Версия для печати

Воскресший Севастополь

105 лет первому российскому блокбастеру «Оборона Севастополя»
Драгомиров Иван

Фильм «Оборона Севастополя» стал событием своего времени сразу по нескольким причинам. Это первый отечественный полнометражный игровой фильм, вызвавший невероятный интерес публики: картину смотрели в электротеатрах по всей империи и в некоторых из них демонстрировали под музыкальное сопровождение и даже «спецэффекты» – стрельбу, пушечные залпы изображали холостыми выстрелами за кулисами. По требованию публики сеансы порой приходилось прерывать для проветривания помещения от пороховых газов.

Фильм «Оборона Севастополя» стал событием своего времени сразу по нескольким причинам. Это первый отечественный полнометражный игровой фильм, вызвавший невероятный интерес публики: картину смотрели в электротеатрах по всей империи и в некоторых из них демонстрировали под музыкальное сопровождение и даже «спецэффекты» – стрельбу, пушечные залпы изображали холостыми выстрелами за кулисами. По требованию публики сеансы порой приходилось прерывать для проветривания помещения от пороховых газов.

Воскресший Севастополь

Энтузиаст российского синематографа и первый кинопредприниматель Александр Ханжонков вспоминал позднее, что идею снять полнометражный и одновременно сверхдорогой художественно-документальный фильм об обороне Севастополя подал первый профессиональный русский режиссер Василий Гончаров. Сюжет картины для зрителей того времени увлекателен и насыщен высокой трагедией – эпизоды героической обороны во время первого штурма города, ранение на Малаховом кургане и гибель адмирала Нахимова, подвиг матроса Кошки никого не оставляли равнодушными.

По задумке сценаристов, в фильме должны были демонстрироваться массовые батальные сцены на местах былых сражений. Чтобы масштабному проекту не чинили препятствий, требовалась высочайшая поддержка, и Ханжонков с Гончаровым ее получили: Николай II своим распоряжением привлек к работе крупнейших историков и военных консультантов того времени, которые постарались максимально точно воссоздать канву обороны города. Впервые в мире батальные сцены операторы Луи Форестье и Александр Рылло снимали сразу двумя камерами с панорамированием и сменой ракурсов. В этом фильме вообще многое стало первопроходческим: съемки с верхней точки, параллельный монтаж. Масса эпизодов снималась с высоты – атака французов и англичан, контратаки российских матросов, а сцены на Малаховом кургане, ранение Нахимова – с нижней точки. Николай II разрешил привлечь к съемкам в Севастополе регулярные армейские части. Говоря современным языком, Ханжонков и Гончаров создали первый не только в России, но и в мире блокбастер.

Одну из главных ролей в фильме – адмирала Корнилова сыграл великий Иван Мозжухин, поразивший зрителей необыкновенным портретным сходством с прославленным флотоводцем. Участие в этом фильме стало для актера большой творческой удачей. Адмирала Нахимова сыграл Андрей Громов, в образе графа Тотлебена зрители увидели набиравшего популярность Арсения Бибикова. Все они звезды ханжонковской киногруппы.

Создатели картины старались добиться максимального сходства с историческими реалиями. Места сражений и все батареи, бастионы привели в тот же вид, что и полвека назад. Ханжонков, в прошлом офицер, грамотно строил батальные сцены, а консультанты – военные и историки следили за тем, чтобы не случилось отступлений от исторической правды.

Пресыщенные современными спецэффектами зрители говорят о том, что многие сцены картины выглядят неубедительно. Но забывают, что тогда попросту не было опыта таких съемок и многие эпизоды картины «провалились». Так, например, не удалось показать весь трагизм потопления Черноморского флота. Снимать макеты в то время совсем не умели.

Особую ценность фильму придает то, что в нем запечатлены участники героической обороны города и их противники: фильм завершается документальными кадрами, показывавшими ветеранов, доживших до 1911 года. Участников боев сначала сняли группой на фоне монумента в память о Восточной (Крымской) войне, затем они встают, подходят к камере, приветствуют зрителей и уступают место товарищам.

#фильмоборонасевастополя

Опубликовано в выпуске № 45 (660) за 23 ноября 2016 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...