Версия для печати

Первая дальнобойная РСЗО

Носовицкий Григорий
В боевых действиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешно применялись реактивные системы залпового огня (РСЗО) М-8, М-13 и М-31.Однако они имели максимальные дальности стрельбы от 4 до 8 км и поэтому не могли обеспечить поражение противника на всю глубину главной полосы обороны и тем более всей тактической зоны обороны. Решить эти задачи путем модернизации существующих систем было невозможно.


К 55-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ НА ВООРУЖЕНИЕ РЕАКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ МД-20


В боевых действиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. успешно применялись реактивные системы залпового огня (РСЗО) М-8, М-13 и М-31.Однако они имели максимальные дальности стрельбы от 4 до 8 км и поэтому не могли обеспечить поражение противника на всю глубину главной полосы обороны и тем более всей тактической зоны обороны. Решить эти задачи путем модернизации существующих систем было невозможно.
{{direct_hor}}
Поэтому в первые послевоенные годы наряду с созданием РСЗО второго поколения М-14 и М-24, предназначенных для замены соответственно систем М-13 и М-31, было решено создать дальнобойную залповую систему с мощным пороховым реактивным снарядом и дальностью стрельбы 20-25 км. Система в процессе отработки имела наименование ДРСП-1 (дальнобойный реактивный снаряд пороховой - первый), а после принятия на вооружение - МД-20, как мы и будем именовать ее в дальнейшем изложении. Сегодня название "дальнобойный" для снаряда с дальностью 20-25 км может вызвать только улыбку, но в то время создание такого снаряда с крупноразмерным пороховым зарядом было значительным прогрессом и в то же время достаточно сложной задачей, на решение которой ушло более 5 лет.

Основные требования к системе МД-20 :

Максимальная дальность стрельбы, км - 20 - 25
Кучность стрельбы на максимальную дальность
во всем диапазоне температур применения от -40C до +50С :
- по дальности Вд/Х - 1/100
- по направлению Вб/Х - 1/100
Тип снаряда - фугасный
Длина снаряда, м - не более 3,5
Размах оперения, калибров - не более 2,5
Конструкция оперения - съемное
Масса снаряда, кг - не более 300
Масса взрывчатого вещества (ВВ), кг - не менее 30
Срок хранения в обычных складских условиях - 20 лет
Количество направляющих БМ - 4-6
Угол горизонтального обстрела, град. - +10
Угол вертикального обстрела, град. - +5 - +60
Тип ходовой части БМ - автошасси или автоприцеп
Корпус боевой части (БЧ) снаряда не должен разрушаться при встрече с преградой-грунтом средней твердости.



Система МД-20 создавалась в составе снаряда со специально разрабатываемым для него механическим ударным взрывателем и боевой машины (БМ). Постановлением Совета министров СССР №1401-370 от 07.05.1947 г. разработка снаряда была возложена на НИИ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения (нынешний МИТ), а разработка боевой машины - на ГСКБ Министерства машиностроения и приборостроения. Разработка взрывателя была поручена Минсельхозмашем ленинградскому НИИ-22 МСХМ, а отработка двигателя с пороховым зарядом - Опытно-исследовательскому заводу №512, вскоре преобразованному в НИИ-125 МСХМ.

Разработка снаряда выполнялась под руководством главного конструктора Н.А. Жукова конструкторами Г.П. Герасимовым, Н.И. Александровым, А.А. Голицыным, Я.Н. Итиным и М.Н. Никитиным, отработка двигателя - инженерами С.А. Ильюшенко и С.А. Мекалиной, разработка взрывателя - конструкторами Н.С. Беловым и В.Г. Белых-Герасимовым, боевая машина разрабатывалась под руководством главного конструктора В.П. Бармина конструкторами А.Я. Белоусовым, Л.И. Загоруйко и А.С. Захаровым. Заказчиком системы являлось 4 Управление Главного артиллерийского управления, которое выдало НИИ-1 МСХМ тактико-технические требования (ТТТ), утвержденные 25.04.1947 г. командующим артиллерией Советской Армии главным маршалом артиллерии Н.Н. Вороновым, и осуществляло контроль за ходом разработки. В период службы в 4-м Управлении ГАУ мне довелось быть участником отработки и испытаний системы.

НИИ-1 приступил к проектированию снаряда еще в 1946 г. до принятия постановления правительства и утверждения ТТТ, руководствуясь требованиями, изложенными в проекте постановления. В первоначально разработанных проектах двух вариантов снаряда конструкторы стремились к достижению максимальной скорости схода снаряда с направляющей БМ, основываясь на данных экспериментов, указывавших на то, что чем больше скорость, тем выше устойчивость полета и тем меньше рассеивание траекторий полета снарядов и точек их падения, а следовательно, выше кучность стрельбы. Достижение заданной кучности являлось одной из главных задач при создании системы, определяющих ее эффективность и расход сил и средств на решение боевых задач. Это предопределило выбор конструктивных схем обоих вариантов снаряда и длины направляющих БМ. Для получения высокой начальной скорости в снаряде первого варианта проектом предусматривалось применение двухкамерного двигателя, включающего стартовую (разгонную) и тяговую ступени, а в снаряде второго варианта - однокамерного двигателя с телескопическим пороховым зарядом (ПЗ), состоящим из двух концентрически расположенных пороховых шашек, обеспечивающего получение высокой дульной скорости в результате быстрого их сгорания. Позднее, в начале 1948 г., был спроектирован третий вариант снаряда, являвшийся аналогом второго варианта, в котором вместо телескопического ПЗ был применен ПЗ из одной толстосводной шашки. Конструкции корпуса БЧ и реактивной камеры у всех вариантов были сварными. Стартовая и тяговая камеры снаряда 1-го варианта соединялись переходным конусом, снабженным 12 расположенными по окружности соплами для выпуска газов из передней стартовой камеры, а задняя тяговая камера имела 7 сопел, приваренных к ее дну; крылья стабилизатора приваривались к камере. У снарядов 2 и 3 (июль) вариантов было одно центральное сопло, стабилизатор состоял из цилиндрического обтекателя и приваренных к нему крыльев и насаживался на сопловую часть двигателя. Длина направляющей БМ была принята равной 6 м.

Основные проектные характеристики снарядов приведены в таблице 1.

Посмотреть таблицуТаблица 1. Основные проектные характеристики снарядов

После проведения предварительной стендовой отработки двигателей в диапазоне температур +40оС снаряды первого и второго вариантов были изготовлены и в июле 1947 г. испытаны стрельбой на Софринском полигоне(СНИПе). Испытания выявили недостаточную прочность корпуса БЧ, разрушавшегося при входе в землю, и некоторых деталей двигателя, разрушившихся на траектории. Произведя небольшие доработки, не устранившие полностью выявленные дефекты, в октябре 1947 г. провели стрельбы на определение максимальной дальности и кучности на Павлоградском полигоне, имевшем трассу более 25 км. Стрельбы велись с экспериментальной пусковой установки, изготовленной в НИИ-1, имевшей прямолинейную направляющую по типу БМ-13 длиной 6 м. Было отстреляно 28 снарядов первого варианта и 5 - второго. Половина снарядов первого варианта разрушилась на траектории, не достигнув максимальной дальности, остальные достигли дальности 16-21 км. Дальности снарядов второго варианта составили 19-21 км, при их отстрелах наблюдался выброс несгоревших остатков пороха. Корпуса БЧ у всех снарядов разрушены при встрече с землей. Скорость схода с направляющих у снаряда первого варианта составила 60 м/сек, а у второго - 90 м/сек. Кучность стрельбы не была определена ввиду большого разброса точек падения снарядов.

Для устранения выявленных недостатков увеличили толщину стенки корпуса БЧ до 3,25 мм у 1 варианта и до 3,75 мм у второго, приняв такую же и для проектируемого третьего варианта, ввели легкую бронировку части поверхности заряда медленно горящим нитролаком и доработали конструкцию диафрагмы для устранения выброса пороха у второго варианта снаряда. Испытания доработанных снарядов были проведены на Павлоградском полигоне лишь в июне-июле 1948 г. из-за задержки изготовления снарядов серийным заводом №78, которому оно было поручено ввиду крайне слабых возможностей опытного производства НИИ-1. ГСКБ ММиП изготовило для испытаний по 2 направляющих пусковой установки (прямолинейную и спиральную) длиной 6 м каждого калибра (194 и 210 мм). Спиральные направляющие придавали проворот снарядам, уменьшающий рассеивание путем усреднения геометрического и газодинамического эксцентриситета снарядов. Всего было отстреляно 50 снарядов 1-го варианта (по 25 со спиральной и прямолинейной направляющих) и 25 снарядов 2-го варианта со спиральной направляющей. Все стрельбы велись при температуре окружающего воздуха (+20 - 25 С), так как у полигона к этому времени еще не были сооружены установки для нагрева и охлаждения снарядов. Одновременно были впервые испытаны разработанные НИИ-22 МСХМ взрыватели В-377 с предохранительным устройством дальнего взведения ветряночного типа и В-389 с мембранным предохранителем.

Испытания дали такие результаты: дальности стрельбы снарядами обоих вариантов были близки и составили около 22 км; кучность при стрельбе снарядами 1-го варианта с прямолинейной направляющей Вд/Х=1/107, Вб/Х=1/64,а со спиральной - Вд/Х=1/157, Вб/Х=1/109, второго варианта - Вд/Х=1/69,Вб/Х=1/85. Корпуса БЧ при встрече с землей полностью разрушились как и до их упрочнения. У нескольких снарядов выявлены прогары реактивных камер по сварке. Выброс пороха у снарядов 2-го варианта не уменьшился, что могло быть одной из причин неудовлетворительной кучности. Заданная кучность была достигнута только при стрельбе снарядами 1-го варианта со спиральной направляющей. Из двух испытанных взрывателей более безотказен в действии был В-377, который и был принят к дальнейшей отработке.

Несмотря на то что отработка двигателя третьего варианта снаряда была в начальной стадии, 25 снарядов были в августе-сентябре 1948 г. испытаны стрельбой. Первые же выстрелы выявили недостаточную прочность двигателя, результатом чего были разрывы камер. После их упрочнения в условиях полигона навивкой рояльной проволоки по внешней поверхности были продолжены стрельбы со спиральной направляющей, которые дали такие результаты: дальность 25,6 км, кучность Вд/Х=1/81 и Вб/Х=1/75. Дальность более чем на 3 км превышала дальности стрельбы снарядов 1 и 2-го вариантов и обеспечивала запас для получения заданной дальности стрельбы даже при необходимом упрочнении и неизбежном утяжелении снаряда, чего не было ни у 1, ни у 2-го вариантов снаряда. Неудовлетворительная кучность, вероятнее всего, была следствием недостаточной отработки двигателя и большого выброса несгоревших остатков пороха в конце активного участка.

По результатам испытаний у снаряда 1-го варианта была увеличена толщина стенки корпуса БЧ - с 3,25 до 6 мм и стенки реактивной камеры - с 4,6 до 5,3 мм; стабилизатор сделан съемным, для чего крылья стали приваривать не к камере, а к обтекателю, насаживаемому на хвостовую часть камеры. Это привело к увеличению калибра со 194 до 200 мм и размаха крыльев - с 480 до 490 мм. У снарядов 2 и 3-го вариантов толщина корпуса БЧ увеличена с 3,75 до 6 мм, толщина камеры - с 4 до 5,8 мм, сварное сопло заменено цельнотянутым и упрочнено, калибр увеличен с 210 до 214 мм. Сварная конструкция БЧ и камер у всех вариантов сохранена.

Основные характеристики МД-20:



Максимальная дальность стрельбы, км - 20-25
Максимальная дальность стрельбы - 18,5 км
Калибр снаряда - 200 мм
Длина снаряда со взрывателем - 3,0 м
Размах крыльев - 440 мм
Масса окончательно снаряженного снаряда - 194 кг
Масса взрывчатого вещества - 30 кг
Масса порохового заряда из пороха НМ-2 - 52 кг
Температурный диапазон
применения - от-400С до+500С
Количество направляющих боевой машины - 4
Длина направляющих - 3,16 м
Углы обстрела:
- вертикального - от +9С до +60С
- горизонтального - +10 от оси БМ
Масса боевой машины без снарядов и расчета - 7,2 т



Естественным развитием событий должно было стать форсирование отработки снаряда 3-го варианта, позволявшего выполнить заданные требования по дальности стрельбы при проведении необходимых доработок конструкции, однако, учитывая более высокий уровень отработки 1-го варианта снаряда, он был принят решением Минсельхозмаша от 22.09.1948 г. к дальнейшей отработке и предъявлению на заводские испытания; работы по 2-у варианту были прекращены, а по 3-у варианту предложено оформить отчет, что фактически означало также прекращение дальнейших работ.

ГАУ возражало против этого решения, основываясь на том, что снаряд первого варианта также не отработан и, в частности, не обеспечивает безопасности его применения из-за многочисленных сварных соединений, по которым происходили разрушения снаряда, так как существовавшие в то время методы сварки и ее контроля не обеспечивали стопроцентной гарантии ее качества. Компромисс был достигнут путем замены сварки резьбовыми соединениями. Все внесенные изменения привели к увеличению массы снаряда до 234 кг, в результате чего дальность стрельбы при испытаниях в январе 1949 г. оказалась ниже заданной и составила всего18,4 км. Результаты по кучности удовлетворяли ТТТ: при Т=+500С Вд/Х=1/160 и Вб/Х=1/162, при Т=-40С Вд/Х=1/109 и Вб/Х=1/129, однако их следовало еще подтвердить стрельбами при Т=-400С, а холодильная установка на полигоне все еще не была готова. При этих испытаниях впервые был зафиксирован недолет одного снаряда на 1 км.

МСХМ обратилось с ходатайством о снижении требования по максимальной дальности стрельбы, и постановлением СМ СССР от 29.12.1949 г. требование к дальности было снижено до 18 км.

МСХМ стремилось форсировать проведение заводских испытаний, которые должны были быть завершающими заводскую отработку, но это было явно преждевременным, так как не был проведен ряд важнейших проверок и не были определены важнейшие параметры элементов системы. Не были выбраны тип и длина направляющей БМ, не проведены стрельбы для проверки снаряда и взрывателя при предельной отрицательной температуре -400 С. Анализ результатов испытаний всех вариантов МД-20, а также некоторых других опытных снарядов поставил под сомнение правильность выбора в качестве приоритетной конструктивной схемы двухкамерного снаряда, усложняющей и удорожающей его производство, комплектацию и эксплуатацию. Стало ясно, что величина скорости схода снаряда с направляющей, ради повышения которой был применен стартовый двигатель, не является определяющим фактором достижения заданной кучности стрельбы и наряду с этим необходимо учитывать другие факторы и их взаимовлияние. Кроме того, выявилось значительное (до 25-30%) превышение коэффициента формы (эквивалента коэффициента лобового сопротивления) двухкамерного снаряда в сравнении с однокамерным из-за наличия шейки переходного конуса, вследствие чего стартовый двигатель по расчетам практически не давал прироста дальности стрельбы, то есть"вез сам себя". В связи с этим было решено до заводских испытаний провести сравнительные испытания на дальность и кучность двухкамерного снаряда и снаряда с одним тяговым двигателем, переделанного из двухкамерного путем замены переходного конуса цилиндрической вставкой и замены ПЗ с конической обточкой переднего конца цилиндрической шашкой.

Было также решено провести сранительные испытания стрельбой с направляющих разной длины: 6 м и 4,5 м. Это было крайне важно для определения типа ходовой части БМ. При длине 6 м даже при минимальном заданном числе направляющих (4) их не удавалось разместить на автошасси существовавших в то время машин без его перегрузки и вынуждало монтировать БМ на автоприцепе, что значительно снижало эксплуатационные и боевые качества системы. При длине направляющих 4,5 м они могли быть размещены на шасси автомашины ЗИС-151, правда, и при этом орудийный расчет не удавалось разместить на БМ без перегрузки и для его перевозки требовалось отдельное транспортное средство.

Сравнительные испытания двухкамерных и однокамерных снарядов со спиральных направляющих длиной 6 и 4,5 м были проведены в июне-июле 1949 г. на Павлоградском полигоне, где к этому времени была введена в действие холодильная установка, обеспечившая возможность охлаждения снарядов и взрывателей до -600С. Испытания начались отстрелом двухкамерных снарядов с одиночных закрепленных спиральных направляющих длиной 4,5 и 6 м при Т=-400С. В связи с идентичностью полученных результатов все дальнейшие стрельбы проводились только с направляющих длиной 4,5 м с углом спирали 60 С установленных на ферме БМ-13СН. Всего было отстреляно 94 двухкамерных и 40 однокамерных снарядов (24 с прямыми и 16 с наклонными соплами, обеспечивавшими проворот снаряда и снижение рассеивания) и получены следующие результаты, приведены в таблице 2.

Посмотреть таблицуТаблица 2. Сравнительные испытания двухкамерных и однокамерных снарядов со спиральных направляющих длиной 6 и 4,5 м

Результаты стрельб двухкамерными и однокамерными снарядами были признаны примерно равноценными и удовлетворяющими ТТТ. Дополнительные отстрелы снарядов с наклонными соплами подтвердили более высокую их кучность. Некоторое снижение дальности однокамерного снаряда при Т=-400 С объяснялось неоптимальным выбором угла возвышения. По каждому виду снаряда было получено по одному недолету на 1000-1100 м до центра группы. По результатам испытаний было решено принять к дальнейшей отработке однокамерный снаряд с наклонными соплами, масса которого (194 кг) меньше, чем у двухкамерного, на 40 кг, длина - на 600 мм, масса пороха - на 13 кг и стоимость - на 30%. Снаряд состоял из боевой и ракетной частей. БЧ состояла из корпуса, дна, разрывного заряда литого тротила и трех шашек детонатора. Ракетная часть включала камеру с двумя центрующими утолщениями и ведущим штифтом на заднем ЦУ, на хвостовую часть которой насаживался и удерживался упорным кольцом четырехлопастной стабилизатор, сопловой блок, состоящий из крышки с ввинченными в нее центральным и шестью периферийными наклонными соплами с герметизирующими тарелями, диафрагму типа шестерни с зубьями и центральным кольцом, держатель, к которому крепился воспламенитель, содержавший в герметичном алюминиевом футляре 180 г дымного ружейного пороха, две свечи с пиропатронами ПП-9, ввинченные в переднее ЦУ, и одношашечный заряд пороха НМ-2.

Для выявления причин участившихся недолетов были при стрельбах произведены фототеодолитные съемки траекторий, которые показали, что скорость в конце активного участка у недолетевшего снаряда ниже, чем у остальных снарядов, и ее снижение соответствовало потере дальности. Это явилось следствием разрушения пороховой шашки в конце горения и выбросом ее недогоревших частиц через сопла. Для устранения этого явления были приняты меры, предотвращающие удары шашки о стенки камеры в конце горения, когда она превращалась в тонкий длинный "чулок" в результате сгорания с наружной поверхности и поверхности канала. Шашка удерживалась от перемещений до конца горения путем закрепления ее торцов. Для этого задний торец шашки бронировался фасонной шайбой, имеющей выступ высотой 20 мм с диаметром 95 мм, равным диаметру середины горящего свода шашки. Этот выступ при снаряжении двигателя входил в соответствующую по диаметру расточку в кольце диафрагмы, установленной в сопловой крышке. Передний торец шашки бронировался плоской нитролинолеумной шайбой, армированной металлической тарелью, и охватывался лапками держателя воспламенителя. Держатель представлял собой прочный диск с отогнутыми лапками: длинными в сторону ПЗ и короткими в сторону БЧ и закреплялся в передней части камеры с помощь одной из свечей, своим хвостовиком входящей в отверстие одной из передних лапок. С этими изменениями была изготовлена партия снарядов для заводских испытаний. Испытания проводились в апреле-мае 1950 г. на Павлоградском полигоне стрельбой со спиральных направляющих длиной 4,5 м и дали результаты, приведеные в таблице 3.

Посмотреть таблицуТаблица 3. Результаты испытаний на Павлоградском полигоне

Эти результаты удовлетворяли заданным требованиям, за исключением дальности и боковой кучности при Т=-40оС. Недолетов при заводских испытаниях не было, что, по предположению, явилось следствием принятых мер по их устранению. Взрыватель действовал безотказно при стрельбе на максимальные и рикошетные дальности и по стенкам деревоземляным, кирпичным и железобетонным, обеспечивал при времени горения замедлителя 0,008-0,013 с фугасное действие, аналогичное снаряду М-31, имевшему такой же заряд ВВ, но дал 11% засыпанных воронок и камуфлетов, что свидетельствовало о завышении времени замедления. При подготовке снарядов к стрельбе была обнаружена деформация крыльев, что вызвало сомнение в прочности стабилизатора и потребовало проведения работ по устранению этого недостатка. По результатам заводских испытаний были внесены лишь небольшие изменения в конструкцию снаряда и взрывателя: упрочнены герметизирующие тарели сопел и фиксирующие шайбы торцов порохового заряда, уменьшено время замедления у взрывателя, тяжелый укупорочный ящик снаряда заменен облегченной решетчатой укупоркой барабанного типа. Для определения способа упрочнения крыльев стабилизатора были проведены сравнительные испытания снарядов с крыльями толщиной 3,75 мм и размахом крыльев 490 мм (как на заводских испытаниях), толщиной 5 мм и тем же размахом и толщиной 3,75 мм и уменьшенным до 440 мм размахом. Наилучшие результаты дали снаряды с уменьшенным размахом крыльев. Уменьшение размаха крыльев, кроме снижения возможности их повреждения, уменьшило лобовое сопротивление снаряда, благодаря чему на 200-500 м увеличилась дальность стрельбы, и уменьшило влияние метеоусловий на рассеивание снарядов, улучшив кучность, при этом боковая кучность при Т=-400С достигла заданной. Эти испытания, проведенные в декабре 1950 г., совмещались с заводскими испытаниями двух БМ со спиральными направляющими длиной 4,5 м, смонтированными на автошасси ЗИС-151, которые дали положительные результаты. Одновременно был испытан модифицированный взрыватель В-377А, в котором для получения наибольшего фугасного действия по преградам различной твердости вместо одного замедления введено две установки: на малое и большое замедление. Время малого замедления принято равным 0,007-0,008 с, которое было оптимальным при действии по грунту средней и повышенной твердости, а время большого замедления предстояло определить стрельбами по мягкому грунту на ГНИАПе в Ленинграде.

На основании результатов заводских испытаний снаряда, взрывателя и БМ ГАУ допустило систему МД-20 к полигонным (государственным) испытаниям. Они проводились на Павлоградском полигоне, ГЦП в Капустином Яру, ГНИАПе, в НИИ-125 и в НИИ-22 и продолжались с 25.12.1950 г. до начала марта 1951 г. При первых же стрельбах было 3 случая падения снарядов на дальностях от 1,5 до 3 км. Причиной этого были срывы стабилизаторов в результате разрыва их обтекателей по продольному сварному шву. Осмотр остальных снарядов, подготовленных к стрельбам, выявил трещины в швах обтекателей еще у нескольких снарядов. Это были явные дефекты производства, но их появление требовало принятия конструктивных мер, полностью исключающих возможность подобных аварий, могущих привести к поражению своих войск. Для этого передняя часть сварного обтекателя была заменена сплошным кольцом, которое принимало на себя растягивающие нагрузки, возникавшие при насадке стабилизатора на конический поясок камеры, обеспечивавший плотное соединение этих деталей. Все снаряды были доработаны таким образом и разрушение стабилизаторов было исключено. Основные результаты стрельб на максимальную дальность с БМ, имевшей спиральные направляющие длиной 4,5 м, приведены в таблице 4.

Посмотреть таблицуТаблица 4. Основные результаты стрельб на максимальную дальность с БМ

Эти результаты соответствовали заданным требованиям, что послужило основанием для проведения еще одного эксперимента с целью повышения качеств БМ. Выше отмечалось, что при длине направляющих 4,5 м перевозка орудийного расчета на БМ без перегрузки невозможна. Существовало у такой БМ еще одно ограничение по условиям ее транспортировки - она не вписывалась в железнодорожный габарит "0". При укорочении направляющей на длину одной ее секции (до 3,16 м) оба эти ограничения снимались. Для проверки возможности такого усовершенствования БМ в процессе полигонных испытаний были проведены стрельбы с укороченных направляющих. Результаты по дальности и кучности стрельбы при укорочении направляющих не изменились, и их укоротили до 3,16 м. При полигонных испытаниях было получено 4 недолета, что потребовало новых мер для их устранения. Поскольку при эксплуатационных испытаниях были обнаружены разрушения бронировки переднего торца шашки вследствие различия коэффициентов теплового расширения металла и нитролинолеумной бронировки (растрескивание бронировки и отделение от нее металлической тарели, которое могло быть и причиной недолетов), пытались зафиксировать передний торец шашки нитролинолеумной шайбой аналогично заднему торцу.

Это долго не находило решения, так как из-за больших колебаний длины шашки (допуск на длину - 10 мм) и температурного ее расширения, доходящего при максимальном изменении температур до 16 мм, зазор между держателем воспламенителя и передним торцом шашки мог достигать 26 мм, а высота выступа фиксирующей шайбы составляла всего 20 мм. Чтобы обеспечить фиксацию без увеличения высоты выступа, по моему предложению, одобренному конструкторами, было применено плавающее кольцо, способное перемещаться вдоль оси снаряда внутри лапок держателя воспламенителя, охватывая выступ шашки при любой ее длине. Для регламентации перемещения кольцо имело на наружной поверхности штыри, которые входили в продольные прорези лапок держателя. При выстреле кольцо под действием сил инерции от линейного ускорения плотно прижималось к торцу заряда и надежно фиксировало его положение до конца горения. Последующие испытания показали, что в результате принятых мер сократилась частота недолетов и их величина уменьшилась с 1000-1500 до 600-800 м. По результатам стрельб на разных полигонах было решено применить в снаряде взрыватель В-377А с двумя установками на замедленное действие: малое (0,007-0,009 с) и большое (0,010-0,016 с) и установкой на мгновенное действие. ГАУ признало результаты полигонных испытаний удовлетворительными и представило систему МД-20 на войсковые испытания.

Войсковые испытания проведены в период с 15 ноября по 25 декабря 1951 г. на ГЦП. На испытания было подано 4 БМ и 450 снарядов со взрывателями. Произведено 419 выстрелов для решения различных боевых задач и все БМ испытаны пробегом на 2000 км. Испытания показали, что благодаря большой дальности стрельбы система может эффективно использоваться для подавления крупных площадных целей в глубине тактической зоны обороны противника (опорных пунктов во второй полосе обороны, групп тяжелых батарей, скопления мотомехчастей, станций снабжения, передовых аэродромов). БМ на походе оказалась устойчивой, обеспечила высокую проходимость, маневренность и удобство размещения орудийного расчета (2 человека в кабине и 6 - на сиденьях). Комиссия по проведению испытаний дала положительное заключение по их результатам, отметив полное соответствие системы ТТТ ГАУ, превышение кучности по дальности в 1,74 раза (1/174 вместо 1/100) и в боковом направлении в 1,3 раза (1/130 вместо 1/100), значительный шаг в увеличении дальнобойности полевой реактивной артиллерии и высокое фугасное действие, обеспечиваемое рационально выбранными параметрами снаряда и взрывателя, хорошую проходимость и маневренность на поле боя, и рекомендовала принять систему МД-20 на вооружение.

Система МД-20 по представлению Министерства обороны была принята на вооружение постановлением Совета министров СССР №4965-1936 от 22 ноября 1952 г. с присвоением наименований: снаряду - МД-20-Ф, взрывателю - ВД-20, боевой машине - БМД-20.

Создание системы МД-20 явилось важным шагом в развитии РСЗО повышенной дальности стрельбы. Система состояла на вооружении Советской Армии до замены ее системой М-21 "Град", принятой на вооружение в 1963 г.

Григорий НОСОВИЦКИЙ
подполковник в отставке, кандидат технических наук

Опубликовано в выпуске № 45 (211) за 21 ноября 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц