Версия для печати

Крымская развязка

Крупнейшей российской стройке нужен «мостоблюститель»
Чичкин Алексей

Строительство моста через Керченский пролив ведется, хотя и продолжает дорожать. Но это одна сторона вопроса. Вторая же состоит в том, что надлежащей транспортной инфраструктуры на подходах к нему пока нет, а ее создание – дело едва ли одного года.

Строительство моста через Керченский пролив ведется, хотя и продолжает дорожать. Но это одна сторона вопроса. Вторая же состоит в том, что надлежащей транспортной инфраструктуры на подходах к нему пока нет, а ее создание – дело едва ли одного года.

Если такая диспропорция сохранится, колоссальные финансовые вложения в создание моста рискуют оказаться «омертвленными». Транспортные пробки будут возникать и на входе, и на выходе. Эти проблемы обсуждались на заседании президиума Госсовета в Керчи.

Уже 30 лет и более остаются без движения проекты создания сети железных дорог, портов, паромов, призванных упростить и ускорить транспортно-экономические связи Крыма с Большой землей

По словам Владимира Путина, строительство моста идет хорошими темпами, но нужно на качественном уровне подготовить автомобильные и железнодорожные подходы к нему, обеспечить всю сопутствующую инфраструктуру со стороны Краснодарского края и на территории Крыма. Тем более, отметил президент, что «объем грузопотоков растет, но железнодорожная система в направлении портов черноморского бассейна фактически на пределе своих возможностей. Автомагистрали перегружены, потенциал внутреннего водного транспорта используется слабо».

Тревожные тренды в развитии грузопотоков в этом регионе стали проявляться еще в конце 70-х годов. Но, похоже, должных выводов тогда не сделали. Уже 30 лет и более остаются без движения проекты создания сети железных дорог, портов, паромов, призванных упростить и ускорить транспортно-экономические связи Крыма с Большой землей. Подчеркнем: сегодняшние проблемы, связанные с перевозками между полуостровом и другими регионами страны, эксперты предвидели еще в 50–60-х годах. Потому и разрабатывались те проекты.

По понятным причинам руководство УССР после получения хрущевского подарка было мало заинтересовано в развитии экономических связей и соответственно транспортных артерий между Крымом и РСФСР. Едва ли что-то изменилось после 1991-го, если не считать многочисленных деклараций о намерениях…

Крымская развязка
Фото: delta.ru

Так или иначе, до сих пор отсутствуют, к примеру, стыковки между стальными магистралями, обеспечивающие кратчайшее сообщение между черноморско-азовскими, в том числе крымскими, и каспийско-нижневолжскими портами РФ. Хотя многие такие артерии были запланированы еще в первой половине – середине 50-х годов, проектировались в середине 70-х. Речь идет, в частности, о железных дорогах в Краснодарском Приазовье – к соседнему с Крымом порту Темрюк (северо-восточнее Тамани), об стальной магистрали Славянск-на-Кубани – порт Ачуево. Кстати, этот последний, запланированный еще в первой половине 50-х годов, тоже пока не построен.

Существуют проекты паромных трансазовских линий, соединяющих Керченский район с портами Ейск, Таганрог. Создание таких переправ не единожды предлагалось в 60–70-х годах экспертами Института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР.

Необходимо учитывать и увеличение пропускной способности действующих железных дорог. Во-первых, в сопредельном с Крымом приазовском регионе Краснодарского края. Во-вторых, тех участков железнодорожной сети (в основном в его центральной части), которые «выводят» перевозки, в том числе из Крыма, на стальные магистрали Северного Кавказа и Прикаспийско-Нижневолжского региона страны. Как нас учили в МИИТе и других транспортных вузах, все вопросы такого рода нужно решать параллельно, синхронно, а не рассредоточивать по годам, тем более на неопределенные сроки. Ибо народным хозяйством востребована не «фрагментарная», а целостная транспортно-экономическая система, в данном случае – юга России. Она, как показывает отечественная и общемировая практика, не может ограничиваться лишь мостом через Керченский пролив.

Между тем перевозки товаров между Крымом и другими регионами страны, по имеющимся данным, если и растут, то медленно. И проблема не только в сверхвысокой нагрузке на паромную переправу. Но и, повторим, в отсутствии высокопропускных железных и автомобильных дорог примыкания, и в перегруженности транспортной сети в соседних районах Краснодарского края.

Все более затруднительна по тем же причинам своевременная доставка в Крым разнообразной продукции из других регионов РФ. Напомним, что транспортно-экономические связи Крыма с другими регионами России имеют не только экономическое, но и геополитическое значение.

Крымская развязка
Керченский железнодорожный мост в 1944 году. Фото: imperor.net

Словом, комплексного подхода ко всем этим вопросам пока не просматривается, а отсюда, собственно, и ожидаемые проблемы на входе и выходе.

Как отметил на заседании президиума Госсовета в Керчи Владимир Путин, на дорожное строительство в Крыму добавлено пять миллиардов рублей. «Всего по году получилось 18 миллиардов рублей. Это в принципе солидные средства. Можно бы еще добавить, но дело уже не в объемах, а в том, как осваиваются эти ресурсы».

Минимум двукратное увеличение грузопотоков в обоих направлениях благодаря мосту существенно ускорит социально-экономическое развитие полуострова, но и резко усилит нагрузку на железные дороги Крыма. Особенно на те, что примыкают к мостовому переходу в Керчи, то есть к восточному Крыму. В этом районе действует лишь одна железная дорога (Керчь – Владиславовка) с маломощной веткой на близлежащий Феодосийский порт.

Интересная деталь: от Владиславовки до сих пор нет кратчайшего, то есть прямого железнодорожного пути в другие районы Крыма: магистраль уходит на северо-восток полуострова, к Джанкою. А уже оттуда спускается к Симферополю, Севастополю, Евпатории. Лишнее расстояние, которое приходится преодолевать грузам, следующим по такому транскрымскому маршруту, превышает 250 километров. И это не только удорожает перевозки, а еще и чревато дорожными тромбами в восточнокрымском районе, примыкающем к мосту.

Требуется не просто увеличение пропускной способности всех крымских железных дорог, но и, подчеркнем, создание прямой железной дороги Владиславовка – Симферополь, спланированной опять-таки еще в начале 50-х годов.

Строительство этой линии наметили после марта 2014-го, но уже в 2015 году ее создание отнесли на период до 2030-го. Но мост-то через пролив планируют ввести в эксплуатацию на восемь-девять лет раньше…

В целом все вышеупомянутые проекты проистекают из дореволюционной, советской да и из общемировой практики создания и эксплуатации магистралей, схожих с крымским мостом. Если он не будет дополняться разветвленной, не перегруженной сетью примыкающих артерий и портов, то колоссальные деньги в его строительство вполне могут оказаться в буквальном смысле закопанными в землю. Это может обернуться куда более сложными проблемами – не только транспортными – на всем юге России.

Справка «ВПК»

Первые проекты постоянного транспортного перехода через Керченский пролив относятся к периоду Крымского ханства.

К 1940 году в СССР спроектировали железную дорогу от Херсона до порта Поти (Грузия) через Керченский пролив. Проект не был реализован из-за Великой Отечественной войны.

В 1943 году немецкие войска навели через пролив понтонный мост. Берлин требовал строить постоянный мост, но фашистов выбили с территории раньше, чем появился проект.

В 1944 году после освобождения Крыма за семь месяцев был построен Керченский железнодорожный мост. Его длина составила 4,5 километра, ширина – 22 метра. Но в конце февраля 1945-го из-за погодных условий почти все опоры моста оказались разрушены.

В 1949 году в МПС подготовили проект двухуровневого транспортного перехода для железнодорожного и автомобильного транспорта, параллельно паромной переправе Крым – Кавказ. Проект утвердили в 1951 году, но весной 1953-го законсервировали...

После 1991 года было разработано около 20 проектов транспортного сообщения через пролив. Но их доводке помешали споры о российско-украинской границе и стойкое нежелание Киева укреплять экономические связи Крыма с Россией. Вдобавок находящаяся посередине пролива коса Тузла была размыта и стала островом, оторванным от Тамани еще в 70-х, что технически затрудняло строительство моста. В 2003 году РФ начала восстанавливать косу искусственной дамбой. Но это привело к спору между Украиной и Россией по принадлежности Тузлы. Строительство дамбы прекратилось.

В октябре 2005 года крымский премьер-министр Анатолий Бурдюгов заявил, что в Крыму изучают проект подземного перехода-тоннеля через Керченский пролив, а в 2006-м украинский Минтранс готовил проекты моста. Но все это было заморожено Киевом под предлогом неурегулированности границы между РФ и Украиной в проливе.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения, где отмечалась целесообразность возведения моста. В 2011–2012-м украинские власти поручили продолжить разработки, но при условии принадлежности моста Украине.

Алексей Чичкин,
кандидат экономических наук

Опубликовано в выпуске № 41 (656) за 26 октября 2016 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя АНС
АНС
25 октября 2016
Выстрелили себе в ногу и делаем вид, чток и было задумано.
Аватар пользователя Николай
Николай
25 октября 2016
Строит друг ВВП Ротенберг, а с друзей сложно спрашивать..
Аватар пользователя Хорунжий
Хорунжий
25 октября 2016
Вот именно: достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться..., но нет - нужен, оказывается, Госсовет по этим вопросам, чтобы все аккуратно записывали элементарное и давно им всем известное. Всё тот же театр, с одинанаковым сценарием.
Аватар пользователя Сергей.
Сергей.
25 октября 2016
Помойка а не ресурс!Алексей Чичкин, кандидат экономических наук.Шлёпало поди из ВШЭнки.
Аватар пользователя Анатолий Первый
Анатолий Первый
25 октября 2016
Три Ха-Ха-Ха на публикацию. Одна критика. А какие дельные предложения - ноль. Переспектива имеется.Москва не сразу строилась. Главное начать с переспективой, а кто начал? Тот кто начал строить Крымский мост, тот и будет им пользоваться.
Аватар пользователя Львович
Львович
25 октября 2016
А вам уродам завидно? Хохлы долбаные
Аватар пользователя Феофан не Грек
Феофан не Грек
25 октября 2016
...- а караван идёт. Хотя оч. много тех, кто его сдерживал прежде и тормозит сегодня. Вряд ли "патая колонна" не имеет отношения и к этим проектам.
Аватар пользователя Добродел
Добродел
26 октября 2016
ДЕЛЬНЫХ предложений? - вполне и немало. СУТЬ - нужно СИСТЕМНО всё это развивать,хотя эту азбуку снова приход. повторять (как будто её не знают специалисты...) .
Аватар пользователя Гурман
Гурман
26 октября 2016
Феофану не Греку: не расстраивайтесь, у каждого свои недостатки и достоинства. Там, на другом берегу, заколочены и припрятаны фрески тёзки Вашего, именно Грека. Может когда-нибудь и поглядим, а мнение по данному вопросу разделяю полностью уже сейчас. Отдельное спасибо за настроение!
Аватар пользователя Цицеронов
Цицеронов
26 октября 2016
Цель БОЛЬШИНСТВА чиновников и экспертов - усидеть в креслах. Оттого и эти "странности", элемент. проблемы в др. отраслях или проектах.
Аватар пользователя Пацреот
Пацреот
26 октября 2016
Было бы чего по нему возить.Ну все равно окупится. Через10тыс. лет)
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
26 октября 2016
Цицеронову на 16:53 от 26.10.16. Слишком простое объяснение "цели Большинства чиновников и экспертов"...Безответственность и бесконтрольность порождают все пороки бюрократии...О Совести не упонимаю,так как Она для "россиянской" бюрократии не предусмотрена,-от слова - совсем!...
Аватар пользователя Гайворон
Гайворон
27 октября 2016
Оказывается, только один президент РФ разбирается во всех проблемах, остальные записывают в блокнот...
Аватар пользователя прохожий
прохожий
27 октября 2016
Автор правильно поднял вопрос о системном развитии хозяйственных субъектов. Только далеко до такого системного и взвешенного подхода при существующей системе управления экономикой государства (кабинет министров и прочие). Краеугольным камнем остаётся "осваивание бюджета",- то есть разграбления, при нулевом присмотре и ответственности. (друзья чубайсы, вексельберги, ротенберги и иже с ними). Политическая необходимость расширяет и облегчает затянувшееся действо казнокрадства. ( не удивляют сотни миллионов наличкными дома у самого ответственного проверяющего)...
Аватар пользователя Евгений
Евгений
29 октября 2016
Прохожий - прав абсолютно (как и автор). Сама природа, генетика нынешней власти РФ в центре и на местах антиэкономическая-антисоциальная.
Аватар пользователя Орловский
Орловский
29 октября 2016
Крыму следовало бы стать как Ю.Осетия (или Абхазия) и включиться в РФ - ТОЛЬКО после создания в РФ принципиально иной - созидательной власти. Кстати, и санкций могло бы вообще не быть (после Ю.Осетии и Абхазии их не было).
Аватар пользователя Сергей Финченко
Сергей Финченко
03 ноября 2016
Орловский - редчайшее, но разумнейшее замечание! Действительно, было б намного проще, если бы не спешили с присоединением. Крым бы тогда возглавил сопротивление и паровозиком притащил бы еще несколько губерний в Россию.. И не надо было бы ходить в Крым по воде!!!
Аватар пользователя Евсей Бельмесов
Евсей Бельмесов
09 ноября 2016
А, так моста недостаточно, еще строить и строить, да? Ай, печаль какая... Забавные вы люди. Зубры Госплана пятидесятых, за десять лет до того сумевшие переместить и наладить работу промышленности, рассчитали, что развитие Крыма невозможно без днепровской воды, без украинской энергетики и транспорта. Не задавались вопросом: почему при царе-батюшке для постоянного поселения в Крыму нужно было испрашивать дозволения у таврийского губернатора? А потому что воды в Крыму недостаточно. Как, впрочем, и в Приазовье и Причерноморье. В блоге севастопольского фотографа Юрия Югансона выложены фото пересохших крымских водохранилищ, а в Армянске и Восточном Крыму из пробуренных в 2014 году скважин уже пошла соленая вода. А тут решили вдруг: ура, исправим несправедливость пьяницы и волюнтариста Хрущева! И что, исправили? Даже если представить, что мост сам собой вырос и построились коммуникации, то Крым все равно останется дотационным логистическим тупиком. Из российских крымских портов вывозить нечего. В то время как для Украины Крым естественный логистический узел. Одна только перевалочная компания Ахметова после аннексии Крыма уволила три с половиной тысячи работников. Это без учета портовых рабочих. Короче говоря, мы стали свидетелями грандиозного натурного эксперимента, который должен подтвердить профпригодность и компетентность советского Госплана образца 1950-1954 годов и, соответственно, никчемность и некомпетентность кремлевских "геополитиков" образца 2000-2016 года. И вишенка на тортик, цитата из Нюрнбергского обвинительного заключения, раздел "Захват Австрии": Перед Трибуналом было выдвинуто утверждение, что аннексия Авст- рии была оправдана сильным стремлением к союзу между Австрией и Германией, которое высказывалось во многих кругах. Утверждалось также, что у этих народов было много общих черт, которые делали этот союз желательным, и что в результате цель была достигнута без кро- вопролития. Эти утверждения, даже если они являются правильными, фактически не существенны потому, что факты с определенностью доказывают, что методы, применявшиеся для достижения этой цели, были методами агрес- сора. Решающим фактором была военная мощь Германии, которая готова была вступить в действие в том случае, если бы она встретила какое- нибудь сопротивление. (с)
Аватар пользователя АНС
АНС
25 октября 2016
Выстрелили себе в ногу и делаем вид, чток и было задумано.
Аватар пользователя Николай
Николай
25 октября 2016
Строит друг ВВП Ротенберг, а с друзей сложно спрашивать..
Аватар пользователя Хорунжий
Хорунжий
25 октября 2016
Вот именно: достаточно посмотреть на карту, чтобы убедиться..., но нет - нужен, оказывается, Госсовет по этим вопросам, чтобы все аккуратно записывали элементарное и давно им всем известное. Всё тот же театр, с одинанаковым сценарием.
Аватар пользователя Сергей.
Сергей.
25 октября 2016
Помойка а не ресурс!Алексей Чичкин, кандидат экономических наук.Шлёпало поди из ВШЭнки.
Аватар пользователя Анатолий Первый
Анатолий Первый
25 октября 2016
Три Ха-Ха-Ха на публикацию. Одна критика. А какие дельные предложения - ноль. Переспектива имеется.Москва не сразу строилась. Главное начать с переспективой, а кто начал? Тот кто начал строить Крымский мост, тот и будет им пользоваться.
Аватар пользователя Львович
Львович
25 октября 2016
А вам уродам завидно? Хохлы долбаные
Аватар пользователя Феофан не Грек
Феофан не Грек
25 октября 2016
...- а караван идёт. Хотя оч. много тех, кто его сдерживал прежде и тормозит сегодня. Вряд ли "патая колонна" не имеет отношения и к этим проектам.
Аватар пользователя Добродел
Добродел
26 октября 2016
ДЕЛЬНЫХ предложений? - вполне и немало. СУТЬ - нужно СИСТЕМНО всё это развивать,хотя эту азбуку снова приход. повторять (как будто её не знают специалисты...) .
Аватар пользователя Гурман
Гурман
26 октября 2016
Феофану не Греку: не расстраивайтесь, у каждого свои недостатки и достоинства. Там, на другом берегу, заколочены и припрятаны фрески тёзки Вашего, именно Грека. Может когда-нибудь и поглядим, а мнение по данному вопросу разделяю полностью уже сейчас. Отдельное спасибо за настроение!
Аватар пользователя Цицеронов
Цицеронов
26 октября 2016
Цель БОЛЬШИНСТВА чиновников и экспертов - усидеть в креслах. Оттого и эти "странности", элемент. проблемы в др. отраслях или проектах.
Аватар пользователя Пацреот
Пацреот
26 октября 2016
Было бы чего по нему возить.Ну все равно окупится. Через10тыс. лет)
Аватар пользователя Strannik 0059
Strannik 0059
26 октября 2016
Цицеронову на 16:53 от 26.10.16. Слишком простое объяснение "цели Большинства чиновников и экспертов"...Безответственность и бесконтрольность порождают все пороки бюрократии...О Совести не упонимаю,так как Она для "россиянской" бюрократии не предусмотрена,-от слова - совсем!...
Аватар пользователя Гайворон
Гайворон
27 октября 2016
Оказывается, только один президент РФ разбирается во всех проблемах, остальные записывают в блокнот...
Аватар пользователя прохожий
прохожий
27 октября 2016
Автор правильно поднял вопрос о системном развитии хозяйственных субъектов. Только далеко до такого системного и взвешенного подхода при существующей системе управления экономикой государства (кабинет министров и прочие). Краеугольным камнем остаётся "осваивание бюджета",- то есть разграбления, при нулевом присмотре и ответственности. (друзья чубайсы, вексельберги, ротенберги и иже с ними). Политическая необходимость расширяет и облегчает затянувшееся действо казнокрадства. ( не удивляют сотни миллионов наличкными дома у самого ответственного проверяющего)...
Аватар пользователя Евгений
Евгений
29 октября 2016
Прохожий - прав абсолютно (как и автор). Сама природа, генетика нынешней власти РФ в центре и на местах антиэкономическая-антисоциальная.
Аватар пользователя Орловский
Орловский
29 октября 2016
Крыму следовало бы стать как Ю.Осетия (или Абхазия) и включиться в РФ - ТОЛЬКО после создания в РФ принципиально иной - созидательной власти. Кстати, и санкций могло бы вообще не быть (после Ю.Осетии и Абхазии их не было).
Аватар пользователя Сергей Финченко
Сергей Финченко
03 ноября 2016
Орловский - редчайшее, но разумнейшее замечание! Действительно, было б намного проще, если бы не спешили с присоединением. Крым бы тогда возглавил сопротивление и паровозиком притащил бы еще несколько губерний в Россию.. И не надо было бы ходить в Крым по воде!!!
Аватар пользователя Евсей Бельмесов
Евсей Бельмесов
09 ноября 2016
А, так моста недостаточно, еще строить и строить, да? Ай, печаль какая... Забавные вы люди. Зубры Госплана пятидесятых, за десять лет до того сумевшие переместить и наладить работу промышленности, рассчитали, что развитие Крыма невозможно без днепровской воды, без украинской энергетики и транспорта. Не задавались вопросом: почему при царе-батюшке для постоянного поселения в Крыму нужно было испрашивать дозволения у таврийского губернатора? А потому что воды в Крыму недостаточно. Как, впрочем, и в Приазовье и Причерноморье. В блоге севастопольского фотографа Юрия Югансона выложены фото пересохших крымских водохранилищ, а в Армянске и Восточном Крыму из пробуренных в 2014 году скважин уже пошла соленая вода. А тут решили вдруг: ура, исправим несправедливость пьяницы и волюнтариста Хрущева! И что, исправили? Даже если представить, что мост сам собой вырос и построились коммуникации, то Крым все равно останется дотационным логистическим тупиком. Из российских крымских портов вывозить нечего. В то время как для Украины Крым естественный логистический узел. Одна только перевалочная компания Ахметова после аннексии Крыма уволила три с половиной тысячи работников. Это без учета портовых рабочих. Короче говоря, мы стали свидетелями грандиозного натурного эксперимента, который должен подтвердить профпригодность и компетентность советского Госплана образца 1950-1954 годов и, соответственно, никчемность и некомпетентность кремлевских "геополитиков" образца 2000-2016 года. И вишенка на тортик, цитата из Нюрнбергского обвинительного заключения, раздел "Захват Австрии": Перед Трибуналом было выдвинуто утверждение, что аннексия Авст- рии была оправдана сильным стремлением к союзу между Австрией и Германией, которое высказывалось во многих кругах. Утверждалось также, что у этих народов было много общих черт, которые делали этот союз желательным, и что в результате цель была достигнута без кро- вопролития. Эти утверждения, даже если они являются правильными, фактически не существенны потому, что факты с определенностью доказывают, что методы, применявшиеся для достижения этой цели, были методами агрес- сора. Решающим фактором была военная мощь Германии, которая готова была вступить в действие в том случае, если бы она встретила какое- нибудь сопротивление. (с)

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...