Версия для печати

Второе рождение сверхтяжелой

Роскосмос прислушался к авторитетным экспертам и «Военно-промышленному курьеру»
Фаличев Олег

Информация о том, что Роскосмос все-таки решился на создание новой сверхтяжелой ракеты, буквально взорвала Интернет. Здравый смысл восторжествовал?

Информация о том, что Роскосмос все-таки решился на создание новой сверхтяжелой ракеты, буквально взорвала Интернет. Здравый смысл восторжествовал?

Дальнейшая эволюция ракеты-носителя на основе технологий РД-171 предполагает увеличение грузоподъемности до 120, а при необходимости и до 160 тонн

Долгое время госкорпорация упорно заявляла, что не намерена создавать сверхтяжелую ракету-носитель: она, дескать, не нужна стране и в ближайшие десять лет для нее не будет коммерческой нагрузки. Похоже, точка зрения поменялась.

По последним данным, в госкорпорации «Роскосмос» уже приступили к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, создавать которую планируется с использованием задела программы «Энергия» – «Буран», в ходе которой были разработаны двигатели РД-171, до сих пор считавшиеся непревзойденным достижением. Но ведь именно об этом – об использовании наработок советского челнока и необходимости создания сверхтяжелой РН не раз писал «Военно-промышленный курьер», отстаивая это аргументами многочисленных экспертов.

Напомним некоторые публикации: «Навстречу утренней заре – на «Ангаре», «Закон сохранения «Энергии», «Лунная пыль», «Покорители плинтуса», «Узковедомственная тяга», «Ангаре» нужна альтернатива», «Энергия советского прошлого», «Обратный отсчет», «Братья по Роскосмосу». Уже по заголовкам можно представить, о чем речь.

Она шла, в частности, о том, что выбирая стратегию малых шагов, которую ранее предлагал Роскосмос, мы навсегда отстаем в освоении космического пространства не только от США с их сверхтяжелыми носителями типа SLS, но и от Китая, других держав. О том, что РН «Ангара-А5В» не отвечает требованиям долгосрочной программы освоения Луны (понадобилась бы многопусковая схема), тем более экспедиции к Марсу. Наконец, и это, по нашему мнению, самое главное, говорилось о том, что «Ангара» не решала оборонных задач, вчистую проигрывая в военном отношении SLS.

Второе рождение сверхтяжелой
Фото: 3dnews.ru

На одном из совещаний с руководством Роскосмоса президент, напомним, напрямую указал на необходимость разработки сверхтяжелой. В публичных выступлениях глава государства раскрыл свое видение путей технического прогресса, подчеркивая, что при вложении ресурсов пользоваться старыми разработками, повторяя пройденное, контрпродуктивно, нужны новые, опережающие идеи.

В ответ на это разработчики десятилетней Федеральной космической программы упорно продвигали «Ангару», построенную на технических решениях середины прошлого века. В то же время проверенная зарубежной практикой идея использования мощных твердотопливных ускорителей игнорировалась.

Президент говорил и о том, что необходимо предусмотреть финансирование сверхтяжелой РН в ФКП-2025.

Обеспечения возможностей противодействия неядерным угрозам требует и новая Военная доктрина. В нашем случае противостояние «Ангары» и вчетверо более мощной РН SLS (США) является реальным вызовом. Россия может не просто потерять свое место в космосе. Ясно, что как только в 2018 году у американцев появится сверхтяжелая «дубина» (SLS), наша страна окажется первой, по которой ударят с орбиты. Роскосмос же ранее предлагал в рамках ФКП-2025 доработать «Ангару-5» до грузоподъемности 38 тонн (модификация «5В»), но и этим мы не решали бы проблемы, потому что SLS будет способна поднимать 75–100 и более тонн.

При современном развитии техники ракетно-ядерного щита для защиты государства недостаточно. Возникли высокоточные угрозы из космоса, способные лишить Россию информационного пространства. Значит, нужны контрмеры. Но создание ракетно-космического щита возможно только при наличии сверхтяжелой РН, построенной с использованием ноу-хау XXI века.

Теперь Роскосмос намерен отказаться от строительства «Ангары-А5В» с водородной ступенью. Как заявил гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, совместно с генеральным конструктором по ракетным комплексам Роскосмоса Александром Медведевым ведется проработка носителя сверхтяжелого класса с использованием двигателя РД-171, который ложится в основу концепции. Хотя третья ступень может быть взята от уже летающей «Ангары». Это позволит сэкономить время и деньги. Создание «сверхтяжа» по этой схеме возможно в рекордное время – за пять – семь лет.

Глава РКК пояснил также, что в проекте закладывается ракета, выводящая на низкую опорную орбиту (НОО) порядка 80 тонн. Дальнейшая эволюция РН на основе технологий РД-171 предполагает возможность увеличения грузоподъемности до 120 тонн на НОО, а при необходимости до 160 тонн за счет изменения компоновки ракеты и наращивания мощности двигателей. Все это позволяет отказаться от замысла строить сверхтяжелую ракету на основе «Ангары».

Напомним: грузоподъемность «Ангары-А5В» должна была составить всего 38 тонн полезной нагрузки на НОО при условии использования в ее составе разгонного блока с кислородно-водородной ступенью. Это, конечно, маловато не только для полноценной «лунной ракеты», но, повторим, и для решения перспективных оборонных задач.

Подведем итог: с технической точки зрения эффект варианта «Ангара-5В» был бы нулевой, а с государственной – резко отрицательный, так как программа оттягивала на себя средства и тормозила другие разработки, которые необходимы для выхода из тупика. Даже при малом количестве пусков (один-два в год) новая сверхтяжелая ракета все-таки позволит и обеспечить ее приемлемую цену, и решить оборонные задачи страны, восстановить роль России как мирового лидера в освоении космоса.

Опубликовано в выпуске № 32 (647) за 24 августа 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Гость
Гость
23 августа 2016
Вот теперь заживем. Жить станет лучше, жить станет веселей. Шея станет тоньше, но зато длинней.
Аватар пользователя Гость
Гость
23 августа 2016
Все равно все попилят
Аватар пользователя Влад391
Влад391
24 августа 2016
Гость, зачем же так, возрождение технологий "Энергии-Бурана" и их развитие дело похвальное. Другой вопрос когда и что будет делаться. Наше очень сложное продвижение в значительно более простом и посильном создании "Ангары", не говоря уже о совсем странной истории с "Восточным" делает эти вопросы весьма актуальными. Точно так же нет и никаких реальных задач, сколько бы ни хвастались американцы и ни придумывали их наши пропагандисты сверхмощной РН. А так планы на перспективу нужны да еще с использованием имеющегося мощного задела. Осталось немного - навести порядок в отрасли и в стране, заодно и поддержать лучшую ракетно-космическую корпорацию "Энергию".
Аватар пользователя Оксана
Оксана
24 августа 2016
Наконец-то! Экс-генеральный конструктор "Энергии" В.А.Лопота более 5 лет назад говорил о перспективах создания за 5-7 лет сверхтяжелой ракеты на базе наработок системы "Энергия-Буран". Если бы его тогда послушали, через 2-3 года Россия уже имела бы новую ракету, позволяющую решать и оборонные, и гражданские задачи. Но руководство Роскосмоса вместо поддержки предпочло завести на него уголовное дело и "вывести из игры". А теперь после пинка президента чиновники спохватились! Только время безвозвратно потеряно, и наше отставание от США стало еще более ощутимым, если не критичным. Воистину нет пророка в своем отечестве!
Аватар пользователя Королёв ваших взлётов
Королёв ваших взлётов
25 августа 2016
Вопрос автору статьи: а почему собственно "второе рождение"? Ведь исторически это будет третий проект КРН СТК. Первым носителем такого класса стала Н1, второй царь-ракетой была "Энергия", а то что сейчас предлагает "РКК Энергия" должно стать третьей попыткой. Гостю, 20:27, 23 августа, 2016: да не переживайте вы так сильно, с высокой вероятностью (0,8-0,9) берусь утверждать, что всё закончится пустой говорильней деятелей "Роскосмоса" и "самого" Рогозина. Ведь "РКК Энергия" предлагает не один носитель, а целое семейство: "Энергия-1К" (2 ступени, стартовая масса ~518 т., масса ПН ~15 т), "Энергия-3" (2 ступени, ст. масса ~1836...1937 т., масса ПН ~ 82,4...88,2 т), "Энергия-5КИ" (2 ступени, ст. масса ~2327 т., масса ПН ~75 т), "Энергия-5КВ" (3 ступени, ст. масса ~2471 т., масса ПН ~105,5 т) и "Энергия-6" (2 ступени, ст. масса ~3570 т., масса ПН ~167,5 т). Все варианты предполагают разработку или восстановление двигателей из научно-технического задела "старой" РН СТК "Энергия". Более конкретно: для нижних ступеней РД-171МВ (новая разработка на базе РД-170), для верхних ступеней восстановление производства РД-0120. Если с химкинским "Энергомашем" всё более-менее понятно (в руководстве предприятием адекватные люди), то с воронежским КБХА будут проблемы и очень серьёзные (там у руля сейчас редкостные идиоты). Это, кстати, понимают в "РКК Энергия" поэтому предложили "Роскосмосу" разбить программу на 3 этапа. На первом создаются РН без использования кислородно-водородных двигателей (воронежских РД-0120) - "Энергия-1К" и "Энергия-5КИ". Водород появится только на втором этапе: на "Энергии-5КВ" (на третьей ступени) и "Энергии-3" (на второй ступени). Самая мощная РН семейства - "Энергия-6", является по сути "опциональной" и её разработка (3 этап программы) возможна только после реализации первых двух. Причём "перепрыгнуть" через какой-либо этап не получится: движение по этапам возможно только строго последовательно, по принципу - от простого к более сложному. Можете себе представить во что обойдётся эта программа, особенно с учётом стоимости строительства стартовых комплексов и средств доставки ступеней этих ракет на космодром. Отсюда простой вопрос: где деньги Зин? Исчерпывающий ответ на него дал Дмитрий Анатольевич Медведев: "Денег нет, но вы держитесь. Счастья вам и удачи". И последнее, насчёт победы "Военно-промышленного курьера". ВПК в упомянутых автором статьях, усиленно продавливал вариант с твердотопливными ускорителями по типу американских SRB/RSRM для "Space Shuttle" и "SLS", при этом почему-то не упоминая авторов этого предложения применительно к новой российской РН СТК, а именно: "Московский институт теплотехники" и самарский "РКЦ Прогресс". Интересно, что проектные параметры их предложения были довольно близки к американскому "изделию": стартовая масса - 490 т., номинальная тяга ~1000 тс., длина (с головным обтекателем) ~44 м, диаметр ~3,5-3,7 м. Но наши "самоделкины" решили переплюнуть американских коллег и предложили отказаться от стали как основного конструкционного материала и делать свой ТТУ на 65% из композитов (ну это же сейчас модно). Слава Богу, в руководстве отрасли нашлись люди, которые не польстились на обещания "дешевизны", "лёгкого наращивания тяги ТТУ за счёт вертикального масштабирования", "беспрецедентной массовой отдачи" и прочую туфту. Иначе, было бы то же самое, что и у американцев: жареные трупы на старте ("Челленджер") и на финише ("Колумбия"). По поводу последней катастрофы никаких иллюзий быть не должно: тот отвалившийся килограмовый кусок "перемороженной" теплоизоляции ПТО, "улетел" в свободное "путешествие" и долбанул "Колумбию" (пробив теплозащитное покрытие) не случайно, а вполне закономерно (это был далеко не первый случай, просто раньше американцам фартило). Виброакустичекие нагрузки, передающиеся на смежные конструкции от работающих ТТУ, по спектру частот чем-то напоминают выстрелы орудия среднего калибра (57-85 мм), только не одиночные, а очерёдные с бодрым таким темпом. Выдержать такое "ударное" воздействие, хлипкая теплоизоляция ничем не защищённая и не усиленная, могла только в фантазиях тех, кто проектировал это "чудо инженерной мысли". Но жизнь, как водится, расставила всё по своим местам (практика - критерий истины). В России хватило ума понять это, а наши закадычные "друзья", решили наступить на эти грабли ещё разок. Пожелаем им успеха в этом безнадёжном деле. Не исключено, что если у них начнутся новые "кракозябры" с SLS, они попросятся к нам в партнёры по проекту реинкарнации "Энергии" и профинансируют его. На мой взгляд, это единственный для нас шанс поднять этот проект, поскольку вариант с "самофинансированием" в нынешней экономической ситуации - утопия...
Аватар пользователя Lorset
Lorset
25 августа 2016
Вероятно полезнее уже не догонять, а пользоваться тем что есть. Перспектива нерадостная спорить не буду , но никто-же и не отрицает. Бюджет Рос-космоса урезан и будет ещё меньше , окно возможностей с 2014 в общем то закрылось. Сохранить что есть и не потерять , а следующие поколение при таком подходе может быть вернёт нам лидерство в разработке и применений РК тяжелого и сверхтяжелого класса. SLS это не повод начинать впустую тратить ресурсы с учётом очень "эффективного" их освоения .. сами довели до такого состояния отрасль и науку , ну и пусть "успешные" бизнесмены теперь тратят свои "честные" средства на развитие отрасли. И вопрос на засыпку , мы хоть в состояний теперь подобие Р-36 разработать ??
Аватар пользователя Влад391
Влад391
27 августа 2016
Оксана права в том, что интриги против Лопоты дорого обошлись, но любой вариант использования сейчас технологий "Энергии-Бурана" нам сейчас осилить не просто, так что насчет 2-3 лет это более маниловщина нежели трезвая оценка. Отличный обзор ситуации в целом дан в подробном комментарии Королев ваших взлетов. Можно добавить, что значительно более перспективным и быстрее реализуемым является использование концепции Иона-Лозинского о воздушном старте многократно используемого КЛА, который позволяя решать множество важнейших задач требует на два-три порядка меньших затрат на выведение ПН. Интересующиеся могут ознакомиться в большой статье Леонова в последнем номере "Аргументов недели", где заодно описывается и безобразное вредительство по уникальному НПО "Молния". Пора бы уже Роскомосу забрать к себе "Молнию" раздербаниваемомую (как и весь проект Ионы-Лозинского) в "Ростехнологии" Чемезова, где ни авиация ни космос никому не нужны как не профильные для этой структуры.
Аватар пользователя Гость
Гость
23 августа 2016
Вот теперь заживем. Жить станет лучше, жить станет веселей. Шея станет тоньше, но зато длинней.
Аватар пользователя Гость
Гость
23 августа 2016
Все равно все попилят
Аватар пользователя Влад391
Влад391
24 августа 2016
Гость, зачем же так, возрождение технологий "Энергии-Бурана" и их развитие дело похвальное. Другой вопрос когда и что будет делаться. Наше очень сложное продвижение в значительно более простом и посильном создании "Ангары", не говоря уже о совсем странной истории с "Восточным" делает эти вопросы весьма актуальными. Точно так же нет и никаких реальных задач, сколько бы ни хвастались американцы и ни придумывали их наши пропагандисты сверхмощной РН. А так планы на перспективу нужны да еще с использованием имеющегося мощного задела. Осталось немного - навести порядок в отрасли и в стране, заодно и поддержать лучшую ракетно-космическую корпорацию "Энергию".
Аватар пользователя Оксана
Оксана
24 августа 2016
Наконец-то! Экс-генеральный конструктор "Энергии" В.А.Лопота более 5 лет назад говорил о перспективах создания за 5-7 лет сверхтяжелой ракеты на базе наработок системы "Энергия-Буран". Если бы его тогда послушали, через 2-3 года Россия уже имела бы новую ракету, позволяющую решать и оборонные, и гражданские задачи. Но руководство Роскосмоса вместо поддержки предпочло завести на него уголовное дело и "вывести из игры". А теперь после пинка президента чиновники спохватились! Только время безвозвратно потеряно, и наше отставание от США стало еще более ощутимым, если не критичным. Воистину нет пророка в своем отечестве!
Аватар пользователя Королёв ваших взлётов
Королёв ваших взлётов
25 августа 2016
Вопрос автору статьи: а почему собственно "второе рождение"? Ведь исторически это будет третий проект КРН СТК. Первым носителем такого класса стала Н1, второй царь-ракетой была "Энергия", а то что сейчас предлагает "РКК Энергия" должно стать третьей попыткой. Гостю, 20:27, 23 августа, 2016: да не переживайте вы так сильно, с высокой вероятностью (0,8-0,9) берусь утверждать, что всё закончится пустой говорильней деятелей "Роскосмоса" и "самого" Рогозина. Ведь "РКК Энергия" предлагает не один носитель, а целое семейство: "Энергия-1К" (2 ступени, стартовая масса ~518 т., масса ПН ~15 т), "Энергия-3" (2 ступени, ст. масса ~1836...1937 т., масса ПН ~ 82,4...88,2 т), "Энергия-5КИ" (2 ступени, ст. масса ~2327 т., масса ПН ~75 т), "Энергия-5КВ" (3 ступени, ст. масса ~2471 т., масса ПН ~105,5 т) и "Энергия-6" (2 ступени, ст. масса ~3570 т., масса ПН ~167,5 т). Все варианты предполагают разработку или восстановление двигателей из научно-технического задела "старой" РН СТК "Энергия". Более конкретно: для нижних ступеней РД-171МВ (новая разработка на базе РД-170), для верхних ступеней восстановление производства РД-0120. Если с химкинским "Энергомашем" всё более-менее понятно (в руководстве предприятием адекватные люди), то с воронежским КБХА будут проблемы и очень серьёзные (там у руля сейчас редкостные идиоты). Это, кстати, понимают в "РКК Энергия" поэтому предложили "Роскосмосу" разбить программу на 3 этапа. На первом создаются РН без использования кислородно-водородных двигателей (воронежских РД-0120) - "Энергия-1К" и "Энергия-5КИ". Водород появится только на втором этапе: на "Энергии-5КВ" (на третьей ступени) и "Энергии-3" (на второй ступени). Самая мощная РН семейства - "Энергия-6", является по сути "опциональной" и её разработка (3 этап программы) возможна только после реализации первых двух. Причём "перепрыгнуть" через какой-либо этап не получится: движение по этапам возможно только строго последовательно, по принципу - от простого к более сложному. Можете себе представить во что обойдётся эта программа, особенно с учётом стоимости строительства стартовых комплексов и средств доставки ступеней этих ракет на космодром. Отсюда простой вопрос: где деньги Зин? Исчерпывающий ответ на него дал Дмитрий Анатольевич Медведев: "Денег нет, но вы держитесь. Счастья вам и удачи". И последнее, насчёт победы "Военно-промышленного курьера". ВПК в упомянутых автором статьях, усиленно продавливал вариант с твердотопливными ускорителями по типу американских SRB/RSRM для "Space Shuttle" и "SLS", при этом почему-то не упоминая авторов этого предложения применительно к новой российской РН СТК, а именно: "Московский институт теплотехники" и самарский "РКЦ Прогресс". Интересно, что проектные параметры их предложения были довольно близки к американскому "изделию": стартовая масса - 490 т., номинальная тяга ~1000 тс., длина (с головным обтекателем) ~44 м, диаметр ~3,5-3,7 м. Но наши "самоделкины" решили переплюнуть американских коллег и предложили отказаться от стали как основного конструкционного материала и делать свой ТТУ на 65% из композитов (ну это же сейчас модно). Слава Богу, в руководстве отрасли нашлись люди, которые не польстились на обещания "дешевизны", "лёгкого наращивания тяги ТТУ за счёт вертикального масштабирования", "беспрецедентной массовой отдачи" и прочую туфту. Иначе, было бы то же самое, что и у американцев: жареные трупы на старте ("Челленджер") и на финише ("Колумбия"). По поводу последней катастрофы никаких иллюзий быть не должно: тот отвалившийся килограмовый кусок "перемороженной" теплоизоляции ПТО, "улетел" в свободное "путешествие" и долбанул "Колумбию" (пробив теплозащитное покрытие) не случайно, а вполне закономерно (это был далеко не первый случай, просто раньше американцам фартило). Виброакустичекие нагрузки, передающиеся на смежные конструкции от работающих ТТУ, по спектру частот чем-то напоминают выстрелы орудия среднего калибра (57-85 мм), только не одиночные, а очерёдные с бодрым таким темпом. Выдержать такое "ударное" воздействие, хлипкая теплоизоляция ничем не защищённая и не усиленная, могла только в фантазиях тех, кто проектировал это "чудо инженерной мысли". Но жизнь, как водится, расставила всё по своим местам (практика - критерий истины). В России хватило ума понять это, а наши закадычные "друзья", решили наступить на эти грабли ещё разок. Пожелаем им успеха в этом безнадёжном деле. Не исключено, что если у них начнутся новые "кракозябры" с SLS, они попросятся к нам в партнёры по проекту реинкарнации "Энергии" и профинансируют его. На мой взгляд, это единственный для нас шанс поднять этот проект, поскольку вариант с "самофинансированием" в нынешней экономической ситуации - утопия...
Аватар пользователя Lorset
Lorset
25 августа 2016
Вероятно полезнее уже не догонять, а пользоваться тем что есть. Перспектива нерадостная спорить не буду , но никто-же и не отрицает. Бюджет Рос-космоса урезан и будет ещё меньше , окно возможностей с 2014 в общем то закрылось. Сохранить что есть и не потерять , а следующие поколение при таком подходе может быть вернёт нам лидерство в разработке и применений РК тяжелого и сверхтяжелого класса. SLS это не повод начинать впустую тратить ресурсы с учётом очень "эффективного" их освоения .. сами довели до такого состояния отрасль и науку , ну и пусть "успешные" бизнесмены теперь тратят свои "честные" средства на развитие отрасли. И вопрос на засыпку , мы хоть в состояний теперь подобие Р-36 разработать ??
Аватар пользователя Влад391
Влад391
27 августа 2016
Оксана права в том, что интриги против Лопоты дорого обошлись, но любой вариант использования сейчас технологий "Энергии-Бурана" нам сейчас осилить не просто, так что насчет 2-3 лет это более маниловщина нежели трезвая оценка. Отличный обзор ситуации в целом дан в подробном комментарии Королев ваших взлетов. Можно добавить, что значительно более перспективным и быстрее реализуемым является использование концепции Иона-Лозинского о воздушном старте многократно используемого КЛА, который позволяя решать множество важнейших задач требует на два-три порядка меньших затрат на выведение ПН. Интересующиеся могут ознакомиться в большой статье Леонова в последнем номере "Аргументов недели", где заодно описывается и безобразное вредительство по уникальному НПО "Молния". Пора бы уже Роскомосу забрать к себе "Молнию" раздербаниваемомую (как и весь проект Ионы-Лозинского) в "Ростехнологии" Чемезова, где ни авиация ни космос никому не нужны как не профильные для этой структуры.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц