Версия для печати

Киев не торопится в НАТО?

Воронюк Виктор
Довольно неожиданное заявление, идущее вразрез с позицией как руководства Министерства обороны Украины, так и президента Леонида Кучмы сделал на днях в Киеве главнокомандующий украинскими Военно-воздушными силами генерал-лейтенант Ярослав Скалько. В частности, отвечая на вопрос корреспондента "ВПК", планируется ли модернизация самолетов в ВВС Украины и как будут решаться вопросы со стандартизацией и совместимостью вооружения в соответствии с требованиями НАТО, генерал сказал: "В НАТО мы не должны спешить". По его словам, замена одних систем на другие потребует значительных денег, которых Украина не имеет.

ВВС Украины планируют закупить пять самолетов Ан-70.
Фото Юрия ШИПИЛОВА


ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИЙ УКРАИНСКИХ ВВС СЧИТАЕТ ЭТО ДОРОГОЙ ЗАТЕЕЙ


Довольно неожиданное заявление, идущее вразрез с позицией как руководства Министерства обороны Украины, так и президента Леонида Кучмы сделал на днях в Киеве главнокомандующий украинскими Военно-воздушными силами генерал-лейтенант Ярослав Скалько. В частности, отвечая на вопрос корреспондента "ВПК", планируется ли модернизация самолетов в ВВС Украины и как будут решаться вопросы со стандартизацией и совместимостью вооружения в соответствии с требованиями НАТО, генерал сказал: "В НАТО мы не должны спешить". По его словам, замена одних систем на другие потребует значительных денег, которых Украина не имеет.
{{direct_hor}}
В то же время Ярослав Скалько отметил, что Украина все же намерена модернизировать боевые самолеты. Соответствующие переговоры об этом уже проведены с Михаилом Погосяном, генеральным директором АХК "Сухой", а также другими представителями российского оборонно-промышленного комплекса. Как подчеркнул генерал, эти переговоры были "плодотворными".

Общаясь с журналистами, главком украинских ВВС не раз указывал на дефицит топлива в военных частях. Именно данной причиной он объяснил то, что известная своими выступлениями на международных авиашоу пилотажная группа ВВС "Украинские соколы" сегодня не летает. По словам Скалько, в этом году ей нужны 2 тыс. тонн горючего. Однако даже в случае получения керосина "Украинские соколы" будут подниматься в воздух только "четверкой", а не традиционной "шестеркой".

Немного оптимизма, правда, привнесло утверждение генерала о том, что пилоты из состава Объединенных сил быстрого реагирования все же летают постоянно. Потому что в бюджете заложена защищенная статья, по которой происходит финансирование ОСБР. В целом же средний налет в этих частях составляет 40-50 часов, а у летчиков, которые несут боевое дежурство на самолетах Су-27, он еще больше - 60 часов. Куда меньше - 40 часов - налет у пилотов Су-25 и Су-24.

А что же с остальными? Надлежащий уровень боевого мастерства им помогают поддерживать... тренажеры. Они, говорит Ярослав Скалько, дают необходимый уровень квалификации даже при условиях, когда летчик не летает. Для убедительности главком ВВС также сообщил, что один тренажер по подготовке одного пилота позволяет экономить до 2 млн. долл. в год.

Но, как позже выяснилось, современных тренажеров в ВВС Украины нет. Свыше 50% из тех, что имеют авиационные части, давно устарели. Их выпуск датируется 70-80-ми гг. Причем последний ремонт тренажеров производился в начале 1990-х. При таких условиях, как вскоре вынужден был отметить главком, тренажер в полном объеме не может выполнять свою роль. По информации генерал-лейтенанта, для выполнения заданий украинским военным летчикам ежегодно требуется 50-70 тыс. тонн горючего. А для поддержания в надлежащем состоянии существующего парка самолетов - несколько сот миллионов гривен.

Возможно, поэтому украинское Министерство обороны стало рассматривать совместный с Азербайджаном проект по созданию общего Центра подготовки летного состава. Он, как отметил Ярослав Скалько, является взаимовыгодным как для украинской, так и для азербайджанской стороны. Ведь авиационное горючее в Азербайджане стоит в среднем 150 долл. за тонну, в то время как на Украине - более 400 долл. Поэтому подготовка украинских военных летчиков на базе будущего Центра позволит сэкономить значительные средства. Не исключено, что украинские пилоты-инструкторы в перспективе смогут оказывать помощь и в подготовке азербайджанских военных авиаторов.

Рассказал генерал и о подрастающих крыльях. По его мнению, оправдал себя эксперимент с двухступенчатой подготовкой летного состава в высших военно-учебных заведениях. Его суть заключается в том, что на первом этапе курсанты выполняют полеты на самолетах Як-52. При этом налет составляет 20-25 часов. Во время второго этапа полеты осуществляются на самолетах Л-39.

Обучение будущих летчиков пока происходит на базе Харьковского института ВВС. Но на очереди создание в 2004 г. Объединенного университета Военно-воздушных сил, который будет готовить военных пилотов и специалистов ПВО. В целом же потребность ВВС в летных кадрах составляет лишь несколько десятков человек, а тех, кто будет управлять вертолетами, нужно примерно около 30.

"Нам есть, на чем готовить курсантов, - отметил главком украинских ВВС, - соответствующие распоряжения по обеспечению горючим уже даны министром обороны Украины". Может быть, поэтому, как результат, в прошлом году около 30% выпускников получили 3-ю классную квалификацию и ныне допущены к несению боевого дежурства на самолетах Су-25. В последующем, с приобретением опыта и количества часов налета, они будут допущены и к управлению такими сложными и мощными самолетами, как Су-24 и Су-27.

Отвечая на другие вопросы журналистов, генерал-лейтенант Ярослав Скалько проинформировал, что на Украине проводятся работы по созданию легкомоторного самолета Як-152 для подготовки курсантов высших военных учебных заведений. В частности, есть договоренность с российским конструкторским бюро имени Яковлева создать филиал этого ОКБ в Одессе. Там же будет происходить изготовление, сборка и модернизация Як-152. Кроме того, для подготовки будущих военных летчиков должны использоваться учебно-боевые самолеты Як-130, сборка которых также будет налажена в Одессе.

Коснувшись судьбы Ан-70, главком сказал, что до конца 2004 г. украинские Военно-воздушные силы рассчитывают получить в свое распоряжение первый такой самолет. На стадии завершения строительства ныне находятся две таких машины. Всего же ВВС Украины планируют иметь пять Ан-70.

Высказывания главкома ВВС - одной из ключевых фигур в системе обеспечения национальной безопасности и обороны Украины, - как и следовало ожидать, вызвали неоднозначную реакцию. Так, в интервью нашему корреспонденту руководитель исследовательских программ украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец сказал: "Не может быть так, чтобы Украина вооружалась только техникой той страны, которая не желает быть в НАТО. Когда мы говорим о евроатлантической интеграции, очень важно понимать, что Украине все равно придется закупать вооружение. И не может быть так, чтобы на протяжении среднесрочной или долгосрочной перспективы Украина приобретала его только у одной страны - России. Поэтому, возможно, стоит рассмотреть вариант, когда на определенных льготных условиях в пользование будет закупаться определенная западная техника. Это, с одной стороны, шаг больше политический. Вместе с тем, с другой точки зрения, он позволит Украине балансировать на российском и европейском направлениях и создавать условия для взаимодействия с западными партнерами. Возможно, получившие образование во времена Советского Союза и холодной войны украинские генералы не хотят иметь дел с НАТО еще и потому, что не видят себя в системе новых ценностей и координат. Ведь нужно сменить не только технику, но и мышление. Годами вдалбливалось, что потенциальный враг для Советского Союза - это НАТО. А теперь для независимой Украины, НАТО - желанный партнер, в семье которого, впрочем, Украина мечтает жить в будущем".

Виктор ВОРОНЮК
Киев

Опубликовано в выпуске № 20 (37) за 2 июня 2004 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц