Версия для печати

Началась реформа системы военной службы

Пермяков Виктор
"ВПК" в прошлом номере опубликовал информацию о принятии Госдумой в первом чтении "военного пакета" из четырех законопроектов. Естественно, упор делался на отмену ряда отсрочек и сокращение сроков службы по призыву. По сути же, парламент с подачи правительства начал законодательную реформу всей системы воинской обязанности и военной службы: собственно срок военной службы по призыву, численность призывного контингента, подготовка офицерских кадров, ответственность за невыполнение контракта со стороны граждан... Поэтому все эти законопроекты требуют подробных комментариев.


ОТНЫНЕ, ПРИНИМАЯ ГРАЖДАН НА СЛУЖБУ, МИНОБОРОНЫ ДЕЙСТВУЕТ "ОТ ИМЕНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


"ВПК" в прошлом номере опубликовал информацию о принятии Госдумой в первом чтении "военного пакета" из четырех законопроектов. Естественно, упор делался на отмену ряда отсрочек и сокращение сроков службы по призыву. По сути же, парламент с подачи правительства начал законодательную реформу всей системы воинской обязанности и военной службы: собственно срок военной службы по призыву, численность призывного контингента, подготовка офицерских кадров, ответственность за невыполнение контракта со стороны граждан... Поэтому все эти законопроекты требуют подробных комментариев.
{{direct_hor}}
21 апреля, когда в ГД проходило рассмотрение "военного пакета", можно назвать днем единения депутатов. Единение было настолько подавляющим (396 человек нажали на кнопки "за"), что его хватило бы даже для внесения изменений в Конституцию РФ, на что необходимо 300 голосов. Против высказались только коммунисты.


Этого призывника через два года сменят на службе солдаты-"годичники".
Фото Леонида ЯКУТИНА
Законопроекты были из тех, что принято считать "социально значимыми", т.е. затрагивающими значительную часть населения страны. И дело не только в отмене ряда отсрочек от военной службы, на которых сосредоточило внимание большинство СМИ (отметим, что с не меньшим единодушием - тоже почти 400 голосов - всего три года назад депутаты голосовали, например, за одну из отмененных отсрочек - для призывников, имеющих жену с беременностью не менее 26 недель).

"НЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ" ОТСРОЧКИ

Сокращение числа отсрочек, о необходимости которого говорили в Госдуме не один год, произошло столь безболезненно, потому что правительство, как автор законопроектов, подсластило эту "горькую пилюлю", предложив сократить срок военной службы. С 1 января 2007 г. служба по призыву будет 1,5 года, а с 1 января 2008 г. и того меньше - 12 месяцев. Но это "автоматически" выдвигает на первый план проблему увеличения численности призывного контингента. Точнее, призываемого контингента. Разница между первым и вторым в том, что призывной контингент - это те, кого можно призвать в армию фактически, а призываемый контингент - те, кого можно призвать практически. В России между этими понятиями дистанция огромного размера: законными отсрочками от призыва у нас пользуются более 90% потенциальных защитников Родины. По словам представлявшего законопроекты статс-секретаря - заместителя министра обороны генерала армии Николая Панкова, переход к одногодичной службе приводит к необходимости увеличения количества призываемых с сегодняшних 143 тыс. человек до 245. Недостающие сто тысяч решили набрать за счет пользующихся "не социально значимыми" (по терминологии пояснительной записки к законопроекту) отсрочками. В их число, в частности, попали:

1. Занятые уходом за инвалидами первой или второй групп или гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) - отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем.

2. Имеющие ребенка в возрасте до трех лет.

3. Имеющие жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.

4. Молодые ученые, поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственные организации.

5. Учителя, работающие в сельской местности.

6. Постоянно работающие врачами в сельской местности.

7. Обучающиеся в образовательных учреждениях органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, окончившие указанные образовательные учреждения и получившие специальные звания.

8. Обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях:

- начального профессионального образования, если до поступления в указанное образовательное учреждение гражданин получил среднее (полное) общее образование; не получил среднего (полного) общего образования и в период обучения в указанном образовательном учреждении достиг возраста 20 лет;

- среднего профессионального образования, если до поступления в указанное образовательное учреждение гражданин получил среднее (полное) общее образование и до начала обучения на последнем курсе указанного образовательного учреждения достиг возраста 18 лет; не получил среднего (полного) общего образования и в период обучения в указанном образовательном учреждении достиг возраста 20 лет.

9. Получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования (т.е. аспиранты), если:

- обучение не завершено до истечения нормативных сроков освоения основных образовательных программ, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и (или) государственными образовательными стандартами для послевузовского профессионального образования;

- квалификационная работа не защищена в течение 1 года после завершения обучения.

Право на вторую отсрочку от призыва на военную службу для получения образования более высокого уровня законопроектом предлагается предоставить только гражданам, воспользовавшимся правом на первую отсрочку для получения среднего (полного) общего образования. Кроме этого, внесены предложения отменить ряд указов президента РФ о предоставлении отсрочек священнослужителям, представителям творческих профессией.

ПЛЮС 90 ТЫС. ПРИЗЫВНИКОВ...

По оценкам МО России, призыв в армию сельских учителей и врачей в общей сложности даст около 1300 "штыков". Отмена отсрочек для выпускников и студентов ведомственных вузов (при МВД, ФТС и др.) "поможет" призвать около 14 тыс. человек. Более 45 тыс. солдат добавит призыв учащихся образовательных учреждениях начального и среднего профобразования (училища, техникумы), получивших ранее полное среднее образование. При этом, отмечают в Госдуме, сохраняются отсрочки для студентов очной формы обучения, в том числе магистров и аспирантов.

Молодым семьям, взамен призванных под ружье отцов, будет предложена, по словам председателя думского комитета по обороне Виктора Заварзина, денежная компенсация "достаточных размеров". Ее сумму глава думских оборонщиков обещал огласить во втором чтении законопроекта, запланированном в конце мая. Одновременно сокращением сроков службы по призыву будут отменены и основные отпуска для военнослужащих данной категории. Напомним, что сегодня солдаты и матросы по призыву имеют право за двухлетнюю службу на один основной отпуск в 20 дней, сержанты и старшины - 30 дней. При этом, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, будут сохранены отпуска по личным обстоятельствам и по болезни.

Впрочем, даже с отменой вышеназванных пяти отсрочек и частичным изменением еще четырех, Россия по-прежнему остается, по точному определению Сергея Иванова, "чемпионом мира" по отсрочкам: 20 видов.

...И ЭКОНОМИЯ В 180 МЛН. РУБЛЕЙ

"Решив" проблему с "нижними чинами", депутаты своими голосами изменили и систему подготовки офицерских кадров. В частности, планируется законодательно закрепить, что "основным поставщиком" специалистов гуманитарного, юридического и инженерного профиля для Вооруженных Сил станут гражданские вузы. Поэтому вместо военных кафедр будет создана сеть военных учебных центров, где обучение будут проходить не все поступившие в вуз, а "годные к военной службе по состоянию здоровья, отвечающие профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям и отобранные Министерством обороны РФ на конкурсной основе".

Заключившему контракт студенту будет выплачиваться дополнительная стипендия. И хотя размер ее пока официально не установлен, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту названа сумма 1500 рублей, выведенная по итогам мониторинга, проведенного в 18 субъектах Федерации с участием 5,5 тыс. студентов. Эта сумма, подчеркивается в документе, "соизмерима с размером денежного довольствия курсантов военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, заключивших контракт о прохождении военной службы".

По прогнозам минобороновских специалистов, переориентация на гражданские вузы даст ежегодную экономию бюджету в 180 млн. рублей. Эта цифра связана с разницей в стоимости подготовки одного курсанта военного вуза и одного студента. На первого в среднем тратится 60 тыс. рублей в год. На второго - 48 тыс. Учитывая, что для покрытия текущего некомплекта ежегодно необходимо готовить до 3 тыс. офицеров (соответственно, содержать в вузах 15 тыс. обучаемых), "общая стоимость" "студентов в погонах" составит 900 млн. рублей, а студентов без погон - 720. Экономия - 180 млн. бюджетных рублей в год.

Плюс еще более значительные цифры экономии средств, тратящихся сегодня на содержание основных фондов военных вузов. Чтобы оценить эти траты минобороновские эксперты приводят такие цифры: если прямые затраты на содержание одного обучаемого (денежное, вещевое, продовольственное обеспечение) обходятся военному ведомству в 60 тыс. рублей, то с учетом содержания основных фондов эти затраты взлетают до 300 тыс. рублей в год. При этом, признают в МО России, непосредственно на нужды образовательного процесса идет не более 12% всех затрат.

Студенты, подписавшие договор с Минобороны, обязаны после окончания вуза "заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны РФ либо с другим федеральным органом исполнительной власти". Срок первого контракта - три года. Отказавшиеся служить - как студенты, так и курсанты военных вузов - должны будут возместить средства, затраченные на их подготовку. Но не все, а лишь те, что пошли "на военную и специальную подготовку в целях обороны и безопасности государства". Для специалистов гуманитарного, юридического и инженерного профиля, которых и предполагается в основе своей готовить в гражданских вузах, это порядка 15-20% от общих затрат. Но даже возврат затраченных средств не спасет потенциального защитника от исполнения долга перед Родиной. Он будет призван на службу, но уже в качестве солдата.

Кстати, этим же законопроектом впервые фиксируется, что Минобороны действует "от имени Российской Федерации". По мнению правительства, это значительно поднимает статус как самого военного ведомства, так и заключаемых им договоров и контрактов. Теперь четко будет фиксироваться, что нанимателем государственного служащего, каковым является любой военнослужащий, является РФ. И если что, подавать иск гражданин будет не против конкретного ведомства, а государства в целом. Так и в обратном порядке: Россия против нерадивых сыновей.

"ТО ЖЕ, ТОЛЬКО ВИД СБОКУ"

Вершиной айсберга в вопросах законодательной реформы военной службы и воинской обязанности стал проект ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части, касающейся прикомандирования, перевода военнослужащих и приостановления ими военной службы". Поясним, что речь идет об отмене так называемого института прикомандированных. Контингент этот небольшой - чуть более 1500 человек. Но весьма влиятельный. По сути, это официальные представители Минобороны и других силовых ведомств во властных и бизнес-структурах. "Элитарность" этого клуба прежде всего в том, что, имея социальные гарантии как военнослужащие - медицинское, санаторно-курортное обеспечение, предоставление жилья и т.д., они получают весьма немалую заработную плату по "основному месту работы", где вышеназванные льготы не предусмотрены. Не зря в армейской среде таковых порой называют "ласковыми телятами", которые "двух маток сосут". Попасть в когорту прикомандированных - мечта любого офицера. Сегодня в этих рядах чиновники довольно-таки высокого федерального уровня сотрудники аппаратов правительства, Госдумы, Совета Федерации, полпредов президента, даже некоторых международных структур.

Однако, как удалось выяснить корреспонденту "ВПК", депутаты проголосовали совсем не за тот законопроект, что был подготовлен в стенах Минобороны. В военном ведомстве предлагали полную и безоговорочную ликвидацию института прикомандированных. В Госдуму же из правительства попал документ, где вводится новое понятие - "направленные". При этом абсолютно не понятно, кто, кого и куда будет направлять. По словам председателя подкомитета по вопросам военной службы и воинской обязанности Комитета ГД по обороне генерал-майора Николая Безбородова, предлагается заменить один институт с весьма ясным (хотя и вызывающим претензии) правовым статусом другим, по сути, тем же самым, но гораздо менее четко прописанным. "Если прикомандированных заменят направленные военнослужащие, то это будет означать одно: "кормушка" так и не будет закрыта. Направленный - это тот же прикомандированный, только вид сбоку", - полагает депутат.

По мнению наших источников в правительстве и Госдуме, замена понятий произошла потому, что у многих правительственных чиновников, включая высший эшелон, родственники (и их не мало) как раз являются этими самыми прикомандированными. Плюс к этому, для силовиков данная категория не только официальные лоббисты их интересов в других структурах, но и возможность содержать значительное число старших и высших офицеров за счет других структур.

Виктор ПЕРМЯКОВ

Опубликовано в выпуске № 17 (133) за 3 мая 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...