Версия для печати

Из России по-прежнему лепят образ врага

Шишкин Игорь
В правительстве Латвии рассматривается отчет специальной комиссии по подсчету ущерба от "советской оккупации". Никто и не скрывает его связи с подготовкой российско-латвийской встречи на высшем уровне. Руководство Латвии уверено - такой документ может стать рычагом давления на переговорах с Москвой. Претензии финансового, политического и морального характера к России за годы "советской оккупации" стали уже нормой в наших взаимоотношениях со всеми прибалтийскими республиками. Литовский сейм в 2000 году принял даже закон, обязывающий правительство добиваться возмещения ущерба, оцененного в 28 млрд. долларов. В Эстонии пошли еще дальше: профессор Вело Сало на торжественном вручении председателю парламента "Белой книги", посвященной анализу ущерба от оккупации, предложил в качестве компенсации потребовать от России во временное пользование: Новосибирскую область.


РУСОФОБСТВО В СТРАНАХ БАЛТИИ СТАЛО ЧАСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ


В правительстве Латвии рассматривается отчет специальной комиссии по подсчету ущерба от "советской оккупации". Никто и не скрывает его связи с подготовкой российско-латвийской встречи на высшем уровне. Руководство Латвии уверено - такой документ может стать рычагом давления на переговорах с Москвой. Претензии финансового, политического и морального характера к России за годы "советской оккупации" стали уже нормой в наших взаимоотношениях со всеми прибалтийскими республиками. Литовский сейм в 2000 году принял даже закон, обязывающий правительство добиваться возмещения ущерба, оцененного в 28 млрд. долларов. В Эстонии пошли еще дальше: профессор Вело Сало на торжественном вручении председателю парламента "Белой книги", посвященной анализу ущерба от оккупации, предложил в качестве компенсации потребовать от России во временное пользование: Новосибирскую область.
{{direct_hor}}

Итогом русско-шведской войны 1721 г. стало подписание Ништадского мирного договора.
Фото с сайта www.cozy-corner.com
Практически ежегодно под тем или иным соусом мы слышим о своей вине перед прибалтами и о более или менее экзотических способах ее искупления. Претензии эти давно набили оскомину и вызывают в российском обществе стандартную реакцию: одни вспоминают сразу "уши от мертвого осла", другие - преступления латышских стрелков и прибалтийских эсэсовцев, третьи - колоссальные инвестиции СССР в экономику Прибалтики. Большинство же и вовсе не обращает никакого внимания на выпады прибалтов. Однако такое равнодушно-пренебрежительное отношение к инициативам наших маленьких, но гордых соседей совершенно неоправданно и не заслужено ими. России давно уже пора достойно оценить их "бескорыстный" труд на нашу пользу и наше благо. Именно упорство, энергия и целеустремленность русофобствующих сил Прибалтики не позволяли все годы после краха СССР международному сообществу и, самое главное, нам в России забыть о нашем первородстве, о наших законных правах на постсоветском пространстве.

У государства могут изменяться политическая и социально-экономическая системы, название, границы, но оно продолжает существовать как один и тот же субъект истории, участник межгосударственных отношений, носитель прав и обязанностей, вытекающих из распространения на него норм международного права. Например, феодальная и капиталистическая Франция, французское королевство Капетингов, Каролингов, Валуа, Бурбонов, две империи и несколько республик, несмотря на все различия в политике, экономике, территории, - один и тот же субъект международного права.

Именно этого и не хотят признавать определенные политические силы в Латвии, Литве и Эстонии, именно на этом основываются все претензии прибалтов к нашей стране. В своих действиях они исходят из ясного и четкого положения: Российская Федерация - тот же субъект международного права, что и Советский Союз, а современные прибалтийские государства - правопродолжатели довоенных Литвы, Латвии и Эстонии. Такая позиция является общепринятой в Прибалтике. Президент Литвы Валдас Адамкус в интервью Le Figaro заявил: "Россия оккупировала страны Балтии и удерживала их силой на протяжении 50 лет". Министр иностранных дел соседней Латвии: "Правопреемницей СССР является только и единственно Россия". Им в унисон звучат пассажи в эстонском парламенте: "Россия является правопреемником СССР - то есть оккупировавшего Эстонию государства, которое нанесло Эстонии урон".

Благодаря усилиям прибалтийских политиков ведущие игроки на мировой арене регулярно делают официальные заявления парламентов, парламентских ассамблей и глав государств с призывами к России покаяться за деяния СССР. В преддверии 60-летия Победы Конгресс США принял даже специальную резолюцию. Сознавали авторы всех этих демаршей или нет, но все они тем самым вновь и вновь подтверждали международные права нашего государства на постсоветском пространстве. Никому ведь и в голову не пришло призывать каяться за грехи СССР Узбекистан или Украину.

Списать все на политическую конъюнктуру, русофобию или геополитическую игру нельзя. Российская Федерация автоматически заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, хотя РСФСР в отличие от Белоруссии и Украины в ООН даже не входила. Тем самым все мировое сообщество единодушно признало, что Российская Федерация - тот же субъект международного права, что и СССР, страна-победительница во Второй мировой войне, одна из учредителей Организации Объединенных Наций.

Возникает резонный вопрос: какой прок нам от этого признания, зачем нам первородство, если оно оборачивается лишь платой по долгам СССР, постоянными требованиями покаяния за его действия, выставлением многомиллиардных счетов? Думается, одна из причин - в нашей неспособности открыто и последовательно отстаивать свои права. Во-первых, не существует обязанностей без прав, как и прав без обязанностей. Если Россия принимает на себя все пассивы СССР, то ей принадлежат и все активы. Во-вторых, современная Российская Федерация - правопродолжатель не только СССР, но и Российской империи и Московского царства. Доказывать это едва ли нужно, достаточно вспомнить, что наша страна, а не Грузия или Казахстан по требованию западных кредиторов погашает царские займы.

Московское царство, Российская империя, РСФСР, СССР, Российская Федерация - один и тот же субъект международного права, один и тот же участник межгосударственных отношений. При таком единственно возможном подходе сложная, во многом противоречивая история России становится для нас не проклятием и источником бед, а источником силы, мощным инструментом защиты прав нашего государства на постсоветском пространстве, позволяет совершенно с иных позиций вести диалог с прибалтийскими режимами.

Прибалты при полном одобрении и поддержке их коллег по ЕС и НАТО с 1991 г. строят отношения с Россией на "исторической" основе. Их позиция на первый взгляд беспроигрышна. В 1920 г. советское правительство признало независимость Эстонии, Латвии и Литвы. В 1940 г. в результате пакта "Молотова-Риббентропа", а в 1945 г. в результате победы над Германией СССР включил их в свой состав, как многие говорят в Прибалтике, "оккупировал", и лишь в 1991 г. они вновь смогли обрести независимость. Отсюда делается вполне естественный вывод: Россия в полном соответствии с нормами международного права, как ответственный член международного сообщества, обязана возместить прибалтийским государствам ущерб за их недобровольное нахождение в составе СССР. Сумма ущерба, характер компенсаций признаются предметом переговоров, но сам долг России в такой системе координат очевиден и обсуждению не подлежит.

Однако все это выглядит логически безупречно лишь до тех пор, пока мы будем брать за точку отсчета прибалтийской государственности 1920 г. и ограничивать ответственность России только советским периодом. Как только мы перестаем играть в поддавки, отбрасываем такие ничем ни исторически, ни юридически не оправданные ограничения, все сразу встает с головы на ноги.

Таллин и Рига вошли в состав России не в 1940 г., а в 1721 г. в итоге русско-шведской (не русско-эстонской или русско-латышской) войны по Ништадтскому мирному договору. Полезно напомнить, что Россия заплатила за эти земли огромную по тем временам сумму - 2 000 000 ефимков, что позволяет говорить об их покупке в русскую собственность у тогдашнего законного владельца. С Литвой история особая. Это государство вело длительную, упорную и кровавую борьбу с Москвой, когда-то реально претендовало на роль объединителя русских земель, но после добровольной унии с Польшей разделило ее судьбу и сейчас оказалось в одной компании с Эстонией и Латвией. Литовские территории стали частью России в результате разделов Польши по договорам между Австрийской империей, Пруссией и Российской империей.

Вхождение Прибалтики в состав России произошло в полном соответствии с нормами действовавшего на тот момент международного права. Границы Российской империи имели международное признание, ее территориальная целостность была столь же легитимна, как и территориальная целостность Великобритании или Германии.

В результате революции и Гражданской войны сепаратистским силам в условиях немецкой оккупации удалось отторгнуть Прибалтику от России и образовать на ее территории три лимитрофных государства. Договоры 1920 г. в юридическом плане ничего не меняют: лидеры сепаратистов подписали их с узурпаторами. О соблюдении при этом норм международного права говорить не приходится.

Что касается 1940 и 1945 гг., ни о какой оккупации не может быть и речи. СССР лишь восстановил свой суверенитет над незаконно отторгнутыми у него землями. Причем сделано это было, как доказал российский МИД на примере Эстонии, в строгом соответствии с нормами международного права того периода. Пакт "Молотова-Риббентропа" нисколько не компрометирует действия СССР. Пакт не передавал Прибалтику СССР, поскольку Гитлер не мог распоряжаться тем, что ему не принадлежит. Он лишь обеспечивал невмешательство Германии в процесс восстановления территориальной целостности России.

Никакого отношения к межгосударственным отношениям России с современными Литвой, Латвией, Эстонией не имеет и столь активно эксплуатируемая прибалтийскими политиками тема политических репрессий. Революция, Гражданская война, репрессии - трагические страницы истории российского государства, в которой народы Латвии, Эстонии и Литвы были не объектами, а активными субъектами. Что же касается конкретных людей, проживавших на территории Прибалтики и пострадавших в годы репрессий, то в России принят и действует закон "О реабилитации жертв политических репрессий".

Необходимо по-новому взглянуть и на события 1991 г., на характер современной прибалтийской государственности. Никто не ставит под сомнение тот факт, что отделение Прибалтики вновь, как и в первый раз, произошло в результате нарушения норм международного и российского права: принципа нерушимости послевоенных границ и закона о порядке выхода из СССР. Признание Российской Федерацией их суверенитета ничего в данном вопросе не меняет. Никакое признание независимости не может отменить факта незаконности ее провозглашения.

Таким образом, прибалтийские политики при поддержке ведущих стран Запада 17 лет упорно и целеустремленно доказывали себе, нам и всему миру, что Латвия, Литва и Эстония - незаконно отторгнутые территории России. Было бы просто черной неблагодарностью "не оценить и не отметить" их вклад в защиту прав и интересов России в Прибалтике и на постсоветском пространстве в целом.

Игорь ШИШКИН
заместитель директора Института стран СНГ

Опубликовано в выпуске № 24 (240) за 18 июня 2008 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...