Версия для печати

Полет вслепую

Трифонов Николай
20-24 ноября в Москве состоялся методический сбор, в работе которого приняли участие руководители органов безопасности полетов Министерства обороны РФ, федеральных органов государственной власти и других, имеющих в своем ведении воздушные суда. А также представители военных ведомств Республики Беларусь, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, Украины. Одна из главных задач - поиск и выработка предложений и рекомендаций, направленных на решение проблем обеспечения безопасности полетов, предотвращение аварийности на государственных воздушных судах. На сборе выступил первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов.


ЕЖЕГОДНЫЙ УЩЕРБ ОТ ПОТЕРЬ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В РОССИИ ПРЕВЫШАЕТ ТРИ МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ


20-24 ноября в Москве состоялся методический сбор, в работе которого приняли участие руководители органов безопасности полетов Министерства обороны РФ, федеральных органов государственной власти и других, имеющих в своем ведении воздушные суда. А также представители военных ведомств Республики Беларусь, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Узбекистана, Украины. Одна из главных задач - поиск и выработка предложений и рекомендаций, направленных на решение проблем обеспечения безопасности полетов, предотвращение аварийности на государственных воздушных судах. На сборе выступил первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов.
{{direct_hor}}
Вряд ли надо говорить об актуальности и острейшей необходимости данного мероприятия. Ни для кого уже не секрет: уровень безопасности полетов в Российской Федерации за последние 15 лет подошел к критической черте. Отечественный авиапром похож на тяжелобольного человека. Самолеты летают с контрафактными запчастями. Профессиональная подготовка и переподготовка летчиков в ряде авиакомпаний ведется из рук вон плохо. А инструкции и правила по безопасности полетов нарушают все, кому только не лень, не неся при этом особой ответственности. Конечно, прежде всего это характерно для частных авиакомпаний.

Ведомственная разобщенность, отсутствие должного контроля со стороны государства - одна из главных причин низкого уровня обеспечения безопасности полетов. И дальше так продолжаться не может. Эту простую истину, похоже, наконец осознали все. Вот только кардинально изменить ситуацию, судя по всему, уже не так просто. Даже вложенные миллиарды сразу не заработают. Именно об этом недавно говорил с тревогой и болью в интервью "Военно-промышленному курьеру" первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Василий Ключенок. И вот теперь эта тема уже зазвучала на столь представительном форуме в масштабах СНГ, естественно, через призму безопасности полетов военной авиации. Добавим, что столь представительное мероприятие данной направленности проводилось впервые.

"Тема безопасности полетов государственной авиации, в частности военной, актуальна не только для силовых ведомств России и государств СНГ, но и для всей нашей авиации, - сразу заострил внимание участников сбора Александр Белоусов. - В последнее время, особенно в этом году, много было различных инцидентов, связанных с безопасностью полетов. Самое серьезное внимание обратил на это и президент Владимир Путин". Проблем действительно хватает, и они должны решаться, так как от этого зависит жизнь наших сограждан. Многое тут связано со своевременным принятием необходимых мер по снижению аварийности воздушных судов. Решение этой задачи требует активной, целенаправленной работы руководителей и авиационных специалистов всех уровней. Но пока эта работа не всегда эффективна и последовательна. В результате инцидентов в воздухе и на земле у военных не становится меньше. Ежегодно - более 15 катастроф и аварий. В 2006 г., например, произошло 16 авиационных происшествий. Погибли одиннадцать членов экипажей и десять пассажиров. Потеряно 11 самолетов и 5 вертолетов.

Текущий год оказался особенно показательным. Количество катастроф и погибших в них людей, если сравнивать с 2005 г., увеличилось. В среднем ежегодный ущерб от потерь воздушных судов, авиационного персонала государственной (военной) авиации РФ и затрат на проведение расследований превышает 3 млрд. рублей. Не говоря уже о моральном уроне от авиационных происшествий. На состояние аварийности продолжают оказывать негативное влияние и общие проблемы авиации. Они рассматривались в октябре 2006 г. на совещании у заместителя председателя правительства - министра обороны РФ Сергея Иванова. А также на заседании "круглого стола" в Государственной Думе и Совете Федерации. О них доложили правительству РФ, проинформировали президента страны. Но их решение в немалой мере зависит от организаторской деятельности руководящих должностных лиц, подчеркнул Александр Белоусов. Безответственность некоторых из них в организации жизни и деятельности войск, по мнению докладчика, и приводит к гибели личного состава.

Так, в большинстве случаев причины авиапроисшествий обусловлены проявлением человеческого фактора. То есть в первую очередь различными нарушениями при организации, производстве, управлении и обеспечении полетов. В том числе пренебрежительным отношением руководителей к требованиям служебных документов. Например, в ходе плановых проверок воинских частей комплексными группами Службы безопасности полетов авиации, а также при расследовании авиапроисшествий выявляются одни и те же недостатки в организации повседневной деятельности должностных лиц. Профилактическая работа по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов в объединениях по-прежнему проводится на недостаточном методическом уровне. Поэтому и эффективность таких мероприятий низка.

Кое-где отсутствует система доведения до войск планов устранения недостатков, выявленных в ходе проверок состояния безопасности полетов. А ошибки и упущения, непрофессионализм, неисполнительность оправдываются неудовлетворительным материально-техническим обеспечением. Следует помнить: ничто так не подрывает безопасности полетов, как снижение роли руководителей авиационных структур, отсутствие контроля за исполнением должностных обязанностей, личного примера командира.

В ряде объединений начальники управлений авиации, заместители командующих объединениями по авиации, начальники отделов боевой подготовки, штурманские службы остаются в некоторой степени сторонними наблюдателями. Александр Белоусов привел такой пример. 11 сентября 2006 г. при выполнении воздушной перевозки руководящего состава командир экипажа вертолета Ми-8МТ, заместитель командира 332-го отдельного вертолетного полка, самостоятельно изменил маршрут полета. В результате вертолет после взлета вошел в зону низкой облачности и столкнулся с горным склоном. 2 члена экипажа и 9 пассажиров погибли. В ходе расследования было установлено, что должностные лица, в частности управления начальника авиации ВВС, штурманских служб ВВС и управления армии ВВС и ПВО, не организовали контроля за соблюдением требований об уровне подготовки летного состава, не приняли достаточных мер по обеспечению безопасности полетов в штурманском отношении. Бывший начальник авиации, заместитель командующего 6-й армией ВВС и ПВО по авиации генерал-майор Сахабутдинов контроль за организацией подготовки авиационного состава, убывающего по замене в отдельный вертолетный полк группировки в Чечню, осуществлял неудовлетворительно.

Все это говорит о том, что неукоснительная исполнительность и настоящая, а не показная обеспокоенность за каждый полет еще не стали нормой нашей жизни. "Увы, подобное можно встретить и в авиации Военно-морского флота, - отметил генерал-полковник Белоусов. - Что также является результатом неудовлетворительной работы командиров авиационных частей и руководящих должностных лиц вышестоящих органов военного управления ВМФ". Так, в ВВС и ПВО ВМФ в 2006 г. произошли 2 аварии и одна катастрофа (Су-24 ВВС и ПВО Балтийского флота при выполнении демонстрационных полетов в Калининградском особом районе). При ее расследовании установлено, что ответственный за показ начальник ВВС и ПВО флота, заместитель командующего БФ по авиации и ПВО состоянием метеорологической и воздушной обстановки в районе выполнения полетов в полной мере не владел, должный контроль за условиями демонстрационного полета не осуществлял. А командир 4-го морского штурмового авиационного полка ВВС и ПВО БФ принял необоснованное решение на выполнение демонстрационного полета в составе 4 самолетов Су-24 без учета фактического состояния погоды.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция роста количества авиационных происшествий и в связи с неисправностью авиатехники. Например, исправность авиатехники на сегодняшний день не превышает 40% от ее штатной численности. В результате нарушений, допускаемых авиационным персоналом в эксплуатации и при ремонте техники, а также из-за неудовлетворительного аэродромно-технического обеспечения полетов ежегодно досрочно снимается с эксплуатации более 50 авиационных двигателей. Медленно идет работа и по приведению нормативно-правовой базы в соответствие с воздушным законодательством Российской Федерации. Необходимо активизировать работу в данной области. Первый заместитель министра обороны считает, что надо активнее искать взаимопонимание между владельцами воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации. Надо находить точки соприкосновения, а не отчуждения.

В основу обеспечения безопасности полетов должна быть положена профилактика предупреждения аварийности, выявление и устранение опасных факторов. Это должно осуществляться в первую очередь на основе постоянного и конкретного анализа фактического состояния дел и принятия упреждающих мер. А выявленные нарушения немедленно устраняться. Что позволит реально влиять на снижение количества аварий и катастроф.

К положительным тенденциям последнего времени можно отнести пристальное внимание президента и правительства Российской Федерации к проблемам аварийности в государственной авиации. А также, как отметил Александр Белоусов, активное взаимодействие между авиационными структурами министерств и ведомств государственной авиации, привлечение к решению проблем обеспечения безопасности полетов научного потенциала, разработку и реализацию целого комплекса государственных целевых программ в сфере безопасности полетов.

...На сборе были выработаны предложения по обеспечению безопасности полетов воздушных судов государственной авиации. Уточнен порядок надзора за деятельностью авиационного персонала, проведением расследований авиапроисшествий и инцидентов. Была представлена Концепция создания и развертывания аэродромно-навигационной системы России, которая утверждена 6 октября 2006 г. В целом же состоялся хороший обмен мнениями и опытом. И в заключение первый заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Александр Белоусов выразил надежду, что проделанная работа позволит наладить между всеми заинтересованными ведомствами и структурами более тесное взаимодействие и сотрудничество, поможет сделать органы безопасности полетов государственной авиации единым организмом. И решающую роль в этом будет играть кадровый отбор в соответствующие органы знающих, принципиальных, ответственных специалистов.

Николай ТРИФОНОВ

Опубликовано в выпуске № 46 (162) за 29 ноября 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц