Версия для печати

В ответ на новые угрозы

Звягинцев Владимир
Сегодня ведется немало разговоров о совершенствовании системы управления армией и флотом. Речь, в частности, идет о реформировании военных округов - основы сухопутной составляющей Вооруженных Сил РФ. Насколько это обосновано и просчитано? Какую роль будут играть создаваемые региональные командования? Наконец, какая судьба ожидает командования родов войск и военных округов? На эти и другие вопросы "Военно-промышленного курьера" отвечает заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр СКВОРЦОВ.


ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ ПРОВОДИТ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМАНДОВАНИЙ


Сегодня ведется немало разговоров о совершенствовании системы управления армией и флотом. Речь, в частности, идет о реформировании военных округов - основы сухопутной составляющей Вооруженных Сил РФ. Насколько это обосновано и просчитано? Какую роль будут играть создаваемые региональные командования? Наконец, какая судьба ожидает командования родов войск и военных округов? На эти и другие вопросы "Военно-промышленного курьера" отвечает заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр СКВОРЦОВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

СКВОРЦОВ Александр Сергеевич


Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр СКВОРЦОВ.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Родился 13 мая 1948 г. в г. Химки Московской области. Окончил Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище (1970 г.), Военную академию бронетанковых войск (1978 г.), Военную академию Генерального штаба (1985 г.). С 1994 по 1998 г. - заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ по научной работе. С 1998 г. - председатель военно-научного комитета Генерального штаба - помощник начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по военно-научной работе. С 1999 г. - заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ. Кандидат политических наук, доцент. Награжден орденами "За службу Родине в ВС СССР" III степени, "За военные заслуги", Почета. Женат, двое детей.


- Александр Сергеевич, совершенствование системы управления группировками войск всегда проводится в интересах безопасности государства. А каковы предпосылки столь серьезного переустройства в этот раз? На основании чего возникла идея изменения системы управления Вооруженными Силами, которая не раз себя оправдывала?

- Дело в том, что оптимизация системы управления и связанное с ней разделение оперативных и административных функций уже давно является актуальной проблемой для Вооруженных Сил. Еще в 1997 году в Министерстве обороны были подготовлены обоснования необходимости проведения такой "реформации", а по сути, основные положения таких преобразований.

С тех пор прошло более восьми лет. Завершены многолетние поиски путей совершенствования системы управления ВС. Сегодня мы приступили к практической реализации решения Совета Безопасности Российской Федерации от 9 июля 2005 г. - проведению эксперимента по созданию региональных командований, по итогам которого будет принято окончательное решение о целесообразности их формирования.

Актуальность такого решения обусловлена прежде всего тем, что в большинстве развитых государств мира последнее десятилетие ХХ и начало ХХI века отмечены коренными изменениями во взглядах на применение военной силы. Крупномасштабные войны уходят в прошлое, следовательно, акценты руководства применением войск перемещаются в регионы.

Другой комплекс предпосылок связан с необходимостью разделения административных и оперативных функций в работе командующих и органов управления. К тому же опыт функционирования управлений военных округов в нынешней структуре управления не позволил им реализовать на практике заявленные функции оперативно-стратегических командований, а сама структура управления многие годы оставалась неизменной, несмотря на происходящие в последнее время изменения.


Министр обороны Сергей Иванов считает, что в результате реорганизации системы военного управления повысится эффективность выполнения задач группировками войск.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- Прорабатывался ли данный вопрос в теоретическом плане, были ли дискуссии среди представителей военной науки?

- Вопросы совершенствования системы управления группировками войск (сил) постоянно находятся в поле зрения военной науки. Научная проработка проблемы реорганизации системы военного управления России активно велась с середины 90-х годов ХХ столетия, когда обсуждался переход сначала на четырех, а затем на трехвидовую структуру Вооруженных Сил РФ. Однако в тех условиях переход на новую структуру управления ВС был признан преждевременным и не отвечающим всем реалиям того времени.

В то же время развитие теории вопроса осуществлялось непрерывно, он широко обсуждался в ходе научно-практических конференций в военно-учебных заведениях и научно-исследовательских организациях МО РФ, проводились исследования в ходе мероприятий оперативной подготовки. Кроме того, эти аспекты неоднократно в течение последних трех-четырех лет поднимались на страницах периодической печати, в частности в журнале "Военная мысль".

Результаты показали необходимость создания в пределах территории нескольких военных округов органа управления (командования), отвечающего за планирование и применение всех войск (сил), дислоцирующихся в их границах. В ходе проведения научно-исследовательских работ, в том числе совместно с научными организациями МВД и МЧС России, а также обобщения результатов мероприятий оперативной подготовки был выбран в качестве приоритетного вариант создания трех региональных командований. Хочу отметить, что состоятельность данного варианта будет определена в ходе планируемого нами эксперимента.

- Учитывалась ли при этом опасность международного терроризма? Влияет ли как-то его угроза на изменение структуры управления группировками войск?

- Борьба с терроризмом - общегосударственная задача. Вооруженные Силы Российской Федерации принимают участие в ее выполнении в рамках действующего федерального законодательства. Для выполнения антитеррористических задач в ВС выделены необходимые силы и средства, их количественный и качественный состав определяется динамикой изменения угроз и вызовов террористической направленности. Управление антитеррористическими подразделениями осуществляется в общей системе руководства Вооруженными Силами. Так что в ходе эксперимента по созданию регионального командования будут отрабатываться в том числе и данные вопросы.

- И все-таки, в чем заключается главная, основная идея создания региональных командований?

- Основной идеей совершенствования системы управления Вооруженными Силами является приведение ее возможностей к требованиям сегодняшнего дня. В условиях реорганизации ВС структура управления ими не может оставаться неизменной.

Адаптация органов военного управления к современным реалиям военного строительства, уточнение их структуры, задач и функций являются насущной необходимостью нынешнего этапа развития военной организации государства. Дело в том, что современные военные действия носят преимущественно межвидовой характер, а существующая некоторая разобщенность систем оперативного, технического и тылового обеспечения объединений видов Вооруженных Сил не позволяет эффективно использовать их в единой группировке для решения всего спектра задач в сфере обороны.

Учитывая данные обстоятельства, наиболее рациональным выходом из создавшегося положения может стать переход от системы окружного (фронтового), а по сути, "сухопутного" руководства войсками (силами) к принципу регионального или "межвидового" руководства на основе объединения под единым командованием войск (сил) Сухопутных войск, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота в регионе.


Организация боевых действий - одна из самых сложных задач, стоящих перед командирами и штабами.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- Повлечет ли за собой реорганизация системы управления группировками войск изменение структуры стратегического звена управления Вооруженными Силами, в частности возможную ликвидацию Главкоматов видов Вооруженных Сил и командований родов войск Вооруженных Сил?

- На момент создания Вооруженных Сил России мы имели достаточно сложную в военном отношении пятивидовую структуру. Сегодня осуществлен переход к трехвидовой структуре. Это было достаточно непросто с учетом критики, которая звучала в адрес Генерального штаба. Вместе с тем анализ опыта военного строительства передовых зарубежных государств показывает, что они строят свои вооруженные силы по такому же принципу.

В настоящее время План строительства Вооруженных Сил до 2010 года прежде всего нацелен на повышение качественного состояния армии и флота. В течение 2006-2010 годов планируется выполнение мероприятий по оптимизации структуры и состава органов военного управления стратегического и оперативно-стратегического звеньев управления.

В целом реорганизация системы управления группировками войск (сил) предусматривает только перераспределение отдельных функций управления некоторых структур стратегического звена управления Вооруженными Силами. При этом ликвидация главных командований видов, командований родов войск Вооруженных Сил и военных округов не планируется. Однако их функции, как и функции ряда других центральных органов военного управления, будут пересматриваться в связи с делегированием ряда полномочий региональным командованиям, особенно в части непосредственного управления войсками (силами). При этом вне зависимости от изменения системы оперативного подчинения войск, что особо нужно отметить, система боевого управления ядерными силами останется неизменной.

- А как отразится создание региональных командований на самих военных округах?

- Хочу еще раз подчеркнуть, что ни в период проведения эксперимента, ни после него никакие органы военного управления расформировываться не будут, также будут сохранены все виды и рода войск Вооруженных Сил и военные округа. Останется неизменным и военно-административное деление страны.

Поймите правильно, нынешняя структура и функции управлений военных округов многие годы оставались неизменными, несмотря на происходящие в последнее десятилетие сокращения боевого и численного состава группировки войск (сил). Но поскольку в настоящее время на командования войск военных округов возложены как оперативные, так и административные функции, то в ходе эксперимента мы ставим перед собой задачу оптимизировать распределение этих функций между создаваемым региональным командованием и командованиями войск военных округов Восточного региона России.

И только, повторю, по результатам эксперимента будет приниматься окончательное решение по формированию остальных региональных командований. А также последовательному перераспределению некоторых функций между Главными командованиями видов ВС, командованиями родов войск и военных округов.

- В течение какого периода будут созданы региональные командования и сколько на это потребуется финансовых средств?

- Созданию региональных командований предшествует, как я уже сказал, проведение эксперимента в Восточном регионе России. Эксперимент планируется провести в течение 2006-2007 годов. Он рассматривается как практическая деятельность Министерства обороны РФ по последовательному совершенствованию существующих органов военного управления оперативно-стратегического уровня. При получении положительного результата в 2008-2010 годах будут сформированы на постоянной основе региональные командования в рамках военно-административного деления территории страны с подчинением им соответствующих объединений видов Вооруженных Сил.

Финансирование эксперимента осуществляется за счет бюджета Министерства обороны РФ, дополнительных средств на это не предусмотрено. Затраты, необходимые на создание региональных командований, будут определены по окончании эксперимента.


Реорганизация системы военного управления повысит эффективность выполнения боевых задач в мирное и военное время.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- Не будет ли потеряно управление войсками в период проведения эксперимента и последующего формирования региональных командований?

- Главной целью совершенствования структуры управления войсками (силами) является повышение эффективности выполнения задач обеспечения военной безопасности России. На период проведения эксперимента существующая система управления ВС будет сохранена, скоропалительные решения по ее изменению приниматься не будут. В то же время вопрос о ее совершенствовании, при любом результате эксперимента, сомнению не подлежит и будет реализован в соответствии с планами военного строительства Вооруженных Сил, видов и родов войск.

Управление войсками (силами) в ходе эксперимента потеряно быть не может, потому что в каждом регионе существующая система управления войсками (силами) будет заменяться на новую только после соответствующей подготовки органов, пунктов управления, системы связи и автоматизации.

- Как повлияет на военную безопасность России перестройка системы управления Вооруженными Силами? То есть просчитываются ли ожидаемые результаты ее совершенствования?

- В целом у нас нет оснований сомневаться, что Вооруженные Силы как основной компонент военной организации государства при условии достаточного финансирования способны как обеспечить военную безопасность России, так и служить гарантом региональной и стратегической стабильности. Было бы некорректным рассматривать организационную структуру Вооруженных Сил, в том числе и ее систему управления, как что-то застывшее и неизменное. Их совершенствование планируется с учетом конкретных военно-политических и социально-экономических условий развития страны, существующих военных угроз и задач, стоящих перед ВС, уровня развития военных технологий, вооружения, военной и специальной техники.

По нашей оценке, в результате реорганизации системы военного управления повысится эффективность выполнения задач обеспечения военной безопасности России группировками войск (сил) в мирное и военное время. И прежде всего путем объединения усилий разновидовых, разноведомственных сил и средств под единым командованием и при ведущей роли Министерства обороны РФ.

- Не получится ли так, что в результате очередной реорганизации будет уничтожена сложившаяся столетиями и оправдавшая себя в различных военных конфликтах структура Вооруженных Сил России?

- В настоящее время изменились военно-политические и социально-экономические условия развития страны, значительно сокращена численность ВС, большие изменения произошли в характере войн и вооруженных конфликтов. Армии ведущих мировых держав трансформированы под существующие угрозы и способны вести боевые действия в современных условиях. Вооруженные Силы РФ при сокращении их общей численности также претерпевают соответствующие изменения. Естественно, что внутри Минобороны России рассматриваются различные варианты их приведения в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. Наверно, нас следовало бы обвинить в бездействии, если бы мы этого не делали. При этом никто не собирается "рубить с плеча" оправдавшую себя в военных конфликтах прошлых лет структуру Вооруженных Сил. Есть различные варианты совершенствования системы управления, структуры и боевого состава ВС России. И только результаты проведенных исследований и эксперимента покажут, каким путем нам идти дальше. Главным при осуществлении такой реформы будет являться принцип "Не навреди".

- Но в ходе предыдущих реформ из армии тысячами увольнялись молодые офицеры без должного социального обеспечения. Не случится ли нечто подобное на этот раз? Будут ли приняты соответствующие меры для недопущения подобных явлений при создании региональных командований?

- Численность личного состава Вооруженных Сил определена решениями июньского 2005 года заседания Совета Безопасности РФ. Кроме того, планом строительства Вооруженных Сил на 2006-2010 годы не предусматривается значительного сокращения личного состава Вооруженных Сил. А незначительное сокращение их численности является плановым и никак не связано с созданием региональных командований. Основные "источники" сокращения уже давно обсуждались в прессе - оптимизация вузов Министерства обороны, военных кафедр, мероприятия по сокращению организаций невоенного характера и другие.

При этом необходимо подчеркнуть: планируемые сокращения не коснутся войск (сил), предназначенных для выполнения боевых задач. Количество соединений и воинских частей постоянной готовности будет только увеличиваться. Что касается увольнения молодых офицеров, то создание региональных командований затрагивает в первую очередь органы военного управления оперативно-стратегического уровня, а там молодых офицеров не так уж много.

Социальной защищенности военнослужащих, как вы знаете, руководством страны уделено и уделяется самое серьезное внимание. Выделены значительные дополнительные средства на решение социальных вопросов военнослужащих и членов их семей, в первую очередь на решение жилищной проблемы, реализацию социальных программ по адаптации увольняемых в запас, на другие социальные вопросы.

- И последний вопрос, Александр Сергеевич. Какой окончательный эффект ожидается в результате реорганизации системы военного управления?

- Процесс глубоких и качественных преобразований Вооруженных Сил - настоятельная необходимость сегодняшнего дня и дальнейшей перспективы. Цель четко определена: создание сильной, профессиональной, хорошо вооруженной армии, способной противостоять имеющимся угрозам.

Проводимые мероприятия по созданию единых органов военного управления позволят повысить эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, удешевить систему управления войсками (силами) в целом с учетом геополитических интересов Российской Федерации и принципа оборонной достаточности.

Владимир ЗВЯГИНЦЕВ

Опубликовано в выпуске № 8 (124) за 1 марта 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц