Версия для печати

Космическая программа должна стать национальным проектом

Ходаков Владимир
Наконец-то стала вырисовываться стратегическая линия современной России. Приоритетными признаны четыре национальные программы - по развитию сельского хозяйства, здравоохранения, образования, ЖКХ. Они будут реализовываться на базе принятой топливно-энергетической концепции в стране. По словам ушедшего в отставку помощника президента по экономическим вопросам А. Илларионова, выбран венесуэльский вариант построения модели государства. Хорошо это или плохо? Что необходимо сделать, чтобы заявленные национальные программы были претворены в жизнь? Попробуем ответить на эти вопросы.


ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ, ВСТАВ НА КОТОРЫЙ МОЖНО ВЕРНУТЬ БЫЛОЕ ВЕЛИЧИЕ СТРАНЫ


Наконец-то стала вырисовываться стратегическая линия современной России. Приоритетными признаны четыре национальные программы - по развитию сельского хозяйства, здравоохранения, образования, ЖКХ. Они будут реализовываться на базе принятой топливно-энергетической концепции в стране. По словам ушедшего в отставку помощника президента по экономическим вопросам А. Илларионова, выбран венесуэльский вариант построения модели государства. Хорошо это или плохо? Что необходимо сделать, чтобы заявленные национальные программы были претворены в жизнь? Попробуем ответить на эти вопросы.
{{direct_hor}}
Не хотелось бы вдаваться в политику и выяснять, что она дает в условиях, когда ориентация идет на корпоративное управление, обусловленное огромными энергоресурсами и высокими мировыми ценами на них. Многим уже понятно, что именно этим обусловлено и укрепление места России в большой восьмерке. Это подтверждается сравнением запланированных расходов в текущем году на национальные проекты (около 150 млрд. руб.) с выделенными уже в 2005 г. тратами госкомпаний, занятых в сфере энергоресурсов, на новые активы (около 700 млрд. рублей).

В этом плане проясняется и назначение, вопреки мнению и к удивлению всех специалистов атомной отрасли, руководителем Росатома непрофессионала. Конечно, здесь необходимо учитывать, что во всем мире все в большей и большей степени возрастает потребление энергии. И объем атомной энергетики будет составлять около 20-30% от общего нарабатываемого объема электроэнергии. А для этого необходимо строительство только в России для новых электростанций 40 реакторов до 2030 года. Здесь необходимо вспомнить, что за 20 последних лет российские специалисты смогли возвести лишь три реактора за рубежом и достроить еще три в России. Более того, наша страна добывает сейчас 3000 тонн урановой руды вместо потребных 15 тыс. тонн. Ведь мы потеряли рудники Казахстана, Киргизии и Узбекистана после развала Союза, а за истекший период не занимались разведкой и разработкой новых месторождений. Да и могущественная строительная инфраструктура бывшего Среднемаша уже не та. Конечно, здесь идет речь об огромных капиталовложениях и их распределении. Но нельзя забывать и о том, что в атомной промышленности самое главное - безопасность. Нельзя забывать Чернобыльскую катастрофу.

Это удивительно и потому, что некоторые известные в стране люди обращали внимание на необходимость привлечения к решению проблемных вопросов именно специалистов. Так, известный детский врач Рошаль говорил, что здравоохранение в стране должен возглавлять врач! Лауреат Нобелевской премии академик Гинзбург, обсуждая современную проблему реформирования Российской академии наук, заявил, что управление в фундаментальной науке может осуществляться только ее представителями. И в качестве примера вспомнил Курчатова, Вавилова, Келдыша.

В нынешней ситуации опять складывается обстановка, когда нет места развитию промышленности. Объем промышленного производства снизился (на тот же период прошлого года) на 4%. Да и в составе высшего руководства нет конкретного человека, отвечающего за ее развитие. Памятно знаменитое заседание правительства, когда рассматривался вопрос о состоянии авиационной промышленности, ее отставании и неконкурентоспособности на мировом рынке. Долго искали кандидатуру нового руководителя и остановились на директоре департамента ОПК Минпромэнерго. Да, Ю. Коптев - крупный специалист в области ракетной промышленности, но ведь речь шла о судьбе отечественной авиации! Здесь надо было заслушать головных исполнителей - генеральных разработчиков авиационной техники, отвечающих за ее развитие. Только в сентябре т.г., при повторном рассмотрении этого вопроса, премьер-министр М.Е. Фрадков подверг резкой критике за недостаточно профессиональный подход к авиационной отрасли промышленности со стороны Минпромэнерго. Однако В. Христенко и Г. Греф вновь стали объяснять, что параметры поддержки авиационной отрасли на 2006 г. и на период до 2008 г. в основном согласованы, что одобрена стратегия развития авиапрома на 2006-20015 гг., принято решение о создании объединенной авиационной компании и т.п. Только ни слова не было сказано о выводе авиапрома из кризиса. А для этого требуется как минимум 60-70 млрд. рублей. Не известно, чем в конце концов может закончиться такая политика, но М.Е. Фрадков поручил Минпромэнерго представить сетевой график по развитию авиапрома РФ. Остается только надеяться:

Также было и при обсуждении программы по нанотехнологиям, где не было специалистов, которые смогли бы объяснить, что это такое и что это дает, почему все развитые страны вкладывают огромные деньги в развитие этого направления технологий. Общемировые затраты на нанотехнологические проекты сейчас превышают 9 млрд. долларов. На долю США приходится примерно треть всех мировых инвестиций в нанотехнологии. Все поняли - основной докладчик был М.Е. Фрадков. Он говорил, что это важно, что надо готовиться к выговорам и наградам. А г-н Греф как основной оппонент объяснял, что денег в бюджете нет, да и программу надо дорабатывать. Вот уровень решения! Промышленностью должен заниматься не департамент, а целое министерство, так же, как это делается по руководству силовыми структурами, МЧС и другими, подобными им, министерствами. Развитие промышленности - это не менее важная государственная задача. От ее уровня зависит и авиация, и космонавтика, и атомная энергетика, и информационная индустрия, и все виды транспорта, и сельскохозяйственное машиностроение, и строительство, и, в конце концов, социально-бытовая обустроенность людей. Но самое главное - безопасность страны. Надо суметь защитить свои ресурсы в современном, раздираемом противоречиями мире. А обеспечить это может только сильная армия, которая должна иметь на вооружении передовую технику. То есть иметь достаточно развитую промышленность, передовое, основанное на передовых технологиях машиностроение. В настоящее время в развитых странах объем продукции машиностроения в общем объеме производства составляет: в Англии - 39,6%, в США - 46%, в Японии - 51,6%, в Германии - 53,6% и даже в Китае - 35%. В России же этот показатель составляет только около 20%. Да, России сейчас приходится перестраивать свою экономику, сложившуюся в ХХ веке - веке организаций, плановой экономики. Но Китай, например, справился со своими проблемами, представляя собой удачный пример мягкой и эффективной децентрализации. Он создавал новое производство рядом с тем, что было. Китай действовал осознанно, затратив огромные средства на подготовку инженерных кадров, технологов новой индустрии, от которой отказались более развитые страны и до которой не дотягиваются страны, менее развитые. Сейчас Китай производит практически все, что можно производить в рамках освоенных технологий. Более того, он готов обеспечить своей продукцией весь мир. В России по-прежнему эксплуатируется достаточно высокоразвитая, но старая базовая инфраструктура. Пока цены на нефть высокие, стоит проблема - куда и на что тратить заработанные от ее продажи деньги. Может быть, для развития страны использовать еще достаточно высокие технологии нашей "оборонки" (ОПК)? Выбрать и освоить в ее недрах наиболее перспективные, для того чтобы в последующем занять какие-то ниши на мировом рынке. 17 сентября президент России В.В. Путин провел заседание президентского совета по науке, технологиям и образованию в подмосковном Зеленограде - центре отечественной электронной промышленности. Говорил вновь о том, что в промышленности все как было, так и осталось. На исследования предприятия продолжают расходовать менее процента от стоимости продукции, на лицензии и патенты тратится менее двух процентов средств, приобретаются не технологии, а машины и оборудование.

Сейчас много говорится о будущем космонавтики, которая бурно развивается во всем мире: промышленном освоении околоземного пространства, освоении Луны, Марса и далее - всего ближнего космоса в интересах решения задач земного народонаселения, улучшения его благосостояния и безопасности. У нас тяжелое положение с орбитальными группировками для дистанционного зондирования Земли, метеорологии, навигации, решения отдельных научных задач. Но это более или менее можно будет решить, если реализовать Федеральную космическую программу, обеспечив предусмотренное финансирование. Но как двинуть пилотируемую космонавтику, фундаментальный научный космос, который практически исчез? Заслушав с большим интересом последние выступления президента и генерального конструктора РКК "Энергия" Н.Н. Севастьянова о перспективах (концепции) пилотируемой космонавтики, в том числе лунной экспедиции, создании на Луне базы для добывания на ее поверхности полезных ископаемых, поразился, как можно решать задачи ХХI века на старых технологиях, без обновления оборудования сегодняшней отсталой российской промышленности. И это без учета того, что у нас серьезно отстают такие отрасли, как электроника, приборостроение, информационная и телекоммуникационная индустрия, разрушена испытательная база, практически исчезла отраслевая наука.

Еще раз посмотрите - весь научный мир стремится к вершинам познания Вселенной, ее структуры и, как следствие, получению новых ресурсов и видов энергии для земной цивилизации. Ведь с нами своими открытиями и создаваемыми на их базе новейшими технологиями никто делиться не будет, так как там нет нашего вклада. Может быть, новые задачи космонавтики смогут развернуть вектор будущего развития страны в сторону увеличения передового промышленного производства.

США определились с программой освоения Луны, полетом на Марс. Выбрали фирму, которая займется созданием межпланетных кораблей нового поколения и новых тяжелых ракет-носителей для них, определили объемы и порядок финансирования этих работ. Нельзя не видеть, что США стремятся всеми силами занять все господствующие позиции в освоении космоса. Ибо это еще более укрепит их мировое господство.

Определяются со своими лунными и марсианскими проектами Китай, Индия, Европа и другие развитые страны.

Вероятно, и Россия в ближайшее время должна определиться. Утвердить свою концепцию развития пилотируемой космонавтики, определив среднесрочный этап (до 2020-2025 гг.), включающий создание новых базовых систем транспортно-технического обеспечения, и дальнесрочный этап (до 2040-2050 гг.), включающий создание внеземных научных и промышленных баз, общей стратегии реализации этой концепции (для этого Россия обладает уникальным опытом и огромным научно-техническим потенциалом в освоении космического пространства, продолжая оставаться здесь неоспоримым лидером). Изыскать источники уже сейчас необходимого объема финансирования для своевременного создания кооперации, разработки и создания российской составляющей огромных космических систем и всех элементов инфраструктуры для их обслуживания. Все это, безусловно, должно войти во всемирную международную программу. В России эта космическая программа должна стать национальным проектом. Только такой проект сможет вывести Россию на новый этап развития, поставить ее в ряд передовых стран с преуспевающей наукой, промышленностью и, как следствие, развитой экономикой.

Владимир ХОДАКОВ
лауреат Государственной премии СССР,
заслуженный машиностроитель РФ

Опубликовано в выпуске № 46 (162) за 29 ноября 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц