Версия для печати

"Нельзя отбрасывать старое, не создав нового"

Мамедов Джасур
Сегодняшний собеседник "ВПК" - член постоянной комиссии Милли меджлиса по вопросам обороны и безопасности Панах ГУСЕЙН. В ходе разговора мы попытались внести ясность в сегодняшние отношения между азербайджанским парламентом и армией. Это особенно важно в плане перехода военной организации государства на стандарты НАТО.


ЕСТЬ ВОПРОСЫ, В КОТОРЫХ НЕОБХОДИМ СИНТЕЗ ВОЕННЫХ СТАНДАРТОВ СССР И НАТО


Сегодняшний собеседник "ВПК" - член постоянной комиссии Милли меджлиса по вопросам обороны и безопасности Панах ГУСЕЙН. В ходе разговора мы попытались внести ясность в сегодняшние отношения между азербайджанским парламентом и армией. Это особенно важно в плане перехода военной организации государства на стандарты НАТО.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ГУСЕЙН Панах Чодар оглу


Панах Чодар оглу ГУСЕЙН
Родился в 1957 г. в Сабирабадском районе. В 1980 г. окончил исторический факультет Азербайджанского государственного университета. Работал в Институте философии и права Академии наук. В 1992-1993 гг. занимал посты государственного секретаря и премьер-министра Азербайджанской Республики. В 2005 г. был избран депутатом Милли меджлиса. Член постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности. Женат, имеет троих детей.


- Господин Гусейн, некоторое время назад вы по собственной инициативе перешли из постоянной комиссии Милли меджлиса по природным ресурсам, энергетике и экологии в комиссию по обороне и безопасности. Чем вызван этот шаг?

- Сегодня в Азербайджане, как и во всем мире, вопросы безопасности приобретают все большее значение. Обратите внимание, сегодня даже демократические процессы проходят под лозунгами и идеями безопасности. В то же время хочу отметить, что ныне по важности вопросы безопасности находятся в одном ряду с экологией, правами человека. Территориально Азербайджан расположен в чрезвычайно важном в геополитическом отношении пространстве, регион буквально кишит конфликтами. Эти факторы, а также оккупация пятой части страны очень волнуют меня. И по этой причине я принял решение перейти в постоянную комиссию по обороне и безопасности.

- Каковы же ваши взгляды на изменения и реформы, осуществляемые в сфере обороны и безопасности государства?

- Считаю, что Военная доктрина и Концепция национальной безопасности - главные вопросы среди тех, которые ждут парламентского обсуждения. Они должны быть подготовлены под руководством главы государства и направлены в парламент. Есть некоторые настораживающие моменты. К сожалению, возможности воздействия парламента на оборону и безопасность страны, равно как и на другие, не менее важные сферы, находятся не на желаемом уровне. На самом деле Милли меджлис, а конкретнее его постоянные комиссии, - это и есть ресурсы укрепления безопасности и обороны Азербайджана. В последнее время мы часто обмениваемся мнениями по этим вопросам. Хочется верить, что в будущем добьемся какого-то прорыва. На самом деле безопасность - понятие широкое. К примеру, продовольственная безопасность является важнейшей частью оборонной безопасности государства. Может выглядеть странно, но принятие закона о лекарствах - это вопрос безопасности. А в более конкретном смысле - вопрос военной безопасности страны.

- Многие эксперты считают, что осуществлению серьезных, отвечающих стандартам НАТО реформ в Азербайджане мешает нынешнее военное законодательство, несущее на себе отпечаток советского времени. Что вы думаете по этому поводу?

- Я не разделяю мнения этих экспертов. Считаю, что у придерживающихся подобной позиции должны быть конкретные аргументы. Сегодня военные реформы в Азербайджане претворяются в основном при поддержке и помощи НАТО. В этом направлении невозможно отрицать роль Турции. Она оказывает Азербайджану всемерное содействие в деле подготовки офицерских кадров, повышении боевой готовности военных, в целом прикладывает немало усилий к созданию армии, отвечающей стандартам Североатлантического альянса. Как известно, Азербайджан подписал в 1994 году с НАТО Программу "Партнерство во имя мира", а в 2005 году - План действий по индивидуальному партнерству (IPAP). В рамках только что мною отмеченного и неупомянутых программ и планов страны-члены НАТО оказывают поддержку и помощь Азербайджану в перестройке системы обороны и безопасности. С учетом всего сказанного я не могу согласиться с экспертами. В то же время, на мой взгляд, было бы наивно предполагать, что советские традиции выветрились из азербайджанской армии. Вообще и не все должно исчезнуть. Нельзя отбрасывать старое, не создав нового: это принесло бы ущерб сфере обороны и безопасности Азербайджана. Я думаю, есть такие вопросы, где натовские стандарты должны синтезироваться с некоторыми стандартами советской и российской систем.

- Я так понял, что вы ратуете за внедрение в азербайджанской армии "смешанного" стандарта?

- Я не профессионал в этой области и не хочу быть автором нового термина. Я говорю о реальной ситуации. На мой взгляд, азербайджанская армия еще долгое время будет развиваться на базе как советских, так и натовских традиций или стандартов. Это надо обязательно учесть. Я полагаю, что нам не следует удивляться верности традициям Советской армии в азербайджанских Вооруженных Силах. Это надо воспринимать естественно.

- В целом многие эксперты сегодня отмечают низкие темпы реформ в азербайджанской армии. А как вы считаете?

- Что именно имеют в виду эти эксперты?

- К примеру, осуществление ряда реформ в рамках IPAP...

- Не знаю, какие эксперты выступают с такими утверждениями. По-моему, с такой позиции выступают дилетанты. Да, армия имеет серьезные проблемы. Однако я не считаю, что они связаны с запаздыванием реформ, отвечающих натовским стандартам.

Одна из проблем нашей армии заключается в том, что в текущем году затраты на армию и флот выросли всего на 9%. Если учесть 20-процентный уровень инфляции в стране, то нетрудно прийти к выводу, что продовольственное и денежное довольствие наших военнослужащих не возрастет, а уменьшится. Мы утверждаем, что офицер азербайджанской армии должен относиться к самой высокообеспеченной категории. Никак не поддается объяснению, что занятый разгоном мирных демонстраций сержант полиции получает в несколько раз больше офицера армии. Это серьезная проблема.

Сегодня в Азербайджане нет современных военных городков, казарм. Не на должном уровне находится боевая подготовка солдат и офицеров в приграничной зоне. Одновременно не обошла армию и вездесущая коррупция.

Все перечисленные проблемы требуют безотлагательного решения. Имея такие проблемы, неправильно говорить о внедрении или отсутствии натовских стандартов. Если где-то и есть подвижки, так это в области сотрудничества с альянсом. Даже генералы НАТО говорят об отсутствии проблем. Из прочитанных в СМИ высказываний официальных лиц НАТО у меня сложилось такое впечатление - все они уезжают из Азербайджана вполне довольными.

- Одна из проблем, связанных с армией, заключается в неподотчетности Вооруженных Сил парламенту. Что вы думаете по этому поводу?

- На самом деле парламентский контроль над армией отличается от контроля над какой-либо политической сферой. Это исходит из специфичности института армии. Мы считаем, что и в ВС есть области, которые должны быть открыты обществу, в том числе парламенту (естественно, при сохранении секретности, связанной с безопасностью). Однако в армии последнее слово должно быть за военными руководителями и командирами. Я сторонник создания в Азербайджане серьезной дисциплинированной армии. Наше заветное желание - чтобы ни у кого - от солдата до генерала - не было социально-бытовых проблем. Проблемы необходимо решать сразу, одновременно устраняя причины, их порождающие, например коррупцию. После этого мы можем обеспечить высокую боевую подготовку армии и освободить оккупированные земли.

Мы обязаны на парламентском уровне изучить вопросы целевого расходования средств, выделенных на Вооруженные Силы. Лишь после этого можно требовать от армии выполнения возложенных на нее задач. В то же время есть вопросы, о которых нельзя открыто говорить в обществе, но можно обсудить в парламенте. Народ должен через своих избранников быть в курсе состояния армии.

- Открыты ли для парламента детали оборонного бюджета страны?

- Оборонные расходы никогда полностью не раскрываются. Отмечу, есть сведения, что расходы на оборону в 2007 году составят 906 миллионов манатов. Однако "оборона" - это более широкое понятие, в которое входят и создание продовольственных запасов, и строительство отдельных укрепленных рубежей: По-моему, средства, которые выделены на содержание ВС, недостаточны. Как я отметил выше, 9-процентый рост всецело будет поглощен инфляцией.

- Почему-то на парламентские обсуждения не выносится вопрос об альтернативной службе. С чем это связано?

- Я не сторонник альтернативной службы. Считаю, что все обязаны пройти воинскую. В последнее время предпринимаются попытки связать альтернативную службу с религиозными убеждениями. Однако в самых демократических государствах вопрос защиты страны является обязанностью всех граждан. Я за такой принцип.

- Но есть обязательство перед Советом Европы...

- Вопрос можно разрешить в той или иной форме. Однако считаю, что любой юноша, умеющий держать в руках оружие, должен рассматривать службу в армии как высокую честь.

- Есть ли вероятность того, что Военная доктрина и Концепция национальной безопасности Азербайджана будут приняты в этом году?

- Согласно Конституции проекты этих документов должны быть представлены в парламент главнокомандующим Вооруженными Силами. После этого Милли меджлис может принять их к рассмотрению. Пока проекты упомянутых документов в парламент не поступили. Есть сведения, что работа над Военной доктриной и Концепцией национальной безопасности Азербайджана завершена. Поэтому документы могут быть представлены в парламент в любой момент.

Джасур МАМЕДОВ
Баку

Опубликовано в выпуске № 13 (179) за 4 апреля 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц