Версия для печати

Стагнация национальной обороны?

Михайлов Виктор
На 18 ноября в Государственной Думе запланировано обсуждение в третьем чтении проекта федерального бюджета на 2006 год. Корреспонденту "ВПК" удалось познакомиться с заключением Комитета ГД по обороне по главному финансовому документу страны. Думские эксперты делают вывод, что в результате исполнения именно такого бюджета-2006 не произойдет сколько-нибудь существенного улучшения состояния Вооруженных Сил РФ.

Спикер ГД Борис Грызлов.
Иллюстрация www.vpk-news.ru


В ПРОЕКТЕ БЮДЖЕТА-2006 ДОЛЯ ВОЕННЫХ РАСХОДОВ ФАКТИЧЕСКИ СНИЖАЕТСЯ ДО УРОВНЯ ПРОШЛОГО ГОДА


На 18 ноября в Государственной Думе запланировано обсуждение в третьем чтении проекта федерального бюджета на 2006 год. Корреспонденту "ВПК" удалось познакомиться с заключением Комитета ГД по обороне по главному финансовому документу страны. Думские эксперты делают вывод, что в результате исполнения именно такого бюджета-2006 не произойдет сколько-нибудь существенного улучшения состояния Вооруженных Сил РФ.
{{direct_hor}}
Прежде всего отметим, что раздел "Национальная оборона" по-прежнему остается в числе бюджетных приоритетов (15,6% бюджета). Тем не менее, как подсчитали в Комитете ГД по обороне, в стране фактически происходит уменьшение военных расходов. Для такого вывода есть все основания. Если в текущем году в совокупности расходы по разделам "Национальная оборона" и "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составляют 30,5% от утвержденного бюджета, то в 2006 г. они планируются на уровне 28,3% от объема всех расходов. По мнению экспертов, сокращение расходов на 2,2% весьма существенно. Особенно, если учесть, что доля финансирования военного раздела бюджета в совокупных расходах также сокращается с 57,1% до 55,3%.

КРИВАЯ УМЕНЬШЕНИЯ

Еще цифры. Прирост суммы военных расходов значительно ниже общего роста расходов проекта бюджета-2006 по сравнению с текущим: 21,4% против почти 30% общего роста расходов бюджета. Сокращается доля военных расходов и от объема ВВП: с 2,84% в текущем году до 2,74% в будущем.

Как видим, видна четкая отрицательная динамика изменения объемов российского военного бюджета. И это, как полагают не только в ГД, но и в Минобороны, не согласуется с ранее принятыми решениями по планомерному увеличению расходов на оборону и национальную безопасность. В проекте бюджета-2006 доля военных расходов фактически снижается до уровня 2004 г. и становится, что также подсчитано, значительно меньше расходов периода 1994-2001 гг.

По мнению специалистов, снижение финансирования ведет к сокращению расходов, инвестируемых в высокотехнологичные отрасли оборонной промышленности и строительный комплекс. Как следствие, сохраняются экономические предпосылки к их деградации (в лучшем случае - стагнации). А это, по понятным причинам, ведет не только к существенному удорожанию отложенных на последующие годы разработок и производства современного вооружения и военной техники (закупка которых в требуемых объемах для замены морально устаревших и израсходовавших ресурс окажется непосильной для бюджета), но и постепенной потере Россией позиций на высокорентабельном мировом рынке вооружений. Хотя известно и другое: при современной и прогнозируемой на обозримую перспективу конъюнктуре на мировом нефтяном рынке и накоплениях Стабилизационного фонда российская экономика может эффективно работать и при выделении на оборону и национальную безопасность государства до 5,5% от объема ВВП. На 2006 г. это соответствовало бы 1 трлн. 341 млрд. рублей (в проекте бюджета-2006 - 1 трлн. 207,5 млрд.). То есть по военному бюджету увеличение составило бы 133,5 млрд. рублей.

ДЛЯ ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ

Также надо отметить, что часть военных расходов страны идет по различным статьям других - не военных - разделов бюджета-2006. В частности, по разделам "Образование", "Культура, кинематография и средства массовой информации", "Здравоохранение и спорт". И средства эти весьма существенные - 42,7 млрд. рублей. Для сравнения: в текущем году они на 5 млрд. меньше.

Одновременно часть средств, выделяемых по разделу "Национальная оборона", также идет на финансирование других ведомств. Например, по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" (второму по объему в военном бюджете - 93,6 млрд. рублей) финансируются расходы не только Минобороны, но и Минэкономразвития, Минпромэнерго, Роспрома, Росатома и Роскосмоса. В основном это средства, предназначенные для реализации Госпрограммы вооружений в части НИОКР, а также в области уничтожения химоружия и утилизации вооружения и военной техники. Доля расходов по этому подразделу по сравнению с текущим годом возросла на 18,2%, но в общих расходах военного бюджета она сократилась с 14,4 до 14%. Все это, естественно, опять не соответствует заявлениям военно-политического руководства страны об особом внимании к сфере прикладных научных исследований в области обороны.

Подраздел "Другие вопросы в области национальной обороны" аккумулирует 49,3 млрд. рублей (7,4% военного бюджета). Большую часть этих средств правительство намечает истратить на федеральные целевые программы в области обороны. В их числе программы уничтожения запасов химоружия (13,3 млрд. рублей - с приростом в 2,4 млрд. по сравнению с текущим годом), реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов (2,2 млрд. рублей - с приростом 1 млрд.), промышленная утилизация вооружения и военной техники (4 млрд. рублей - тут расходы сокращены на 2,5 млрд. рублей). По этому подразделу финансируются также расходы на строительство специальных и военных объектов (12,7 млрд. рублей), объектов общегражданского назначения (4,8 млрд.), обеспечение деятельности предприятий промышленности боеприпасов и спецхимии (2,2 млрд.), расходы на инспекционную деятельность в области разоружения (1,2 млрд.) и другие.

ОПЯТЬ О ПОЛУЧКЕ

А теперь о том, что касается непосредственно военнослужащих и членов их семей. На денежное довольствие военнослужащих проектом бюджета планируется выделить 122,9 млрд. рублей. Данная сумма учитывает планируемую с 1 января 2006 г. 15-процентную индексацию денежного довольствия и всех выплат, связанных с ней (на обзаведение имуществом первой необходимости, единовременные выплаты в связи с гибелью (смертью) военнослужащего, его досрочным увольнением в запас по болезни и др.). Здесь также учтены надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, ежемесячное поощрение и т.д.


На деньги, отведенные военным бюджетом-2006, Министерству обороны РФ удастся закупить повседневного обмундирования для военнослужащих лишь на 52% от требуемого количества.
Фото Аркадия ЧИРЯТНИКОВА
В заключении Комитета ГД по обороне указывается, что данный объем финансирования "в целом удовлетворяет потребности Минобороны России для проведения установленных выплат личному составу Вооруженных Сил". Однако есть и ряд проблем. В частности, официально признается, что предлагаемое с 1 января 2006 г. повышение денежного содержания на 15% "не приводит к существенному улучшению положения военнослужащих". Прежде всего из-за того, что не компенсирует общий уровень инфляции 2003-2005 гг., когда подобная индексация не производилась, хотя это, отмечают думские эксперты, и предусмотрено действующим законодательством. Напомним, федеральный закон №49 от 7 мая 2002 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставлении им отдельных льгот" определяет, что ежегодно должна проводиться индексация денежного довольствия военнослужащих на официальный уровень инфляции.

В Комитете ГД по обороне делают вывод, что предусмотренные в бюджете-2006 и планируемые правительством до 2008 г. меры по повышению денежного довольствия военнослужащих (в 2006 г. на 15%; в 2007 г. на 10 и на 15%) "не учитывают реального уровня инфляции и в результате этого не обеспечивают выполнение установок президента РФ В.В. Путина о росте доходов указанных лиц в означенный период в 1,5 раза в реальном выражении".

Комитет ГД по обороне считает неурегулированным и вопрос выплаты денежной компенсации за санаторно-курортное лечение и проезд к месту использования основного отпуска военнослужащим, поступившим на службу по контракту после 1 января 2005 г.

"Установленных компенсаций в размере 150 рублей в месяц (1800 рублей в год) для проезда к месту отпуска и обратно и 50 рублей в месяц (600 рублей в год) на санаторно-курортное лечение недостаточно для возмещения военнослужащим реальных затрат", - отмечается в заключении комитета. С этим трудно не согласиться: стоимость одной путевки в санаторий Минобороны РФ в среднем составляет 5-6 тыс. рублей, а расходы на проезд в отпуск и обратно из отдаленных гарнизонов могут превышать 30 тыс. рублей (опять же на одного человека).

До сих пор масштабной остается проблема компенсации за продовольственный паек, которая в следующем году станет меньше фактической стоимости пайка более чем в три раза: 20 рублей против 63,6 рублей. Кстати, через суды некоторые действующие и бывшие военнослужащие уже добились восстановления справедливости. Только в 2004 г. Минобороны РФ выплатило по "пайковым" искам более 140 млн. рублей. По подсчетам думских экспертов, сегодня фактическая стоимость продпайка значительно превышает законодательно утвержденную. По бюджету текущего года паек должен стоить 56 рублей 8 копеек. Однако уже сегодня в Минобороны его оценивают в 59 рублей 44 копейки. Вызвано это более значительным ростом стоимости продуктов питания, чем предусмотрено в связи с инфляцией. Вместо 7,5-8,5 заложенных процентов инфляции мясо, например, подорожало более чем на 40%, рыба почти на 25%, картофель на 27%. В связи с этим военному ведомству уже сегодня дополнительно требуется почти 1,5 млрд. рублей.

ОДНА ШИНЕЛЬКА НА ДВОИХ

Не лучше ситуация и с вещевым имуществом. Несмотря на весьма значительные средства, выделяемые по данной статье расходов - 8,5 млрд. рублей, военному ведомству удастся закупить повседневного обмундирования для военнослужащих лишь в пределах 52% от требуемого, а специальное обмундирование будет выдано лишь каждому четвертому военнослужащему. Закупки спецодежды для гражданского персонала Минобороны вообще не предусматриваются. Впрочем, как и спортивного имущества для Вооруженных Сил.

Не исключены проблемы для армии и с транспортными перевозками. По заключениям специалистов, примененный Минфином РФ при расчете бюджетных ассигнований индекс 1,07 не учитывает прогнозируемый на 2006 г. рост тарифов на транспортные услуги. По данным Федеральной службы тарифов, они могут составить на пассажирские железнодорожные перевозки в купейных вагонах 1,22, в плацкартных - 1,12. Это значит, что придется снижать количество воинских пассажиров почти на 70 тыс. человек либо получить дефицит в пределах 600 млн. рублей.

Ряд вопросов остается и в сфере медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей. Скажем, уже сегодня прогнозируется недостаток средств на выплату денежной компенсации военнослужащим на санаторно-курортное лечение (только по итогам текущего года ожидается дефицит в 150 млн. рублей). При выделении средств на закупку лекарств не учтен рост цен на фармацевтическую продукцию, который составляет в среднем до 20% в год. Не решается вопрос и по выделению бюджетных средств для оказания военнослужащим дорогостоящих видов медицинской помощи, хотя, как оценивают военные эксперты, ежегодная потребность в оперативных вмешательствах высокой сложности составляет порядка 7 тыс. единиц в год. Цена вопроса - около 700 млн. рублей.

Отдельный вопрос - повышение зарплаты гражданскому персоналу военно-медицинских лечебных учреждений. Объявленное увеличение зарплаты медработникам не затронет военных врачей и медсестер. Соответственно, делают прогноз в Минобороны и ГД, следует ожидать массового оттока специалистов из военно-медицинских в гражданские медучреждения.

Наконец, проблема жилья. Прорыва не будет и здесь. По оценкам Комитета ГД по обороне, в следующем году военное ведомство сможет приобрести порядка 8 тыс. квартир, что незначительно превышает уровень текущего года (7,7 тыс. квартир), но существенно меньше уровня 2001-2003 гг., когда приобреталось по 13-14,9 тыс. квартир. По мнению специалистов, чтобы решить поставленную главой государства задачу обеспечения военнослужащих жильем к 2010 г., объем получения жилья в следующем году необходимо увеличить на 3,5 тыс. квартир, что требует дополнительно около 5 млрд. рублей.

По данным Комитета ГД по обороне, снижение количества приобретаемого жилья связано не только с уменьшением объемов выделяемых на эти цели финансовых средств в реальном выражении, но и опережающим ростом цен на жилищном рынке по сравнению с уровнем инфляции. Уже известно, что средняя стоимость одной квартиры для военнослужащих выросла за 2001-2005 гг. в 2,5 раза. Не удастся обеспечить жильем и всех увольняемых в 2006 г. военнослужащих. На более чем на 11 тыс. планируемых к увольнению военнослужащих в проекте бюджета-2006 "заложено" всего 7,8 тыс. жилищных сертификатов. Напомним, что, согласно данным Минобороны РФ, в его рядах остается более 130 тыс. бесквартирных военнослужащих.

БЕЗ УВЯЗКИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ

"Расходы по разделу "Национальная оборона", как и в прежние годы, определены в основном, исходя из сложившихся пропорций, но без достаточной их увязки со стратегическими задачами развития Вооруженных Сил и в значительной мере не ориентированы на достижение значимых конечных результатов", - цитируем заключение на проект бюджета Комитета ГД по обороне. Здесь также отмечается, что на следующий год практически сохраняется соотношение между расходами на текущее содержание Вооруженных Сил и их техническое оснащение. Проще говоря, между тем, что армия "проедает" и на что она "развивается". Это соотношение, как и прежде, 60:40.

Обращается внимание на то, что значительная часть статей расходов на национальную оборону по-прежнему необоснованно засекречена. Это, во-первых, лишает подавляющее число депутатов ГД возможности принимать участие в их рассмотрении и "существенно сужает возможность осуществления действенного гражданского контроля за деятельностью и расходами государства в военной сфере и эффективностью проводимых в армии преобразований". А во-вторых, это противоречит политическим установкам президента РФ Владимира Путина и неоднократно высказанным пожеланиям депутатов о повышении "прозрачности" военных расходов.

Исходя из всего вышеизложенного, парламентарии делают главный вывод: нет оснований ожидать, что в результате исполнения федерального бюджета на 2006 год произойдет сколько-нибудь существенное улучшение состояния и возможностей Вооруженных Сил РФ. Вот так!

Виктор МИХАЙЛОВ

Опубликовано в выпуске № 42 (109) за 9 ноября 2005 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц