Версия для печати

Уходящая натура

Отечественная «оборонка» избавляется от руководителей «тучной» формации
Иванов Павел

В оборонно-промышленном комплексе началась плавная замена руководителей. Как ни странно, эта тенденция пока не привлекла внимание широкой общественности. Если отставка Виталия Нескородова, возглавлявшего ПАО «НПО «Алмаз», благодаря формулировке «за утрату доверия» оказалась замечена средствами массовой информации, то смена управленцев на предприятиях меньшего масштаба проходит почти бесшумно.

В оборонно-промышленном комплексе началась плавная замена руководителей. Как ни странно, эта тенденция пока не привлекла внимание широкой общественности. Если отставка Виталия Нескородова, возглавлявшего ПАО «НПО «Алмаз», благодаря формулировке «за утрату доверия» оказалась замечена средствами массовой информации, то смена управленцев на предприятиях меньшего масштаба проходит почти бесшумно.

Между тем в последние три-четыре месяца главные и генеральные директора отечественного ОПК довольно часто лишались своих постов. Попытаемся разобраться, с чем связана зачистка отечественной «оборонки» и какие цели она преследует.

Флагманы отставок

Еще не успели улечься страсти после громкого увольнения руководителя «Алмаза», как стало известно, что свой пост покидает генеральный директор российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков. В ОАК постарались сгладить все острые углы, представители холдинга не только заявили, что не имеют претензий к Короткову, но и подчеркнули его особые заслуги. Бывший глава «МиГа» сохранит за собой пост генерального конструктора ОАК и вице-президента корпорации по инновациям.

Уходящая натура
Коллаж Юлия Нежинского

Но, как говорится, осадочек остался. Тем более что незадолго до объявления об отставке Короткова в кругах специалистов заговорили о серьезных проблемах с новейшими палубными истребителями индийских ВМС МиГ-29К/КУБ, большая часть парка которых, по сообщению средств массовой информации страны-заказчика, находится в нелетном состоянии.

Кроме того, российские Воздушно-космические силы пока не закупили новейшие МиГ-35, ограничившись четырнадцатью более старыми МиГ-29СМТ.

Отставки Короткова и Нескородова лишь видимая часть айсберга. За несколько месяцев только в концерне ВКО «Алмаз-Антей» своих постов лишились несколько генеральных директоров. В немилость попали ракетчики и специалисты по радиоэлектронной борьбе. Причем как минимум один бывший руководитель предприятия уволен с формулировками, почти идентичными указанным в решении по Нескородову: «Утрата доверия и невыполнение требований руководства концерна».

Отставки произошли в авиапроме и судостроении, на предприятиях, выпускающих сложные электронные системы, в космической отрасли. Корпорации, концерны и холдинги, где работали уволенные, всячески избегали огласки. Официальные комментарии поступали, только когда замена руководителей становилась известна средствам массовой информации, да и то не каждый раз.

Правда, заметим, «волчий билет» выдан лишь Виталию Нескородову. «Расстрельные» формулировки увольнения свидетельствуют о том, что известные руководству концерна ВКО (и не только) факты должностных безобразий уже невозможно сохранить за закрытыми дверями.

В остальных случаях, по данным «Военно-промышленного курьера», увольнения проходили гораздо мягче – бывшим руководителям предлагали уйти по соглашению сторон, по собственному желанию или по состоянию здоровья. При этом выплачивались приличные бонусы. А самым распространенным решением стало создание для отставника необременительной должности с минимальным кругом обязанностей в головном объединении.

Драйверы перемен

Проанализировав экономические показатели нескольких предприятий, распрощавшихся со своими главами, «Военно-промышленный курьер» выявил общую тенденцию: резкий рост накладных расходов, повлекших увеличение стоимости изделий и работ, на фоне проблем с выполнением обязательств по государственным контрактам, в частности срыв временных показателей на этапах НИР и ОКР или опоздание с поставками продукции заказчикам. Причем в подавляющем большинстве случаев речь идет о проблемах с программами и контрактами, рассчитанными на реализацию не раньше 2020 года.

Уходящая натура
Коллаж Юлия Нежинского

Не секрет, что с момента кризиса на Украине и антироссийских санкций с проблемой роста себестоимости продукции столкнулись многие промышленные объединения страны, в первую очередь те, у которых в конечной продукции была значительная доля импортных комплектующих. Руководство отечественного ОПК это понимало, и при просевших за 2014 год экономических показателях большинства компаний наказаний не последовало. Санкции и ответные меры России должны были стать хорошим стимулом для руководства наших оборонных предприятий в активной реализации программы импортозамещения. Но не стоит забывать, что понятие «накладные расходы», рост которых однозначно играет на удорожание продукции и услуг, – понятие весьма растяжимое.

