Версия для печати

Глубокие цели

Морские спасатели берегут традиции Эпрона
Пасякин Владимир

В конце 2016 года завершились поиски обломков затонувшего в Черном море Ту-154. Основные корабли и суда ЧФ, привлеченные к этим работам, вернулись к месту постоянной дислокации. В том числе фрегат «Адмирал Григорович» с вертолетом КА-27 на борту, средний морской танкер «Иман», флагман поисковой операции – спасательное судно (СС) «Эпрон».

В конце 2016 года завершились поиски обломков затонувшего в Черном море Ту-154. Основные корабли и суда ЧФ, привлеченные к этим работам, вернулись к месту постоянной дислокации. В том числе фрегат «Адмирал Григорович» с вертолетом КА-27 на борту, средний морской танкер «Иман», флагман поисковой операции – спасательное судно (СС) «Эпрон».

«Вернулись в Севастополь вечером 31 декабря, – рассказывает командир СС «Эпрон» капитан 3-го ранга Денис Бергс. – Как говорят, под самую елку. Хотя после случившегося настроение, по понятным причинам, было не праздничное».

В 1977 году спасатель «Эпрон» признали лучшим в ВМФ, ранее такой статус на флоте получали только боевые корабли

На экипаж легла серьезная нагрузка. Судно, несмотря на 57-летний возраст, оснащено современными телеуправляемыми необитаемыми подводными аппаратами «Тайгер», жесткими нормобарическими скафандрами «Хардсьют-1200». Все военнослужащие на «Эпроне» – контрактники. Этим объясняются их высокий профессионализм и эффективность действий.

«Именно наши водолазы под руководством заместителя командира СС «Эпрон» – начальника поисково-спасательной службы судна капитана 3-го ранга Андрея Кузнецова сумели обнаружить и поднять на борт «черные ящики» разрушенного Ту-154, – продолжает Денис Бергс. – Это сделали старшина 1-й статьи Иван Сверенюк и старший матрос Михаил Герасимко». Под контролем врача-физиолога старшего лейтенанта медицинской службы Филиппа Сазонова водолазы подняли и фрагменты тел погибших, которые доставили с моря на берег.

В ходе операции профессионально действовали мичман Владимир Никоноров, старший мичман Александр Лапин (командиры водолазных спусков), старшие матросы Денис Лабойкин и Олег Задниченко.

Судно недаром называют водолазным крейсером. Здесь воспитана плеяда прекрасных специалистов.

Глубокие цели
Фото: Владимир Пасякин

В 2015–2016 годах «Эпрон» выполнял задачи в Индийском океане. Пройдено 11 602 мили. Экипаж в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями работал по плану международного военного сотрудничества. Водолазные специалисты и поисково-спасательное оборудование «Эпрона» были задействованы для боевой подготовки подводных сил ВМС Индии. А на выставке International Fleet Review-2016 команда судна-спасателя представляла в индийском порту Вишакхапатнам Военно-морской флот России.

У корабля богатая история. «Наше судно было заложено на Николаевском заводе имени 61 коммунара весной 1957-го, – подчеркивает Денис Бергс. – Его первым командиром стал капитан 2-го ранга Иван Демидов. Тот самый, который с первого дня Великой Отечественной командовал спасательным кораблем «Сталинец», выполняя задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере».

В 1972 году моряки со спасателя «Эпрон» участвовали в снятии военного транспорта «Иргиз» с мели у острова Мармара. В 1974-м экипаж работал на месте гибели большого противолодочного корабля (БПК) «Отважный». В 1986 году поднимал тела погибших людей из отсеков затонувшего на глубине более 40 метров лайнера «Адмирал Нахимов». В 2003-м обследовал у Варны погибшую ПЛ Щ-211. Подъем с глубины и снятие с мели более двух десятков судов уже после 2000 года, освоение новейшей подводной техники – везде эпроновцы были на первых ролях.

Флагман-спасатель не раз ремонтировали, совершенствовались матчасть и водолазная техника. В 2005 году на судне был установлен малогабаритный комплекс «Тайгер». В 2011-м вместе с подводной лодкой «Алроса» команда принимала участие в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных субмарин «Болд Монарх-2011» (Испания, порт Сеута). В 2013 году – в операции по обследованию найденной у мыса Тарханкут советской подлодки Щ-216. Естественно, привлекалась к операции по подъему затопленного БПК «Очаков». Именно «Эпрон» обнаружил под Севастополем ПЛ времен Первой мировой войны проекта «Нарвал», которая, по утверждению историков, пролежала на дне Черного моря более 95 лет.

Многие десятилетия моряки с честью выполняли поставленные задачи: выручали терпящие бедствие корабли и суда, приходили на помощь экипажам аварийных подводных лодок, поднимали затонувшие суда, решали научно-исследовательские, гидротехнические и специальные задачи, обеспечивали тренировки космонавтов в Черном море. В 1977 году «Эпрон» был признан лучшим в ВМФ СССР. Ранее такой статус получали только боевые корабли.

«Если говорить об Управлении поисковых и аварийно-спасательных работ в целом, то оно приняло боевую и трудовую эстафету от легендарной ЭПРОН – экспедиции подводных работ особого назначения, созданной на основе декрета Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года «О работах по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях», – напоминает заместитель начальника УПАСР ЧФ капитан 1-го ранга Сергей Игнатов.

За девять с половиной десятилетий организация морских спасателей прошла большой путь. Как бы она ни называлась: в 20 и 30-е годы – ЭПРОН, в 40-е – аварийно-спасательная служба (АСС), в 70-е – поисково-спасательная (ПСС) и, наконец, сегодня – УПАСР – всегда была символом трудового героизма.

Черноморские спасатели бережно сохраняют то, что получили от предшественников. Осваивают новые суда («Профессор Николай Муру»), современные комплексы. Телеуправляемый подводный аппарат «Пантера плюс» способен работать на глубине до тысячи метров. Оснащен двумя механическими манипуляторами, на них можно разместить тросорезы и циркулярную пилу для работы со сложными конструкциями толщиной до 90 миллиметров. Аппарат имеет систему автоматического удержания глубины, эхолот, комплекс спутникового позиционирования, устройство для размыва грунта. Наблюдать за его действиями операторы могут с помощью двух управляемых телекамер повышенной светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами, а также видеокамеры заднего обзора.

Впрочем, сегодня «Пантера плюс» уже вчерашний день. Глубоководный водолазный комплекс ГВК-450, которым оснащено самое современное спасательное судно «Игорь Белоусов» Тихоокеанского флота, открывает огромные возможности. Наступит время, и на смену изрядно послужившим СС «Эпрон» и «Коммуна» придут более совершенные спасательные суда. Но продолжатся славные традиции черноморских спасателей.

Владимир Пасякин,
корреспондент «ВПК» (Севастополь)

#эпрон

Опубликовано в выпуске № 2 (666) за 18 января 2017 года

Аватар пользователя Скептик
Скептик
20 января 2017
Лицемерно умолчали, что ГВК-450- зарубежного производства. Там только шильдик "Тетис-Про"...И это на нашем ВМФ!
Аватар пользователя Скептик
Скептик
20 января 2017
Лицемерно умолчали, что ГВК-450- зарубежного производства. Там только шильдик "Тетис-Про"...И это на нашем ВМФ!

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц