Версия для печати

Промысел в «мутной воде»

Хроленко Александр
В Таганрогском заливе Азовского моря – полный штиль, тепло и солнечно, лишь туманная дымка размывает линию горизонта. Новенький, изящный в обводах катер береговой охраны «Мангуст» неторопливо отваливает от причальной стенки и, стремительно набирая скорость, уходит в плановый рейд. На этот раз вместе с пограничниками в нем участвует корреспондент «Военно-промышленного курьера».


ОХРАНА ВОДНЫХ БИОРЕСУРСОВ – ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОРСКОЙ ИНСПЕКЦИИ ФСБ РОССИИ


В Таганрогском заливе Азовского моря – полный штиль, тепло и солнечно, лишь туманная дымка размывает линию горизонта. Новенький, изящный в обводах катер береговой охраны «Мангуст» неторопливо отваливает от причальной стенки и, стремительно набирая скорость, уходит в плановый рейд. На этот раз вместе с пограничниками в нем участвует корреспондент «Военно-промышленного курьера».
{{direct_hor}}


Фото: Александр ХРОЛЕНКО
Уже через полчаса мы видим на воде пунктир из пустых пластиковых бутылок – поплавков браконьерской сети. Это редкость, потому что сегодня браконьеры пошли не те, что раньше. Стали хитрее, изворотливее, используют самую современную технику, средства связи. Например, пользуются спутниковой навигацией и устанавливают сети без видимых признаков, отмечая точку по приборам.

Вокруг нашего катера на потенциально уловистых отмелях Таганрогского залива проводят траление моторные лодки Государственной морской инспекции, и результаты налицо. Почти каждый заброс кошки завершается выемкой сетей или крючьев. В сетях уже немало крупной рыбы: кефали, карася и тарани. Рыба перегружается на один из катеров береговой охраны. Работа продолжается.

Вскоре происходит задержание одного из нарушителей пограничного режима. Рыбы в его плавсредстве не обнаружено, и все же никому из местных жителей не придет в голову в апреле просто так «кататься» по заливу, жечь дорогое топливо. Задержанный не скрывает досады. Однако сравнительно легко отделается штрафом, ведь застань мы его с рыбой – пришлось бы отвечать по всей строгости закона.

Акватория Азовского моря – зона ответственности Государственной морской инспекции ФСБ России. Начальник одного из подразделений – Ростовской государственной зональной морской инспекции Виталий Хорошенький комментирует:

– Подобные рейды, связанные с крупномасштабным тралением орудий преступного промысла, осуществляются еженедельно. Оперативная работа и задержание нарушителей идут в круглосуточном режиме. Сегодня мероприятие проводим совместно с Пограничным управлением ФСБ по Ростовской области. К этому часу мы уже сняли 35 ставок браконьерских крючьев, десятки сетей и несколько центнеров рыбы в них.

Кстати, в ходе прошлого рейда – в районе выхода к морю сухопутной российско-украинской границы было вытралено 89 сетей. Немногим ранее – около шестидесяти. Этот браконьерский промысел, как и неучтенный вылов рыбы фирмами, имеющими квоты, наносит значительный ущерб морским биоресурсам.

С весенним распылением льда и началом нереста рыб тут усилен режим, активизирована деятельность инспекции. С 1 апреля специализированные мероприятия начали и органы МВД. Государственная морская инспекция ФСБ России, как и ее зональные подразделения, в этот период особенно активно взаимодействует с органами рыбоохраны, таможней и региональными властями. В частности, губернатор Ростовской области Владимир Чуб охране морских биоресурсов уделяет особое внимание. И это обнадеживает.

В апреле закончился автономный и начинается прибрежный промысел мелкосельдевых. Законных сетей в Таганрогском заливе нет по определению. Рыбаки «в законе» пользуются только разрешенными орудиями лова: морскими вентерями и стационарными неводами, которые из года в год устанавливаются на одних и тех же официально разрешенных местах.

К сожалению, количество криминальных фактов (задержаний, снятых крючьев и сетей) растет. Преступный промысел водных биоресурсов набирает обороты, чему в немалой степени способствует сложная социально-экономическая ситуация в регионе. Многих местных жителей кризис оставил без работы и средств к существованию. Взгляды невольно обращаются к морю.

Однако сегодня браконьерство в Азовском море – прежде всего хорошо организованный криминальный бизнес, в котором крутятся большие деньги. Например, одно самодельное вместительное плавсредство и два подвесных 250-сильных мотора японского производства обходятся браконьеру примерно в полмиллиона рублей. Не считая таких «мелочей», как сети, крючья, приборы связи и спутниковой навигации. Впрочем, «капиталовложения» при удачном для браконьеров раскладе быстро окупаются – биоресурсов в Азовском море еще достаточно.

Государственная морская инспекция ФСБ России в Азовском море располагает пятью зональными подразделениями, на вооружении которых находятся 40 малых пограничных лодок и более 60 автомобилей. При необходимости привлекаются авиация и корабельно-катерный состав береговой охраны ФСБ РФ. Совершенно очевидно, что без этих сил и средств биоресурсы Азовского моря стали бы значительно беднее.

В беседе на борту катера береговой охраны официальный представитель пограничного управления ФСБ России по Ростовской области подполковник Денис Поспелов отметил:

– Мероприятия, подобные сегодняшнему, – только небольшая и все же очень важная часть наших оперативно-служебных задач на суше и на море. Сегодня, например, в ходе совместного рейда задержаны три гражданина Российской Федерации, нарушившие ч. 1 ст. 18.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», то есть установленные правила учета выхода из пунктов базирования в акваторию Таганрогского залива и возвращения в пункт базирования. В настоящее время это основные фиксируемые нарушения.

Законопослушный гражданин перед выходом в Таганрогский залив должен в ближайшем подразделении Пограничной службы ФСБ РФ поставить на учет свое плавсредство, уведомить непосредственно перед выходом в море о времени выхода, месте и предполагаемом времени возвращения в пункт базирования. С соответствующими записями в журнале учета выходов плавсредств на причале приписки.

Для наведения порядка на берегу и в море Погрануправление ФСБ РФ взаимодействует также с подразделениями МЧС, главами районных и сельских администраций. Морские рубежи России в зоне Таганрогского залива Азовского моря имеют достойное техническое прикрытие: стационарный радиотехнический пост и передвижной радиолокационный пост на базе автомобиля «Урал». То есть во взаимодействии с постами на противоположной (город Азов) стороне перекрывается вся акватория залива.

…Выемка сетей и крючьев в ходе нашего рейда продолжается. На моторных лодках береговой охраны – сотрудники Погранслужбы ФСБ с автоматами. Это адекватная мера предосторожности. В последнее время с явным силовым сопротивлением со стороны нарушителей пограничники не сталкиваются, и все же содействие сотрудникам Государственной морской инспекции организовано максимально эффективно. В ходе совместного рейда в марте этого года три браконьера были задержаны и впоследствии осуждены к реальным срокам лишения свободы (1 год и 3 месяца) с конфискацией орудий совершения преступления. Подобный пример говорит о том, что автоматическое оружие нелишнее и может остудить горячие головы нарушителей одним присутствием. Профилактические меры морской инспекции и береговой охраны приводят к тому, что народ становится законопослушнее.

Близится вечер. Возвращаемся к таганрогскому причалу. Не теряя времени даром, расспрашиваю о возможностях флагманского плавсредства пограничников. Помощник командира катера береговой охраны мичман Александр Швец с затаенной гордостью рассказывает о своем «Мангусте» проекта 12150, предназначенном для контроля за пограничным режимом в прибрежных и морских водах:

– Имеет отличные характеристики: наибольшая скорость – 50 узлов, дальность хода – 430 миль, осадка – 1,2 м, длина – 19,5 м, ширина – 4,4 м, водоизмещение – 27 тонн. Вооружен морской тумбовой пулеметной установкой (крупнокалиберный 14,5-мм пулемет Дегтярева). Это оружие совсем недавно применялось в ходе сдачи курсовой задачи и всегда готово к реальному бою.

Предыдущие проекты катеров береговой охраны уступали по скорости браконьерским «шаландам». С появлением быстроходного и маневренного «Мангуста» удалось усилить контроль. Преступный промысел стал уязвимее. К сожалению, в последнее время в Азовском море начали появляться маломерные браконьерские плавсредства с более высокой скоростью. Отдельные их образцы вновь превосходят пограничные катера в скорости.

В целом анализ обстановки в сфере охраны водных биоресурсов Азовского моря свидетельствует об усилении государственного контроля. И все же обстановка эта, повторим, продолжает оставаться сложной и напряженной. Оперативная информация говорит о сокрытии недобросовестными пользователями истинных объемов добытой продукции. Для этого используются перегруз рыбы без регистрации контролирующими органами, перегруз продукции в море на иностранные суда-перевозчики, периодическое отключение технических средств контроля рыбопромысловых судов, ведение двойной документации.

В 2008 году из 127 юридических и физических лиц, получивших квоты в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне, практически никто не освоил квоту хотя бы на 50 процентов. Это свидетельствует не о низкой интенсивности промысла, а о сокрытии истинных объемов добычи. В минувшем году анализ обстановки выявил 93 случая с признаками совершения промысловыми судами противоправных действий. В ходе дальнейшего разбирательства 16 из них (с участием 21 судна) подтвердились. Однако в результате только 8 капитанов были оштрафованы на общую сумму чуть более 80 тысяч рублей. Санкции не впечатляют, штрафы несопоставимы с прибылью.

Между тем криминальные структуры все активнее стараются внедрить «своих людей» на участки прохождения оперативной информации. Имеются факты прямого или косвенного противодействия пограничникам даже со стороны отдельных представителей правоохранительных органов. Нарушители правил ведения промысла безнаказанно уклоняются от уплаты штрафов. В «неподеленном» Россией и Украиной Азовском море активно работают также иностранные (украинские) промысловые суда, не предоставляющие сведений о местонахождении и объемах добычи.

Существующие законодательная база и степень координации действий заинтересованных ведомств государства не вполне соответствуют уровню незаконного промысла морских биоресурсов. До сих пор неопределенный правовой статус Азовского моря осложняет контроль российских и украинских судов, нарушающих границы установленных районов промысла (кстати, промысловые скопления рыбы выходят за рамки этих районов). Периодически (в апреле-мае и ноябре-декабре) проводятся совместные российско-украинские оперативно-профилактические мероприятия по предотвращению незаконного промысла в Таганрогском заливе и северо-восточной части Азовского моря. И все же этого недостаточно.

На побережье огромное количество потенциально криминальных точек, которые невозможно охватить контрольно-проверочными усилиями пограничных органов. Назрела необходимость во взаимодействии с руководством Ростовской области и Краснодарского края сократить количество бесконтрольных причалов и рыбоприемных пунктов. Доступность орудий и средств ведения браконьерского промысла в свободной продаже не способствует сокращению их количества «в деле». Между тем Региональное пограничное управление ФСБ России по ЮФО не раз ставило вопрос об ограничении свободной продажи сетевых изделий всех типов, о реализации подобных товаров только в специализированных торговых точках и по предъявлении покупателем лицензии. Для решительных действий имеются веские основания.

Только в 2008 году сотрудники пограничных органов ФСБ в Южном федеральном округе во взаимодействии с государственными морскими инспекциями ФСБ России в бассейнах Азовского, Каспийского и Черного морей изъяли у браконьеров свыше 700 плавсредств, 650 км сетей, 189 тысяч иных орудий преступного лова и более 50 тонн морепродуктов. А в Азовском море первый квартал текущего года отмечен 20-процентным ростом числа нарушений в сравнении с тем же периодом 2008 года. Число задержанных плавсредств возросло в 2,5 раза. Объем изъятой у браконьеров рыбы увеличился в 6 раз.

Александр ХРОЛЕНКО

Опубликовано в выпуске № 16 (282) за 29 апреля 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...