Версия для печати

Экспрессы со свалки

На войну в Сирии мобилизовали новобранцев преклонных лет
Алексеев Михаил

Объем перевозок для обеспечения российской межвидовой группировки в Сирии и правительственной армии потребовал мобилизации гражданских сухогрузов. Минобороны хранило гробовое молчание по поводу главного – схемы и целесообразности приобретения судов, техническое состояние которых не выдерживало никакой критики.

Объем перевозок для обеспечения российской межвидовой группировки в Сирии и правительственной армии потребовал мобилизации гражданских сухогрузов. Минобороны хранило гробовое молчание по поводу главного – схемы и целесообразности приобретения судов, техническое состояние которых не выдерживало никакой критики.

Напомним суть. В связи с резко возросшим трафиком «Сирийского экспресса» (такое название операции дали в зарубежной прессе) к большим десантным кораблям (БДК) трех российских флотов, принявших на себя основную нагрузку, подключились несколько дополнительных судов. До десяти гражданских сухогрузов, в том числе несколько ранее ходивших под иностранными флагами, были мобилизованы вспомогательными силами ВМФ России. Новобранцами стали, в частности, «Александр Ткаченко», «Двиница-50», «Вологда-50», «Казань-60» и «Кызыл-60» («Экспресс до Дамаска»).

Новобранцы вспомогательных сил ЧФ выполнили в Тартус всего 12 рейсов. Примерно столько же сделал за то же время каждый из БДК

К первому из упомянутых судов понятие «мобилизация» подходит полностью – «Александр Ткаченко» обслуживал Крымскую переправу. Чего не скажешь про остальные приобретения. Несколько судов ранее принадлежали турецким владельцам и были закуплены в экстренном порядке ВМФ России еще до инцидента с уничтожением нашего Су-24. «Вологда-50» в прежней жизни называлась Dadali, «Кызыл-60» – Smyrna, «Двиница-50» – Alican Deval. А «Казань-60» в 2014 году, будучи украинским судном «Георгий Агафонов», была продана на металлолом турецкой компании Denizcilik за 300 тысяч долларов как непригодная к эксплуатации.

Возможность проследить за использованием мобилизованных сухогрузов дали турецкие СМИ, которые не упускают из вида ни одного судна, проходящего через черноморские проливы. Получается следующая картина: «Двиница-50» сделала шесть походов в Тартус, «Вологда-50» – четыре, «Кызыл-60» – один (притом что он самый новый из данной «четверки» – построен в 1995 году в Китае), «Казань-60» – один.

Таким образом, в сумме это пополнение вспомогательных сил ЧФ выполнило в Тартус всего 12 рейсов. Для сравнения: примерно столько же сделал за то же время каждый из БДК.

Экспрессы со свалки
Фото: sdelanounas.ru

Впрочем, ничего другого от новоприобретений «Сирийского экспресса» ожидать не приходилось, если учесть их техническое состояние. Для наглядности несколько слов о «Двинице-50», принятой, как и другие, в состав 205-го отряда судов обеспечения ЧФ. Построена в Стамбуле в 1985 году. На момент передачи флоту принадлежала некоей российской компании, название которой осталось неизвестным. Имеющие отношение к сделке могут сказать, что привлечение посредника – единственно возможный вариант приобретения судов, поскольку из-за санкций никто бы не продал напрямую ВМФ эти крайне необходимые для него в сложившихся условиях суда. Так что без гражданского посредника, вероятно, было не обойтись. Вопрос в другом – насколько нужны сами закупленные суда? Как отметил источник, знакомый с ситуацией, в ходе приема «Двиницы-50» констатировалось, что ее полный срок службы (30 лет) истек в июне 2015-го. На судне не было отчетной документации по последним ремонтам и обслуживанию, формуляров на главный двигатель и вспомогательные механизмы, комплекта ЗИП. Требовался перевод на русский язык инструкций по эксплуатации основного оборудования и механизмов. В плачевном состоянии находились средства навигации. По данным источника, пеленгаторные репитеры были в наличии, но по назначению не использовались столь долго, что покрылись ржавчиной. Отсутствовали электронная навигационно-информационная система и лаг, из эксплуатационной документации имелась только инструкция по эхолоту (на английском языке). Однако чьим-то волевым решением судно было принято в состав ВМФ «по фактическому состоянию».

Другие приобретения оказались с аналогичными, если не более существенными недостатками. Причем ни для кого не было секретом то, что упоминавшаяся «Казань-60» с 2012 года не эксплуатировалась. К тому же на ней отсутствовали оригиналы судовых документов. После единственного похода в Тартус «Казань-60» вернулась в Новороссийск, где по сей день и остается. По данным региональных структур МЧС, два месяца назад на ее борту произошел пожар.

К чему привел прием «по фактическому состоянию», наглядно видно из приведенных выше результатов участия новобранцев в «Сирийском экспрессе». По идее на каждое из этих судов действует некая двухлетняя гарантия с момента приобретения, однако все они находятся в неудовлетворительном состоянии, без необходимых документов, просто опасны для моряков и нуждаются в срочном восстановлении. Вопрос – кто возьмется?

По имеющимся данным, на обращение главкомата ВМФ провести реанимацию «ветеранов торгового флота» судоремонтники ответили отказом. Их можно понять – раз отсутствует вся основная документация, ее надо покупать, причем у прежних хозяев. И переводить с нескольких языков, включая китайский. Кто должен это делать? Наверное, не ВМФ и не судоремонтники.

Источник «ВПК» в Севастополе сообщил, что командование ЧФ дважды обращалось в филиал центра судоремонта «Звездочка» (входящего в Объединенную судостроительную корпорацию) с предложениями выполнить работы на судах вспомогательных сил ЧФ, однако предприятие было вынуждено ответить отказом. И теперь командование ЧФ, которое никак не участвовало в приобретении судов, шлет руководству Минобороны и ВМФ обращения с просьбой решить проблему «четверки».

Что касается пресловутого посредника, то, по неподтвержденным данным, к нему может иметь отношение родственник высокопоставленного чиновника одного из заинтересованных ведомств. Наверное, здесь и зарыта собака.

Опубликовано в выпуске № 30 (645) за 10 августа 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя PITR
PITR
09 августа 2016
ДА ХОТЬ НА БАЙДАРКАХ! ГЛАВНОЕ,ЧТО ВСЕ ЧТО НУЖНО,ТАМ ЕСТЬ! А ЧЕМ И КАК ДОСТАВЛЯЮТ,БЕЗ РАЗНИЦЫ.
Аватар пользователя vlad
vlad
09 августа 2016
Ну и что такого? Они берут военный груз? Они перевозят его до порта назначения? И доставляют в сохранности? Не пишите глупости и включите мозги. А то как в анекдоте: " Вам ехать, или шашечки?"
Аватар пользователя Василий
Василий
10 августа 2016
Нет в статье ответа , за какие суммы куплены и их реальная рыночная стоимость, тогда и можно делать выводы. Сейчас статья ни о чём, критика без аргументов... Построить корабль дорого и долго, купить и отремонтировать вспомогательные суда быстрее и часто выгоднее, имея свои ремонтные предприятия. Вот тут возникает вопрос, а не нужно часть судоремонтных предприятий перевести в ведомственные-государственне, раз частные компании отказывают на ремонт (возможно для взвинчивания цен).
Аватар пользователя PITR
PITR
09 августа 2016
ДА ХОТЬ НА БАЙДАРКАХ! ГЛАВНОЕ,ЧТО ВСЕ ЧТО НУЖНО,ТАМ ЕСТЬ! А ЧЕМ И КАК ДОСТАВЛЯЮТ,БЕЗ РАЗНИЦЫ.
Аватар пользователя vlad
vlad
09 августа 2016
Ну и что такого? Они берут военный груз? Они перевозят его до порта назначения? И доставляют в сохранности? Не пишите глупости и включите мозги. А то как в анекдоте: " Вам ехать, или шашечки?"
Аватар пользователя Василий
Василий
10 августа 2016
Нет в статье ответа , за какие суммы куплены и их реальная рыночная стоимость, тогда и можно делать выводы. Сейчас статья ни о чём, критика без аргументов... Построить корабль дорого и долго, купить и отремонтировать вспомогательные суда быстрее и часто выгоднее, имея свои ремонтные предприятия. Вот тут возникает вопрос, а не нужно часть судоремонтных предприятий перевести в ведомственные-государственне, раз частные компании отказывают на ремонт (возможно для взвинчивания цен).
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц