Версия для печати

Полеты и откаты — часть I

Место Минавиапрома занял институт лоббирования «Боинга» и «Эрбаса»
Захаров Петр

Восстановление технологического суверенитета страны требует безотлагательного искоренения бюрократической инерции и чистого вредительства из авиапромышленности. Российские авиационные власти – теперь об этом можно говорить уверенно – не заинтересованы в развитии отечественного авиа- и моторостроения. Им выгоднее иметь дело с западными «партнерами».

Восстановление технологического суверенитета страны требует безотлагательного искоренения бюрократической инерции и чистого вредительства из авиапромышленности. Российские авиационные власти – теперь об этом можно говорить уверенно – не заинтересованы в развитии отечественного авиа- и моторостроения. Им выгоднее иметь дело с западными «партнерами».

Мерило истинности намерений этой страты чиновничества, принимающей фактические решения, – авиапромышленность, превратившаяся в поле беспрецедентного в современных торгово-экономических отношениях эксперимента. И будь он сопряжен с поиском лучшего, конкуренцией идей, инженерных школ, трудовых коллективов – с борьбой между российскими технологиями за превосходство и право войти в продуктовую линейку производственных объединений, это стимулировало бы инновации, творческий поиск, содержательную дискуссию об облике гражданского самолетостроения и Военно-воздушных сил. Но речь идет о стыдливо замалчиваемой компетентными службами поступательной сдаче нашего рынка (России, партнеров по Содружеству, третьих стран, с которыми традиционно имеются отношения стратегического союзничества) авиатехнике членов НАТО – организации, ставящей нас врагом номер один.

Десятипроцентный откат лоббистам ввоза в страну продукции американского и европейского концернов составляет 7,5 миллиарда долларов

Мы могли бы обернуть внешнеэкономические ограничения себе на пользу, деятельно, с государственным расчетом заместить их самолеты и вертолеты своими, ожидающими широкой серии. Вместо этого под разговоры о замещении импорта происходит весьма расчетливое, точечное уничтожение сохраняющих производство предприятий, распад еще способных проектировать и моделировать коллективов, сворачивание расходов на опытно-конструкторские работы по образцам, имеющим стратегическое значение для будущего нашей гражданской авиации.

Такой своеобразный ответ державы, претендующей на технологическое превосходство как минимум в зоне своего геополитического влияния, но усердием собственных чиновников-менеджеров на глазах превращающейся в вассала. Спектакль «Переходим на отечественное» разыгрывается как по нотам: задачи ставятся, исполнители по всем законам драматургии «хлопочут лицами», но доходит до дела – и выясняется, что нет ни денег, ни технологий. А если последние и есть, то они, по мнению «эффективных менеджеров», безнадежно устарели и проще купить на Западе, чем заниматься подтягиванием собственной производственной базы до уровня, обеспечивающего критически необходимый (для элементарного экономического и технологического воспроизводства) выпуск.

«Чудо» простоя

Четвертьвековое, за исключением кратких периодов прояснения сознания, художество «демиургов» импортозамещения нанесло России колоссальный экономический ущерб. Около 45 миллиардов долларов, потраченных на закупку «Боингов» и «Эрбасов», плюс планируемые затраты на законтрактованные машины иностранного производства (еще 30 млрд) позволили бы воссоздать на передовой основе российское гражданское авиастроение, подтянуть профильную науку и в течение десяти лет обеспечивать гарантированной зарплатой более 2,5 миллиона россиян. Не об этих ли рабочих местах в сфере высоких технологий, их увеличении за счет синергетического эффекта кооперации отраслей, работающих на авиапром, говорил четыре года назад президент России Владимир Путин в одном из своих указов? Если разложить общую сумму приблизительных потерь по типам и размерам самолетов (75 млрд долл.) предприятий, их смежников, перевозчиков, картина нарисуется совсем безрадостная.

Полеты и откаты — часть I
Коллаж Андрея Седых

Так, в категории ВС свыше 250 посадочных мест на фактически затраченные средства для приобретения 70 «Боингов» и 20 аэробусов (около 9 млрд долл.) можно было бы построить 148 модернизированных Ил-96. Истраченные 30 миллиардов долларов на закупку почти 350 машин этих консорциумов позволили бы пополнить отечественный авиапарк 450 самолетами Ту-204/214. В категории 75–150 мест порядка пяти миллиардов долларов ушло на приобретение «Бомбардье», ATR-42 и прочих зарубежных самолетов вместо того, чтобы построить более ста Ан-148, Ан-140 и Ил-114.

Стоит напомнить, что Воронежский завод был готов ежегодно наращивать выпуск региональных Ан-148, но кто-то ласково намекнул: «Не надо»… Основной эксплуатант – авиакомпания «Россия» начала сетовать на технические недоработки самолета, хотя до этого серьезных нареканий не было, а несущественные оперативно устраняли. Интересно, чьи намеки так буквально поняли, что авиакомпании пришлось и вовсе отказаться от любимой пилотами машины?

Кроме американских и европейских региональных лайнеров на нашем рынке эксплуатируется только один аналогичный самолет – SSJ 100, на три четверти собранный из иностранной компонентной базы. Это судно, напомним, известно прежде всего зашкаливающими государственными ассигнованиями на разработку и красочным широким пиаром. Так в чем же дело? Ан-148 мог отлично эксплуатироваться российскими перевозчиками, а «чудо авиапрома» – пополнить парк государств-партнеров – Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, всего СНГ за вычетом Грузии и Украины. Плюс гипотетические возможности выхода на западные рынки, если поверить посулам фирмы Alenia. Но что-то пошло не так: «слился» ключевой итальянский партнер, обязавшийся обеспечивать продвижение «российской» машины на Западе, посыпались отказы от SSJ от зарубежных авиакомпаний, хотя декларации о намерениях на всех крупных выставках и показах звучали более чем впечатляюще.

Почему так вышло? Как стало известно в мае, степень исправности SSJ 100 осталась на уровне 2012 года и не превышает 60 процентов, что расходится с обещаниями ГСС довести этот показатель до 75 процентов к началу 2016-го. Например, в «Аэрофлоте», эксплуатирующем 27 (всего 16% его авиапарка) из 46 самолетов SSJ, столкнулись с большим количеством отказов: фиксировались инциденты, связанные с системами управления механизацией крыла, уборки/выпуска шасси, управления створками, с промерзанием механизма открытия дверей грузовых отсеков, отказом работы ГЛОНАСС в системе автоматического управления полетом. Количество отказов на тысячу часов налета SSJ 100 в парке «Аэрофлота» в 1,5–2 раза превышало аналогичные показатели других типов самолетов. В первом квартале 2016 года показатель суточного налета на исправное воздушное судно оказался в полтора раза меньше, чем у «Эрбас-319».

И все бы можно было списать на детские болезни роста, но экономика эксплуатации «чуда и надежды российского авиапрома» приносит авиакомпаниям сумасшедшие издержки в связи с вынужденным простоем (до 100 дней) машин из-за невысокого уровня послепродажной логистической поддержки. ГСС не выдерживает сроки поставки необходимых узлов и агрегатов, очевидно, потому, что ими не располагает, так как львиная доля их иностранного производства.

Полеты и откаты — часть I
Фото: ВАСО

А вот у производителей двигателя прямого конкурента SSJ – Ан-148 в петербургском Пулкове на случай возможных капризов техники всегда были наготове аптечка, весь перечень запасных деталей, технический персонал, готовый в считаные часы устранить поломку и вернуть машину «в расписание». Но несмотря на великолепно отлаженную систему послепродажного технического сопровождения Ан-148 в течение всего жизненного цикла, самолету включили красный свет, а ГСС благодаря лоббистам во власти продолжает повсеместно втюхивать свою машину. И если авиакомпании других государств имеют возможности перечеркнуть договоренности с производителем о поставках, то у российских перевозчиков из-за сильнейшего административного пресса такого шанса нет.

В парадоксальной ситуации инспирированной сверху конкуренции двух среднемагистральных лайнеров фирм «Антонов» и «Сухой» (пусть бы рынок определил, какая машина предпочтительнее в эксплуатации, но здесь координаторы авиапрома не так либеральны) проявляются общие пороки системы управления авиапромышленностью. Общее место – отсутствие стратегического планирования комплекса, стройной системы «заказчик – исполнитель» с определением перспективного облика гражданского самолетостроения с детализацией по типам, размерам и техническим свойствам потребных судов отечественного производства.

Диверсия с ликвидацией единого органа управления – центрального Министерства авиационной промышленности посеяла до сих пор не преодоленную сумятицу в принятии решений – что производить, какие для этого имеются научно-технические и технологические заделы, на каких условиях под это могут выделяться ресурсы. Не случайно условия предоставления казенных средств и госгарантий – ключевое звено в оргструктуре современного авиапрома. Сочетание генерируемого единым центром четкого плана производства конкурентоспособной продукции, наделение отечественных центров компетенций заказами, поощрение здорового соперничества инженерных школ, выявление передовых проектов и коллективов – киты, на которых должно реанимировать гражданское авиастроение. Без прожектерства, подмены реального производства пиаром, забегов одной фирмы за право получения государственной поддержки с отсечением на старте остальных.

Полагаю, что нынешняя система управления авиапромом политической волей государственного руководства должна быть освобождена от тех, кто косвенно подыгрывает «партнерам», ведущим против нас гибридную войну, а то и осознанно ставит на размен российский экономический и технологический суверенитет.

Игра на понижение

Наблюдателей давно уже не удивляет, когда с уничижительными оценками места России в геополитической раскладке выступают «системные либералы», устроившиеся во властной вертикали, особенно в центрах принятия социально-экономических решений. Истинное негодование вызывает вхождение в «игру на понижение» вполне респектабельных руководителей и аналитиков, тем паче, если речь идет о национальной индустрии.

Можно пенять на «трудности перевода», но никто ведь даже не силился опровергнуть сказанное уважаемым главой Объединенной авиастроительной корпорации Юрием Слюсарем на съезде «Единой России» в июне: «Я думаю, что на свои самолеты мы пересядем тогда, когда научимся делать их полностью конкурентоспособными в гражданском секторе…например, 70 самолетов сделать – большая задача. Но гораздо более амбициозная задача – эти самолеты продать. Надо четко понимать, что мы на рынке фактически сложившейся дуополии «Боинг» и «Эрбас» никому не нужны». Выходит, что весь возглавляемый им и его предшественниками авиационный комплекс так и не выдал за эти годы достойного продукта, а если и создал, то напрасно, поскольку система продвижения отечественной техники не в состоянии реализовать произведенное.

Что это, если не признание тщетности усилий промышленников, которые вопреки генеральной линии на подавление любой производственной активности развивали и модернизировали свои летательные аппараты?

На идею принижения достоинств отечественной авиационной техники, произведенной в широкой кооперации, при этом работает целый штат прикормленных экспертов, сеющих в общественном сознании комплекс неполноценности марки «Сделано в России». Но разве не мы обладаем лучшим в мире широкофюзеляжным авиалайнером Ил-96, состоящим в президентском авиационном отряде? Разве не фирма «Туполев» полтора десятка лет назад сертифицировала самолет Ту-334-100, созданный в соответствии с президентской программой «Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года»? Разве не существует адаптированного к весьма несовершенным отечественным аэродромам любимого пассажирами и пилотами регионального Ан-148, регулярно выполняющего миссии МЧС и других специальных ведомств? Разве невозможно поставить на крыло другие типы и размеры машин – Ту-204/214, Ил-114, Ан-140 (последний незаменим для перевозок в условиях Крайнего Севера и южных температурных экстремумов)? Или страна обделена потенциалом и заделами для выпуска всей линейки новых вертолетов (от легких типа «Ансат» до мировых рекордсменов по грузоподъемности) и ремоторизации на передовой технологической основе Ми-8/17/171?

Подъемная сила «Боинга»

Череду риторических вопросов, затрагивающих не только всю линейку пассажирских самолетов, вертолетов, специальной техники, можно продолжать до бесконечности. Но это не поможет логически объяснить, почему в разгар инициированного не нами противостояния с Западом (читай – США), унизительных для России ограничений и выпадов по всем фронтам в июле в инновационном центре «Сколково» открывается представительство, авиационный учебный и научно-исследовательский центр «Боинга» – крупнейший в мире и… обеспеченный нашими заказами. Фантастика, впрочем, хорошо спланированная и более того – описанная изданием The New York Times в далеком 1992-м : «…политика администрации США направлена на то, чтобы довести русскую аэрокосмическую и военную промышленность до столь низкого уровня, находясь на котором, она уже никогда в будущем не могла бы представлять угрозы США».

Скажете: во всем виновата Америка? Да мы своими руками создаем крупнейшей заокеанской корпорации все условия для успешной деятельности, обеспечивая необходимую материально-техническую поддержку, и это когда собственные производители сидят на голодном пайке, а фирмы-разработчики, способные творить, уже добиты «эффективной» политикой сверху. А может быть, налетавший свыше 20 тысяч часов опытнейший командир Ил-96, член президиума Шереметьевского профсоюза летного состава Владимир Сальников не ошибся, когда в 2010 году фактически указал на интересантов ввоза в Россию самолетов «Эрбас» и «Боинг» в ущерб интересам собственных производителей. В том нашумевшем интервью он заявил, что европейский авиационный концерн в контракте на продажу самолетов обозначает: посредник получает 10 процентов от суммы сделки, а американский промышленный гигант, не стесняясь, обнародует данные о том, что в 2009 году потратил 72 миллиона долларов на подкуп чиновников СНГ. Если верить Сальникову, получается интересная арифметика: десятипроцентный откат лоббистам ввоза в страну продукции американского и европейского концернов за два десятилетия составляет 7,5 миллиарда долларов.

Пытливый читатель в силах посчитать размер отступных за беспрепятственный ввоз в Россию около 800 единиц вертолетов Augusta, Bell, Eurocopter и др. Каталожная стоимость каждой такой винтокрылой машины в открытом доступе на сайтах компаний, технические характеристики легко сопоставить с российскими аналогами.

Окончание читайте в следующем номере.

Опубликовано в выпуске № 36 (651) за 21 сентября 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя  станционный смотритель
станционный смотритель
28 сентября 2016
а говорят , что не нужен СТАЛИН , еще как нужен , и все станет на свои места!!!
Аватар пользователя Ник
Ник
28 сентября 2016
В этом-то и суть работы "нашего" правительства. Сколько усилий далось им, чтобы уничтожить одну из мощнейших отраслей промышленности как авиапром. В этом "заслуга" и прошлого и нынешнего состава правительства, "наши кровные" олигархи. И ничего, жуют хлебушек народный без зазрения совести, хотя это пахнет настоящим предательством
Аватар пользователя Михаил
Михаил
19 октября 2016
Это вредительство и саботаж. Пора перенимать китайский опыт - пулю в затылок и полную конфискацию.
Аватар пользователя сергей
сергей
25 октября 2016
Это в 90е скупали заводы и их банкротили,убивая конкурентов.Сегодня покупается нужный чиновник,который найдёт 101 причину,чтобы не купить отечественное.Птенцы Ельцина никуда не пропали,а очень даже хорошо сидят на тёплых местах.
Аватар пользователя Владлен
Владлен
03 ноября 2016
И куда же смотрят Президент, он же Верховный, министр обороны, ФСБ и прочие заинтересованные в развитии промышленности России и в борьбе с предателями Родины? Или и они тоже заинтересованные.
Аватар пользователя Александр
Александр
09 ноября 2016
Пока не введут декларации чиновникам по доходам и расходам (как в Европе, например)- реальной борьбы с коррупцией нет! Народ (как обычно) дурят лозунгами, эксплуатируют патриотизм. У Путина всенародная поддержка - под 90%, - делай что надо, никто не вякнет! А он профукивает, спускает в унитаз. У настоящего политика всегда в загашнике есть вещи, которые надо сделать для блага страны, но сил (рейтинга) не хватает. Путин получил свой рейтинг, но ему нечего было сказать. Очень очень жаль.
Аватар пользователя Гоша
Гоша
12 ноября 2016
Пора такие действия чиновничьей сволоты приравнивать к измене РОДИНЫ и давать реальные сроки с конфискацией всего имущества у преступника и всех родственников до 5 колена. Но это не возможно так как придется сажать всю правящую так называемую элиту.Хотелось бы обратить внимание на то что идёт уничтожение одной из основных отраслей экономики РОССИИ электроэнергетики.Говорю не голословно стаж работы 30лет есть с чем сравнивать.
Аватар пользователя александр
александр
12 ноября 2016
статья заказная со стороны запада,действия ВВП и развитие ВПК говорят об обратном,кроме того вышел указ президента о запрете закупок иностранных самолётов--эта статья для лохов.
Аватар пользователя Ник
Ник
12 ноября 2016
Господин Путин! Вам нужна помощь народа по выдворению всевозможных вассалов, дерьмократов типа Христенко и прочей шелухи из правительства? Скажите народу, он с ними разделается как повар с картошкой. Но терпеть их предательство уже нет мочи, не надо тянуть резину с их устранением!!!
Аватар пользователя Юрий
Юрий
13 ноября 2016
А Путин говорил, что ему нужна поддержка народа. Следите внимательней за его выступлениями. Информацию о положении дел (фактической иностранной оккупации России)дает, например депутат Думы Е. Фёдоров. Как сопротивляться он также объясняет.
Аватар пользователя Boss
Boss
16 ноября 2016
Владлен, 11:33, 3 ноября, 2016 И куда же смотрят Президент, он же Верховный, министр обороны, ФСБ и прочие заинтересованные в развитии промышленности России и в борьбе с предателями Родины? ======= Друг на друга.
Аватар пользователя  станционный смотритель
станционный смотритель
28 сентября 2016
а говорят , что не нужен СТАЛИН , еще как нужен , и все станет на свои места!!!
Аватар пользователя Ник
Ник
28 сентября 2016
В этом-то и суть работы "нашего" правительства. Сколько усилий далось им, чтобы уничтожить одну из мощнейших отраслей промышленности как авиапром. В этом "заслуга" и прошлого и нынешнего состава правительства, "наши кровные" олигархи. И ничего, жуют хлебушек народный без зазрения совести, хотя это пахнет настоящим предательством
Аватар пользователя Михаил
Михаил
19 октября 2016
Это вредительство и саботаж. Пора перенимать китайский опыт - пулю в затылок и полную конфискацию.
Аватар пользователя сергей
сергей
25 октября 2016
Это в 90е скупали заводы и их банкротили,убивая конкурентов.Сегодня покупается нужный чиновник,который найдёт 101 причину,чтобы не купить отечественное.Птенцы Ельцина никуда не пропали,а очень даже хорошо сидят на тёплых местах.
Аватар пользователя Владлен
Владлен
03 ноября 2016
И куда же смотрят Президент, он же Верховный, министр обороны, ФСБ и прочие заинтересованные в развитии промышленности России и в борьбе с предателями Родины? Или и они тоже заинтересованные.
Аватар пользователя Александр
Александр
09 ноября 2016
Пока не введут декларации чиновникам по доходам и расходам (как в Европе, например)- реальной борьбы с коррупцией нет! Народ (как обычно) дурят лозунгами, эксплуатируют патриотизм. У Путина всенародная поддержка - под 90%, - делай что надо, никто не вякнет! А он профукивает, спускает в унитаз. У настоящего политика всегда в загашнике есть вещи, которые надо сделать для блага страны, но сил (рейтинга) не хватает. Путин получил свой рейтинг, но ему нечего было сказать. Очень очень жаль.
Аватар пользователя Гоша
Гоша
12 ноября 2016
Пора такие действия чиновничьей сволоты приравнивать к измене РОДИНЫ и давать реальные сроки с конфискацией всего имущества у преступника и всех родственников до 5 колена. Но это не возможно так как придется сажать всю правящую так называемую элиту.Хотелось бы обратить внимание на то что идёт уничтожение одной из основных отраслей экономики РОССИИ электроэнергетики.Говорю не голословно стаж работы 30лет есть с чем сравнивать.
Аватар пользователя александр
александр
12 ноября 2016
статья заказная со стороны запада,действия ВВП и развитие ВПК говорят об обратном,кроме того вышел указ президента о запрете закупок иностранных самолётов--эта статья для лохов.
Аватар пользователя Ник
Ник
12 ноября 2016
Господин Путин! Вам нужна помощь народа по выдворению всевозможных вассалов, дерьмократов типа Христенко и прочей шелухи из правительства? Скажите народу, он с ними разделается как повар с картошкой. Но терпеть их предательство уже нет мочи, не надо тянуть резину с их устранением!!!
Аватар пользователя Юрий
Юрий
13 ноября 2016
А Путин говорил, что ему нужна поддержка народа. Следите внимательней за его выступлениями. Информацию о положении дел (фактической иностранной оккупации России)дает, например депутат Думы Е. Фёдоров. Как сопротивляться он также объясняет.
Аватар пользователя Boss
Boss
16 ноября 2016
Владлен, 11:33, 3 ноября, 2016 И куда же смотрят Президент, он же Верховный, министр обороны, ФСБ и прочие заинтересованные в развитии промышленности России и в борьбе с предателями Родины? ======= Друг на друга.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...