Тучные годы прошли для российского ОПК под девизом «Прячь в накладные расходы все, что тебе нужно». В этот показатель попадали ремонт офисных помещений, командировки руководства предприятий, покупка автомобильной техники, организация банкетов и досуга на выставках, многие другие подобные траты. Еще в 2012-м для некоторых предприятий накладные расходы в 120–150 процентов считались отличными, так как были рекордсмены с 800 процентами.

Надо признать, что в большинстве случаев рост этих расходов был вполне оправдан, так как предприятия не располагали налаженной инфраструктурой, не имели необходимого станочного парка, подготовленных и отлаженных технологических линий. Это прекрасно понимало и российское военно-политическое руководство, начавшее несколько серьезных программ, в частности по техническому перевооружению, призванных облегчить задачу ОПК и помочь ему с формированием нормального ценообразования.

Но случился кризис на Украине, наступили сложные времена. Свои требования к ОПК в нынешнем году четко сформулировал Владимир Путин: оптимизация и сокращение расходов. Несмотря на урезание программы финансирования, руководство страны сконцентрировало внимание на нескольких пусть долгоиграющих, но принципиально важных оборонных проектах. Имеются в виду перспективные системы вооружения, так называемые драйверы. В большинстве случаев эти проекты жестко связаны между собой, и проблемы с одним однозначно скажутся на других.

Драйверы должны обеспечить рост технологического и интеллектуального уровня всего ОПК, позволят найти прорывные инженерные и конструкторские решения, создать новые технологии и материалы. Под программы-драйверы заложены определенные финансовые параметры, связанные с их стоимостью и рентабельностью работ. Выход же из оптимального коридора, особенно в важнейшем вопросе ценообразования, приведет к краху не одного проекта, а всей линейки.

Нынешние отставки не только расчистили поле российского ОПК от несправившихся с заданными требованиями руководителей, но и показали, что руководство страны впредь не собирается закрывать глаза на явные ошибки и провалы в расчете на то, что «оборонщики» как-нибудь сами проведут расшивку узких мест по доброй воле.

Опубликовано в выпуске № 33 (648) за 31 августа 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Гость
Гость
30 августа 2016
Особенно позабавило начало статьи, там где о Короткове. С поста руководителя РСК МиГ он ушёл не потому что кто-то чем-то в его деятельности был недоволен, а потому что получил новые, более высокие назначения в ОАК! Просто совмещение многочисленных постов Коротковым было признано нецелесообразным руководством ОАК. Сам С.К. думается был бы совсем не против получать несколько зарплат с хорошими премиальными, за свою "выдающуюся" организаторскую деятельность, но... не сложилось. А на его место прилетел ещё один птенец гнезда г-на Погосяна, т.е. "суховской" конторы (воистину, мафия бессмертна). Так что, можно не сомневаться - развал МиГа продолжится с прежним, а может быть даже и бОльшим усердием. Теперь насчёт МиГ-29К/КУБ и "российских специалистов". Тревогу по поводу качества этих машин забили не наши начальники (им всё пофигу, как говорится, подписано - и с плеч долой!), а Счётная палата Индии. Скандальную статью по материалам предоставленным индийскими аудиторами, опубликовала 26 июля 2016 года газета "Times of India", вот после этого всё и завертелось. И чем закончится совершенно непонятно, особенно в части претензий индийцев к двигателям РД-33МК. Короче, тщательнее надо работать с материалами, товарищ автор.
Аватар пользователя Гость
Гость
30 августа 2016
Особенно позабавило начало статьи, там где о Короткове. С поста руководителя РСК МиГ он ушёл не потому что кто-то чем-то в его деятельности был недоволен, а потому что получил новые, более высокие назначения в ОАК! Просто совмещение многочисленных постов Коротковым было признано нецелесообразным руководством ОАК. Сам С.К. думается был бы совсем не против получать несколько зарплат с хорошими премиальными, за свою "выдающуюся" организаторскую деятельность, но... не сложилось. А на его место прилетел ещё один птенец гнезда г-на Погосяна, т.е. "суховской" конторы (воистину, мафия бессмертна). Так что, можно не сомневаться - развал МиГа продолжится с прежним, а может быть даже и бОльшим усердием. Теперь насчёт МиГ-29К/КУБ и "российских специалистов". Тревогу по поводу качества этих машин забили не наши начальники (им всё пофигу, как говорится, подписано - и с плеч долой!), а Счётная палата Индии. Скандальную статью по материалам предоставленным индийскими аудиторами, опубликовала 26 июля 2016 года газета "Times of India", вот после этого всё и завертелось. И чем закончится совершенно непонятно, особенно в части претензий индийцев к двигателям РД-33МК. Короче, тщательнее надо работать с материалами, товарищ автор.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц