Версия для печати

Флибустьеры ХХI века

Гавриленко Андрей
В Оманском заливе до сих пор находится захваченное сомалийскими пиратами судно "Фаина" с российскими и украинскими моряками. За их освобождение пираты требуют несколько миллионов долларов, в противном случае угрожают взорвать. На выручку судна уже прибыл сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый". Он получил команду открывать при необходимости огонь на поражение. На прошлой неделе у берегов Сомали был захвачен сухогруз Future. Сейчас судно, на борту которого 11 россиян, а также двое граждан Эстонии и Грузии, вероятнее всего, находится в одном из пиратских убежищ. Как дальше будут развиваться события, покажет время. Но вот вопрос: как могло возродиться в ХХI веке такое позорное явление, как пиратство?


В 2008 ГОДУ МОРСКИМИ ПИРАТАМИ ЗАХВАЧЕНО БОЛЕЕ 60 СУДОВ


В Оманском заливе до сих пор находится захваченное сомалийскими пиратами судно "Фаина" с российскими и украинскими моряками. За их освобождение пираты требуют несколько миллионов долларов, в противном случае угрожают взорвать. На выручку судна уже прибыл сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый". Он получил команду открывать при необходимости огонь на поражение. На прошлой неделе у берегов Сомали был захвачен сухогруз Future. Сейчас судно, на борту которого 11 россиян, а также двое граждан Эстонии и Грузии, вероятнее всего, находится в одном из пиратских убежищ. Как дальше будут развиваться события, покажет время. Но вот вопрос: как могло возродиться в ХХI веке такое позорное явление, как пиратство?
{{direct_hor}}
Добавим, что случаи нападения пиратов зафиксированы и в Восточно-Китайском море. Зона Гонконга относится к "пиратским горячим точкам", в 2007 году здесь пропали 18 судов.

Слово "пират" (по-латыни pirata) происходит от греческого peirates, с корнем peiran ("пробовать, испытывать"). Таким образом, смысл слова - "пытающий счастья". Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э. А до того применялось понятие "лэйстэс", известное еще Гомеру и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.

ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР

Существует масса легенд о возникновении традиции поднимать на реях пиратских кораблей "Веселого Роджера". Его прообразом (череп и две скрещенные кости на черном фоне), скорее всего, служил международный флаг, означающий, что на борту эпидемия (например, чумы). Такой флаг представлял собой две диагональные белые полосы на черном фоне (затем трансформировавшиеся в две белые кости). Пираты, иногда поднимавшие на флагштоках своих кораблей флаг эпидемии, демонстрировали, что они так же страшны, как и чума, и одновременно отпугивали более сильные военные корабли.

Откуда пошло прозвище "Веселый Роджер"? Оказалось, что "Красный Джек" по-французски звучал как Jolie Rouge (дословно - "Красный Знак"). В английской транскрипции это похоже на Jolly Roger - "Веселый Роджер". Стоит также упомянуть, что на английском жаргоне слово Roger означает мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли "Старый Роджер".

По другой версии, название "Веселый Роджер" пошло от тамильских пиратов, промышлявших в Индийском и Тихом океанах. Они поднимали на своих кораблях красный флаг и называли себя "Али раджа", что означает "Властители моря". Опять же в английской транскрипции это превратилось в "Джали Роджерс", откуда до "Джолли Роджер" совсем недалеко.

Одним из удачливейших и самых знаменитых английских пиратов был Френсис Дрейк, вошедший в историю не только как грабитель и насильник, но и как прославленный мореплаватель, совершивший второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Френсис Дрейк родился около 1545 года близ Тавистока (графство Девоншир, Англия). Сын матроса (по одним источникам) или деревенского священника (по другим), он рано покинул отчий дом и ушел в море. Настойчивый и трудолюбивый Френсис быстро прошел путь от юнги до капитана. В 1570-1572 годах он предпринял три пиратских похода в Вест-Индию, грабя испанские города и захватывая корабли с сокровищами. Своей добычей Дрейк щедро делится с английской казной.

Интересно, что после этих удачных походов корсара королева Елизавета становится пайщицей пиратской фирмы Френсиса Дрейка и выдает ему официальное разрешение препятствовать испанской торговле в Тихом океане. После нескольких набегов на побережье Перу Дрейку сообщили, что за ним начала охоту испанская эскадра.

Встреча с таким противником не входила в планы расчетливого и умного корсара. Положившись на удачу, он повел свой корабль через Тихий океан и, избежав неприятных встреч с испанской эскадрой, 5 ноября 1580 года вернулся в родной Плимут, став вторым в истории кругосветным путешественником. Помимо славы великого мореплавателя, Френсис Дрейк привез в Англию еще и нечто более материальное. Вояж 1577-1580 годов принес ему четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли. Разумеется, львиную долю награбленной добычи получила английская королева.

К сожалению, морское пиратство существует и сегодня. Причем количество случаев разбойных нападений на море растет угрожающими темпами. За последние годы зарегистрированы случаи нападений даже в некогда спокойных Средиземном и Черном морях. В связи с этим в 1981 году было основано Международное морское бюро (International Maritime Bureau, IMB). Это подразделение Международной коммерческой палаты - организации, занимающейся преимущественно исследованием и предотвращением преступлений в сфере международной торговли. В 1992 году в связи с резким увеличением случаев морского пиратства IMB открыло в столице Малайзии Куала-Лумпуре центр по сбору информации обо всех инцидентах, связанных с пиратами (в те времена именно малайзийские корсары представляли наибольшую опасность для торговых судов). С тех пор IMB ежегодно выпускает статистический отчет о развитии морского разбоя.

МОРСКАЯ ТОРГОВЛЯ ПОД УГРОЗОЙ

Согласно отчету, опубликованному Международным морским бюро, во многих регионах мира судоходство небезопасно. По данным организации, не только увеличилось количество нападений, но и сами разбойники стали более агрессивны. Между тем, если в ближайшее время мировое сообщество не займется всерьез проблемой пиратства, о безопасной международной морской торговле можно будет забыть.

С проблемой пиратства неоднократно сталкивался и российский флот. Так, некоторое время назад в 60 милях от западноафриканского порта Конакри (Гвинея) российский танкер "Шкотово" подвергся нападению вооруженных пиратов. Шесть вооруженных разбойников на двух катерах рано утром атаковали корабль с 19 членами экипажа на борту. Морские разбойники сумели забраться на борт танкера, после чего похитили кассу судна и скрылись в прибрежных водах. Тогда никто из членов экипажа не пострадал. Однако не всегда дело ограничивается этим.

Для нападений на мирные суда корсары выбирают в основном транзитные пути, пролегающие в территориальных водах Юго-Восточной Азии, Индии и Восточной Африки. "Проблема пиратства существует давно, и она не исчезнет еще долгое время. Однако морские риски возросли в связи с распространением угрозы терроризма, незаконной торговли наркотиками и работорговли", - считает эксперт Международного института стратегических исследований Патрик Кронин. До 70 процентов всех пиратских вылазок происходят в прибрежных водах Нигерии, Индии, Индонезии, а также Аденского залива и Малаккского пролива. "От Малаккского пролива до Бенгальского залива и от африканского мыса Доброй Надежды до Гвинейского залива международное сообщество подвергается огромному риску, не зная, что происходит и какие грузы перемещаются по Мировому океану", - полагает г-н Кронин.

Государства вышеназванных регионов зачастую не имеют достаточно сил и средств для поддержания безопасности судоходства, чем безнаказанно и пользуются "морские дьяволы". "Пираты нападают там, где пересекаются основные судоходные пути, где нет государственного контроля, то есть где существует этакое "гуляй-поле". По сути, идет партизанская война на море, с которой очень сложно бороться", - отмечает, в свою очередь, эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Вместе с тем, если государства Юго-Восточной Азии еще как-то пытаются бороться с пиратами, то, например, власти Нигерии и Сомали и вовсе не в состоянии предложить способы решения проблемы из-за отсутствия военно-морского флота как такового.

Проблема морского пиратства сегодня настолько актуальна, что о ней все чаще идет речь на различных международных совещаниях и конференциях. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти державы постоянно проводят морские учения соответствующей направленности, отрабатывают маневры по борьбе с морскими грабителями.

Ряд стран серьезно обсуждает возможность участия военно-морских флотов в борьбе с пиратством. Однако борьба с морскими разбойниками сильно затруднена из-за отсутствия различных межгосударственных соглашений. Например, военным кораблям нельзя вторгаться в территориальные воды других держав даже при преследовании пиратов. Спорным районом в плане юрисдикции является Южно-Китайское море.

Проблема эффективной борьбы с пиратством лежит и в идентификации преступников. Сегодня пиратские суда больше не вывешивают на мачте знаменитый пиратский флаг с черепом и костями - "Веселого Роджера", как разбойники прошедших веков. Современные пираты используют малоразмерные высокоскоростные моторные лодки и катера, которые иногда весьма трудно отличить от спортивных или рыболовецких судов. При этом вооружены они современными автоматами, гранатометами, пользуются спутниковыми средствами связи и слежения. Также нет больше, как ранее, пиратских республик - самостоятельных государств на затерянных островах или на далеких архипелагах. Обширные архипелаги Юго-Восточной Азии с более чем 70 000 островами обеспечивают сегодняшним пиратам отличные укрытия и пункты базирования.

Проблема морского пиратства ненадуманна и может со временем превратиться в еще большую головную боль для стран, имеющих выходы в открытое море и Мировой океан, в том числе для России. А значит, решать ее надо сегодня.

Андрей ГАВРИЛЕНКО

Опубликовано в выпуске № 44 (260) за 12 ноября 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц