Версия для печати

Техника закаливания

Минобороны проводит испытательный пробег в экстремальных условиях моря Лаптевых
Иванов Павел

Российское военное ведомство начало уникальные испытания. Перспективные образцы российской автомобильной и бронетанковой техники пройдут в сложнейших условиях Арктики две тысячи километров.

Российское военное ведомство начало уникальные испытания. Перспективные образцы российской автомобильной и бронетанковой техники пройдут в сложнейших условиях Арктики две тысячи километров.

Маршрут лежит от Тикси в Якутии до военной базы на острове Котельный. Передвигаться придется не только по покрытой снегом тундре, но и по льду моря Лаптевых.

Арктический конвой должен стать рутинной работой с гарантированным результатом

Задача арктического марша не ограничивается испытаниями гусеничных и колесных вездеходов. На маршруте в реальных и весьма жестких условиях будут проверены специальные жилые контейнеры, мобильные ремонтные мастерские, каркасно-надувные быстровозводимые палатки.

Арктический регион уже давно занимает важнейшее место в военной политике Российской Федерации, здесь постоянно проводятся маневры мотострелковых войск и морской пехоты, походы кораблей, учебно-боевые вылеты авиации. Теперь пройдет и автомобильный марш.

Обкатка Арктикой образцов вооружения, военной техники и различного имущества лишь часть задачи. По сути будут проводиться обширные комплексные исследования.

К Арктике есть вопросы

Каждый год российская военная и гражданская инфраструктура в Арктике усложняется, в дополнение к старым советским объектам создаются новые.

Техника закаливания
Фото: politrussia.com

Как пример можно привести «Северный клевер» – уникальную базу, недавно построенную на Котельном. Аналогичный городок – «Арктический трилистник» возводится на Земле Александры.

«Клевер» – интегрированный комплекс с полностью замкнутым циклом – начиная от канализации и отопления и заканчивая зимним садом для рекреации личного состава. В нем комфортно размещаются около полутора сотен военнослужащих, обслуживающих сложное вооружение и военную технику – зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», противокорабельные «Балы», радиолокаторы. Личный состав постоянно отрабатывает различные учебно-боевые задачи. Но какой бы совершенной и автономной ни была база, она все равно зависит от возобновляемых запасов. Традиционно завоз необходимых средств проводится кораблями в летне-осеннюю навигацию. А срочные перевозки осуществляются вертолетами с аэродрома Тикси. Но воздушный мост дорог и весьма зависим от погоды, которая на севере меняется по десять раз на дню.

Понятно, что в угрожаемый период жизнеспособность таких стратегически важных объектов не должна зависеть от погоды. Поэтому еще несколько лет назад у специалистов Минобороны появилась идея проложить на арктические острова наземные маршруты-зимники. Да, путь неблизкий, дорога займет несколько дней. Но все же на автомобильной технике удается перевезти гораздо больше людей и имущества, чем на вертолетах. Так же можно перемещать новые зенитные и береговые ракетные комплексы и другую технику.

На первый взгляд, идея таких маршрутов выглядит несколько нереалистично. Сложные погодные условия, ветер до 35 метров в секунду, а также морозы до минус 60. Зато в отличие от зимников в Якутии и на Колыме путь на Котельный имеет ряд преимуществ. Дорога идет не по сложному рельефу, а по ровному льду моря Лаптевых. Благодаря этому техника может поддерживать достаточно большую скорость и продолжать движение даже в неблагоприятных погодных условиях.

Но понятно, что в такой сложный маршрут обыкновенные грузовики батальонов, полков и бригад материального обеспечения не пойдут. Нужна другая техника подвоза. А также подвижные ремонтные мастерские, мобильные места отдыха и столовые – арктический конвой должен стать пусть и тяжелой, но досконально просчитанной работой с гарантированным результатом.

Можно предположить, что для нынешнего арктического пробега столь сложный маршрут (от Тикси до Котельного по льду моря, через несколько лежащих по пути островов) выбран не случайно. Скорее всего поставлена задача разведать трассу, найти места для привалов, ночевок, размещения стационарных пунктов обеспечения. Не исключено, что будут изучены пути и до планируемых объектов Минобороны, которые возможно в ближайшее время появятся в Арктике. Нельзя забывать, что помимо обитаемых военных баз российское военное ведомство будет разворачивать автономные пункты. Их также необходимо обслуживать независимо от времени года.

Олени XXI века

В настоящее время в Сухопутных войсках России активно создаются арктические мотострелковые подразделения. В частности, в этом году высокой степени боеготовности достигла 80-я арктическая бригада, базирующаяся в Алакуртти. В скором времени на Чукотке появится дивизия береговой обороны. А в уссурийском Дальневосточном общевойсковом командном училище уже несколько лет готовят лейтенантов для арктических подразделений.

Понятно, что заполярным мотострелкам не подойдут обычные БМП-2 и БМП-3, бронетранспортеры БТР-82. Пока бойцы 80-й омсбр передвигаются на тягачах МТЛБ. Но, как признаются в военном ведомстве, «мотолыга» (так именуют тягач в войсках) для арктических подразделений – явление временное, нужна техника совершенно другого уровня. Требуются более вместительные машины, чтобы перевозить не только солдат, но и палатки, запасы продовольствия. Также в случае необходимости машина должна обеспечить комфортное проживание внутри. При этом тяжелым вооружением – автоматическими пушками, противотанковыми ракетными комплексами – можно пожертвовать, ограничившись крупнокалиберным пулеметом или автоматическим гранатометом.

Лучше всего на роль боевой машины арктических стрелков претендуют транспортеры ДТ-10 и ДТ-30П, которые изначально создавались для арктических регионов. В настоящее время некоторое количество этих машин эксплуатируется в 80-й омсбр и на острове Котельном. На их базе разработаны шасси для зенитно-ракетных комплексов «Тор».

Сейчас же на марше идут специально доработанные по требованиям российского военного ведомства ДТ-10 и ДТ-30. Это уже не просто транспортеры, а многофункциональные машины. В частности, в кузове одной машины едет уникальный жилой контейнер корпорации «Проект-Техника». В нем с комфортом могут разместиться несколько военнослужащих с полным снаряжением и провести там несколько суток.

Также в пробеге приняли участие вездеходы ТРЭКОЛ («ТРанспорт ЭКОЛогический»), произведенные одноименной компанией. Причем и эти машины были доработаны по требованиям военного ведомства. Вездеходы ТРЭКОЛ неоднократно участвовали в различных военных выставках и показах. Несколько машин уже эксплуатируется оборонным ведомством.

Можно предположить, что нынешний марш позволит окончательно определиться с тем, на каких машинах российские арктические стрелки пойдут в бой, а на каких повезут свои запасы.

Нынешний марш – уникальное мероприятие. Оно показывает, что к освоению Арктики Россия проходит комплексно. Уже понятно, что военные пришли в Заполярье надолго и потому всю необходимую там инфраструктуру создают основательно.

#ДТ-10 #ДТ-30 #«ТРЭКОЛ» #остров Котельный #«Арктический трилистник»

Опубликовано в выпуске № 7 (671) за 22 февраля 2017 года

Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2017
а маленькие для деревни Вечный бизнес таких вездеходов да на поток с отечественными запчастями СКАЗКА в ЖИЗНЬ
Аватар пользователя сергей
сергей
21 февраля 2017
такие вездиходы будут на много дешевле всех малых дорог РОССИИ и ЗИМОЙ и ЛЕТОМ и ВЕСНОЙ и ОСЕНЬЮ а по сложности должны соперничать с ТЕЛЕГОЙ а в управлении с ВЕЛОСИПЕДОИ
Аватар пользователя Николай
Николай
25 февраля 2017
Вес Северный Путь пустить по двухпутной высоковольтной линии ЛЭП : пустить на электротяге по трос-кабелю контактно и бес контактно самолёты, экранопланы, вертолёты, суда на воздушной подушке в сцепке со спаренным дирижаблем которые домчатся аж до Северного Полюса (и другие).Главное будет безопасность людей и экология Севера .
Аватар пользователя Гость
Гость
21 февраля 2017
а маленькие для деревни Вечный бизнес таких вездеходов да на поток с отечественными запчастями СКАЗКА в ЖИЗНЬ
Аватар пользователя сергей
сергей
21 февраля 2017
такие вездиходы будут на много дешевле всех малых дорог РОССИИ и ЗИМОЙ и ЛЕТОМ и ВЕСНОЙ и ОСЕНЬЮ а по сложности должны соперничать с ТЕЛЕГОЙ а в управлении с ВЕЛОСИПЕДОИ
Аватар пользователя Николай
Николай
25 февраля 2017
Вес Северный Путь пустить по двухпутной высоковольтной линии ЛЭП : пустить на электротяге по трос-кабелю контактно и бес контактно самолёты, экранопланы, вертолёты, суда на воздушной подушке в сцепке со спаренным дирижаблем которые домчатся аж до Северного Полюса (и другие).Главное будет безопасность людей и экология Севера .
 

 

 

 

 

Вниманию читателей «ВПК»
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц