Версия для печати

Россия вступит в ВТО только на приемлемых условиях

Волков Вадим
Вот уже 11 лет Россия ведет переговорный процесс о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако на пути к достижению этой цели еще существуют достаточно сложные проблемы, мнения экспертов расходятся, а окончательные сроки остаются неопределенными. Вадим ВОЛКОВ, работая в Министерстве финансов РФ, принимал непосредственное участие в проработке вопросов, связанных со вступлением России в ВТО. В настоящее время он является Президентом-Председателем совета директоров Закрытого акционерного общества Акционерного коммерческого банка "Межрегиональный инвестиционный банк" (ЗАО АКБ "МИБ"). Сегодня "Военно-промышленный курьер" публикует его статью по проблеме вступления нашей страны в ВТО.


РОССИИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ


Вот уже 11 лет Россия ведет переговорный процесс о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), однако на пути к достижению этой цели еще существуют достаточно сложные проблемы, мнения экспертов расходятся, а окончательные сроки остаются неопределенными. Вадим ВОЛКОВ, работая в Министерстве финансов РФ, принимал непосредственное участие в проработке вопросов, связанных со вступлением России в ВТО. В настоящее время он является Президентом-Председателем совета директоров Закрытого акционерного общества Акционерного коммерческого банка "Межрегиональный инвестиционный банк" (ЗАО АКБ "МИБ"). Сегодня "Военно-промышленный курьер" публикует его статью по проблеме вступления нашей страны в ВТО.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ВОЛКОВ Вадим Борисович


Президент-Председатель совета директоров ЗАО АКБ "МИБ" Вадим ВОЛКОВ.
Родился 7 ноября 1951 г. в г. Горьком. В 1974 г. окончил Московский инженерно-экономический институт им. С. Орджоникидзе. В 1975-1984 гг. - инженер, старший инженер, заместитель начальника планово-экономического отдела Управления капитального строительства Министерства черной металлургии СССР, в 1984-1991 гг. - старший эксперт, главный специалист, начальник подотдела Сводного отдела капитальных вложений Госплана СССР. С 1991 по 1993 г. - начальник Отдела инвестиций АО "Менатеп-инвест". В 1993-1998 гг. - начальник Валютного департамента Минфина РФ, в 1999-2004 гг. - заместитель министра финансов РФ. С 2004 г. - Председатель совета директоров ЗАО АКБ "МИБ".


Переговоры о присоединении к ВТО - очень сложный процесс, который требует согласования со всеми странами - членами организации. Всего переговоры велись с более чем пятьюдесятью государствами, если считать, что ЕС - одна страна.

Фактическая ситуация на данный момент такова: осталось, по существу, три страны, с которыми России нужно завершить переговоры - США, Австралия и Колумбия. По словам официальных представителей от нашей стороны, Россия близка к завершению переговоров с Австралией и Колумбией. Понятно, что главным оставшимся переговорщиком являются США. Российская сторона констатирует существенное продвижение в переговорах с США. При этом обсуждаются четыре главные проблемы - сельское хозяйство, торговля самолетами, интеллектуальная собственность и рынок финансовых услуг.

США требуют от России снизить уровень поддержки АПК, против чего возражает Минсельхоз России. Это вполне справедливо. По данным министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, агрегированная поддержка государством одного работника сельского хозяйства в России составляет 300 евро в год, тогда как в ЕС, который уже поддержал Россию при вступлении в ВТО, на соответствующую поддержку тратится 5 тысяч евро в год.

Второе требование весьма серьезное. Это требование США разрешить ввоз в Россию иностранных самолетов с низкими импортными пошлинами, что на практике означает гибель отечественного самолетостроения. Что же касается интеллектуальной собственности, наша страна приняла все необходимые законы, но они практически не работают. Российская сторона считает, что времени для реализации законов прошло мало, а результат вскоре должен быть.

Сложнее всего обстоит дело с финансовыми услугами. США требуют, чтобы наша страна разрешила иностранным банкам и страховым компаниям открывать свои филиалы в России. На практике это неприемлемо для России, так как отечественная банковская система в ресурсном отношении пока слаба и не может конкурировать с крупными иностранными банками.

На переговорах по вступлению в ВТО российское правительство настаивает на том, чтобы квота нерезидентов в уставном капитале банков не превышала 25%. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает, что для отечественной банковской системы этот показатель должен быть в пределах 10-15%. Возможно, компромисс будет достигнут в области средних значений этих показателей. На встрече с представителями банковского сообщества президент РФ Владимир Путин четко заявил, что прямого допуска иностранных банков не будет, а последние решения правительства ограничивают работу даже и косвенных представительств. Здесь позиции России должны быть твердыми. Так, в случае допуска на наш рынок зарубежных кредитных организаций, пострадают прежде всего средние российские банки, не говоря уже о мелких. В результате мы можем прийти к системе нескольких крупных отраслевых российских и зарубежных банков. Этого нельзя допустить, даже если правительство РФ и далее будет продолжать огосударствление экономики и создавать крупные государственные банки. Ни одна страна мира не может обойтись без средних специализированных банков, которые должны обслуживать различные сферы экономики.

Требование США об открытии банковского рынка России в качестве одного из условий для вступления в ВТО лежит, как все мы понимаем, в сфере политики. При этом, по-видимому, американская сторона не хочет создавать прецедент, поскольку ранее такого исключения не делалось никому, тем более практически не осталось стран, для которых его можно было бы сделать.

А сколько было потрачено времени на то, чтобы доказать ЕС и США, что Россия не должна повышать внутри страны цены на газ и электроэнергию до уровня мировых, так как это является конкурентным преимуществом России. Для этого даже потребовалась помощь президента РФ. На данный момент скорейшее вступление России в ВТО на любых условиях, как представляется, нецелесообразно в первую очередь потому, что Россия пока не производит на экспорт в больших объемах конкурентоспособной продукции, как это делает, например, Китай. Заметим, что при всем при этом Китай вошел в ВТО, оговорив большое количество условий. Ему было необходимо и выгодно вступать, потому что он производитель конкурентоспособной, крайне дешевой продукции, и тем не менее Китай вел переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 15 лет.

Особых проблем у России в экспортном отношении не возникнет, вступит она в ВТО или нет. Эта организация не ограничивает торговлю биржевыми товарами (нефть, полезные ископаемые и другие природные ресурсы), которые являются основными статьями экспорта России. Что же касается вооружения и военной техники, которые Россия активно экспортирует, то они также находятся вне сферы регулирования ВТО. Однако вступление в ВТО все-таки повлияет на уровень внутренних цен на газ и электроэнергию, и Россия, скорее всего, будет брать на себя обязательства по некоторому выравниванию внутренних и мировых цен на источники энергии. А, как известно, ВТО жестко ограничивает возможности протекционизма в развитии отраслей. Все это снизит конкурентоспособность российской экономики в системном плане, в том числе при производстве энергоемкой продукции, которая станет дороже как для внутренних, так и внешних потребителей. Это весьма актуально, например, для предприятий и заводов судостроительной отрасли, которые кредитует ЗАО АКБ "МИБ".

Сторонники вступления России в ВТО считают, что отечественные производители черных металлов ежегодно теряют 1,5 млрд. долларов из-за ограничительных мер, введенных в отношении экспорта своей продукции. Присоединение к ВТО, как они полагают, позволит решить вопрос отмены дискриминационных мер, и российские металлурги смогут улучшить свои позиции. Это произойдет не сразу, а через 2-3 года. Однако и сейчас наши производители черных металлов чувствуют себя неплохо и находятся в стороне от "стальных войн".

Противники вступления России в ВТО обращают внимание на следующие главные факторы:

- экономика России является крупным платежеспособным рынком с недостаточно развитым низкотехнологичным производством. Полное открытие рынка и снижение таможенных барьеров задушит наше производство, а спад производства в отдельных отраслях будет очень значительным, что может привести к серьезным социальным последствиям;

- российские кредитные организации недостаточно конкурентоспособны, и допуск иностранных банков приведет к краху отечественной банковской системы;

- недополучение доходов от импортных тарифов необходимо чем-то восполнить на фоне уже ведущихся разговоров о снижении ставки НДС.

По данным МЭРТ, обнуление импортных пошлин будет касаться в общей сложности 400 наименований продукции, по многим группам товаров пошлины будут существенно снижаться. При этом наибольшую угрозу будут представлять дешевые потребительские товары из стран Азии. Хотя в рамках ВТО существуют определенные механизмы по защите внутренних производителей, однако результат конкуренции не очевиден.

Таким образом, явные минусы вступления России в ВТО видны невооруженным взглядом, а явные плюсы просматриваются плохо. Общие фразы о том, что все цивилизованные и экономически развитые страны находятся в ВТО и Россия должна как можно быстрее вступить в эту организацию, или рассуждения о приходе громадных инвестиций в Россию, когда она станет членом ВТО, пока не очень убедительны.

Надо считать все - плюсы и минусы. Пока значительное число независимых экспертов крайне осторожно смотрят на вступление России в ВТО на условиях, которые диктуются главным образом США, видя в этом больше недостатков, чем преимуществ.

Россия в стратегическом плане, конечно, должна войти в ВТО. Президент Владимир Путин сформулировал эту задачу так: "Россия вступит в ВТО только на приемлемых для нее условиях". Таким образом, позиция нашей страны должна заключаться в том, что она будет вступать в ВТО с учетом своих экономических интересов, оговаривая для себя определенные преимущества и исключения. Но достичь этого будет крайне трудно. Надо иметь в виду, что каждая страна преследует свои экономические и политические интересы. Например, Грузия оговаривает свое согласие на вступление России в ВТО соответствующим решением вопросов по Абхазии и Южной Осетии.

Но главное, конечно, договориться с США. Существует очень серьезная политическая составляющая переговоров с США о вступлении России в ВТО. Кроме экономического торга, реально идет и политический торг по широкому кругу мировых проблем. Шансы РФ договориться с США о вступлении России в ВТО до конца 2006 г., как считают в МЭРТ, имеются, и нам всем надо надеяться на успешное завершение переговоров. Процесс зашел уже далеко и слишком затянулся.

Вадим ВОЛКОВ

Опубликовано в выпуске № 8 (124) за 1 марта 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...