Версия для печати

Боевые знамена рассказывают

Баранов Валерий
Библиотека исторической литературы пополнилась книгой "Боевые знамена России". Это научно-популярный очерк по истории возникновения и применения знамен в нашем Отечестве. Автор книги - доктор исторических наук полковник Вячеслав Минёр - в доступной форме показал генезис отечественных стягов и изменений, происходивших на различных исторических этапах в их символике, размерах и расцветке. Исследование охватывает практически весь период существования государства и его Вооруженных Сил со времен Древней Руси до наших дней.


ПОЧЕМУ С ХIХ ВЕКА В РОССИИ ДЛЯ НИХ НЕ НАХОДИТСЯ БЕЛОГО ЦВЕТА


Библиотека исторической литературы пополнилась книгой "Боевые знамена России". Это научно-популярный очерк по истории возникновения и применения знамен в нашем Отечестве. Автор книги - доктор исторических наук полковник Вячеслав Минёр - в доступной форме показал генезис отечественных стягов и изменений, происходивших на различных исторических этапах в их символике, размерах и расцветке. Исследование охватывает практически весь период существования государства и его Вооруженных Сил со времен Древней Руси до наших дней.
{{direct_hor}}


На основе документов и воспоминаний автор на конкретных примерах показал, как знамя из предмета воинской амуниции с определенными стоимостью и сроком использования превратилось в главный атрибут армии и войсковую святыню. В исследовании приведены примеры мужества и героизма русских солдат и офицеров, связанные с сохранением знамен как символа чести полка. Кроме того, пожалуй, впервые за всю отечественную историю в книге приведены цветные изображения всех основных видов боевых стягов, штандартов и знамен нашего государства.

Нужно рассказать и об авторе "Боевых знамен России". Вячеслав Леонидович Минёр родился в 1961 г. в Севастополе. После окончания в 1982 г. Высшего политического училища МВД СССР более 10 лет проходил службу в дивизии им. Ф.Э. Дзержинского. В 1995 г. окончил Гуманитарную академию, а в 1998 г. - адъюнктуру на кафедре культуры и искусства Военного университета МО РФ. С 2000 г. - начальник Центрального музея Внутренних войск МВД России. В 2005 г. вышла его книга "Церемонии и ритуалы Российской армии".

История отечественных боевых знамен, изложенная в новой книге Вячеслава Минёра, насыщена яркими страницами мужества и героизма во имя священной реликвии и позволяет оценить и понять значение стяга в жизни вооруженных сил. Государственные деятели, командиры и начальники различных степеней, укрепляя авторитет боевых знамен, решали важные задачи формирования добросовестного защитника Отечества, воспитывали в нем патриотическое сознание, готовность к самопожертвованию во имя победы.

В русской армии верность боевому знамени была абсолютизирована, то есть требование безусловного выполнения этого принципа являлось категоричным и однозначным. Священное отношение к стягу присутствовало уже в обрядах у славян-язычников. Форма и размеры российских знамен неоднократно изменялись в зависимости от веяний той или иной исторической эпохи. В Древней Руси стяг в виде шеста с пучком травы постепенно был заменен куском материи треугольной формы. Затем появились знамена с полотнищами огромных размеров. Став христианской, Русь взяла за образец знамена Византии. На знаменах того периода не допускались "житейские" изображения, так как перед ними во время боевых действий отправлялись религиозные обряды. В царствование Ивана III на стягах появляется изображение двуглавого орла, а при Иване Грозном на грудь орла наносится московский герб. Однако уже в 60-е годы XVII века на полотнищах все чаще стали появляться символы воинских атрибутов и хищных зверей.

В петровскую эпоху кардинальные изменения в оформлении полотнищ коснулись прежде всего гвардии. Основными цветами полотнищ стали белый (полковой) и черный (подразделения) цвета. На полотнищах наряду с мифологическими персонажами изображались двуглавый орел и орден Св. Андрея Первозванного. В армейских частях цветовая гамма законодательно не устанавливалась. Основой рисунка на знаменах постепенно становился городской герб. Царь-реформатор законодательно закреплял статус знамени как регалии воинского коллектива, но в то же время занес его в разряд амуничных вещей, определяя ему цену и срок службы.

При Екатерине I продолжало действовать правило - каждому полку присваивался герб одноименной с ним провинции. На знаменах армейских полков при Петре II герб провинции располагался в верхнем левом углу, а по другим трем углам нашивались цветные наугольники - фламмы. В период правления Анны Иоанновны на полотнищах полковых знамен Св. Георгия находившегося в центре двуглавого орла было предписано заменить полковым гербом или вензелем императрицы. Драгунские же знамена стали обшиваться золотой бахромой и фламм не имели. При Екатерине II поначалу армейские знамена стали иметь цвета по дивизиям, но вскоре в первых полубатальонах гренадерских полков их оставили белыми, в остальных - двумя диагоналями делили на четыре части (две боковые - белые, две другие - желтые).

В царствование Елизаветы Петровны для гвардейских частей цвета полотнищ стали определяться лично императрицей, а для остальных они назначались командирами частей. Белые знамена сохраняли государственный герб, цветные - полковой. Петр III установил новый образец полотнища: цвет полотна и наугольников зависел от шефа полка, но первое знамя оставалось белым. Со времен Павла I и по 1883 г. русские полки имели знамена хоть и заимствованного на Западе рисунка, но ставшего за столетие дорогим и родным. Введенный Александром III образец слишком напоминал церковные хоругви, что было вызвано желанием возродить национальные традиции.

Детали рисунка знамени также всегда имели большое значение, так как соединяли в себе символы русской национальной идеи - Государя, Веры и Отечества. Эти символы дополнялись лавровыми венками или ветвями, которые, в свою очередь, символизировали воинскую славу. На знаменах же образца 1883 г. явственно выделялись лишь символы Государя и Веры, лавровые ветви были заменены звездами, имевшими лишь декоративное значение. Кроме того, исчезли многие детали, отражавшие характер отличий частей. Так, на Георгиевских знаменах начала ХХ века осталось только одно такое отличие - Георгиевский крест в копье навершия. Исчезли надписи "За отличие", Георгиевские ленты и др.

Говоря о расцветке знамен, можно отметить, что в ХIХ век Российская армия вошла с полотнищами белого - полкового цвета, но отмененного в 1814 г. В 1876 г. цвет стал снова общим для армейских полков. А вот с 1814 и по 1857 г., а в гвардии - по 1883 г. существовали другие цвета полотнищ, имевшие больше внутренней связи с идеей русского знамени. Александр I отменил белый цвет как обозначающий поражение или переговоры, хотя в Европе по традиции белый цвет считался символом королевской власти. Полковые знамена стали зеленого цвета - цвета прославленного русского мундира, а гвардейские - желтого - цвета императорского штандарта. Потом происходила постепенная замена цвета. Полковой цвет вытеснял общий, традиционный для всей армии. То есть происходило забвение того, что главная часть полотнища должна иметь цвет главный для всех вооруженных сил государства.

Таким образом, процесс изменения расцветки, деталей орнамента и рисунка знамен не всегда отражал сущность идей и символики русской армии, а также не всегда имел под собой объективную необходимость изменения. Резкая, хотя, может быть, и справедливая с исторической точки зрения смена символов на знаменах не всеми военнослужащими воспринималась позитивно.

Говоря о знаменах послефевральской России, можно отметить, что данный период был крайне противоречив, насыщен разнообразными, быстро следовавшими друг за другом событиями, которые резко меняли тональность социального развития страны в тот или иной момент. Все нити жизни российского общества сплелись в запутанный узел. Сфера государственной, в том числе и военной, символики подвергалась натиску противоречивых реформ, попыток обновления старых символов, создания новых и т.д. Внутренняя нестабильность и недолговечность новой власти не позволили разработать упорядоченную систему боевых знамен. Их создание строилось на импровизациях и революционном романтизме. Но необходимо отметить, что уже в то время солдатские массы отдавали предпочтение красному цвету полотнищ.

Революционные события октября 1917 г. вновь резко изменили символику боевых знамен. В годы Гражданской войны ни у одной из противоборствующих сторон не было единого образца армейского стяга. Большинство воинских формирований изготавливало собственные знамена. На полотнищах отрядов большевиков помещались различные лозунги, а также символы, олицетворяющие власть рабочих и крестьян. В отдельных частях боевыми знаменами становились стяги, полученные от партийных или гражданских организаций. Возродилась традиция поощрения знаменем отличившихся частей. Говоря о символике и оформлении знамен белогвардейцев, можно отметить, что однообразного подхода здесь тоже не наблюдалось. В начале Гражданской войны часто использовались стяги старой армии, а в дальнейшем наиболее часто на знаменах Белой армии употреблялись образы тернового венца и черепа.

После окончания Гражданской войны и образования Советского Союза изменилась государственная символика, поэтому был утвержден новый образец Красного Знамени. В период Второй мировой войны широкое распространение получили штурмовые флаги, которые устанавливали на завоеванных высотах или зданиях. В начале Великой Отечественной войны была возрождена еще одна традиция русской армии - наиболее отличившиеся в боях части и соединения награждались гвардейскими знаменами.

Говоря о боевых знаменах советской эпохи, можно отметить, что руководство государства, отрицая историческую преемственность в развитии вооруженных сил страны, кардинально изменило расцветку и символику стягов. Но одна боевая традиция, связанная со стягами, была унаследована сразу же и в дальнейшем только укреплялась. Это традиция - верность знамени. Боевые знамена по-прежнему оставались символом воинского коллектива. Каждый год в армию приходят новые поколения юношей. Молодых воинов знакомят с историей части, олицетворением которой является и Боевое Знамя. Воплощая в себе символ воинской чести, доблести и славы, стяг напоминает каждому военнослужащему о священном долге - самоотверженно служить Отечеству, защищать его мужественно и умело, продолжая лучшие боевые традиции России.

Валерий БАРАНОВ
заместитель главнокомандующего Внутренними войсками МВД России
по военно-научной работе, генерал-полковник

Опубликовано в выпуске № 50 (166) за 27 декабря 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...