Версия для печати

Вперед, к победе... эгоизма

Мозговой Александр
Я утверждаю, что главные проблемы нашей армии, связанные с дисциплиной, в том числе пресловутой дедовщиной, уходят корнями в разрушение традиционного уклада нашей жизни, эгоизм и феминизацию общества. Попытаюсь это доказать:


МЫ ЗАБЫЛИ ПРОПИСНУЮ ИСТИНУ: ВОСПИТАНИЕ СОЛДАТА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ


Я утверждаю, что главные проблемы нашей армии, связанные с дисциплиной, в том числе пресловутой дедовщиной, уходят корнями в разрушение традиционного уклада нашей жизни, эгоизм и феминизацию общества. Попытаюсь это доказать:
{{direct_hor}}
Начиная с глубокой древности, главами семей всегда были мужчины. Они и воспитывали сыновей в естественных условиях, собственным примером привлекая их к мужскому ремеслу и совместному семейному труду. Это было разумно и закономерно, поскольку отвечало интересам общества и государства, которое нуждалось в защитниках, кормильцах и работниках.


Мамы помните: у ваших сыновей очень серьезные задачи!
Фото Леонида ЯКУТИНА
С годами общественный уклад менялся. Под натиском и влиянием различных идеологий и достижений цивилизации традиционные семейные отношения претерпевали серьезные изменения. В России этот процесс протекал особенно бурно: брожение умов, революции, гражданская война, разруха, стройки социализма, репрессии: В итоге мужское влияние в воспитании детей было сильно подорвано, ведь абсолютно на всех фронтах, в лагерях и на ударных стройках гибли и умирали в первую очередь именно мужчины. Роль воспитательницы, добытчицы и кормилицы невольно перешла к женщине. Горькая поговорка: "Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик" - родилась в это трудное время. Чему могла научить мать сыновей? В первую очередь тому, как выживать: "Не до жиру, быть бы живу". Эти невольные "уроки выживания" стали хорошей закалкой для поколения 20-30-х годов прошлого столетия, на долю которого выпали тяготы грядущей войны и послевоенного периода.

Опять же прямые демографические потери, которые понес Советский Союз в Великой Отечественной войне, были колоссальны: около 30 миллионов человеческих жизней. И опять больше всего погибло мужчин. В этот раз роль локомотива, вытащившего страну из разрухи и давшего мощный импульс во всех сферах развития и жизни народа, в том числе и воспитании молодежи, сыграл именно фактор Победы. Мы победители! Нам принадлежит будущее! Теперь-то уже точно никто не помешает идти к намеченной цели. Люди грезили обществом социальной справедливости, в котором "будет от каждого по способностям, а каждому по потребностям". И опять возник лозунг скорого построения "светлого завтра", понимаемого большинством людей сугубо прагматично, в духе времени и идеалов коммунистической жертвенности: "Мы натерпелись, пусть хоть наши дети живут счастливо!". Материнское сердце мягко, как воск. Какой матери не хотелось видеть своих детей живущими счастливо? Понятие же "счастья" понималось вполне однозначно: жить в достатке и сытости!

МАМКИНЫ СОЛДАТЫ

Являясь современником тех лет, свидетельствую, что тогда и появились первые нетипичные доселе "картинки". Например, идет мамаша, одетая в драный ватник, обутая в стоптанные кирзовые сапоги, а рядом идет ее сын-подросток, как бы сейчас сказали, "упакованный" во все трофейное. Знаю на примере нескольких знакомых семей, что было потом, лет этак через 30. Тогда подросший "сынок" сдавал свою мамашу, как ненужный хлам, в дом престарелых и напрочь забывал о ней.

Да и сейчас есть немало фактов, когда старушка, участница Великой Отечественной войны, содержит своего непутевого сына, которому перевалило за 50 лет. Или вы, читатель, не встречали подобного? Этот малоизученный, нерегулируемый процесс стихийно набирал обороты, выйдя на "пик популярности" как раз тогда, когда уровень нравственности в раскрепощенном обществе стал катастрофически падать. Не трудно догадаться, что это время выпало на годы перестройки и распада СССР.

Когда такому дитяти приходило время идти в армию, мамаша, сокрушенно качая головой, говорила: "Ну, может быть, его хоть армия исправит". Эти слова были справедливы: тогда армия действительно была носительницей крепких мужских, воинских традиций, настоящей школой жизни, где еще дослуживали фронтовики: офицеры и старшины. Немало молодых людей, пройдя эту школу, стали действительно полноценными гражданами.

Но год от года солдат, не имеющих понятия о личной и гражданской ответственности, о сыновнем долге не то что перед Родиной, но и перед матерью, об обязанностях перед товарищами и обществом, в армии становилось все больше и больше. Надо отметить, что этот процесс коснулся не только солдатских и сержантских масс, но и офицеров - они ведь тоже часто являлись детьми таких же матерей. А вот ветеранов, настоящих "отцов-командиров", по понятным причинам в армии становилось все меньше. Не здесь ли кроется причина столь печальной картины, которую мы наблюдаем в сегодняшней армии? Вспомните известное "дело" рядового Андрея Сычева из батальона обеспечения Челябинского танкового училища. Мы ни разу - ни на страницах газет, ни по телевидению - не видели ни его отца, ни отца его обидчика, сержанта Севякова; ни даже упоминаний о них:

Я приветствую создание комитетов солдатских матерей, считаю это положительным моментом в нашем обществе, стремящемся к открытости, прозрачности. Однако все эти женщины-активистки, к сожалению, не видят истинных первопричин неуставных взаимоотношений и борются, как правило, с их негативными последствиями. Такое движение солдатских матерей способно несколько уменьшить количество проявлений дедовщины, способно спасти от издевательств и некоторое количество конкретных солдат. Но одновременно оно отвлекает общество от истинных истоков дедовщины, находящихся вне армии. Когда солдатская мать говорит "о бедных наших мальчиках", к которым недостаточно внимательно относятся офицеры, я думаю о "бедных наших офицерах", замордованных СМИ, живущих на нищенское жалование, не имеющих нормального жилья, вынужденных заниматься на службе "затыканием дыр" из-за нехватки материальных и людских ресурсов. Когда по телевизору показывают, как такая мать набрасывается на парламентариев, "не создавших прочную законодательную базу" для надежной защиты "наших замечательных парней", призываемых на военную службу, я задумываюсь: "А почему нам ни разу не показали солдатскую мать, которая рассказала бы о своем сыне, занимающемся дедовщиной?". Откуда-то ведь берутся злодеи, издевающиеся над "беззащитными мальчиками". Разве армейские "деды" не дети тех же самых солдатских матерей?

Поэтому я с презрением отношусь к тем мамкам, которые распространяют брошюрки "Как уклониться от армии", вместо того чтобы так же энергично заняться воспитанием собственных детей, чтобы из них выросли настоящие мужики, защитники Отечества, а не чистоплюи и инфантилы. Вижу только один единственный выход из этой ситуации: с раннего детства личным примером прививать каждому будущему гражданину вкус к благородным поступкам и внутреннее отвращение к поступкам предосудительным!

ЭТА МУЖСКАЯ "НЕМУЖСКАЯ" РАБОТА

Одно из самых ярких воспоминаний моего раннего детства: сижу по-турецки на чистой соломе под брюхом нашей кормилицы Красули. Но не просто сижу, выполняю бабушкино "ответственное поручение". Чтобы корова не брыкалась от укусов надоедливой мухи и не опрокинула подойник, я внимательно слежу за этой мухой и веточкой отгоняю ее. Равномерно журчат струйки молока. С удовольствием вдыхаю хорошо знакомый запах хлева. Знаю, что по окончании дойки бабушка подаст мне кружку парного молока. Моя бабушка любую, даже самую грязную и тяжелую работу, всегда выполняла с неподдельной радостью, которую нутром ощущали мы, ее внуки. Она все делала с душой, светилась от радости, когда могла принести пользу людям (к слову, бабушка была по-настоящему верующим человеком). И мы, братья-дошколята, словно повинуясь ее гипнотическому воздействию, вместе с ней убирали навоз в свинарнике и птичнике, мыли полы в обширном доме. А позже, когда подросли, помогали отцу выполнять самые грязные работы, например чистить дворовый туалет. В дальнейшем мне приходилось работать санитаром в инфекционном отделении горбольницы, и я не чувствовал брезгливости к больным, потому что привык к такой работе и потому что смотрел не на их раны, а в их благодарные глаза. Я помогал им, облегчал их страдания, и это возвышало меня в моих собственных очах. Все это были последствия бабушкиных и отцовских уроков, данных мне в раннем детстве.

Конечно, поздно приучать к труду 14-летнего человека, уже имеющего паспорт. Ведь если это не было сделано раньше, то к этому времени у него, помимо стойкой антипатии к труду вообще, появится юношеский гонор, обтекаемо именуемый "трудностями переходного периода", и гражданские права, позволяющие ему поступать по собственному разумению. Упущенный вами, дорогие родители, сын наверняка будет иметь проблемы в будущем. Вот куда надо бы направить всю энергию сегодняшним эмансипированным, закаленным в боях с чиновниками и офицерами солдатским матерям! Вооруженные Силы, Внутренние войска МВД с нетерпением ждут от солдатских матерей "правильных" парней, а не избалованных, ленивых и некоммуникабельных чистоплюев.

Причиной того, что во многих семьях перестали приучать детей к труду, в том числе к "грязной" работе, стала гибель русской деревни, традиционно дававшей Родине самых крепких и стойких защитников. Пришли другие времена, с которыми отпала и необходимость выживания. И в нынешних городских семьях довольно часто можно наблюдать такие "картинки". Семейство поужинало. Отец (если он есть) поручает сыну-старшекласснику помыть посуду. "Не надо, сынок. Иди учи уроки, я сама помою", - вмешивается в воспитательный процесс сердобольная мамаша. (Про то, чтобы поручить сыну вымыть унитаз или раковину, я вообще молчу!) Установка, таким образом, дана. Она, как правило, легко принимается всеми сторонами. Мамаша с чувством исполненного долга вымоет посуду; непринципиальный отец, скорее всего, махнет рукой и займется своими делами (например, чтением газеты), а вполне довольный собой сын пойдет "набираться ума", уткнувшись в компьютер или телевизор.

Легко можно понять дальнейший ход событий после попадания такого "воина" в армию. Ясно, что будут неизбежные конфликты, столкновения, которые породят почву для неуставных взаимоотношений и дедовщины. Воспитанный в духе эгоизма и чистоплюйства, не приученный к труду, молодой человек заранее обрекает себя на всевозможные неприятности. Столкнувшись с такими "прелестями армейской жизни", как наряды на хозяйственные работы, такой солдат будет испытывать большие трудности, которые часто заканчиваются происшествиями и даже суицидом.

В наше благополучное время "общества потребителей" в большинстве семей уже стихийно и бездумно выращиваются мальчишки, которые не отвечают традиционным представлениям о настоящем мужчине. Многие из них не только не умеют трудиться и с презрением относятся к повседневным "черным" работам и даже просто труду, но имеют потенциальную склонность к агрессии и истерии. Армия получает именно тот "контингент", который выкормили, вырастили (но не воспитали) самоотверженные мамаши и жалостливые бабушки.

Поэтому необходимо, чтобы выполнение всех домашних хозяйственных работ (включая сантехнические, уборку помещений, уход за обувью, своей и родительской, чистку картошки и овощей, разделку селедки и проч., и проч.) стало привычным занятием каждого мальчишки. В раннем детстве - совместно с родителями! В школьном - в порядке очередности! Тогда случаи дедовщины в армии и на флоте быстро сойдут на нет!

Но я глубоко убежден и в другом: человек приходит в этот мир для радости, а не для страданий. Поэтому долг каждого человека, обладающего властью, создать все условия для того, чтобы находящимся в подчинении людям было легко. Это в полной мере относится и к командирам: их прямой долг - создать такую атмосферу в подразделении, чтобы служба солдату была в радость. На практике претворить этот лозунг в жизнь очень непросто (какие-то доморощенные острословы даже отговорку-поговорку придумали: "Чтобы служба медом не казалась."). И вот почему. У каждого солдата, воспитанного избалованным, представление о радости будет заключаться в принципе эгоиста: "Мне хорошо тогда, когда мне хорошо". Солдат же, которого с детства приучили к труду, привык источник радости искать в других людях: "Мне хорошо, когда всем хорошо". (Вспомните пример с моей бабушкой.) При заполнении казарм эгоистами даже самому добросовестному командиру будет не под силу сделать для них службу радостной! Ведь эгоистов при рассмотренных выше тенденциях становится все больше и больше. И здесь уже не поможет никакой самый идейный комиссар, никакой массовик-затейник. Поэтому придется, с одной стороны, кого-то наказывать за нерадивость, лень, нерасторопность, а с другой - развивать у подчиненных добрые и светлые чувства. Это удастся, если эти семена добра были посеяны в них с детства. Но вырастить за годик-полтора какой-то росток добра из солдата, в которого родные умудрились не насадить ничего доброго, невозможно. Напрасным будет ожидание яблок на березе, даже если ухаживать за ней с тройным усердием! Поэтому очень важно формировать у ребенка с раннего детства любовь к труду и стремление к добру. Научите его уважать старших, уступать им место, помогать по дому, делиться; воспитывайте их в послушании себе, прививайте им терпение. Добивайтесь изо всех сил, чтобы труд и любовь к добру стали их ангелами-хранителями, спутниками на всю жизнь. Наши мудрые предки недаром говорили: "Терпение и труд все перетрут!".

Возможно, кому-то может показаться: мол, я берусь утверждать, будто нормального сына трудно воспитать, если его растит одна мать, или он у родителей один, или его родители занимают высокий пост. Но это не так. Ведь здесь, как и везде, почти все зависит от родителей. От их уровня нравственности, личного примера, родительской и гражданской зрелости. Страна знает немало примеров, когда героями становились дети из таких семей. Рядового Евгения Родионова, попавшего в плен к боевикам и отказавшегося перед страхом смерти снять нательный крест, мама растила одна. На той же чеченской войне геройски погибли офицеры - сыновья боевых генералов Георгия Шпака и Константина Пуликовского:

Могу привести немало примеров из жизни моих хороших знакомых. Мой друг детства Миша Наумов был сыном министра. Когда пришла война, отец ему сказал: "Мне будет стыдно, если ты останешься учиться в школе, а не пойдешь работать на военный завод, как твои одноклассники". И Миша встал к станку. После Победы был награжден медалью, затем поступил в Ленинградский военно-механический институт, жил вместе со всеми студентами в общаге, зарекомендовал себя душевным человеком, отличным товарищем, готовым без раздумья прийти на помощь. В дальнейшем стал доцентом Военмеха, уважаемым коллегами и любимцем студентов.

Единственный сын генерала КГБ Виктор Титов отлично учился в Военмехе. По окончании его не остался под крылом родителей в благополучном Ленинграде, а уехал в Сибирь, где принимал участие в разработке космических аппаратов. Проявил себя специалистом высочайшего класса! Такая жизненная позиция Виктора меня не удивила, потому что я хорошо знал семью генерала, его порядочность. С детства парню сумели привить привычку трудиться и жить своим умом.

Гораздо труднее воспитать настоящего мужчину матерям-одиночкам. Но это не повод разводить руками, ссылаясь на отсутствие мужского влияния в семье. Для мудрой матери все возможно. Приведу еще пример. Лидия Новоселова, прервав учебу, ушла добровольцем на фронт, была ранена. По окончании войны с отличием завершила учебу, с отличием закончила институт. Вышла замуж, родила двух парней. Стала главным архитектором солидной подмосковной проектной организации. Но случилось несчастье - овдовела. Понимая, что теперь свой крест - воспитание мальчишек-погодков - ей придется нести одной, она решила, что должна заменить им отца, несмотря на нехватку времени. Лида совместно с ребятами успевала все делать по хозяйству, а потом посещала с ними тир, ходила в турпоходы, вместе распевали под гитару песни. Ночевала под открытым небом на берегу реки, когда надо, садилась за весла, занялась, когда почувствовала у ребят интерес, авиамоделированием и радиолюбительством. "Переходный период", когда подростки часто теряют контакт с родителями, неполная семья преодолела успешно и без потерь, потому что мать сумела уловить своим сердцем все порывы их взросления, став им и матерью, и надежным товарищем, добрым советчиком, а не квочкой, бездумно и суетливо оберегающей своих цыплят от надуманных опасностей.

ВЫРАСТИТ ИЗ СЫНА СВИН...

Для борьбы с неуставщиной-дедовщиной предлагалось создать военную полицию, прикомандировать к каждой части священника: Но спрашивается: из какого контингента будет комплектоваться военная полиция? Из тех же офицеров, которые сознательно попустительствуют дедовщине? Или из наемников, названных контрактниками, которые станут профессионально собирать дань с солдат, имеющих возможность откупиться.

Не помогут и визиты батюшек в казармы... Уместно будет поставить вопрос гораздо острее: где взять "правильных" людей"? Ведь большинство из нас - суть жертвы суровой действительности, выразители современного российского менталитета, а грядущее поколение и того пуще: Как ни крути, без пересмотра роли родителей в воспитании подрастающего поколения тут, извините за каламбур, не выкрутиться. Для этого должны быть желание, силы и время. А его у нас все меньше и меньше.

Дорогие женщины, мамы и бабушки, не губите будущего мужика, защитника Родины! Не балуйте его без меры, дайте ему ощутить свое предназначения еще в семье, с младых ногтей. Хватит, окунувшись с головой в телевизор, переживать за проблемы героев бесконечных сериалов. Ваша реальная жизнь гораздо интереснее: дом, семья, дети - вот в чем предназначение женщины.

Мужики, пора просыпаться от затянувшейся "спячки"! Не искать ответа на извечный вопрос "кто виноват?" (виноваты мы сами), а задать себе другой - "что делать?". Для начала осмотритесь: где ваши собственные дети, что они делают? Почему они не с вами? А потом бросайте к чертовой бабушке все ваши "неотложные дела" и займитесь наконец воспитанием вашего ребенка: сына, внука, племянника, крестника. Научите его тому, что умеете сами, посвятите его в тайны сильного пола; увлеките его серьезным мужским делом; используя время, проведенное вместе, поговорите с ним о чести, долге, достоинстве, благородстве. Соответствуйте сами таким идеалам. В этом стратегическая задача спасения России от вырождения. Уже не только физического, но и нравственного. Чтобы не вырос из вашего сына, простите, свин. Не пускайте процесс его воспитания на самотек, прикрываясь более важными делами, не перепоручайте его нянькам и мамкам.

Я недалеко ушел от заявленной темы воинского воспитания, вспомнив известную рифму Владимира Маяковского. По всем законам природы из "свиненка" вырастит только "свин", которого не то что в армию, но и за стол не посадишь, потому что известно, куда это животное девает свои конечности.

Да, Россия строит сейчас профессиональную армию, где не будет солдат-призывников. Но добровольцы-контрактники выращиваются не в инкубаторах и на фермах, их воспитывают в семьях. И понятно, из какой семьи стоит ожидать хорошего воина, а из какой нет. А кто растет в вашей семье, читатель?

Александр МОЗГОВОЙ
участник Великой Отечественной войны, кандидат технических наук,
отец двух сыновей-офицеров и дед трех внуков-студентов

Опубликовано в выпуске № 31 (197) за 15 августа 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц