Версия для печати

Развитие Приднестровья немыслимо без России

Корбут Андрей
В должность президента Приднестровья на очередной срок вступил многолетний бессменный лидер непризнанной республики Игорь СМИРНОВ. Какие главные задачи он ставит перед собой и ПМР?


НА ВОПРОСЫ "ВПК" ОТВЕЧАЕТ ПРЕЗИДЕНТ ПМР ИГОРЬ СМИРНОВ


В должность президента Приднестровья на очередной срок вступил многолетний бессменный лидер непризнанной республики Игорь СМИРНОВ. Какие главные задачи он ставит перед собой и ПМР?
{{direct_hor}}

Игорь Смирнов: "Мы в очередной раз доказали мировому сообществу стремление жить в независимом государстве".
Фото Игоря ВАСИЛЬЕВА
- За вас проголосовало более 80% пришедших на выборы избирателей. И все же, как вы оцениваете эти выборы? Особенно в том плане, что чуть раньше в Приднестровье прошел референдум о независимости ПМР...

- Не ошибусь, если скажу, что выборы главы ПМР прошли спокойно и демократично. Я горжусь оказанным мне доверием приднестровцев. Но больше хотелось бы рассказать о состоявшемся в сентябре референдуме о будущем республики. Ведь именно желание приднестровцев жить свободно определяет мою деятельность как президента независимого государства.

Считаю, что референдум, как и президентские выборы, безусловно, стал знаковым событием в общественной и политической жизни республики. Это был настоящий экзамен на политическую зрелость нашего общества, который был сдан на "отлично". Приднестровский народ получил возможность демократическим путем выразить свое мнение относительно будущих отношений с нашим соседом - Молдавией, а также дальнейшего сближения с Россией. Мы в очередной раз доказали мировому сообществу наше общее стремление жить в суверенном и независимом государстве, нацеленном в своем развитии на широкую интеграцию с Российской Федерацией.

- Какую главную президентскую задачу вы ставите перед собой?

- На данном этапе ключевой задачей для приднестровской внешней политики и меня, как президента, становится поэтапная гармонизация правового, экономического, гуманитарного и других пространств Приднестровья с пространствами Российской Федерации. Референдум определил основной вектор развития приднестровского государства, был выбран безусловный ориентир и поставлены задачи для всех органов государственной власти. Уверен, итоги референдума отразятся на политике других государств (и уже оказывают определенное влияние), поскольку только непрофессионалы и просто дилетанты от политики могут игнорировать волю целого народа.

- Если можно, охарактеризуйте позицию России по приднестровскому урегулированию.

- Мы признательны Российской Федерации за ее поддержку как на уровне руководства, так и на уровне общественности. Наш народ не только видит в России добросовестного гаранта мира и безопасности, но и напрямую связывает с ней свое будущее, будущее своих детей.

Позицию Российской Федерации как посредника и государства-гаранта в молдово-приднестровском урегулировании всегда отличал последовательный и принципиальный характер. Именно по инициативе Российской Федерации в 1992 году между Россией и Молдовой было подписано Соглашение о прекращении огня, которое положило конец кровавой агрессии, развязанной Кишиневом против приднестровского народа. На протяжении всех лет урегулирования российская сторона - инициативный участник всех переговоров, сторона подписания всех документов.

Сегодня российская дипломатия ведет активную работу по преодолению текущего кризиса, связанного с применением блокадных мер по отношению к Приднестровью. В 2006 году достигнуты договоренности о развитии прямого сотрудничества между Россией и Приднестровьем в различных областях. Они закреплены в Протоколе по итогам рабочей встречи заместителя председателя правительства Российской Федерации Александра Жукова с президентом Приднестровья, подписанном в Москве 23 мая 2006 года. Российской и приднестровской сторонами определены приоритетные направления двустороннего взаимодействия - промышленность, производственная кооперация, таможенная сфера, энергетика, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование и др.

- А что бы вы хотели сказать об отношении Украины к проблемам ПМР и Молдавии?

- Что касается Украины, то с этим государством Приднестровье исторически связано не только общими границами, но и культурной близостью народов. Треть нашего населения - выходцы с Украины. Она наряду с Россией является посредником и гарантом процесса урегулирования. Однако экономическая блокада Приднестровья, к которой присоединилась Украина, серьезно подорвала наши политические и экономические связи. Мы рассчитываем на возобновление работы с новым правительством Украины. Ожидаем взвешенной и сбалансированной его реакции на кризисную ситуацию, которая длительное время приносит ущерб не только Приднестровью, но и самой Украине.

Однако сегодня Киев по-прежнему сосредоточен на разрешении своих внутренних проблем. И все-таки мы рассчитываем на возобновление системной работы с украинским руководством.

- Комментируя идею создания миротворческих войск ГУАМ, вы сказали: "Никакие миротворцы ГУАМ в зоны конфликтов допущены не будут". У вас достаточно полномочий, чтобы не менять миротворческий формат в Приднестровье?

- Вот уже более 14 лет Совместные миротворческие силы оберегают мир на берегах Днестра. Существующая миротворческая операция является в своем роде уникальной как по структуре, так и по достигнутым результатам. Наряду с контингентом Российской Федерации в выполнении миротворческих функций участвуют и военные сторон конфликта - Республики Молдова и Приднестровья. За весь период проведения операции между Молдовой и Приднестровьем не было зафиксировано ни одного серьезного инцидента, не погиб ни один миротворец, ни один мирный житель не пострадал.

Однако в последние годы со стороны молдавских властей все чаще раздаются призывы сломать существующий формат миротворческой операции путем его интернационализации. Мы наблюдаем, как в СМИ Республики Молдова целенаправленно проводится кампания по дискредитации российских миротворцев и миротворческой операции в целом. Очевидно, что заявления молдавских СМИ не имеют ничего общего с реальностью: у них явная политическая подоплека.

Участников ГУАМ мы склонны рассматривать как заинтересованные стороны. Имеющие в своем политическом багаже схожие конфликты, они не будут в состоянии стать непредвзятыми, объективными участниками нового формата и будут преследовать собственные интересы. Кроме того, действующий миротворческий контингент находится в Зоне безопасности на основании подписанного Россией и Молдовой соглашения, к которому присоединилось и Приднестровье. Чтобы демонтировать нынешний миротворческий формат, необходимо согласие всех трех участников, в том числе и Приднестровья. Так что повторю еще раз: российские миротворцы полностью устраивают приднестровцев.

- Расскажите, пожалуйста, о работе сообщества "За демократию и права народов", которое объединяет Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье. Почему в нем нет Нагорного Карабаха?

- Объединенные общей исторической судьбой Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье на протяжении более 15 лет активно взаимодействуют, положив в основу межгосударственных отношений дружбу, взаимопонимание и единство целей. И сегодня можно говорить о принципиально новом уровне взаимодействия наших республик. В рамках созданного на абхазской земле летом этого года сообщества "За демократию и права народов" наше сотрудничество перешло в плоскость прямых контактов. Уже первые его шаги показали, насколько эффективней решать задачи совместными усилиями. Так, 30 сентября с.г. была создана Межпарламентская ассамблея сообщества, а по итогам встречи президентов 16-17 ноября с.г. было принято решение об образовании Исполнительного комитета организации.

Совсем недавно совместными усилиями МИД Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья была сорвана попытка Молдовы и Грузии на 61-й Генеральной ассамблее ООН добиться применения международных санкций к "непризнанным" государствам. Министерства иностранных дел РА, РЮО и ПМР выступили единым фронтом, подготовив контробращение по вопросу принятия резолюции. Представитель Российской Федерации довел до сведения международного сообщества позицию наших государств, озвучив обращение, и государства ГУАМ отозвали свою идею.

Кроме того, 14 декабря в Сухуми произошло еще одно очень важное событие - было открыто официальное представительство Приднестровья. Мы будем укреплять дружбу наших народов, искать новые сферы политического, экономического, культурного взаимодействия. И не только в рамках двусторонних отношений, на повестке дня - все международное сообщество.

Отсутствие же Нагорно-Карабахской Республики в списке учредителей сообщества ни в коем случае не говорит об охлаждении отношений между нашими государствами. При вхождении в сообщество каждое государство исходило из собственного видения перспектив достижения главной цели - международного признания. В настоящее время НКР, возможно, видит для себя несколько иной путь движения к этой цели, чем Приднестровье, Южная Осетия и Абхазия. Мы же продолжаем поддерживать активные контакты с Нагорным Карабахом на всех уровнях.

- И, наконец, вопрос экономический: как, по-вашему мнению, идет работа над документом, гарантирующим право Приднестровья на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность?

- Из-за одностороннего отказа Кишинева от выполнения положений Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, регламентирующего право ПМР на свободную внешнеэкономическую деятельность, в марте 2006 года Приднестровье оказалось в экономической блокаде. А в условиях давления на любую из сторон полноценный переговорный процесс вестись не может. Очевидно, что диалог сторон возможен только на равноправной основе.

С момента принятия против ПМР блокадных мер процесс урегулирования между Приднестровьем и Молдовой был поставлен в тупик. Чтобы разблокировать ситуацию, мы предложили наше видение выхода из кризиса - Протокол об основных принципах внешнеэкономической деятельности Приднестровья, который регламентирует свободную внешнеэкономическую деятельность нашего государства в соответствии с положениями Московского меморандума. Наша инициатива вызвала интерес и понимание российской стороны. В настоящее время ею подготовлены собственные предложения по данной проблеме. Кроме того, нам известно, что и украинская сторона представила собственное видение некоторых вопросов и готова к работе в данном направлении.

К сожалению, до настоящего времени отсутствует реакция со стороны западных партнеров, а Республика Молдова еще на стадии консультаций негативно отреагировала на предложение Приднестровья. Наша же позиция остается неизменной: для выхода из кризиса необходимо вернуться к цивилизованному диалогу и учитывать мнение ПМР. Приднестровцы отстаивали и будут отстаивать свое право на свободное развитие, право народа на выбор пути. И в этих требованиях мы непоколебимы. И что самое для нас главное - здесь мы рассчитываем на конструктивную помощь России и верим, что эта помощь нам будет оказана. И мы укрепим свой экономический и политический суверенитет.

Андрей КОРБУТ

Опубликовано в выпуске № 50 (166) за 27 декабря 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц