Версия для печати

Наука безопасности

Отражение угроз требует комплексного подхода и стратегического планирования
Патрушев Николай

25 лет назад были заложены организационно-правовые основы деятельности Совета безопасности Российской Федерации. СБ РФ прогнозирует, выявляет, анализирует и оценивает угрозы, вырабатывает меры по их нейтрализации, готовит решения президента РФ, связанные с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны.

25 лет назад были заложены организационно-правовые основы деятельности Совета безопасности Российской Федерации. СБ РФ прогнозирует, выявляет, анализирует и оценивает угрозы, вырабатывает меры по их нейтрализации, готовит решения президента РФ, связанные с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности страны.

Аналитическое обеспечение деятельности СБ РФ с 1 ноября 1993 года осуществляет научный совет, созданный на правах межведомственной комиссии. При его непосредственном участии разработан основополагающий документ – Концепция национальной безопасности Российской Федерации.

Николай Патрушев

Вклад секций научного совета заключался в формулировании первоочередных задач в областях обеспечения военной, оборонно-промышленной, государственной и общественной безопасности, а также выработке мер урегулирования затрагивающих интересы России кризисных ситуаций в различных регионах мира.

Начало 2000-х характеризовалось появлением новых угроз, связанных с обострением противоречий между основными участниками мировой политики, усилением глобального информационного противоборства, снижением стабильности индустриальных и развивающихся государств.

В этот период возросла вероятность распространения оружия массового уничтожения при его попадании в руки террористов, усилились неконтролируемая и незаконная миграция, наркосбыт и торговля людьми, возникли новые формы транснациональной организованной преступности.

Внутри России остро встала проблема повышения эффективности государственного управления, в первую очередь на региональном уровне.

Для обеспечения комплексного подхода к обеспечению национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны члены научного совета принимали активное участие в составлении рекомендаций, нашедших отражение в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

В этом документе была официально закреплена система национальных приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Комплексный подход позволил задействовать в интересах безопасности не только силовые возможности, но и экономический, научно-технический потенциал.

В результате возросла роль Российской Федерации в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов и кризисов, обеспечении стратегической стабильности. Существенно повысился потенциал Вооруженных Сил, темпы их переоснащения. Были созданы условия для возрождения традиций Российской армии, улучшения материального обеспечения людей в погонах, что способствовало росту престижа военной службы.

Научно обоснованный комплексный подход позволил задействовать в интересах безопасности не только силовые возможности, но и экономический, научно-технический потенциал

Особое внимание научного совета уделялось разработке предложений по формированию государственной политики в Арктике, развитию Сибири и Дальнего Востока, обеспечению энергетической безопасности РФ, развитию науки, технологий и образования, решению экологических проблем регионов.

За время реализации «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» наметились и во многом укрепились позитивные демографические тенденции, увеличилась средняя продолжительность жизни. Возрос уровень консолидации общества.

Научный совет осуществлял научно-методическое обеспечение деятельности Совета безопасности в области развития в стране системы стратегического планирования, главным итогом которой стало принятие в июне 2014 года закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Члены научного совета участвовали в разработке и обновлении документов в сфере обеспечения национальной безопасности. Это, в частности, новая Военная и Морская доктрины, «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации на период до 2020 года». СБ РФ оперативно реагировал на изменения международной обстановки и появление новых угроз. В этом контексте научный совет особое внимание уделял событиям, связанным с государственным переворотом на Украине и последовавшими за ним развитием вооруженного конфликта в Донбассе, массовым притоком граждан соседней страны на нашу территорию, необходимостью укрепления общей границы и запуском мирного процесса. На этой интеллектуальной площадке в приоритетном порядке рассматривались вопросы противодействия международному терроризму, в том числе с учетом негативного развития ситуации в Сирии, Йемене, Ираке, Ливии, а также угроз, исходящих из афгано-пакистанской зоны нестабильности.

В этой связи в 2015 году в аппарате СБ была развернута работа по корректировке «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Уточненная редакция этого документа, утвержденная указом президента, направлена на дальнейшее укрепление внутреннего единства нашего общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов, модернизацию экономики, повышение обороноспособности страны.

Положения «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» получили дальнейшее развитие в «Стратегии научно-технологического развития РФ», «Концепции внешней политики России», «Доктрине информационной безопасности», «Основах военно-технической политики РФ», «Основах государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации». Кроме того, разработана «Стратегия экономической безопасности России».

Свидетельством значимости деятельности научного совета является то, что утверждение положения об этом рабочем органе и его персонального состава является прерогативой главы государства. Президентским указом № 124 от 22 марта 2017 года в научный совет включены 152 российских ученых и специалиста, причем 38 – впервые. Среди них 33 академика и члена-корреспондента РАН, 63 доктора наук. Наша с вами задача – в полной мере использовать имеющийся интеллектуальный потенциал.

В основе статьи – тезисы доклада на научно-практической конференции, приуроченной к 25-летию Совета безопасности

Николай Патрушев,
Секретарь СБ РФ

#Стратегия национальной безопасности РФ #научный совет при СБ РФ #Николай ПАТРУШЕВ #закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Опубликовано в выпуске № 14 (678) за 12 апреля 2017 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя гость
гость
10 апреля 2017
Статья напоминает поздние советские доклады руководства, - все работают не покладая рук на благо страны и народа. Только общих слов недостаточно, нужна конкретика, тогда и можно делать выводы. Видим и положительные результаты в развитии ВПК, перевооружении , создании мощной структуры ВВ,- Росгвардии. Но слишком много очень тревожных показателей, особенно в развитие экономического потенциала РФ, кроме военной отрасли и несколько других, везде застой, а то и спад. То же самое в финансовом секторе государства, банкротятся банки, кредитование экономики практически в плохом состоянии, множество регионов в упадке и социальное обнищание в прямом смысле и тд. Ведь эта сторона даже главнее ВС и вооружения, ибо только мощным промышленно-экономическим состоянием государство сильно. Почему по этим важнейшим показателям такое состояние,- что не работает, раз так запущено? Желательно в дополнение и вторую часть статьи с фактическими результатами и намеченными усилиями по существующим проблемам...
Аватар пользователя гость
гость
10 апреля 2017
Статья напоминает поздние советские доклады руководства, - все работают не покладая рук на благо страны и народа. Только общих слов недостаточно, нужна конкретика, тогда и можно делать выводы. Видим и положительные результаты в развитии ВПК, перевооружении , создании мощной структуры ВВ,- Росгвардии. Но слишком много очень тревожных показателей, особенно в развитие экономического потенциала РФ, кроме военной отрасли и несколько других, везде застой, а то и спад. То же самое в финансовом секторе государства, банкротятся банки, кредитование экономики практически в плохом состоянии, множество регионов в упадке и социальное обнищание в прямом смысле и тд. Ведь эта сторона даже главнее ВС и вооружения, ибо только мощным промышленно-экономическим состоянием государство сильно. Почему по этим важнейшим показателям такое состояние,- что не работает, раз так запущено? Желательно в дополнение и вторую часть статьи с фактическими результатами и намеченными усилиями по существующим проблемам...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...