контейнерах для надводных кораблей и кораблят , появились наземные и Ж/Д ПУ. Недостаток «Калибра» его небольшой диаметр и масса, обусловленный его родословной – пуск из удлинённого торпедного аппарата. Имеется много вариантов использования крылатой ракеты, можете посмотреть в поисковике. Как носитель ЯО это круто и не в ограничительном договоре. Как носитель обычного ВВ- тут только цели с большим коэффициентом «затрата- ущерб». Но есть варианты противокорабельной ракеты (в том числе и с большей скоростью и манёвренностью в конце атаки), а также противолодочные:- как с ядерной торпедой, так и с обычной. Корвет или Фрегат (силовые установки: или с редуктором и 2-3 быстроходных дизеля на него и ВИШ, или крупный средне оборотистый дизель на прямую на ВИШ / увы- производство ГТД и редукторов на винт в (на) Украине). Круто- конструкция вертикальных шахт для «Калибров» у малых боевых кораблей – в центре, прикрытая корпусом и надстройкой. Видимо это будет основное направление производства боевых кораблей на ближайшее будущее- «прибрежный флот». Про большие корабли писать не буду (не моя тема), но с развитием баллистических ракет для уничтожения авианосцев, как у Китая- надводные корабли большого класса станут «понтарезным пугалом» для слабых, а как боевые действия с сильным противником- большими братскими могилами.// Итак, надводный москитный боевой флот, вооруженный серьёзным дальнобойным оружием ( боекомплект можно тасовать, как карты ), но сильно зависимый внешнего целеуказания, и практически слепой самостоятельно.// В былое время в США отрабатывали систему «RAST» - Вертолёт закреплён через внешнюю подвеску – трос – ролик –лебедка- гидромотор- электроника. Корабль малого класса шмотает штормом по крену и тангажу, трос натянут, вертолёт выбирает взлётный режим, но оторваться не может, так как его держит трос. Электроника на корабле, выбирает момент благоприятного отрыва вертолёта и даёт радиокоманду на замок. Вертолёт как пробка уходит вверх, а далее разгон и по плану (без такой системы- и в три раза меньшие углы крена и тангажа взлётной площадки – сделали отрыв очень опасным). Посадка: - вертолёт зависает над «бешенной» площадкой, выпускается капроновый трос, матрос со страховкой цепляет его за наконечник основного троса, капроновый трос затягивает наконечник в замок и он фиксируется. Матрос со страховкой удаляется, автоматика начинает подтягивать трос. Индикатор в кабине, позволяет экипажу удерживать вертолёт над роликом, на площадке. Вертолёт висит, чуть более метра над бушующей площадкой. Автоматика от гироскопа на корабле, выбирает момент и энергично притягивает вертолёт к площадке в нужный момент ( в эффектом , микро задержки перед касанием- почти без удара), Всё – теперь вертолёт теперь также шмотает как и площадку (единое целое с кораблём).// В случае с БПЛА- как V-22 Osprey, только совсем маленький (с двумя лопастями на НВ и одним двигателем в фюзеляже) , под него подкатывается своеобразная вагонетка ( с маленькими колесами, с электроприводом и аккумуляторной батареей), вагонетка ходит по двум плоским рельсам на палубе, с внутренними пазами, в которые входят зацепы – короче, вагонетка не слетит с пазов. Матросы со страховками ( к вагонетке) подгоняют вагонетку под БПЛА закрепляют, производится трансформация БПЛА в компактный вид, замок троса открывается и вся компания (БПЛА, вагонетка и матросы) направляются в ангар. В ангаре своеобразные стрелки (влево и право) позволяют поставить БПЛА со своей вагонеткой на своё место. Таких БПЛА на борту Корвета или Фрегата может быть 6-8 и более штук. По стенкам ангара расположены сменные модули для БПЛА (сегменты его корпуса): - локатор (нет необходимости в его больших характеристиках); противолодочное (поисковое) оборудование- миниатюрные радио буйки и все системы для их сброса и обработки сигналов; разведывательное- как оптическое, тепловизорное, так и систем пассивной радиоразведки. БПЛА после взлёта и конвертации приобретает характеристики истребителя 2 Мировой. Дальность и продолжительность его работы зависит от двигателя, да и многих факторов культуры производства. В режиме локатора используются сразу несколько БПЛА, принцип- слабые характеристики локатора, компенсируются их количеством и линией. Локаторы работают в мерцающим режиме (хаотично, то один сделал свой «оборот», то другой, то третий), такой режим позволяет, в случае атаки противолокационной ракеты на один локатор (а он её заметит в близи), то он пропускает свой обзор и ракета разворачивается на работающий ( принцип: «мумурик-мумурик»- пока не утонет). Применение БПЛА в качестве противолодочного- то каждый БПЛА работает в заданном квадрате и если один нашел – даётся сигнал на корабль, другие возвращаются на него, а этот будет «какать» буйками и уточнять место подводной лодки и передавать на корабль, а с корабля на борт противолодочного «Калибра» запущенного на координаты. БПЛА будет выполнять свою работу до победного конца и произведёт фиксацию поражения ПЛ. Если после этого, топлива не хватит- то БПЛА уйдёт подальше от содеянного, наберёт высоту и маленький взрыв уничтожит секретную систему связи и «разрежет» БПЛА на несколько кусков, и они затонут. В случае отсутствия возможности для спутниковой связи, то один из БПЛА используется как ретранслятор (используя соответствующий модуль и промежуточную позицию). // Вот, это направление имеет перспективы, и при массовым выпуске будет иметь низкую себестоимость (схема: 5-7 процентов на производство, а остальное на «РАСПИЛ» корпораций, холдингов, концернов и просто «друзей»- не в счёт).// Данные БПЛА, а точнее их база с другой конструкцией фюзеляжа может использоваться сухопутными войсками ( 2 БПЛА в фургоне КАМАЗа)- в качестве ударных, противотанковых, а также в качестве носителей суб-БПЛА - для уничтожения Toyota- тачанок ( основное БПЛА находит и наводит маленькие БПЛА-самоубийцы на моторизированные зенитки/ маленькие суб-БПЛА/5-7 кг массой и дальностью 7-10 км, БЧ-1,5-2 кг, один бензиновый двигатель и воздушный винт, с маленькими раскладными крыльями – дешёвые и массовые мото-ПТУРСы), близко подойти к позиции конвертоплану нельзя- собьют зенитками (самими- же произведёнными и розданы по линии ВТС, почти даром, своим потенциальным врагам).
Аватар пользователя Гость
Гость
05 июля 2016
Интегральные показатели с точностью до 3 знаков действительно делают убедительным этот бред сивой кобылы
Аватар пользователя Никодим
Никодим
05 июля 2016
"В разы" - следует читать "многократно".
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
05 июля 2016
Надо же поиграть в кораблики, сейчас тренды всякими компьютерными баталиями провождения времени... Мне представляется сегодняшнее время, аналогично тридцатым годам, когда ещё строили и ходили линкора, но авиация быстро набирала силы и создавала бомбы для этих линкоров. Не прошло и пара десятилетий, и линкора пришлось прятать в гаванях и шхерах от окрепшей авиации. Так и сегодня планируем Лидеры и Шторм, а ударные БЛА и гиперзвуковое оружие становятся на ногу. Аналогия вполне соответствующая. Так и бои миноносцев и прочих фрегатов отойдут скоро на задний план, оружие новых поколений за считанные года изменят методы и ход боевых действий. Главное не отстать в этой гонке, как с авиацией в тридцатые.
Аватар пользователя Берия
Берия
06 июля 2016
надо разрабатывать ПКР аэробаллистические, типа Искандера только с гсн, с дальностью до 500, 1000, и против АУГ до 2000 км,
Аватар пользователя milstar
milstar
06 июля 2016
Берия, 11:26, 6 июля, 2016 надо разрабатывать ПКР аэробаллистические, типа Искандера только с гсн, с дальностью до 500, 1000, и против АУГ до 2000 км, ------------------- Торпедный аппарат 650 мм это 11 метров 4+ тонны ракета на 1000 морских миль с мини боевым блоком 1+ килотонны
Аватар пользователя Tverdislav
Tverdislav
07 июля 2016
Господин Сивков сравнивал, сравнивал до сравнился с зарубежьем. А эргономику забыл, ведущие страны указанную эргономику для флота превратили в систему интегрированного учета человеческих факторов для всех систем корабля на математическом уровне. Похоже, поэтому у нас адмиралы путают эргономику с эротикой и густо краснеют. А матросы, как на Балтийском флоте, просто недоедают и спят без постельного белья, стоят на жаре на карауле в толстых шинелях времен Павла Первого, похоже что для матросского быдла эргодизайн ещё рано вводить. Как странно, на практике, что то невидно отечественной эргономической мебели, да и та, только в паспорте указана, но в изделиях не реализована. Это идет с тех времен, Сталин И.В. расстрелял директора Центрального Института Труда - А.К. Гастева (основателя российской эргономики), а психологию запретил, перед войной, да и в наше время, бандюганы в Москве забили битами у подъезда директора НИИ психологии Академии Наук России доктора психологических наук Бодалева, а чуть раньше его заместителя. Вот и вся эргономика с психологией, особенно, наверное, в вооружении и технике! Битой в лоб - главный научный аргумент!
Аватар пользователя Дед
Дед
08 июля 2016
Комментарий удален.
Аватар пользователя Гость 1.
Гость 1.
08 июля 2016
Согласен, наконец то нужно и в Армии обратить внимание на удобство и рационализм, начать переходить от аскетичности и максимальной упрощенности к удобству и комфорту, будь то форменная одежда, эргономика жилых и служебных помещений и оборудования, всех видов военной техники, а особенно это касается бытовых условий, старые казармы со скрипучими двухъярусными кроватями должны уже давно и полностью уйти в прошлое.
Аватар пользователя Гость
Гость
05 июля 2016
Господин доктор военных наук передохнул, и снова в бой. Вообщем в своем репертуаре. И как то неэтично сравнивать серийно сстроящиеся в трех странах фрегаты с нашим одним, к томуже еще не прошедшим полного цикла испытаний всех систем. Подчеркиваю - не серийного. И сколько их будет, пока не может сказать никто. И кто сказал, что Англия, Франция и Италия будут стоять на месте, не говоря уже о всяких там Испаниях, Голландиях, Германиях и Турциях.
Аватар пользователя КП/SS
КП/SS
05 июля 2016
На боевых кораблях, предпочтительно не вертолёт (от которого мало пользы), а «стая» легких конвертопланов. Нужно исходить от реальных возможностях страны и сбалансированности возможностей оружия и автономного обнаружения ( обнаружение сильно отстаёт, особенно на корабле). Самое востребованное из скоростных летательных аппаратов, с вертикальным взлётом и посадкой- это БПЛА конвертопланы, морского базирования и с взлётной массой 1200- 1500 кг. Развиваю тему по порядку: - возможность строить большие надводные корабли ( даже эсминцы УРО) сейчас невозможно, а завтра и не нужно (за исключением боевых кораблей-конвоиров, для защиты торговых судов от дикарей, а также для их «прополки» на дистанции). Развитие (из опалы) торпеды-ракеты «Калибр» в стаканах (для подводных лодок), так и в пусковых контейнерах для надводных кораблей и кораблят , появились наземные и Ж/Д ПУ. Недостаток «Калибра» его небольшой диаметр и масса, обусловленный его родословной – пуск из удлинённого торпедного аппарата. Имеется много вариантов использования крылатой ракеты, можете посмотреть в поисковике. Как носитель ЯО это круто и не в ограничительном договоре. Как носитель обычного ВВ- тут только цели с большим коэффициентом «затрата- ущерб». Но есть варианты противокорабельной ракеты (в том числе и с большей скоростью и манёвренностью в конце атаки), а также противолодочные:- как с ядерной торпедой, так и с обычной. Корвет или Фрегат (силовые установки: или с редуктором и 2-3 быстроходных дизеля на него и ВИШ, или крупный средне оборотистый дизель на прямую на ВИШ / увы- производство ГТД и редукторов на винт в (на) Украине). Круто- конструкция вертикальных шахт для «Калибров» у малых боевых кораблей – в центре, прикрытая корпусом и надстройкой. Видимо это будет основное направление производства боевых кораблей на ближайшее будущее- «прибрежный флот». Про большие корабли писать не буду (не моя тема), но с развитием баллистических ракет для уничтожения авианосцев, как у Китая- надводные корабли большого класса станут «понтарезным пугалом» для слабых, а как боевые действия с сильным противником- большими братскими могилами.// Итак, надводный москитный боевой флот, вооруженный серьёзным дальнобойным оружием ( боекомплект можно тасовать, как карты ), но сильно зависимый внешнего целеуказания, и практически слепой самостоятельно.// В былое время в США отрабатывали систему «RAST» - Вертолёт закреплён через внешнюю подвеску – трос – ролик –лебедка- гидромотор- электроника. Корабль малого класса шмотает штормом по крену и тангажу, трос натянут, вертолёт выбирает взлётный режим, но оторваться не может, так как его держит трос. Электроника на корабле, выбирает момент благоприятного отрыва вертолёта и даёт радиокоманду на замок. Вертолёт как пробка уходит вверх, а далее разгон и по плану (без такой системы- и в три раза меньшие углы крена и тангажа взлётной площадки – сделали отрыв очень опасным). Посадка: - вертолёт зависает над «бешенной» площадкой, выпускается капроновый трос, матрос со страховкой цепляет его за наконечник основного троса, капроновый трос затягивает наконечник в замок и он фиксируется. Матрос со страховкой удаляется, автоматика начинает подтягивать трос. Индикатор в кабине, позволяет экипажу удерживать вертолёт над роликом, на площадке. Вертолёт висит, чуть более метра над бушующей площадкой. Автоматика от гироскопа на корабле, выбирает момент и энергично притягивает вертолёт к площадке в нужный момент ( в эффектом , микро задержки перед касанием- почти без удара), Всё – теперь вертолёт теперь также шмотает как и площадку (единое целое с кораблём).// В случае с БПЛА- как V-22 Osprey, только совсем маленький (с двумя лопастями на НВ и одним двигателем в фюзеляже) , под него подкатывается своеобразная вагонетка ( с маленькими колесами, с электроприводом и аккумуляторной батареей), вагонетка ходит по двум плоским рельсам на палубе, с внутренними пазами, в которые входят зацепы – короче, вагонетка не слетит с пазов. Матросы со страховками ( к вагонетке) подгоняют вагонетку под БПЛА закрепляют, производится трансформация БПЛА в компактный вид, замок троса открывается и вся компания (БПЛА, вагонетка и матросы) направляются в ангар. В ангаре своеобразные стрелки (влево и право) позволяют поставить БПЛА со своей вагонеткой на своё место. Таких БПЛА на борту Корвета или Фрегата может быть 6-8 и более штук. По стенкам ангара расположены сменные модули для БПЛА (сегменты его корпуса): - локатор (нет необходимости в его больших характеристиках); противолодочное (поисковое) оборудование- миниатюрные радио буйки и все системы для их сброса и обработки сигналов; разведывательное- как оптическое, тепловизорное, так и систем пассивной радиоразведки. БПЛА после взлёта и конвертации приобретает характеристики истребителя 2 Мировой. Дальность и продолжительность его работы зависит от двигателя, да и многих факторов культуры производства. В режиме локатора используются сразу несколько БПЛА, принцип- слабые характеристики локатора, компенсируются их количеством и линией. Локаторы работают в мерцающим режиме (хаотично, то один сделал свой «оборот», то другой, то третий), такой режим позволяет, в случае атаки противолокационной ракеты на один локатор (а он её заметит в близи), то он пропускает свой обзор и ракета разворачивается на работающий ( принцип: «мумурик-мумурик»- пока не утонет). Применение БПЛА в качестве противолодочного- то каждый БПЛА работает в заданном квадрате и если один нашел – даётся сигнал на корабль, другие возвращаются на него, а этот будет «какать» буйками и уточнять место подводной лодки и передавать на корабль, а с корабля на борт противолодочного «Калибра» запущенного на координаты. БПЛА будет выполнять свою работу до победного конца и произведёт фиксацию поражения ПЛ. Если после этого, топлива не хватит- то БПЛА уйдёт подальше от содеянного, наберёт высоту и маленький взрыв уничтожит секретную систему связи и «разрежет» БПЛА на несколько кусков, и они затонут. В случае отсутствия возможности для спутниковой связи, то один из БПЛА используется как ретранслятор (используя соответствующий модуль и промежуточную позицию). // Вот, это направление имеет перспективы, и при массовым выпуске будет иметь низкую себестоимость (схема: 5-7 процентов на производство, а остальное на «РАСПИЛ» корпораций, холдингов, концернов и просто «друзей»- не в счёт).// Данные БПЛА, а точнее их база с другой конструкцией фюзеляжа может использоваться сухопутными войсками ( 2 БПЛА в фургоне КАМАЗа)- в качестве ударных, противотанковых, а также в качестве носителей суб-БПЛА - для уничтожения Toyota- тачанок ( основное БПЛА находит и наводит маленькие БПЛА-самоубийцы на моторизированные зенитки/ маленькие суб-БПЛА/5-7 кг массой и дальностью 7-10 км, БЧ-1,5-2 кг, один бензиновый двигатель и воздушный винт, с маленькими раскладными крыльями – дешёвые и массовые мото-ПТУРСы), близко подойти к позиции конвертоплану нельзя- собьют зенитками (самими- же произведёнными и розданы по линии ВТС, почти даром, своим потенциальным врагам).
Аватар пользователя Гость
Гость
05 июля 2016
Интегральные показатели с точностью до 3 знаков действительно делают убедительным этот бред сивой кобылы
Аватар пользователя Никодим
Никодим
05 июля 2016
"В разы" - следует читать "многократно".
Аватар пользователя дед Мазай
дед Мазай
05 июля 2016
Надо же поиграть в кораблики, сейчас тренды всякими компьютерными баталиями провождения времени... Мне представляется сегодняшнее время, аналогично тридцатым годам, когда ещё строили и ходили линкора, но авиация быстро набирала силы и создавала бомбы для этих линкоров. Не прошло и пара десятилетий, и линкора пришлось прятать в гаванях и шхерах от окрепшей авиации. Так и сегодня планируем Лидеры и Шторм, а ударные БЛА и гиперзвуковое оружие становятся на ногу. Аналогия вполне соответствующая. Так и бои миноносцев и прочих фрегатов отойдут скоро на задний план, оружие новых поколений за считанные года изменят методы и ход боевых действий. Главное не отстать в этой гонке, как с авиацией в тридцатые.
Аватар пользователя Берия
Берия
06 июля 2016
надо разрабатывать ПКР аэробаллистические, типа Искандера только с гсн, с дальностью до 500, 1000, и против АУГ до 2000 км,
Аватар пользователя milstar
milstar
06 июля 2016
Берия, 11:26, 6 июля, 2016 надо разрабатывать ПКР аэробаллистические, типа Искандера только с гсн, с дальностью до 500, 1000, и против АУГ до 2000 км, ------------------- Торпедный аппарат 650 мм это 11 метров 4+ тонны ракета на 1000 морских миль с мини боевым блоком 1+ килотонны
Аватар пользователя Tverdislav
Tverdislav
07 июля 2016
Господин Сивков сравнивал, сравнивал до сравнился с зарубежьем. А эргономику забыл, ведущие страны указанную эргономику для флота превратили в систему интегрированного учета человеческих факторов для всех систем корабля на математическом уровне. Похоже, поэтому у нас адмиралы путают эргономику с эротикой и густо краснеют. А матросы, как на Балтийском флоте, просто недоедают и спят без постельного белья, стоят на жаре на карауле в толстых шинелях времен Павла Первого, похоже что для матросского быдла эргодизайн ещё рано вводить. Как странно, на практике, что то невидно отечественной эргономической мебели, да и та, только в паспорте указана, но в изделиях не реализована. Это идет с тех времен, Сталин И.В. расстрелял директора Центрального Института Труда - А.К. Гастева (основателя российской эргономики), а психологию запретил, перед войной, да и в наше время, бандюганы в Москве забили битами у подъезда директора НИИ психологии Академии Наук России доктора психологических наук Бодалева, а чуть раньше его заместителя. Вот и вся эргономика с психологией, особенно, наверное, в вооружении и технике! Битой в лоб - главный научный аргумент!
Аватар пользователя Дед
Дед
08 июля 2016
Комментарий удален.
Аватар пользователя Гость 1.
Гость 1.
08 июля 2016
Согласен, наконец то нужно и в Армии обратить внимание на удобство и рационализм, начать переходить от аскетичности и максимальной упрощенности к удобству и комфорту, будь то форменная одежда, эргономика жилых и служебных помещений и оборудования, всех видов военной техники, а особенно это касается бытовых условий, старые казармы со скрипучими двухъярусными кроватями должны уже давно и полностью уйти в прошлое.
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц